Topping NX4 DSD: продвинутый ЦАП с несколькими подходами к звучанию

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Все больше производителей смартфонов, подражая компании Apple, решают отказаться от 3.5 мм разъема в своих флагманах. Однако в этом есть и положительный аспект. Обороты стали набирать специальные устройства, которые раньше интересовали исключительно аудиофилов, а теперь открывают дверь в мир качественного звука всем, кто согласен немного поступиться удобством, во имя действительно потрясающего аудиального опыта. Сегодня, например, мы рассмотрим мобильный ЦАП от уже известного нам бренда: Topping. В частности, их обновленную модель NX4 DSD. Тут стоит быть внимательнее, поскольку у производителя имеется точно такая же модель, но без приставки DSD. Внешне они весьма схожи, однако внутренний мир их абсолютно отличен. Герой обзора построен на свежем флагманском ЦАП Sabre ES9038Q2M и выдает целых 293 мВт @ 32 Ома на канал. В общем, пора поговорить о данном девайсе поподробнее.


Характеристики
  • XMOS: XU208
  • ЦАП: Sabre ES9038Q2M
  • ОУ: OPA2140, OPA1688, OP1652
  • Выходной уровень: 2 x 293 мВт на 32 Ома, 114 мВт на 300 Ом
  • Разрешение звука: до 768 кГц/32 бит, DSD512
  • Выходной импеданс: 0.4 Ом
  • Входы: MicroUSB
  • Выходы: 2 x 3.5 мм, линейный и наушники
  • Аккумулятор: 2400 мАч (до 7.5 часов работы и до 28 часов в режиме усилителя)
  • Размеры: 110 мм x 68 мм x 14 мм
  • Вес: 148 г
  • ОС: Windows 7,8,10; MAC OS; Android, iOS

УЗНАТЬ АКТУАЛЬНУЮ ЦЕНУ НА Topping NX4 DSD

Видеоверсия обзора
Распаковка и комплектация

Поставляется ЦАП в плотной черной коробке с логотипом Hi-Res сертификации и указанием модели.

На обратной стороне приведены основные характеристики.

В комплекте находим рекламную брошюру с перечислением актуальных устройств от производителя.

Инструкцию по эксплуатации, в которой даже приведены кое какие графики.


Фирменную силиконовую прокладку, дабы избежать трения и царапин на источнике цифрового сигнала. В качестве источника лично я предпочитаю использовать смартфон, но есть и те, кто для подобных целей покупает недорогой аудиоплеер, с поддержкой данной функции.

В качестве альтернативного варианта, в комплекте имеются «пяточки». Это специальные клейкие ножки для фиксации ЦАПа на смартфоне.

Ну и куда более радикальный способ соединения — резиновые кольца.

Для смартфона они, ясное дело, не очень подходят, а вот с плеером — то что доктор прописал.

Самый длинный из комплекта кабелей, предназначенный для подключения NX4 DSD к компьютеру в качестве звуковой карты, оказался просто возмутительно коротким. Облегчает ситуацию то, что это обычный USB на MicroUSB, коих у каждого скопилось уже в избытке.

Далее идет классический AUX для коммутации NX4 DSD в качестве аналогового усилителя. Конечно, это скорее удобная опция, но есть в ней и свой плюс: в таком режиме девайс может отработать целых 28 часов. Но для этих целей усилителю необходим источник с 3.5 мм разъемом.


Ну а два оставшихся кабеля нужны для использования ЦАП по его прямому назначению. На одном конце мы имеем MicroUSB, а на другом — Type C или тот же MicroUSB.

Общая связка в рабочем состоянии выглядит так. Ее еще называют «бутерброд».

В режиме усилителя — чуть иначе.

Недостаток в комплектации ровно один: переходник на Lightning почему то не входит в классический комплект и производитель предлагает его лишь опционально.

Дизайн/Эргономика

Выглядит девайс конечно очень добротно: полностью металлический корпус, отлично подогнанные детали и, что немаловажно, небольшая толщина.

Так что, носить подобный «бутерброд» вполне комфортно.

Спереди мы имеем наименование линейки NX4, приписку DSD Direct Stream Digital и фирменный логотип Hi-Res Audio.

Сзади — лишь набор сертификаций.

Два MicroUSB входа со светодиодом возле каждого производитель логично разместил снизу. Один из них отвечает исключительно за зарядку и его светодиод принимает два значения: «зарядка идет» (красный) и «устройство полностью заряжено» (зеленый).

Второй вход отвечает непосредственно за коммутацию и именно к нему мы подключаем наш смартфон, ПК или плеер. Светодиод рядом с ним тоже принимает два значения: PCM сигнал (синий) или DSD (красный).

Тут же находятся винты для разбора, но к этому мы вернемся чуть позже.

На верхнем торце удобно разместился регулятор уровня сигнала, совмещенный с выключателем. Вращается он с небольшим усилием, что логично при использовании, например, в кармане штанов. Однако, на максимальных значениях, в моем экземпляре, регулятор обо что то очевидно трется.

С противоположной стороны находятся два выхода на 3.5 мм. Один из них маркирован как выход под наушники, а второй — совмещенный: линейный выход и вход для использования NX4 DSD в качестве аналогового усилителя. В зависимости от типа подключения, аппарат самостоятельно выбирает тот или иной принцип работы.

Ну а рядом расположились два переключателя. И это действительно самый удобный элемент управления в данном девайсе — я готов щелкать их часами в качестве антистресса. Отвечают они за изменение гейна и усиление басов соответственно.

Разбор

Откручиваем два винта на нижнем торце устройства и вытаскиваем их.

Плата выезжает на салазках. Тут будьте внимательны, используется не центральная рельса, а нижняя, в зависимости от расположения батареи.

Здесь мы видим аудиофилские конденсаторы Wima и аккумулятор на 2600 мАч. Заряжается он целых 4 часа, при этом работает устройство около 7.5 часов (на нижнем гейне и средней громкости). В режиме аналогового усилителя аппарат проработает до 28 часов.

Тут же стоит отметить редкую и очень важную особенность модели — съемный аккумулятор.

На обратной стороне виден XMOS XU208 и ЦАП Sabre ES9038Q2M, который собственно и позволяет выжать из устройства рекордные 32 бита 768 кГц и поддержку DSD512.

Немногие из устройств за тысячи долларов способны выдать хотя бы половину этих значений.

Далее находится 3 операционных усилителя OP1652.

Возле выхода на наушники имеем два ОУ OPA1688.

Возле линейного выхода — один OPA2140.

И целых четыре генератора частоты. Для справки, даже в очень дорогих настольных ЦАПах нередко встречаются один или два кристалла.

Сам корпус абсолютно симметричен, так что вы можете установить его как вам будет удобнее.

Софт

При подключении Topping NX4 DSD к ПК в качестве внешней звуковой карты никакие драйверы устанавливать не нужно. Однако, если вы пользуетесь операционной системой Windows, то на странице поддержки драйвера все таки имеются и я рекомендую их установить.

Нужны они для того, чтобы выжать из железа максимальное качество звука, а также включить поддержку ASIO.

Сам я пользуюсь исключительно плеером Foobar2000, где переключение драйверов происходит вполне очевидным образом. Преимущества ASIO переоценить трудно, поскольку он позволяет выводить звук минуя системный микшер и преобразований, связанных с его использованием.

В случае Android, ЦАП также отлично работает с любыми приложениями. Тут можно пользоваться стримминговыми сервисами, смотреть сериалы с шикарным качеством звука, да и вообще все, что позволяет делать ваш смартфон. В качестве аудиоплеера лично я предпочитаю HiBy Music. Основным его достоинством является возможность прямого подключения к ЦАП, также минуя системный микшер.

При использовании NX4 DSD на линейном выходе, переключатели, а также регулятор уровня — не работают. Но менять громкость все-таки можно: тут на помощь приходит простая регулировка уровня средствами системы.

Сколь либо значимого нагрева в процессе тестирования я также не заметил. Все работает хорошо и стабильно. Если же вы поставите звук на паузу и забудете выключить ЦАП, то аппарат через какое то время отключится автоматически.

Замеры

По замерам у нас все очень хорошо (16 бит 48 кГц).

На линейнике чуть меньше шумов (16 бит 48 кГц).

При понижении Gain шумов становится еще меньше (16 бит 48 кГц).

Переключатель bass безумно задирает нижнюю часть спектра.

Ну а максимальное качество достигается, как обычно, на Hi-Res, то есть 24 бита 96 кГц.

Звук

При первом же прослушивании Topping NX4 DSD становится ясно, что производитель стремился к чуть смягченной целостной подаче материала. И в этом действительно есть свой смысл, в звуке появляется дополнительная глубина и слитность. В целях эксперимента, я решил выравнять по громкости линейный и наушниковый выходы и сравнить их в лоб. Вот тут было с чего удивиться. На линейном выходе я услышал более детализированную, динамичную, но чуть разрозненную картину. Практически полную противоположность выходу под наушники. Я провел так немало времени, просто перетыкая различные наушники из одного выхода в другой, но так и не смог определиться, какой звук мне нравится больше. С одной стороны, я большой сторонник максимальной детализации и разборчивости, однако и музыкальность мне не чужда. В общем, приобретая Topping NX4 DSD мы получаем сразу две версии подачи. Хотя, лично я поменял бы их местами, чтобы иметь на более детальном варианте заметно больший запас по мощности.

Бас здесь глубокий и в меру быстрый. Низкие частоты не склонны к прозрачности, однако берут свое в плане глубины. Местами просто до мурашек на коже. Контрабас и бас гитара, на мой взгляд, слабо различимы, ну а синтезированные рифы чуть смазаны и смягчены.

Аналогичный эффект достигается и на верхних частотах: они деликатно зализаны и скруглены. Тарелочки не взрываются у вас в ушах множеством звуков, а приятно растворяются единым инструментом. Конечно, тут тоже вкусовщина, кому что больше нравиться, да и я сам за многообразие. Но часто встречаю людей, которые с подобным многозвучием борются, с целью за звуками услышать таки музыку.

Живые тембры узнаваемы, корректно передаются по всему диапазону. Сцена естественная, с правильным позиционированием и без какой либо отсебятины, в виде выдвижения вокала вперед или увода перкуссии на задний план. По жанрам, здесь все таки лучше слушается живая музыка: какой либо старый джаз или рок. Современная электроника слишком пестрит нюансами, которые требуют большей прозрачности и проработки.

К вокалу можно применить все те же эпитеты, ну с оговоркой, что в звуке действительно появляется дополнительная глубина, которая добавляет в голос выразительности и экспрессии. Да и с эмоциональностью тут полный порядок. И лично я считаю, что производитель пошел на некоторый консенсус: он не стал уходить с тотальную музыкальность, как Tempotec iDSD+, но в тоже время решил и отойти от сухости и максимальной аналитичности. Так что, аппарат получился пограничным, чем собственно вполне может заслужить уважение и любовь пользователей. Ну а тем, кому подавай прозрачности, резкости и деталей — втыкаем наушники в линейник и там уж всего это в избытке.

Выводы

Подводя итоги, Topping NX4 DSD получился довольно любопытным. Если как то абстрагироваться, я бы сказал что он ближе к FiiO X5 III, чем к первой ревизии. Это я говорю образно, чтобы вы могли понять. С Sonata iDSD+ аппарат удален в совершенно другую часть вселенной. Думаю, сравнивать их нет никакого смысла. И если вам не понравился, скажем, iDSD+, то с большой вероятностью понравится NX4 DSD и наоборот. В достоинствах данной модели вижу металлический корпус (это покрепче стекла), возможность регулировать гейн и конечно басы. Приятный, компактный, с хорошим запасом мощности и, что немаловажно, легко разбирается и имеет сменный аккумулятор. По звуку я все уже сказал выше — литая подача с хорошей экспрессией, эмоциями и глубиной. Суммарно, очень интересная и недорогая модель.

УЗНАТЬ АКТУАЛЬНУЮ ЦЕНУ НА Topping NX4 DSD