Почему из магазинов электроники исчез блочный Hi-Fi

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Ассортимент аудиотехники в магазинах электроники за последние 10-15 лет изрядно поредел. Как класс почти исчез из продажи блочный стерео Hi-Fi (усилители, тюнеры, плееры), мини-системы и даже музыкальные центры. Уже не встретить на полках среднебюджетный класс техники, остался дорогой Hi-End для обеспеченных меломанов в своих салонах, и портативная техника для остальных потребителей. Есть исключения в виде проигрывателей винила, но это скорее дань модному тренду. С чем это связано, ведь блочная звуковая техника еще недавно была двигателем продаж электроники? — Давайте разбираться.


Источник: unsplash.com

Блочная техника — это аудиотехника (проигрыватели, плееры, тюнеры, усилители мощности, ресиверы) в корпусах под типовую стойку аппаратуры со стандартной шириной корпуса 430 мм. Каждое блочное устройство выполняло свою узкую специализацию. Пользователь сам собрать себе стерео или многоканальную систему по своему вкусу и бюджету. Если финансы были скоромнее — был большой выбор музыкальных центров (где компоненты, кроме акустики, нельзя было разъединить).

Сейчас все это исчезло из массмаркета, вот к примеру, раздел компонентной техники Hi-Fi в крупном маркете электроники. Там всего четыре устройства. А 15 лет назад там же были десятки моделей разных брендов для различного типа аудиотехники. Это не значит, что Hi-Fi техника пропала совсем, она просто влилась в технику более высокого класса и существенно более дорогую (Hi-End). А массовый сегмент рынка электроники заняла доступная портативная и индивидуальная (наушники) аудиотехника.

Источник: www.audiomania.ru

Блочную аудиотехнику перестали массово выпускать (и продавать в магазинах электроники) по целому комплексу социально — экономических причин.

Во-первых, изменился (со времен расцвета Hi-Fi, 70-90-е года прошлого века) стиль жизни людей в крупных городах, и специфика потребления музыкального контента. Нет, музыку не стали меньше слушать, скорее даже наоборот. Просто людям с современным ритмом жизни хочется иметь любимые треки всегда с собой. Портативная техника стала меньше (развитие элементной базы) и легче (вспомните носимые кассетные плееры) и практичнее (чего стоят только беспроводные наушники), и продолжает совершенствоваться.

Даже дома меломаны предпочитают либо портативную, либо миниатюрную аудиотехнику. Она более эстетична и проста в обращении, не занимает жизненное пространство в небольших квартирах, не мешает окружающим.


Источник: unsplash.com

Во — вторых, массовое развитие и доступность скоростного Интернета (в том числе беспроводного) повлияло на физические носители музыки, они просто исчезли. Выбор и простота получения музыки в Интернете перекроет любую коллекцию носителей. А качество воспроизведения потоковых сервисов уже вплотную приближается к проводным решениям. Вот и теряет массовую популярность блочная аудио техника, которая была «заточена» под работу с носителями музыки. Исчезла так же необходимость записи на носители, в век Интернета все композиции стали доступнее.

Что касается ренессанса виниловых проигрывателей (при канувших в небытие компакт дисках), то для разбора этого феномена есть отдельная статья.

В — третьих, массовый музыкальный вкус изменился, популярная музыка стала доступна большему количеству слушателей и сама стала проще (закон диалектики). А такие треки неплохо звучат и на простой портативной акустике, телевизоре или колонках рядом с ПК.

Источник: unsplash.com

Еще одно из причин падения спроса на блочную технику, это как ни странно, рост ее надежности и качества воспроизведения. Аудиотехнику стало сложнее продавать, раз она не ломалась, пришлось подключать рекламщиков и маркетологов. А потом уже и спрос на нее упал (поменялись потребительские привычки), и чтобы продолжать зарабатывать, производители сместили ценовые акценты в сторону Hi-End, а в массовом сегменте остались портативные звуковые системы.

Источник: unsplash.com

Все это не означает, что качественная аудиотехника стала предметом дефицита. Если у меломана есть финансовые средства на блочную качественную систему, и есть подготовленная комната куда ее можно установить, то собрать звуковой сетап не составит труда. Источником сигнала вместо носителей сейчас чаще всего выступает сетевой плеер, ПК с ЦАПом или винил. Да новые компоненты из аудио салонов будут заметно дороже чем раньше, но есть и огромный вторичный рынок аудиотехники. Качественная домашняя звуковая система именно для прослушивания музыки (не для студийной работы) стала своего рода громоздкой роскошью, последним бастионом меломанов «старой школы».

Спасибо за внимание.