Стоит ли связываться с винтажной аудиотехникой?

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Люди, всерьез увлекающиеся прослушиванием музыки с высоким качеством, очень придирчиво подходят к выбору аппаратуры. И, конечно, знакомы с винтажной техникой, или хотят познакомиться поближе. Не всех устраивает современный массовый подход к аудиоаппаратуре, ценообразование и новые источники сигнала. Есть вариант «теплым» винтажным усилителем «смягчить» современные высокодетальные источники. Но есть и ряд неявных подводных камней при покупке аудио винтажа. Давайте рассмотрим плюсы и минусы владения звуковой аппаратурой с историей.


Источник: www.minayepackaging.com

Золотой эпохой блочной HiFi аппаратуры считается 70-80-е года прошлого века. Именно так было создано много качественной и технически сложной аналоговой аудиоаппаратуры. С началом 90-х несколько изменился подход звуковой технике, она стала более технологичной, менее материалоемкой и более массовой. Тогда развился формат CD-audio, домашнее стерео стало доступнее, распространение получили музыкальные центры.

И теперь аудио компоненты высших линеек выпуска тех лет снова стали желанной покупкой для меломана и коллекционера. И это не домыслы в духе «раньше трава была зеленее», а довольно большой вторичный рынок звуковой аппаратуры по всему миру.

Линейка Sony ES 1985 -1990 года
Автор: Michael Damen Источник: ru.pinterest.com

Плюсы винтажной аудиотехники

1. «Другой звук». Главная функция звуковоспроизводящей аппаратуры — это создание в помещении достоверной звуковой картины, с атмосферой и масштабом сравнимым с прослушиванием живой музыки. Многие опытные меломаны отмечают, что у современной аппаратуры подход к звукоизвлечению зачастую формальный, несмотря на высокие объективные характеристики (ровную АЧХ и низкие искажения). В 80-х производители аудиотехники стремились к улучшению качества звука всеми доступными средствами, реже прибегая к маркетинговым уловкам.

Действительно ли топовые линейки аудиотехники (японской, британской, американской, да и советской) звучали лучше современных аналогов? И да, и нет. Звучали они по-другому это точно (технический уровень компонентов сказывается на звучании, четные гармоники «приятнее» уху и другие факторы), и подход к оценке характера звучания очень уж субъективный (и зависит на 80% от связки акустическая система + помещение прослушивания). И следует учитывать качество записи и сведения фонограмм тогда и сейчас. Для прослушивания музыки той эпохи, винтажная аппаратура будет как нельзя кстати, и должный уровень ностальгии будет соблюден.

Источник: www.behance.net

2. Дизайн. Аудио компоненты из 80-х зачастую имеют уникальный и привлекательный дизайн, который сегодня стал винтажным и даже модным. Это крупные стрелочные индикаторы уровня сигнала с приятной желтой подсветкой, массивные алюминиевые передние панели с тумблерами, деревянные лакированные боковины на корпусах. А если взглянуть на катушечные магнитофоны — так это царство точной механики, не сравнить с современными сетевыми плеерами с одной кнопкой. Если брать усилители мощности, то помимо дизайна, внутри там были огромные сетевые трансформаторы и выпрямители питания с запасом.


Сегодня такой дизайн встречается очень редко и для техники категории High-End. Массовая бытовая аудиотехника сейчас стремится к компактности и портативности. Блочный Hi-Fi (с шириной корпуса 430 мм) пропадает из массовой продажи.

Источник: auction.ru

3. Ценность, в том числе коллекционная. Аппараты из старших линеек известных брендов (Technics, Sony, Onkyo, Denon, Pioneer, Yamaha и пр.) зачастую стоят сейчас дороже цены в начале продаж (с учетом валютной разницы). Устойчивый спрос на такую технику имеется до сих пор. Но на цену очень сильно являет идеальная сохранность и полная техническая исправность. И нынешняя мода на виниловые проигрыватели делает их дороже.

Так же, покупка винтажа в одном случае поможет сэкономить на строительстве качественной звуковой системы. Если пользователю самому по силам провести диагностику, ремонт и техническое обслуживание купленной аудиотехники.

Источник: derreparateur.ch

Минусы владения звуковым винтажом

1. Техническая исправность. Никто не гарантирует отсутствие скрытых дефектов при покупке аудиоаппаратуры с аукционов и «барахолок». Аудиотехника сложное электромеханическое устройство и возраст (30 лет и более) сказывается на ее работоспособности не в лучшую сторону.

Основные проблемы звуковой техники:

  • «Шуршат» регуляторы громкости и тембра усилителей
  • Высыхают электролитические конденсаторы (требуется замена)
  • Резиновые части (пассики, привода, кольца) и изоляция проводов высыхают и трескаются
  • Лазерные линзы CD плееров портятся со временем
  • Густеет смазка механических частей (виниловые, кассетные проигрыватели)
  • Выцветают панели корпуса
  • Неудачный прошлый ремонт

У акустических систем страдают подвесы динамиков (срок жизни до 15 лет), «уплывают» параметры динамиков и рассыхаются корпуса.

Источник: www.beatles.ru

2. Совместимость.


Если использовать винтажную аудио аппаратуру в комплексе с новыми устройствами (источниками сигнала) может быть проблемы совместимости. Например, чувствительность по линейному входу ретро моделей усилителей ниже, чем выход современных источников (до 2 В). Так же у старых усилителей класса А и АБ низкий демпфинг фактор, что может привести к несовместимости с современной низкоомной акустикой. Для советской аппаратуры нужны переходники на разъемы (RCA-DIN и для акустики).

Источник: audioportal.su

При покупке японской оригинальной техники нужно помнить, что там напряжение в сети 100 В и для наших розеток потребуется перемотка сетевого трансформатора питания или дополнительный ЛАТР.

3. Затратность.

Затраты на обслуживание (катушечники, винил, кассетные деки) и на совместимость компонентов добавляются к цене устройства. Плюс сама цена на некоторые лоты винтажной техники искусственно завышается продавцами. Накручивают цену за редкость, состояние и доставку (Япония, США).

Некоторые «болячки» ретро аппаратуры можно просто починить с помощью новых запчастей с Алиэкспресс, напечатать шестеренки на 3D принтере или заменить конденсаторы на аналогичные по емкости, но иногда ремонт и реставрация могут вылиться в круглую сумму из-за редких запчастей.

Актуальность на сегодняшний момент

Источник: ru.pinterest.com

Далеко не вся аудиотехника выпущенная в 70-90 годах высоко ценится меломанами и коллекционерами. Модель действительно должна, что-то из себя представлять (во-первых хорошо звучать). Таких моделей не так много. Если покупать такую аппаратуру в качестве вложения денег, то делать это нужно супер осмотрительно.

Если покупать ретро для души, и атмосферного прослушивания музыки той поры, то без внимательной проверки технической части не обойтись (хотя и запас прочности той техники был выше). Главный залог правильного звука компонента — эго полная техническая исправность. Сочетание современных источников сигнала (ЦАП, ПК и сетевые плееры) с винтажным усилителем (а не классом D) и современной акустикой может дать именно тот самый звук, максимально приятный для ушей.

И, конечно, нужно оценить свои возможности для покупки и хранения аудио винтажа: финансовые и по помещению для прослушивания музыки (раньше компоненты были больше и тяжелее).

Спасибо за внимание.