Какие бывают наушники и как их правильно выбирать

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Гайд | Hi-Fi и цифровой звук

Уверен, перед каждым меломаном уже не раз вставал вопрос выбора наушников. Направлений и разновидностей которых стало настолько много, что сориентироваться в них стало сущим адом. Сегодня мы и постараемся максимально подробно раcкрыть эту тему.

Полноразмерные, накладные, вкладыши или затычки?

Для начала нужно понять, где именно будут использоваться наушники. Именно от это зависит тип и класс выбора этих устройств. Так, для домашнего прослушивания просто идеально подходят полноразмерные модели. Но здесь есть тонкость, они бывают открытого и закрытого типа. Для качества лучше выбирать открытый тип, однако в них слышно все что происходит вокруг, а окружающим слышна ваша музыка. То есть это вариант только для дома и только когда вы никому не помешаете и вам никто не помешает. Да, критически много ограничений. Именно поэтому продвинутыми меломанами и в студиях звукозаписи используются исключительно закрытые модели. Как минус тут отражение от внешней стенки конструкции, а плюс — хорошая звукоизоляция. Словно ты слушаешь колонки в специально оборудованной студии.

Накладные наушники куда более мобильны, но сколь либо серьезно этот сегмент давно не развивается. Чаще всего их помечают словом «DJ», которое обозначает лишь складную конструкцию. К качественному звуку диджейские модели не имеют никакого отношения. Я рекомендую, по возможности, их избегать, поскольку они не дают правильного прижима и охвата уха, а значит окружающим ваша музыка будет таки слышна, и при этом они имеют в большинстве своем закрытую конструкцию. Следовательно, собирают все минусы каждой из этих моделей. Плюс же один — чуть лучшая мобильность. Но это очень спорно, по сравнению со следующим сегментом.

Огромное распространение в последнее время получили так называемые «капельки» или «вкладыши». По сути это та же самая открытая модель в минималистичном исполнении. Таковые бывают как посредственного качества, так и аудиофилского уровня. Пользоваться ими очень удобно, они компактны и не требуют подгонки под размер вашего ушного канала. Хотя лично мне такой класс не подходит совершенно, после них начинают болеть уши в местах, где происходит контакт с корпусом. Я всегда рекомендую вкладыши только тем людям, которым по каким-либо причинам не подходят внутриканальные.

Внутриканальные же наушники за последние 10 лет прогрессировали до профессионального уровня. То и дело в студиях звукозаписи можно увидеть музыкантов не в больших «лапухах» а в компактных «затычках». В суете города они также подходят как никто. Но есть у них одно важное ограничение: для того, чтобы оценить качество их звучания важно правильно подобрать насадки. Часто, например, я слышу восклицания, мол, купил, а баса нет. Вот это первый признак неправильно подобранных амбушюр. В статичном режиме внутриканальные наушники должны давать хороший уровень звукоизоляции. В этом, кстати, и состоит их основной минус — вы просто не слышите происходящего вокруг. То есть для велосипедиста или прогулок по проезжей части они строго не рекомендуются. Решается же вопрос только в беспроводных версиях средствами дополнительных микрофонов, от которых звук помешивается вам в музыку.

То есть домой хорошим вариантом будут полноразмерные закрытые наушники, для мест, где важно быстро реагировать на внешнее окружение — вкладыши, а для метро и общественного транспорта — внутриканалки. Сам же я предпочитаю исключительно последние.

Динамические, изодинамические, гибриды или чистые арматуры?

Также наушники подразделяются на динамические, изодинамические, арматурные и электростатические модели. Все это различные способы расположения мембраны излучателя в магнитном или электрическом поле. Принцип же работы у них примерно схожий.

В народе считается, что изодинамические наушники в плане звучания лучше своих динамических собратьев, однако это мнение давно и сильно устарело. В отличии от всяких планаров, динамика довольно сильно развивалась в последние годы. Появилось великое множество разнообразных напылений, которые улучшают скоростные характеристики диффузоров, а то и вообще их делают из совсем уж нетривиальных материалов. Как следствие, сегодня хороший динамический драйвер легко может превосходить качеством своих изодинамических конкурентов. У которых, к слову, также имеются свои маленькие недостатки. Как правило связанные с краями диапазона, то есть бас и высокие.

Если же рассматривать внутриканальный сегмент, то тут кроме динамики и изодинамики присутствует такой класс излучателей, как арматуры. На сегодня это наиболее перспективный тип излучателей. Главное достоинство их — малые габариты и полная независимость от акустического оформления камеры. То есть динамик сильно страдает от всевозможных отражений сигнала внутри самого корпуса наушника, а арматуре все это чуждо. Хотя, как у изодинам, у них ровно те же проблемы. Высокого качества баса в арматурах добиться крайне сложно, как и превосходных высоких частот. С этими вопросами активно работают американские компании и уже частично закрыли вопрос, однако 100% успеха все еще нет.

Поэтому и появились, так называемые, гибридные модели, где при помощи кроссовера совместили достоинства динамического драйвера на басах и арматурного на средних и высоких. Очень разумно, согласитесь, просто назначить излучателям играть тот диапазон, в котором они сильнее всего. От количества драйверов при этом мало что зависит, главное — правильно состыковать их между собой.

Почему же просто не использовать качественный динамик? — спросите вы. Есть и такие модели, но обычно, если один диапазон в них звучит превосходно, то другой не более, чем хорошо. Создание идеального излучателя очень сложный процесс и, как правило, наушники с таким динамиком выходят за пределы нескольких сотен долларов, в то время как при помощи гибридов схожих результатов можно добиться куда меньшими издержками, более предсказуемым результатом и, как следствие, меньшей ценой.

По поводу электростатических драйверов, которые в последнее время часто мелькают на рекламных фото, я рекомендую поостеречься. Изначально стоит понять, что это в большинстве своем не электростатические, а электретные излучатели и ставят их только на верхние частоты, где они наиболее уместны. Да, это лучше всяких арматурных 30095, но прямо невероятного качества я среди них еще не встречал. Возможно, лишь пока — тут не отрицаю.

Высокоомы лучшие?

По сопротивлению проводных наушников также имеется поветрие, что чем оно выше, тем лучше звучание. И за этим мнением действие есть здравые нотки — лучше выбирать наушники с максимально высоким импедансом. Однако тут же стоит понимать, что тем более тугие наушники вы выбираете, тем мощнее понадобится источник. На моей памяти человек приобрел 600 Омные наушники, а потом сильно горевал понимая, что к ним просто необходим довольно дорогой усилитель.

Выходной же мощности вашего смартфона (около 25 мВт) максимум хватит на 64 Ома. Если же у модели сопротивление будет больше 200 ом, то желательно иметь хотя бы 200 мВт выходной мощности, а лучше все 500. То есть сразу прикидывайте, к чему вы их будете подключать и потянет ли ваш источник выбранную модель.

Для смартфонов однозначно стоит придерживаться разумного максимума в 64 Ома. А лучше еще меньше. Для плеера и ЦАПа изучите их характеристики, чтобы понять хватит или нет. По собственному опыту все что выше 200 Ом требует дорогого плеера, внешнего усилителя или вообще полностью стационарного ЦАПа. Энергии такие наушники кушают изрядно, поэтому в портативном сегменте с ними делать особо нечего.

Проводные или беспроводные?

Когда мне задают подобный вопрос, то я ориентирую людей на иной выбор: качество или удобство? Нет никаких сомнений, что без проводов наушники стали намного удобнее. Кроме того, беспроводные наушники полностью стали отвязаны от аналоговой части источника. Им больше не нужен дорогой аудиоплеер, поскольку от источника наушники получают звук в виде цифры и уже своим внутренним ЦАПом преобразуют его в аудио, а затем же своим внутренним усилителем усиливают. То есть ЦАП и усилитель вашего смартфона или плеера не используется.

Вроде как удобно, можно выбрать наушники с лучшей начинкой и отличными излучателями. Однако из-за габаритов корпуса возможности по качеству преобразователя ограничены. И на все это еще и накладываются недостатки кодеков сжатия, используемых для передачи данных между смартфоном и наушниками. Актуального канала не хватает, а значит мы имеем потери. Сильнее всего страдает общая детализация и высокие частоты. Именно поэтому данный диапазон в беспроводных наушниках часто уводят на второй план. Причем это касается даже современных AptX HD и LDAC кодеков.

По качеству музыки блютуз сейчас не может соперничать с проводным соединением от слова совсем. Это технически невозможно. Есть конечно очень удачные в плане звучания беспроводные модели, созданные с учетом всех недостатков соединения, но таковых откровенно мало. В основном блютуз сегмент ориентируется на среднего не особо требовательного меломана.

Активное шумоподавление

Современные проблемы требуют современных решений, оттого как проводные, так и беспроводные наушники повсеместно получают функцию активного шумоподавления. Удобно ли это? — однозначно да, особенно в метро или самолете. Другой вопрос, что при этом происходит с качеством музыки. Обычно все это реализуется как подмешивание к ней сигнала с микрофона в противофазе. То есть внешние шумы как бы схлопываются, увы, с частью вашей музыки.

Следовательно, активный шумодав — это вообще не про меломанию. А если все это происходит в беспроводных наушниках, где и так все далеко не идеально, то в итоге мы ухудшаем качество еще сильнее. Хотя, бывают моменты, когда необходимость перевешивает эстетство и активное шумоподавление все таки жизненно необходимо. Тут уж смотрите сами.

Задержка воспроизведения

Вопрос с задержкой воспроизведения встречается только в беспроводных наушниках и зачастую в приложении их к играм. Большая часть хорошего видео идет в дубляже, так что слова все равно не попадают в губы актера. А вот для игр — это реально важно. Но опять-таки, если вы идете на рекорд, то никакие TWS вам не помогут — используйте провода. А так, чем более современный кодек, тем ниже задержка.

Исключение составляют модели с так называемым «игровым режимом», где таковые уменьшены за счет более короткого буфера. Помните только зависимость: ниже задержки — хуже связь. Поэтому игровой режим не рекомендуется для улицы, а мощные современные кодеки зачастую сами переключаются в адаптивный режим связи при наличии проблем.

Графики АЧХ

С АЧХ все очень просто, если вам нравится бас, то смотрите чтобы данный диапазон имел подъем. Если не любите звонких и резких верхов — лучше чтобы не было соответствующих пиков. В любом случае, АЧХ — это, конечно, очень важно, но ее всегда можно скомпенсировать под собственные нужды при помощи эквалайзера. Так что прямо критичного здесь ничего нет.

Послесловие

Как итог подчеркну, что для максимального качества и минимальных задержек сегодня все еще нужны проводные наушники. Беспроводные модели, жонглируя встроенным ЦАПом, усилителем и установленными в корпус излучателями, пытаются выдать максимально чистое, детальное звучание по всему диапазону, но это лишь попытка выжать максимум из того, что есть. По поводу беспроводных кодеков лучше всего иметь AptX HD или LDAC. Пока они слабо распространены в TWS сегменте, но отдельные модели уже встречаются. Относительно же AptX, он не намного лучше более распространенного AAC. Тут разница скорее в реализации на конкретном устройстве. Наилучшим выбором на сегодня являются закрытые полноразмерные и гибридные внутриканальные модели. Шумодав и режим звуковой прозрачности смотрите по необходимости. В общем, выделяйте те характеристики, что нужны именно вам и то, с чем вы, в принципе, готовы мирится. После чего выбор конкретной модели станет намного прозрачнее.

18 комментариев

S
спасибо за статью. познавательно и интересно как всегда, постоянно читаю и смотрю обзоры на you tube этого автора. по его совету купил пару неплохих цапов и наушников. не пожалел не разу о этом выборе. SyncerTech так держать. удачи и успехов в любимом деле. и по больше радуй нас хорошими обзорами.
1946074124988214984@mailru
Плохо только, что у автора практически все обзоры по наушникам сводятся только к обзорам затычек. Именно по этому практически перестал смотреть его обзоры.
Затычки не приемлю ни каком виде. Для улицы только проводные накладные и только с ANC. Дома могу слушать любые наушники, кроме затычек.
Кстати, мои накладные проводные уши от AKG улучшают звук кардинально именно при включении ANC. Без шумодава слушаю в них только аудиокнижки.
m
Просто, затычки очень высоко сейчас поднялись по качеству. Мои затычки начального уровня Fiio FH3 настолько превосходят студийные «лопухи» AKG по разрешению, что лучшая стереопанорама у последних совсем не оправдывает этой разницы.
1946074124988214984@mailru
Дело даже не в их качестве. И даже не в цене. Дело в физических муках, когда я пытаюсь вставить их поглубже в слуховой канал, чтобы бас был такой, каким его записали. И никакие амбушюры не помогают избавится от неприятных ощущений и ежеминутно нарастаемой боли. Купил год назад сыну в подарок затычки FiiO FA1, взял у него их послушать. Осилил всего минут 5 прослушивания, и с облегчением их снял.
Неет, затычки вообще не моё. Опять же с таким видом наушников могут возникнуть разные проблемы связанные со здоровьем.
Syncaine
Бывает индивидуальная непереносимость внутриканалок. А вот проблем со здоровьем — это вряд ли. Правила как и в любых других наушниках: не делать слишком громко и время от времени давать ушам перерыв.
1946074124988214984@mailru
Если бы только молодые меломаны соблюдали когда эти правила) И подтверждение этому, небольшая статья с выводами немецких медиков. Впрочем, таких статей и исследований наверняка великое множество, особенно на Западе, где более трепетно в отличии от нас относятся к своему здоровью...
dw.com/ru/эксперты-предупреждают-наушники-вредны-для-ушей/a-38051230
«Чем ближе источник звука расположен к уху, тем интенсивнее он воспринимается. Поэтому громкая музыка из наушников гораздо вреднее музыки из динамиков. „На дискотеке есть возможность отойти подальше от колонки, а в наушниках громкий звук воздействует прямо на барабанную перепонку“, — поясняет врач.
Поэтому вакуумные наушники-»затычки" гораздо вреднее, чем накладные. Но какой бы не была гарнитура, ушам в любом случае следует давать отдых. «Если вы вышли из ночного клуба, не вставляйте в уши сразу же наушники, подождите до утра», — призывает врач."
m
Поэтому вакуумные наушники-»затычки" гораздо вреднее, чем накладные

Это просто чушь, я с тем же успехом могу включить 100 дБ на накладных наушниках. Ну и, для справки, все слуховые аппараты — это наушники-затычки.
Поэтому громкая музыка из наушников гораздо вреднее музыки из динамиков.

И это тоже чушь. Дома на динамиках музыку громко обычно не слушают — соседи не оценят.
S
И это тоже чушь.

Это не просто чушь, это «чушь в квадрате». На концертах звук из динамиков такой мощности, что вред получают не только уши, но и другие внутренние органы. Так что в некоторых случаях звук динамиков потенциально вреднее.
103197962384153142508@google
На 100% поддерживаю!
После клубов по приходу домой почти всегда свистит в ушах, после внутри канальных наушников нет.
m
Вставляют поглубже очень мало какие затычки, это Etymotic, ну и почти всё. FA1 не надо вставлять поглубже, надо только понять, что провод следует пускать над ухом, а не вниз, как в традиционных вкладышах. Конечно, бывают не очень удобные корпуса, и идеально, если можно примерить. Конкретно FH3 (у них корпус меньше, чем у FA1) лично у меня в ушах сидят очень комфортно, ну только пенка может слегка давить, но это ожидаемо. Силикон не давит.
101725547042748407665@google
Просто, затычки очень высоко сейчас поднялись по качеству. Мои затычки начального уровня Fiio FH3 настолько превосходят студийные «лопухи» AKG по разрешению, что лучшая стереопанорама у последних совсем не оправдывает этой разницы.

Имхо в затычках убогий звук… много затычек переслушал и гибриды, и многодрайверную арматуру, и динамические с напвлениями с двойной диафрагмой и одной диафрагмой, и однодрайверную арматуру и ниодни не переплюнули древние сенхи hd600… звук затычек… ущербный… неестественный!!!
112903002042901734134@google
Отличный материал! Спасибо!
A
«То есть ЦАП и усилитель вашего смартфона или плеера не используется.»
Не соглашусь. В системных настройках смартфона можно задать громкость для Bluetooth наушников. Работает, проверял.
jjxaker
Вообще то смартфон просто посылает команду BT наушниках на увеличение громкости, не более того. причём далеко не во всех случаях.
А вот например кодек LHDC(HWA) когда он правильно работает(как пример Shanling MW200), то звук идёт в обход микшера андроида. не громкость, не эквалайзер задействовать невозможно. то есть всё работает по аналогичному принципу BitPerfect режима через DAC по USB.
С
Всё хорошо расписано, но почему игнорируются полноразмерные наушники открытого типа?
Практически в любом сегменте, кроме, возможно, ультрабюджетного, открытые полноразмеры будут звучать интереснее, чем закрытые.
K
Спасибо, всегда читаю обзоры с удовольствием. Но по этой статье у меня несколько вопросов.
Для качества лучше выбирать открытый тип

Спорно.
Накладные наушники куда более мобильны, но сколь либо серьезно этот сегмент давно не развивается. Чаще всего их помечают словом «DJ», которое обозначает лишь складную конструкцию. К качественному звуку диджейские модели не имеют никакого отношения. Я рекомендую, по возможности, их избегать, поскольку они не дают правильного прижима и охвата уха, а значит окружающим ваша музыка будет таки слышна, и при этом они имеют в большинстве своем закрытую конструкцию. Следовательно, собирают все минусы каждой из этих моделей. Плюс же один — чуть лучшая мобильность. Но это очень спорно, по сравнению со следующим сегментом.

Да, но немного совсем не так.
Полноразмерные наушники это те, у которых амбушюры достаточно велики для того, чтобы уши полностью помещались внутри них, соответственно амбушюры лежат (прижимаются оголовьем) не на ушах, а на голове вокруг ушей.
Накладные наушники это те, у которых амбушюры недостаточно велики для полного охвата уха и, поэтому, лежат непосредственно на ухе. Необязательно, но возможно, что конкретному слушателю такая конструкция будет давить на уши в самом буквальном смысле слова, поэтому сила прижима у накладных наушников обычно меньше, чем у полноразмерных, но риск неудобства остается — это строго индивидуально, конечно. Также необязательно, но возможно, что из-за недостаточного прижима по любой причине, будь то преднамеренно слабое оголовье, или будь то особенность ушей конкретного слушателя, в акустическом объеме «наушник+ухо» образуется отверстие, через которое будет «утекать» бас. Наверное многие знают этот эффект, что если сильнее прижать наушники, баса станет немного больше — вот с накладными то же самое, некоторым они отлично, а некоторым не прижимаются к ушам и теряются басы.
DJ почти всегда работают в полноразмерных закрытых наушниках (не нужно искать исключения и постить их здесь). Но иногда нужно слышать результат своей работы как есть, а не в наушниках. Тогда обычно одно ухо сдвигают, не снимая наушники в целом. Производители наушников подметили это дело и предложили модели для DJ, в которых одну чашку можно легко сдвинуть или провернуть, чтобы открыть ухо, не снимая наушники в целом. Складные наушники имеют нулевое отношение к DJ сами по себе, но некоторые DJ предпочитают складные чисто из-за бытового удобства — по той же причине, по которой могут предпочесть складные наушники любые меломаны.
Огромное распространение в последнее время получили так называемые «капельки» или «вкладыши».

Да вроде как это последнее время лет так двадцать назад закончилось. Сейчас вкладыши — в основном только одноразовые наушники и всякий мусор от Apple.
Внутриканальные же наушники за последние 10 лет прогрессировали до профессионального уровня. То и дело в студиях звукозаписи можно увидеть музыкантов не в больших «лапухах» а в компактных «затычках».

Профессиональные — не значит лучше, чем бытовые. В студиях много задач при работе со звуком, далеко не все из которых требуют какого-то выдающегося качества звуковоспроизведения. А для нужд меломана выдающееся качество воспроизведения требуется всегда.
По качеству музыки блютуз сейчас не может соперничать с проводным соединением от слова совсем. Это технически невозможно.

Аминь!
101725547042748407665@google
А чего тут спорного… лучшие по звуку модели открытого типа (все флагманы производителей открытого типа)… вот и все спорно!!!
101725547042748407665@google
У изодинамики есть проблеммы по краям диапазона… ухехехе у изодинамики есть проблеммы с нч… хехехехе боже, вот это эксперт.., у изо есть только одна проблемма, и заключается она в том, что драйвера дохнут быстро, а стоят как космический корабль!

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Первый гревел Shulz: изучаем прототип велосипеда The Lightning

Бренд Shulz наконец-то дал возможность всесторонне рассмотреть, что из себя будет представлять первый гревел компании. Выпущенный видеоролик-анонс состоит из двух частей. В первой ведущий канала...

С какой скоростью надо ездить по лужам

В дождливую погоду дороги становятся особенно коварными, а лужи на асфальте — не просто лужи, а настоящие испытания для водителя и его автомобиля. Каждая такая встреча скрывает риски: от...

Почему на современных стиральных машиных нельзя отключить отжим, и как это исправить вручную

Если на моделях стиральных машин 7-10 летней давности управление оборотами отжима (вплоть до 0) было базовой возможностью, то у современной техники подобная функция встречается всё реже. Но для...

Как можно узнать, сколько герц в экране Айфона и на что они влияют

В мире смартфонов происходит настоящая революция, связанная с частотой обновления экранов. Долгое время стандартом считались 60 Гц, но теперь производители, включая Apple, переходят на более...

Как одеваться в жаркую погоду, чтобы было комфортно

Лето — пора яркого солнца и прогулок на свежем воздухе. Но высокая температура может стать настоящим вызовом, если тщательно не продумать образ. Поговорим о том, как правильно одеваться...

Обзор MobaPad M6S: максимально удобная альтернатива Joy-Conn для Nintendo Switch

Над альтернативой для штатных Joy-Conn игровой консоли Nintendo Switch работали сразу несколько производителей, причем относительного успеха добился каждый из них, но по возможностям лучше, чем...