Kinera Celest CD-20 - обзор мощного портативного ЦАПа на чипе ES9039Q2M
Kinera, известный производитель портативного аудио, представил новый ЦАП от своего суббренда Celest. Новинка получила новый производительный чип ES9039Q2M, а также хорошее усиление. Максимальная мощность при повышенном гейне для разъема 4,4 достигает 480 мВт. Плюсом идет очень удобное управление. Стоимость CD-20 на сегодняшний день составляет 90 долларов.
Технические характеристики
Технические характеристики
- Чип ЦАП: ES9039Q2M
- Поддержка частоты дискретизации: до 768 кГц / 32-битный и DSD 512
- SNR: 123 dB для 3,5 / 126 dB для 4,4
- Noise Floor: <1.6 uV (3,5), <2 uV (4,4)
- Output Power: 250 mW (32 Ом) для 3,5, 480 mW (32 Ом) для 4,4
- Low Gain Mode: 1Vrms (3,5), 2 Vrms (4,4)
- High Gain Mode: 2Vrms (3,5), 4Vrms (4,4)
- Три независимых чипа питания
CD-20 совместим с несколькими системами, в том числе Windows, Mac OS, Android и iOS, а также поддерживает режим UAC 1.0 и 2.0 и совместим с основными игровыми консолями, такими как PS5, Switch и PS4 Pro. К Windows 10 подключается по принципу plug'n'play, и дополнительные драйверы не нужны. То ли из-за ограничения системы, то ли из-за драйверов, но частота дискретизации в Windows 10 ограничена 384 кГц / 32 бит.
Конструкция
Корпус сделан полностью из металла. Размеры 52 * 23 * 14 мм и вес 16,2 г. С одного торца два разъема подключения наушников: 3,5 и балансный 4,4, с другого — разъем питания и передачи данных Type-C. На одной грани три кнопки управления: многофункциональная красная кнопка и две кнопки управления громкостью.
Внешней индикации никакой не предусмотрено, но светодиод, который обозначает переключение режима gain, всё-таки установлен, и его отблеск виден через оба разъема подключения наушников. В темноте это еще как-то различимо, и то под определенным углом, а при свете ориентироваться только на слух. Видны отблески красного для Low Gain и зеленого для High Gain.
За звук отвечают чип ES9039Q2M и, как заявлено на сайте производителя, три независимых чипа питания.
Звучание
ЦАП получился очень громкий. При максимальной внутренней громкости и включенном Hi-Gain он при громкости 12 делений в Windows звучит как FiiO KA15 на 20 делениях, также при максимальных значениях внутренней громкости и включенном режиме Desktop Mode.
Я сделал замер для CD-20, и без нагрузки он показывает отличную линейность. На самых высоких частотах видно небольшое утолщение кривой, это, скорее всего, шумы на микрофонном входе, а не шумы самого CD-20. Заодно выяснил, что разница между Low и High Gain составляет 6 дБ.
Также для примерного понимания влияния CD-20 на звук, я сделал замеры для одного наушника внутриканальных:
- Kinera Celest Relentless 1DD+6BA (27 Ω - 105 dB)
- AFUL Explorer 1DD+2BA (26 Ω - 108 dB)
- IvipQ Star Dragon 2DD+4BA (32 Ω - 112 dB)
В сравнении участвовали ЦАПы:
- FiiO Q11 — 165 мВт при 32Ω - High Gain
- FiiO KA15 — 50 мВт при 32Ω - D-Mode off
- FiiO KA13 — 165 мВт при 32Ω - D-Mode on
- Kiwi Ears Allegro Mini — 30 мВт при 32Ω
Самыми источникозависимые наушники у меня это Relentless, поэтому для них я сделал также замеры для 4,4 разъема. Видно, что с разными источниками эти наушники звучат немного по разному и особенно заметно это на высоких частотах. Все графики без выравнивания по какой-либо частоте и разница по частотам как есть. Наушник при всех замерах не вынимался из измерительного микрофона, даже при замене кабеля не сдвигался, поэтому вся разница в звучании исключительно от разницы в звучании источников. При этом CD-20 показал одинаковые результаты с Kiwi Ears Allegro Mini, а разницы в тональном звучании 3,5 и 4,4 разъемов CD-20 нет.
Разница в звучании ЦАПов для AFUL Explorer совершенно незначительная, а для IvipQ Star Dragon можно сказать, что и вовсе нет. При этом отклонения в графиках не стоит списывать на погрешности измерений.
Планарные динамические наушники, как правило, звучат на всех источниках одинаково ровно, даже на телефонах. Гибридные могут показывать разницу, а вот наушники с большим набором драйверов уже скорее всего будут звучать по разному с разными источниками. Я сделал также быстрый замер для Simgot Supermix 4 (7,2 Ω - 120 dB), у которых на борту по одному драйверу четырех различных типов (динамический, арматурный, планарный и пьезоэлектрический) и CD-20 в сравнении с FiiO Q11 также показал разницу тонального баланса на выходе, а с Allegro Mini результат опять совпал. И если с Relentless герой нашего обзора в сравнении с Q11 показывал больше количество ВЧ, то уже с Supermix 4 он показал меньшее НЧ.
Как это работает и какая зависимость, я, увы, не знаю. Повторю еще раз, ни по какой частоте я графики не выравнивал, но они выравниваются как-то автоматически при загрузке в SquigLink, не знаю, по какому принципу, но не по 500 Гц, которые установлены в интерфейсе. На некоторых графиках здесь не все совпадения хорошо видны, но они видны при измерениях и поочередной загрузке файлов.
Юзабилити и комплект
Кнопки тактильно нажимаются очень приятно, с хорошей мягкостью, достаточной упругостью и приятным щелчком. Красная кнопка самая функциональная и отвечает сразу за несколько действий:
- однократное нажатие — play/pause
- двукратное нажатие — следующий трек
- трехкратное нажатие — предыдущий трек
- зажатие на 1 сек. — переключение режимов Low и High Gain
Также заявлено переключение этой кнопкой режимов UAC. В инструкции сказано: «Нажмите и удерживайте, чтобы включить устройство и перейти в режим UAC 1.0». Проверить UAC я никак не могу, и что значит «включите устройство», тоже не понял, на совсем долгое зажатие ЦАП не реагирует, кроме переключения режимов гейна через секунду.
Громкостью можно управлять как кратковременным нажатием, так и плавным изменением зажатием кнопки. Всего 60 ступеней регулировки громкости. Первые 20 делений (или, наоборот, последние от 40 до 60) меняют громкость, наверно, процентов на 80 от общей громкости, а первые 10 примерно на 50%.
В инструкции указано «несимметричный выход 3,5 мм, 3 полюса, обеспечивает стереофонический несимметричный выход, совместимый с разъемом для наушников OMTP / CTIA», что означает, что ЦАП просто поддерживает 4-пиновые джеки у кабелей с микрофоном, но сам микрофон и управление кнопкой гарнитурного блока не поддерживает.
В процессе использования с ПК был выявлен незначительный нагрев корпуса, но для мощных портативных ЦАПов это вроде как нормальное явление. Производитель заявляет, что охлаждение чипа завязано на корпус.
Комплектный кабель выглядит очень надежным, толстый и плотный с нейлоновой оплеткой. Защиты от излома и перегиба не предусмотрено, но кабель и не готов так просто согнуться у корпуса разъема, так что защита там особо и не нужна.
К сожалению, в комплект не положили переходник для ПК. В общем не проблема, стоит такой в районе ста рублей, но все же это был бы приятный пустячок.
Зато приходит ЦАП в, можно сказать, премиальной твердой коробке. Лучше бы сэкономили на ней и положили в комплект переходник) Пользоваться коробкой все равно не придется, т. к. поролон приклеен ко дну. Хотя, конечно, что мешает его выдрать… Но переходник, конечно, все равно был бы полезнее.
Цап и кабель упакованы в отдельные пакетики.
Выводы
Для меня CD-20 несколько неоднозначное устройство. С одной стороны, у этого ЦАПа очень хорошая выходная мощность, с другой стороны, кроме этого, больше никаких особых плюшек у него нет, кроме разве что очень удобного управления. Наверняка найдутся те, кто услышит у него особый звук, но я, наверное, к их числу не отношусь. Большинство современных ЦАПов для меня звучат на слух в целом одинаково четко и в целом ровно. Но на сегодняшний день всё больше наушников используют в своем арсенале не только динамические и арматурные излучатели, но и добавляют к ним и планарные, и электростатические, и пьезоэлектрические динамики. И если с Relentless герой обзора показал, что может подсвечивать высокие частоты, а с Supermix 4 занижать низкие, в сравнении ЦАПами от FiiO, то при этом с маломощным Kiwi Ears Allegro Mini (30 мВт при 32 Ом) показывает одинаковые результаты. Я не знаю как объяснить всё это и в общем на экспертное мнение в этом вопросе не претендую.
Что думаете вы по этому поводу, напишите, пожалуйста, в комментариях. Возможно, это поможет не только мне начать лучше разбираться в этом вопросе. Может быть, это устройства от FiiO искривляют АЧХ звука и не могут передать настоящий сигнал? Тем более они показывают и между собой неравномерность звучания на «тяжелых» наушниках. Судя по всему референсного источника у меня пока нет… Возможно Kinera Celest CD-20 как раз и есть этот источник?!
Изображение в превью:
Автор: Spectrum
Источник: Spectrum