Первый взгляд на PTZ-камеру Nearity V520D: двухобъективная модель с удаленным управлением

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Превью | Видео и аксессуары

Видео с конференций, презентаций или разного рода круглых столов начало набирать популярность еще до того, как скорость массового интернета стала технически разрешать его непосредственную трансляцию. Как? Да очень просто – ролик можно выложить и для скачки. Развитие же каналов связи позволило организовывать и «живые» трансляции. Особенно интерес к этому подстегнула недавняя пандемия. Сейчас во многих странах ограничения уже ослаблены, однако новые возможности наложились и на отмирание «выставочного формата», и на многие другие давно заметные тенденции – так что полного возврата к прошлому не будет. Полный онлайн, впрочем, тоже не обязателен – скорее всего, речь будет идти о совмещении подходов. Например, есть живое выступление и/или обсуждение какого-то вопроса группой экспертов – и есть его трансляция. Или запись. Для тех, кто не смог присутствовать – либо решил освежить память позднее.

Этот подход начал работать еще до пандемии – поскольку чисто физически сложно собрать всех заинтересованных в одном месте, да и видеофиксация «на будущее» в любом случае желательна. До расцвета видео были в ходу стенограммы важных заседаний, сейчас же можно получить нужный результат более просто и красиво. Хотя... с красотой по-прежнему бывают сложности. Организовать хорошую качественную и интересную запись технически понятно как – нужен оператор и камера. Или, даже, несколько камер – чтоб потом свести видео с них в единый ролик. Не сказать, что совсем простое и дешевое мероприятие, но и не слишком сложное. А вот обеспечить сразу же качественную трансляцию таким методом уже куда сложнее. Почему многие этим и не занимаются, а обычным делом является одна камера, которая просто настраивается и фиксируется до начала мероприятия и гонит видеопоток в эфир. Получается скучновато. И нередко с огрехами – например, когда спикер в порыве энтузиазма выскакивает из кадра (почему, кстати, выступающих на многих мероприятиях и принято сажать на стул, а не только для их удобства – так не потеряется). Можно уйти от статики? Можно. Но тогда в любом случае потребуется оператор. А часто – и целая команда.

В общем, как-то всё достаточно сложно получается. Не невозможно, но сложно и дорого. И в первую очередь не в плане камеры, а с учетом подготовки помещения, дополнительных аппаратных средств и ручной работы. Хотя на деле технический прогресс не стоит на месте, так что упростить и облегчить этот процесс уже можно. Сократив как раз те самые подготовительные операции, упростив развертывание системы и дополнительную ручную работу. В конечном итоге даже реализовав возможность обслуживания процесса «в одно лицо» - без отдельного оператора: когда процесс управления берет на себя даже и сам спикер. Причем и специальная подготовка и тренировки не требуются – все, что можно автоматизировать, автоматизировано, так что от человека в такой системе требуется лишь немного помочь оборудованию, а не контролировать весь процесс от и до. В идеальном случае – просто один раз всё немного настроить до начала и больше вообще ничего не трогать.

Подобный подход реализован в некоторых современных роботизированных PTZ-камерах. Примером чего можно считать Nearity V520D, хотя именовать эту модель «камерой» уже не совсем корректно – речь идет фактически о двухъобъективной системе. Что это дает на практике? Ну вот, допустим, нужно иногда не только выступающего показывать, но и собравшихся в зале. Традиционный метод – иногда переводим камеру на зал, а потом обратно. При этом нужно менять положение камеры и настройки приближения – типичный пример ручной работы, которой желательно избежать. Два объектива же дают два видеопотока параллельно – вспомогательный как раз может обеспечивать общий план (для чего от не требуется чего-то сложного), а основной продолжит контролировать свою зону ответственности. А если потока два и друг другу они не мешают, значит можно реализовать и «картинку в картинке» - смикшировав изображения с обоих объективов. Является ли это необходимостью? На деле нет – ведь, как уже сказал, большинство трансляций и сегодня ведется вообще одиночной статичной камерой с широким углом. Но выделиться на фоне большинства всегда полезно. Впечатление от ролика или, тем более, живой трансляции с двух камер совсем другое, нежели от обычного порошка. Просто потому, что первое ранее было достаточно сложно и дорого обеспечивать. Здесь – просто один из штатных режимов работы, включаемый одной кнопкой.

Но это не единственная интересная особенность V520D. Прочие – не столь эксклюзивные, однако очень удобные на практике. Так что есть смысл познакомиться с устройством подробнее – вдруг именно такое вам нужно, а вы об этом еще не знаете :)

Вопросу дизайна в бытовой аппаратуре всегда уделяется большое внимание. В профессиональной – меньшее: тут главное, чтоб все работало правильно и не мешало, так что обычно и описывать нечего. И в данном случае так. Есть прямоугольная «коробочка»-основание, размерами примерно 25х16 см (если не вдаваться в миллиметры, которые тут излишни) и толщиной до 4 см – и есть сама камера, поднимающаяся над ней в выключенном состоянии примерно на 18 см. Общая масса чуть более килограмма, вместе с упаковкой и всеми аксессуарами тянет почти на два. В целом же достаточно компактно и не слишком тяжело, чтоб в одиночку привезти / принести устройство в нужное помещение и там его установить. Минимально подойдет любая ровная поверхность – например, стол или полка. Но можно прикрутить камеру и к стандартному штативу или воспользоваться креплением к телевизору.

В передней части основания расположена та самая вспомогательная камера. Фиксированный фокус, матрица на 2 МР размерами 1/2,9”, типичные углы обзора в 120 градусов по горизонтали и 70 градусов по вертикали – ничего особенного. Но это, напомню, дополнительная камера – от которой в данном случае требуется лишь давать общий план помещения, да и то при желании пользователя. Поэтому и параметры выбраны такими, чтоб не слишком повышать цену устройства, но справляться с поставленными задачами.

Здесь же обнаруживаются шесть микрофонов. Массив рассчитан на дальность до пяти метров, так что во многих помещениях его одного будет достаточно. Если же не хватает качества или расстояния, всегда можно подключить и внешние микрофоны. Соответствующие модели в ассортименте Nearity есть – под разное применение и разные конфигурации помещений. Кстати, определить - что именно может понадобиться из оборудования, можно как раз танцуя от последнего: на сайте компании есть специальный визуальный конструктор. Пользоваться просто: выбираем наиболее подходящее по размерам и рассадке помещение (хоть маленькую переговорку, хоть целый амфитеатр) и предполагаемое количество участников мероприятия, а программа подскажет: какие продукты подойдут, как их лучше расположить и т.п. Но базовая функциональность всегда поддерживается самой камерой, то есть в простых случаях ничего докупать не придется. Тем более, что в данном случае собственные микрофоны точно нужны не только для самой записи звука – камера умеет на него реагировать. Об этом поговорим чуть позже, но сам факт объясняет – почему микрофонов у самой камеры (без учета внешних) должно быть несколько, да и почему они разбросаны по всей передней поверхности – тоже.

Но расширить возможности можно и не только дополнительными микрофонами. Для чего, в частности, задний торец основания снабжен большим количеством интерфейсных разъемов – вплоть до RS485 и профессионального цифрового видеоинтерфейса SDI. На деле необходимым и, очень часто, достаточными будут обычный USB 2.0 и вход питания. Без них-то обойтись не получится никогда, а вот все остальные понадобятся для расширения функциональных возможностей – если понадобятся. В простой ситуации о каком-то разворачивании системы даже говорить не приходится: устанавливаем камеру, подключаем ее к ближайшей розетке, соединяем с ноутбуком – и можно работать. Даже какой-либо специализированный софт устанавливать не обязательно, поскольку для системы – это просто камера. В частности, и штатное приложение Windows «Камера» её отлично понимает, хотя это уж совсем простенький вариант (но тоже работающий). При этом никак не мешает наличие в камере двух объективов, дополнительные микрофоны и т. п. – всё это «инкапсулируется» на её уровне и для системы выглядит просто «монолитной» камерой. Ну, как веб – только функциональнее и «мощнее».

Что касается основной камеры, то, естественно, она совсем не похожа на вспомогательную. Здесь пятимегапиксельная 1/2,8” матрица от Sony и мощная оптика. Производитель говорит о 20-кратном масштабировании, но честно упоминает, что таковой режим – гибридный: 10х оптический + 2х цифровой. В принципе (по моему мнению) с учетом целевого назначение второе реализовано просто для красивой цифры – на деле оптической «десятки» достаточно. Но цифра в пределах 2х на современных матрицах картинку все равно не портит, так что пусть будет. И, как уже было сказано, это PTZ-камера, т. е. «pan, tilt, zoom», а не только последнее. Достигается роботизированным приводом, которым можно управлять и полностью вручную (как и приближением), но лучше оставить рутинную работу автоматике. По горизонтали камера вращается на 175° в каждую сторону (то есть охватывает почти полный круг), по вертикали – плюс-минус 30°. Так-то её одной достаточно для выполнения любой работы (в рамках целевого назначения) – вспомогательная просто призвана оживлять пейзаж. Примеры выше были – перебивка выступления спикера показом аудитории, либо вообще одновременной вывод изображения с двух камер. Как раз второе в большинстве режимов и работает по-умолчанию, создавая впечатление профессиональной двухкамерной съемки. Что усиливают стандартные «эффекты» автоматического управления.

(съемка стены с одной и той же точки на максимальном удалении (камера, естественно, сфокусировалась на других объектах), а также с максимальным оптическим и гибридным увеличением)

У камеры есть пульт дистанционного управления – и есть среди режимов и полностью «ручной». В этом случае V520D будет работать как обычная камера – просто наводиться на нужный объект или область съемки не непосредственно руками, а удаленно. Если бы этим всё ограничивалось – уже неплохо на фоне съемки статической камерой. Хотя и здесь подобный режим в какой-то степени есть – изображение со вспомогательной панорамной камеры можно использовать не как дополнительную вложенную картинку, а как основной видеопоток. Однако основной парой видеорежимов является не эта, а режимы слежения за спикером и определенной зоной.

Реализованы сходным образом – но немного отличаются по эффекту. Первый хорош, например, на круглом столе – когда выступают разные участники по очереди. В этом случае камера переключается на того, кто говорит в данный момент времени – определяя его автоматически. Но если у нас есть «основной» спикер, а все прочие участники скорее слушатели, то лучше воспользоваться вторым режимом: настроить область контроля, после чего камера будет реагировать только на движение внутри нее, игнорируя реплики с мест. Я опробовал обе функции – работают как следует. Единственный нюанс – простое переключение режимов работает с пульта, однако для правильного использования зоны контроля ее придется настроить в программном обеспечении. Хотя и делается это буквально в пару кликов. При этом можно настроить несколько зон, «повесить» их на цифровые кнопки пульта, а в дальнейшем переключать пресеты в одно нажатие. Особенным является первый пресет – он может выбираться по-умолчанию при включении вместо последнего выбранного.

Управляющая программа единая для всех продуктов Nearity – что удобно, когда их несколько. Дальше выбираем конкретный продукт – и вперед. Единственное, что меня смутило – на данный момент некоторые функции распределены между приложением и пультом. Зону ответственности, как уже сказал, можно настраивать только в приложении – но запомнить ее в виде пресета только на пульте. Поработать с пресетами через приложение? Увы, никак. Также только через экранное меню (но не в приложении) можно настроить номер камеры для пульта – он может переключаться между четырьмя одинаковыми или разными моделями, но приложение об этом не в курсе.

Впрочем, само ручное управления камерой через приложение тоже появилось не сразу. Пульт для этого удобен (производитель даже позаботился сделать две кнопки для масштабирования – быструю и медленную), но только если им пользоваться перед камерой – тут все-таки ИК-связь. Да и тот самый режим картинка в картинке (PiP), являющийся эксклюзивной особенностью Nearity V520D (большинство PTZ-камер на рынке снабжено лишь одним объективом – так что им это в принципе не под силу) до последнего времени включался и выключался только с пульта. Подобное ограничение софта можно было бы легко понять, будь камера рассчитана на автономную работу. Но V520D так не умеет – она в любом случае будет подключена к компьютеру. Значит должна уметь и полностью управляться с последнего - что и было в последних версиях ПО сделано. Осталось разобраться с настройкой зон контроля и их привязкой к кнопкам – что пока делается в двух местах, а должно быть в одном.

И второй момент (уже аппаратный), который может немного смутить в настоящее время – ориентация на уже «немодный» режим FullHD с 30 кадрами в секунду. На деле выбор правильный. Для реального 4К потребуется более дорогая оптика – одной лишь матрицы мало. Иначе практической пользы не будет: истинное разрешение останется тем же, а вот битрейт придется наращивать. Ладно б еще это было просто бесполезным – но для камеры, в первую очередь, рассчитанную на трансляцию, а не на запись, вообще вредно. Так что разумный компромисс, позволивший сохранить и относительно невысокую цену. Не сказать, что совсем уж низкую – но даже дешевле многих более слабых технически моделей. Причем в основной массе однообъективных. Здесь же дополнительная панорамная камера добавляет интересных возможностей, таковым недоступных – пока такая простая реализация режима картинки в картинке, например, у всех конкурентов отсутствует. Да и остальное уровню соответствует. Вот вопрос с программным управлением всеми функциями решить (скорее, уже дорешать) было бы хорошо – но софт доработать уже проще, чем железо менять. Поэтому за ним имеет смысл заглядывать на сайт Nearity (хотя работает и автоматическое обновление управляющей утилиты и прошивки камеры) - в дальнейшем функциональные возможности и комфорт работы могут увеличиваться. 

Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Почему женские карманы на джинсах такие маленькие: история, причины и интересные факты

Каждая женщина в надетых джинсах сталкивалась с этим неприятным открытием: карманы на штанах практически бесполезны. Они настолько малы, что едва ли могут положить ключ или монету, телефон или...

Обзор Infinix Hot 50 Pro: ультратонкий бюджетник на новом процессоре

Недавно Infinix представила новую серию смартфонов Hot 50, отличительной чертой которой стал прочный ультратонкий корпус, новейший процессор от Mediatek — Helio G100, приемник известного...

Как выкрутить саморез, если сорвана резьба или шляпка

В процессе ремонта или строительства можно отметить неприятную ситуацию — саморез отказывается выкручиваться. Вы прикладываете усилия, но отвертка или шуруповерт только соскальзывают,...

Как родился образ Деда Мороза и почему его родиной считается Великий Устюг?

В сердце русской зимы, где снежные сугробы сверкают под ярким светом луны, а морозный воздух наполняет мир волшебством, расположился Великий Устюг — город, который стал символом...

Что такое катализатор в автомобиле и почему он так важен? Почему он может выйти из строя?

Катализатор в автомобиле — это не просто устройство, встроенное в выхлопную систему. Он играет ключевую роль в уменьшении вредных выбросов, которые образуются при сгорании топлива. Его...

Как звёзды умирают и что остаётся после их гибели?

Звёзды, эти далёкие светила, не только украшают ночное небо, но и играют важнейшую роль в формировании структуры и эволюции Вселенной. Их жизнь напоминает драматическое произведение с фазами...