Карл Брюллов как Дюрер и Боттичелли, или как я ездил смотреть рисунки из «Итальянского альбома»

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Истории | Мероприятия и выставки

Одним из удивительных событий ближайшего времени станет продажа большой подборки рисунков Карла Брюллова: знаменитый и неизвестный «Итальянский альбом» вновь ищет владельца, а эксперты вновь предсказывают локальный ценовой рекорд…

Событие и впрямь громкое. Еще в новости я привел слова организатора о том, что такое имя в таком количестве и на таком уровне выставляется крайне редко! Однако радость моя довольно быстро сменилась тоской, потому что с фразой «крайне редко» пришло осознание, что я и вовсе могу никогда этого не увидеть.

Неизвестный Карл Брюллов

Впрочем, надо отметить, что «Итальянский альбом» с графикой Брюллова — не такой уж секретный проект! Еще в прошлом году его экспонировали в Петергофе, а десятилетием ранее в ГРМ и ГМИИ: именно часть названия выставки в Русском музее я и цитирую в подзаголовке, и на тот момент оно было оправдано полностью.

Скриншот новости с сайта tretyakovgallerymagazine.ru

Что такое Итальянский альбом

Коллекция представляет собой 33 рисунка и акварели, которые были подарены Карлом Брюлловым графине Стефании Витгенштейн, и до 1993 года, по сути, эти рисунки не меняли владельцев, оставаясь у наследников. Ценность коллекции исчисляется целым рядом пунктов. Во-первых, графика имеет точную датировку: Карл Брюллов работал над зарисовками с конца 1820-х до 1832 гг.

С одной стороны, мы должны отметить, что это еще по нашим меркам совсем юный художник (год рождения Брюллова — 1799, декабрь). С другой же — он уже прожил большую половину жизни, а через год публика увидит «Последний день Помпеи» (ныне — ГРМ). Иными словами, это работы зрелого мастера, который сейчас на пике своего творчества!

Во-вторых, все рисунки объединены общей темой, локацией: они представляют собой типажи итальянцев (и итальянок, конечно), бытовые и жанровые зарисовки.

Ну и, разумеется, надо добавить, что перед нами завершенные произведения. Это не эскизы к картинам, не наброски, а законченные работы, и они характеризуют в том числе творчество мастера.

Руки Дюрера

Иногда в альбом действительно попадаются «фрагменты», как бы подготовительные вещи, но они крайне редки и обязательно получают продолжение либо на том же листе, либо в виде отдельной законченной работы. К таким эскизам я бы отнес «руки Дюрера», которые мы в дальнейшем встречаем у итальянского монаха:

Классик или романтик?

Когда речь заходит о Брюллове, ученые нередко говорят о его «пограничности». Эстетика романтизма в его творчестве еще не полностью отвлекает от классической школы, но уже проступает. Карл Павлович как бы «передвижник до передвижников», он активно проявляет интерес к индивидуальности, к человеку, а не аллегории, причем, к человеку простому, а не знатному. Неслучайно, что его любимым учеником стал Федотов, в котором, по мнению экспертов, он увидел то, что хотел бы видеть и у себя в картинах.

Итальянский альбом — тоже! В меру романтичен, в меру классичен… Даже персонажи для разных сценок выбираются одни и те же:

На самом деле, это интересная деталь, потому что здесь Брюллов в принципе ведет себя как Боттичелли и другие мастера Раннего Возрождения! С одной стороны он решает понятные художественные задачи, но решает их за счет одного образа, не пытаясь искать новый типаж.

Если мы вспомним того же великого Сандро, то у него все женские персонажи — это один и тот же человек: Симонетта Веспуччи, потому что он нашел идеал и дальнейшие поиски не имеют смысла.

Разница между Брюлловым и Боттичелли, разумеется, существенная: если у итальянского художника одна женщина, но разные персонажи, то в «Итальянском альбоме» все же и персонаж один и тот же, однако это еще не та психологическая работа с характером, которая будет свойственна русской живописи в дальнейшем.

Как мне удалось это увидеть?

В 2012 — 2013 годах мне было, конечно, не до того, и о существовании альбома я не знал. В прошлом году выставка тоже прошла мимо меня, поэтому когда я прослышал про эти рисунки вновь, то решил попроситься в гости. Целиком графика сейчас не экспонируется, но в рамках предаукционного показа 6 рисунков выложили под стеклом.

Тем не менее, пользуясь случаем, я все же поинтересовался, есть ли возможность увидеть чуть больше, и такая возможность представилась. Было интересно увидеть, как великая графика великого художника ютится в чемодане:

Пожалуй, впервые мне удалось видеть эти листы так близко, и я на секундочку даже почувствовал себя словно бы внутри песни группы «Крематорий»: «Она разрешает смотреть и даже трогать руками», так что опыт невероятный.

Все листы сейчас оформлены отдельно в папки-паспарту, каждый из них упакован, проложен особой бумагой для сохранности.

Часть работ я сохранил лишь в памяти, многие скриншоты я сделал с сайта, также, кажется, этот альбом издан в виде книге. Некоторые другие работы я по традиции оформил как небольшой обзор в формате ролика:

Какова судьба альбома?

Радует то, что пока разделять его не планируют, и все 33 рисунка хотят продать одним лотом. Кто и зачем их купит, — мы не знаем, но вероятность отдельной выставки в ближайшее время 50 на 50.

По оценкам экспертов, стоимость превысит 135 млн. рублей, что, принимая во внимание, все особенности предложения, может, не так уж и много…

Также добавлю, что в подписи к публикации есть ссылка на ТГ-канал об искусстве. Если подобные темы вам любопытны, буду рад видеть!

3 комментария

h
По оценкам экспертов, стоимость превысит 135 млн. рублей

А не дороговато ли будет?
S
«Руки» слабоваты :)

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Как ученые самостоятельно «зажгли» полярное сияние: первые результаты ракетного эксперимента 2021 года

Полярное сияние — одно из самых завораживающих зрелищ, доступных человеческому глазу. Эти небесные огни, переливающиеся всеми цветами радуги, веками вдохновляли поэтов и художников, но...

Темная энергия – блеф? Физики нашли новое объяснение расширению Вселенной

Вселенная продолжает расширяться, это факт, с которым согласно подавляющее большинство ученых. Однако что именно движет этим процессом, оставалось одной из самых интригующих загадок современной...

Обзор моющего вертикального пылесоса Miko H11 Pro и сравнение с моющим вертикальным пылесосом Miko H11

В последние годы рынок чистящих устройств стремительно развивается, и одной из ярких новинок являются моющие вертикальные пылесосы. Эти многофункциональные устройства предлагают не только...

Правда ли то, что за одну ночь можно стать седым

Все мы не раз слышали фразеологизм «поседеть от страха». Эта фраза прочным образом прижилась в культуре и является синонимом сильного потрясения. Но возможна ли на самом деле ситуация, при...

122 дБ против вашего сердца: почему бензиновая мотокоса — враг для гипертоника

Мотокоса — вещь хорошая, в хозяйстве нужная. Как только вы купите мотокосу, ваша жизнь сразу станет ярче и интереснее, чем была до покупки, потому что жизнь делится на «до» и «после»...