Обзор ЦАПа SMSL SU-1: серьезный звук в маленькой коробочке
После того как мы рассмотрели SMSL C100 и TempoTec March III самое время остановится на еще одном недорогом стационарном ЦАПе: SMSL SU-1. Где поразительно низкому ценнику соответствует самое актуальное на сегодня железо, просто превосходный звук, а также поддержка DSD512 и MQA форматов.
Содержание
Характеристики
- ЦАП: Asahi Kasei AK4493S
- USB: XMOS XU316
- Разрешение звука: до 768 кГц/32 бит, DSD512
- Поддержка форматов декодирования: PCM, DSD, MQA
- Диапазон частот: 20 Гц – 40 кГц
- Входы: USB, оптика, коаксиал
- Выходы: RCA
- Питание: от USB порта на 5 вольт
- Размеры: 96 x 78 x 27 мм
- Вес: 195 г
- ОС: Windows, MAC OS, Android, iOS
Упаковка и комплектация
Пришел аппарат в компактной такой коробке с изображением непосредственно героя обзора и логотипом пройденной Hi-Res Audio сертификации. Значок MQA почему-то не нанесли, хотя его поддержка реализована.
В комплект нам положили инструкцию, гарантийный талон и Type C кабель для подключения к компьютеру. Питание девайс берет непосредственно от USB соединения. Там немного, но ему хватает.
Дизайн/Эргономика
Корпус у ЦАПа небольшой, однако сделан по всем канонам SMSL: полностью из металла, со строгими рубленными гранями, Hi-Res наклейкой сверху и четырьмя прорезиненными ножками.
Из входов имеем классический уже набор из USB, оптики и коаксиала, выход же реализован исключительно на RCA-пару.
На этот раз, как видим, производитель решил обойтись без экрана, заменив его кнопкой и четырьмя диодами, где первый отвечает только за качество MQA потока, а остальные три - это переключение входов. Нажимая кнопку, светодиод перемещается между значениями USB, OPTICAL и COAXIAL. Других элементов управления здесь нет.
По железу заявлен, наверное, самый актуальный на сегодня конвертер AK4493SEQ от Asahi Kasei и не менее современный USB-чип XMOS XU316, которые, собственно, и дают нам максимальное разрешение сигнала в 32 бита 768 кГц, DSD512 и поддержку MQA на всех входах.
Программное обеспечение
Под Windows 10 герой обзора определяется автоматически, однако лучше установить фирменный драйвер, который, помимо режимов WASAPI, дает поддержку старых версий системы и профессиональный ASIO интерфейс.
Только через него, кстати, и можно выжать самый максимум из данного железа.
Со смартфонами ЦАП тоже работает, в том числе и через специализированный BitPerfect режим.
Измерения
Измерения я снимал в 24 бита 96 кГц на АЦП E1DA Cosmos, где получил все графы в положении "отлично", за исключением допустимых отклонений в неравномерности АЧХ.
Заметьте, хотя о балансной реализации никто не говорил, но по USB мы имеет практически отсутствующие наводки и чуть ли не идеальное взаимопроникновение каналов.
Шумовая полка здесь на минус 155 дБ, шикарный динамический диапазон и искажения ниже уровня минус 120 дБ.
Причем для интермодуляционных я получил целых минус 132 дБ, а для гармонических - те самые минус 125 дБ, что в процентном соотношении составляет 0.00012%. То есть все как и было заявлено. Что сказать, технически идеальное устройство.
Звук
По подаче же мне стало интересно, как покажет себя герой обзора в сравнении с TempoTec Mach III, если последний тоже задействовать по RCA и использовать их в паре с усилителем SMSL HO200. Вот здесь, буквально, и начались чудеса. Несмотря на то, что оба этих решения базируются на чипе AK4493SEQ, звучат они совершенно по-разному. Герой обзора, на фоне Mach III, мне показался гораздо ярче, сочнее и выразительнее. Слушать SU-1 намного интереснее, чем абсолютно невзрачный звук от TempoTec.
Кроме того, SMSL превосходит его по четкости, прорисовке сцены в глубину и собранности как таковой. Как и в случае выхода для наушников, Mach III звучит слишком пресно и как-то однородно. Если прислушаться, все там, конечно, на своих местах, но, в отличии от SU-1, для этого приходится напрягать свое внимание. У SMSL же все на поверхности, а превосходная мелодика с высоким разрешением изначально уже подсвечены в композиции. То есть, не смотря на цену, звук SU-1 я бы поставил выше Mach III.
Следующее сравнение, которое я решил устроить - это противопоставить героя обзора куда более дорогому и внушительному по начинке SMSL DO300. И вот тут меня ждало полнейшее изумление. Да, SU-1 несколько грубее, он чуть менее точный и не так интересно очерчивает текстуры, но по большому счету звук у них очень схож. По крайней мере тюнинговали эти устройства в одном и том же ключе. А если акустика у вас из недорогих, то вы вообще не найдете между ними даже тени отличий. А это 6.5 тысяч против 37.5 тысяч рублей.
И там, и там звук был слегка нейтральным, четким, напористым, с прекрасной выразительностью, мелодикой и уровнем погружения в материал. Просто изумительно встретить такое в бюджетном сегменте. Отличная прорисовка, динамика и передача той самой эмоциональной составляющей трека. Это действительно взрослая, техничная подача, заслуживающая усилителя раза эдак в 4 дороже.
Из стилистики мне понравилось абсолютно все, я буквально заслушивался как джазовой, оркестровой и другой академической музыкой, так и фанком, блюзом, роком, этникой и несколькими видами металла. Все было сверх эффектно и просто невероятно круто. Бас заходит достаточно глубоко, наделен превосходной атакой и легко читающийся структурой, серединка объемная, живая, с высоким вниманием как к макро, так и к микро контрасту, верха же максимально продолжительны, столь же осязаемы и не менее прозрачны.
Что сказать, отличный баланс частот, высокая динамика и просто невероятна, как для своего сегмента, реалистичность. Признаюсь, я на полном серьезе думал заменить свой DO300 на эту маленькую коробочку. Да, у героя обзора куда меньше выходов и входов, нет экрана, пульта и тонкой настройки, однако по звуку разница между ними еле уловима и то, если ее прямо искать. В слепом сравнении я бы их, скорее всего, не отличил.
Видеоверсия обзора
Выводы
Подводя итоги, небольшой стационарный ЦАП SMSL SU-1 весьма неплохо выглядит, не требует какого-то дополнительного питания, поддерживает MQA и DSD512, имеет все необходимые входы, самое актуальное на сегодня железо и прекрасные результаты измерений. По звуку же я едва могу отличить его от дорогого DO300 и это уже о многом говорит. То есть звук слегка нейтральный, напористый по характеру, с прекрасной динамикой, прорисовкой, выразительностью и, конечно, экспрессией.
Однозначно рекомендую его всем, кто ищет недорогой, но достаточной крутой настольный ЦАП. Я, друзья, в полнейшем восхищении.