Почему винил снова на коне, а про компакт-диски все забыли
Изменения в музыкальном мире и отрасли звукозаписи происходят довольно быстро, фактически на глазах одного поколения меняется основной музыкальный носитель. А сейчас почти вся музыка перешла в онлайн потоковые сервисы. Но есть одно но. По статистике RIAA-2022 продажи виниловых пластинок в прошлом году существенно обогнали компакт-диски (CD), и рост продаж пластинок идет вверх уже 16 лет подряд. С чем связан этот ренессанс винила? - Давайте разбираться.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/03/53/89/2023/03/28/3a61a6c6f3.jpg?w=877)
Ассоциация звукозаписывающих компаний из США (та самая RIAA, основанная в 1958 году) опубликовала свой ежегодный отчет, в котором четко прослеживается рост дохода от продаж винила на 17%. По сути, среди продаж физических носителей музыкальных файлов пластинки занимают уверенное первое место. А CD, хоть они и более доступны и имеют лучшее по параметрам качество звука, уже не вызывают интереса у меломанов покупателей.
Пластинки имели широкое распространение до 80-х годов, потом появились альтернативы в виде магнитной ленты и компакт-дисков. Сейчас среди покупаемой музыки носители занимают только 11%, а правят бал стриминговые сервисы (84%). Но нас интересует ситуация именно среди физических носителей.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/03/53/89/2023/03/28/d7eb8ed2d0.png?w=877)
Во-первых, виниловая полноразмерная (LP) пластинка — это красиво. Берешь в руки — чувствуешь вещь: размер, обложка, полиграфия, и даже особый запах. Тут гораздо больше места для визуального творчества и эстетики, чем на обложке коробки CD. Особенно это ценно для фанатов музыкальных коллективов, это некое физическое приобщение к любимой музыке. Пластинки относятся не только к музыкальной плоскости, но и к коллекционной. Редкие тиражи пластинок могут стоить очень дорого.
Еще некоторые редкие релизы исполнителей многие лейблы выпускают только на виниле (часто на 7"). И чтобы приобщится к редкой музыке (которой нет в цифре) и поддержать автора, покупают именно пластинки. К тому же, с доступностью пластинок сейчас нет проблем (особенно в интернет магазинах).
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/03/53/89/2023/03/28/cf7cff7585.png?w=877)
Еще одной из причин возвращения виниловых пластинок в массы стало (как ни странно!) повальное распространение цифровой музыки. Это форма протеста, раньше было не так. Цифровые стримминговые треки стали музыкальным "фастфудом", бездушным, который потребляют на бегу. А аналоговый музыкальный сетап с виниловым проигрывателем в качестве источника звука, это полная противоположность цифровым трекам в TWS наушниках по дороге на работу. Это как сравнивать ужин в элитном ресторане со свечами и бургер с кофе на перекус.
Подготовка к прослушиванию музыке на пластинках это целый "волшебный" ритуал: выбрать, достать, почистить, настроить тонарм, запустить. Пластинка завораживающе вращается, игла ходит по канавкам. А если еще в бокал плеснуть "гармонизатора" звучания с хорошей выдержкой в дубовых бочках... Разве в CD плеерах так же — нет, не говоря уже про сетевые плееры, в которых только нужно нажать на кнопку "play". Атмосферность прослушивания винила, особенно в компании ценителей, не сравнить с цифровой музыкой. Есть только проблема износа пластинок со временем, принцип извлечения звука-то механический.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/03/53/89/2023/03/28/41cc69a241.jpg?w=877)
Еще один аспект в битве "винил против CD" — качество звучания. Такие аспекты раскрываются только в качественных Hi-Fi аудио системах. У записи на качественной толстой пластинке выше динамический диапазон. Это позволяет получить большее наслаждение от прослушивания музыки. А если говорить про «первопрессы», то такие записи — предмет вожделения для аудиофилов.
Музыкальный сигнал записанный на пластинке, не получает дополнительного цифрового преобразования (квантования) как при записи CD, где музыка по сути это набор нулей и единиц. Ну и в целом, для аналогового звука важнее "теплота" (гармоники второго порядка), чем "красивые" цифры технических параметров.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/03/53/89/2023/03/28/35b1531bcd.png?w=877)
Пока есть устойчивый спрос, и не появился на горизонте новый музыкальный формат, производство виниловых пластинок будет только наращиваться. Как и выпуск проигрывателей. За пять лет в США количество заводов по производству пластинок возросло с 29 до 72. Открываются производства полного цикла изготовления виниловых пластинок и у нас в стране.
Спасибо за внимание.
156 комментариев
Добавить комментарий
Burkernau тоже, только никому не известен и неинтересен. В отличие от.
Вы сделали мой день.
Запись на виниле анологавая, которая не проходит компрессию.
А вообще… Куда записываются дорожки звуков музыкальных инструментов и голосов исполнителей? Это аналоговый носитель?
Я только ради этого старый проигрыватель от родителей вывез из подвала, где он лежал последние двадцать лет.
Стриминг не слушаю, всё как-то не переключусь с локальных хранилищ на облако.
Любое увлечение требует каких-то затрат.
Вы о чем? Как цифровой носитель влияет на качество записанного на него контента? При чем тут интерполяция? А если я побитный образ Audio-CD запишу на SSD, качество улучшится?
Вы не в ту область залезаете. Изначально сказано, что CD как носитель не влияет на качество звука. Поскольку тип носителя определяется информацией, на нем записанной, то в данном случае CD-DA является цифровым носителем. Цифровое представление информации подразумевает ее абсолютную неизменность при копировании. При этом носитель может подвергаться внешним воздействиям и банально портиться. При отсутствии какой-либо защиты от порчи воспроизведение CD-DA при малейших сбоях действительно было бы невозможным. Но у нас есть волшебный алгоритм коррекции ошибок, который призван на 100% восстанавливать цифровые данные, и он настроен таким образом, что учитывает тот факт, что это аудио-CD, т.е., например, не имеет смысла пытаться восстановить потерянный блок, сотню раз пытаясь его прочесть, т.к. это повлечет за собой паузу, на время которой воспроизведение аудио остановится, что есть совершенно неприемлемо. Так что алгоритм работает таким образом, что если возникнет проблема со считыванием, коррекция ошибок будет работать по времени столько, чтобы эту паузу на слух было не заметить (именно для этого проигрыватели дисков имеют буфер 2-8 Мб, чего для исключения пауз достаточно). А вот если и за выделенное время не получается восстановить потерянные данные, то коррекция ошибок передает управление алгоритму интерполяции, который, зная заранее, что диск является аудио, старается «додумать» потерянные данные, опираясь на имеющиеся в буфере. Вот эта самая интерполяция является последним рубежом обороны перед ошибкой воспроизведения и может определяться на слух. Конечно, все зависит от контента, так что какой-то посторонний призвук на фоне воспроизводимой дорожки слушатель может и не заметить. Но это все не значит, что CD-DA как-то влияет на качество записанного(!) звука, зато влияет на качество воспроизводимого(!) звука повреждение носителя, препятствующее считыванию записанной информации. Поцарапайте пластинку — получите щелчки или срыв головки, а потом и ее физическое повреждение. Диск можно наждачкой потереть и потом послушать — станет ли при этом записанный на нем звук некачественным? Нет! Будет некачественное воспроизведение поврежденного носителя, не более того.
Если копнуть несколько глубже, то в некотором роде интерполяция может повлиять на качество записанного звука. И что же это за случай такой — да элементарно — попытка скопировать или создать образ заведомо порченного носителя. Как раз в таком случае, если включается интерполяция, то копия диска уже будет содержать отличную от оригинала информацию и воспроизведение сделанной таким образом копии может привести к мыслям о некачественности звука (носитель-то, на который копировали — просто идеальный, новенький!). Но, естественно, это касается только CD-DA, для иной информации интерполяция не работает.
Дома у меня на сетевом винте на роутере хранится более ТБ такой музыки. Не зависмо от внешних мировых раздатчиков и их санкций. А с него можно слушать на чем угодно, на наушники или на колонки через усилитель.
Винил вспоминаю как страшный сон.
Но у кого места дома много для пластинок, идеальная влажность и температура в квартире, пылеочистители, денег девать некуда, соседей нет и сварливой жены с маленькими детьми, то могут и винил слушать.
А вот ещё помню как я стенд испытательный поверял — входные и выходные аналоговые сигналы никак в паспортную точность не укладывались, оказалось что программисты вместо пересчёта изменяемых параметров в нужную величину из сырого числа с ацп пересчитывали последовательно несколько величин друг в друга. Всего лишь пару переменных в алгоритме поправили и всё сразу пришло в норму.
Суть винила в том, что «раньше ничего лучше не было», к тому же его потом можно продать коллекционерам (правда для этого (о боге!) его придется хранить и ни разу не слушать, какая ирония, тогда цена может равняться с баскетбольными карточками, в зависимости от редкости), которую «по наследству» переняли плоскоземельщики-аудиофилы, готовые поклоняться чему угодно, главное «чтобы не как у всех», на которых наживаются все кому не лень, продавая обычные провода смазанные в деревенском навозе с приписью «редкий лунный реголит для улучшения хайфая», которые нужно «прогревать пару недель чтобы истек срок „возврата по гарантии“.
Вобщем вещь для самых достойных (ну это вы уже итак поняли), так что популярность винила растет, да. (сарказм сквозь слезы умиления)
Иногда езжу к таким чудикам со своими LP, CD и коньяком))) А Борзенкова придушил бы! Я сам в 90х-2000х. накупил — насобирал «пол тонны макулатуры» специализированных бл@ть журналов про аудио и кассетный Шарп памятником на шифоньере…
Они внешне могут быть даже бородатыми дядьками за 40,50 или 60, но внутри всё-равно такие хипстеры.
Вообще любители винила сейчас условно делятся на 2 лагеря: те, кому винил нравится именно с эстетической точки зрения и те, для которых винил — это средство самоидентификации, т. е. вызывает чувство причастности к элите. Все-таки это намного дешевле и доступнее, чем суперкары, виллы на берегу моря и членство в масонской ложе, даже Воронежа. Последняя категория любит рассуждать о недостижимом для цифровых носителей качестве звука и прочей эзотерике. А люди из первой категории иногда вообще не имеют проигрывателя дисков, они просто держат пластинку в руках и рассматривают обложку, в то время как запись играет с обычного цифрового носителя.
>
Технология недостаточно каменно-вековая, это единственная причина.
Вы вот например знаете, что сигнал снимаемый лазером CD аналоговый? И там довольно хитрый сигнал, который потом приходится интерпретировать чтобы понять, что там в цифре было. Почитайте тут: https://github.com/carrotIndustries/redbook/blob/master/README.md — секции Reading pits and lands и Interpolation and slicing для понимания, что за сигнал лазер на самом деле снимает.
Наверное, используют сенсоры, которые есть в продаже (для мышек которые), а они все цифровые.
Если не фанатеть именно от винила, такого качества вполне достаточно. Одна 2-х сторонняя пластинка в хорошем качестве весит 1,5 Гига. На слух от МР3 отличается только на хорошей аппаратуре, уж точно не на компьютерных колонках)
Копия виниловой пластинки должна быть виниловой пластинкой. LP RIP — это копия записи.
В концепцию нажми на кнопку получишь результат ни пластинка, ни диск не пролазят.
Именно этим и объясняется интерес к их конвульсиям.
Спокойней, граждане!
Винил — это вера, это священнодействие. В этом автор совершенно прав.
А вера не поддается логической аргументации.
Цитата Бернарда Шоу: «Никогда не лишайте людей иллюзий, это самое дорогое, что у них есть»
А у винила, можно стенки дорожки порезать, если несоразмерно с шагом спирали писать.
Про бухло, указано верно, с ним и пластинки можно послушать!
Потом уже появились продвинутые форматы, цифровая техника шагнула далеко вперёд. И сейчас хай-рез записи легко переиграют и КД и винил. Сейчас все балдеют от разных цапов. Тут споры не хуже чем при обсуждении вертушек. Впрочем сейчас и усилки многие цифровые. Аналог получается только уже на колонках. Но настоящие меломаны используют цап и дальше аналоговый усилок. Большой и тяжёлый.
Другое дело мастеринг записи. Тут звукорежиссёр может напортачить основательно в любом формате.
Рип без компрессии и без сжатия будет звучать почти так же как винил с любого носителя, хоть с флешки. (например LP Rip во FLAC)
Однако, люди, послушавшие подобные тракты, как правило, меняют свое негативное мнение о виниле и начинают копить бабосики...)
10-14 РАЗ??? Обычно говорят о 60dB = 1000 раз.
https://dr.loudness-war.info/?artist=Adele&album=25
«Парадоксально, но факт: владельцы аудио-хай-энда наотрез отказываются слушать на своих системах выпускаемую сегодня (цифровую) музыку, утверждая, что она на классной аппаратуре звучит куда хуже, чем на посредственной.»
https://radioportal.ru/articles/10772/zhurnal-stereo-muzyka-nasiluet-slukh
Это в наушниках, а на колонках может показаться по-другому.
Речь о разложении сигнала на гармоники, и кодировании до высшей составляющей в 20кгц. Несинусоидальная форма 20кгц после кодирования будет синусоидальной ;)
https://dr.loudness-war.info/album/view/194518
а всё остальное у поп-групп в 99,9% случаев — красное, т.е. «шлак шлаковый для ушей», кроме менее сжатого, но и реже выпускаемого винила.
(Тогда, в начале многоканального кинозвука, война громкостей была частично разрешена тем, что в домашнее оборудование на уровне ДК производители стали включать компрессор, иногда с 2-3 уровнями. По-моему в добровольном порядке, никто их палкой не гнал. Но цифровая компрессия противная, не то что аналоговая. Однако это уже было решение, когда предоставлялся выбор между качеством (пусть и внутри lossy-формата), и возможностями конечного слушателя в его реальном помещении.)
Не один, но у самой продаваемой певицы Adele таких релизов нет, всё красное по DR, кроме винила.
https://magicvinyldigital.net/2021/12/04/adele-30-review-vinyl-streaming-amazon-music-qobuz-youtube/#Part2
Пружинным был привод на граммофонах. Пьезоголовы с корундом и сильным давлением/разрушением на пластинку, но массовый дешёвый продукт.
В Европе пачками продаются. И соответственно покупаются.
Добавить комментарий