Качественный звук, или Как не стать аудиофилом

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Рассуждения | Аудио и звук

Сколько себя помню, всегда были какие-то размолвки между меломанами всех уровней и мастей. От рядовых любителей до вполне уважаемых ценителей качественного аудио. Причем, по большей части, речь в них идет о том, что же такое «серьезный звук» и есть ли у него градации. Так более бережливые меломаны частенько обвиняют владельцев дорогих девайсов в том, что их просто-напросто обманули и никаких значительных отличий между устройством за условные 100 и 1000 долларов нет и быть не может. Здесь важно обозначить, что это не соревнование, кто громче крикнет, у тех кто взял аппарат за условную сотню есть вполне логичные обоснования. В число которые часто входит сравнение ключевых элементов схем и результатов измерений.

Относительно первого вопроса нередко можно увидеть, что новые бюджетные аппараты базируются на куда более современных и качественных чипах, чем аудиофилские девайсы прошлых лет. Или же, что тоже не редкость, когда элементная база устройств с разницей в 900 долларов вообще отсутствует. О чем же нам это говорит? К сожалению, ни о чем. Для примера приведу смартфон от Google и безымянного китайца на одном и том же процессоре или с той же самой камерой. Опыт показывает, что имея даже равные ключевые элементы, гарантировать идентичные результаты просто невозможно. Samsung и Xiaomi с одной и той же матрицей снимают совсем по-разному. Ровно как и в ЦАПах или усилителях, кроме ключевых элементов, значительное влияние оказывает так называемая обвязка. То есть все остальное, что присутствует на плате.

Идеальные результаты измерений тоже далеко не редкость в бюджетных решениях, как и относительно посредственные — в дорогих аппаратах. Последнее часто вызвано каким-то фирменным, зачастую извращенным решением привнести ту или иную аудиальную особенность в свои устройства. Из простого, экспериментируя с гармониками можно добиться более мягкого, живого звучания или наоборот, сделать его суше и острее. Причем это без серьезной необходимости хоть как-то влиять на тракт. Зачастую же и дорогие, и дешевые устройства имеют примерно равный уровень измерений. Исключаем совсем уж махровых китайцев и фанатичные солидные бренды, которые пытаются в современные устройства всеми силами вернуть характер звука из 80-х или 90-х годов.

Отсюда вопрос: если нет разницы, то зачем платить больше? Но, как вы скорее всего догадываетесь, она есть. Просто выражается не в компонентной базе, АЧХ, шумах, искажениях или динамическом диапазоне. Для понимания этих отличий придется задействовать, наверное, самый ненадежный из измерительных приборов — наш собственный слух. Так, основываясь на собственном опыте и опыте многих моих знакомых, я вполне верю, когда человек слушает кардинально разные по уровню аппараты и не слышит разницы. Это действительно правда, но можно ли провести параллель между тем, что кто-то не слышит разницы и тем, что ее нет. На начальной стадии меломании многие спотыкаются о данный вопрос и приходят к мнению, что владельцы дорогих устройств просто наивные обманутые люди. Мол, им кажется, что что-то звучит лучше только потому, что они за это заплатили больше. Хотя и данный психологический факт тоже нельзя исключать. Все мы люди.

Но берем человека, который по своей профессиональной деятельности имеет дело со звуком и тот с огромной вероятностью укажет, что более дорогой аппарат звучит слаженнее и честнее с точки зрения музыкальных тембров. Да, искажения одинаковые, динамика тоже, а один оказывается лучше относительно другого. Градацию насколько «лучше» тоже предлагаю не учитывать, поскольку и это предмет немалого числа дискуссий. Но тут хотя бы понятно, что сложно оценить насколько у яблока более или менее яблочный вкус. Каждый может применять собственную шкалу предпочтений и что для одного пропасть, то для другого «не соответствует разнице в цене». При этом факт остается фактом, один звук отмечается качественнее другого, даже если кто-то не способен услышать разницу. Причина — разная чувствительность измерительного тракта, то есть наших с вами ушей. Объективно же, если хотя бы один человек (с высокой повторяемостью) фиксирует разницу, то она определенно есть.

Другая сторона вопроса — это когда в момент описания своей аудиальной экзальтации владелец более дешевого устройства с уверенностью говорит: да, у меня все ровно то же самое. Этот момент даже меня в свое время выбивал из колеи. Как же так? Но рассудил все случай из жизни, когда с долее дорогой системы, по стечению обстоятельств, мне пришлось пересесть, конечно не на самую дешевую, но около того. Когда у меня стояли две стойки, слушать бюджетную мне определенно не хотелось. В данном случае разница была во всем, от уровня элементной базы, до измерений. То есть объективно одна связка была круче другой. С более качественной я часами залипал на целые дискографии, прослушал просто множество контента и серьезно загрустил, пересаживаясь на бюджет. Прослушивание с которого первое время навевало лишь уныние. Однако прошло около месяца и я начал подмечать, что получаю от бюджетной стойки ничуть не меньше удовольствия, чем раньше от дорогой. И в этот момент я поставил себя на место рядового меломана, который получая такой же порыв удовольствия действительно в праве поставить под сомнение, что какой-то дорогой аппарат еще лучше. Куда уж, как говорится, лучше — итак все потрясающе. То есть сам процесс получения удовольствия от звука, та самая химия мозга, вовсе не обязан зависеть от того, насколько это звучание близко к эталону. Совсем плохой звук не рассматриваем, это слишком очевидно, а вот если взять хороший и очень хороший, или хороший и потрясающий...

И здесь возникает логичный вопрос: если на текущей связке я получаю то самое удовольствие, то зачем мне, извините, все это дорогостоящее чудо? Рассуждая трезво — незачем. Если вы полностью удовлетворены текущем положением вещей, лучше оставить все как есть. Но тут мы возвращаемся к описанной ранее причине — тренированности наших ушей. При достаточно методичном и внимательном прослушивании наш слух, как и любая мышца в организме, тренируется и вот, спустя пол года, вы уже слышите небольшие отклонения, начинаете замечать, что вокалу не хватает массы или деталей и неминуемо делаете шаг вперед. Затем еще шаг, еще… И вот вы уже в числе тех, над кем еще вчера смеялись и слышите как очередные неофиты говорят, что вы «дядя» лопух и были обмануты маркетологами. Идете, сдуваете пыль со старых бюджетников — нет, звучат откровенно слабее, по сравнению с текущим трактом. Сомневаетесь. Делаете бесконечные слепые и глазастые тестирования, но разница слишком велика, да и желание что-то доказывать со временем пропадает. Да и что можно доказать человеку, который действительно не слышит разницы и получает свой максимум удовольствия от какой-то недорогой связки. Такому можно только позавидовать и прикинуть, сколько еще интересных открытий у того впереди.

В сухом остатке, разница есть всегда, но чтобы ее понять или уловить необходим качественный инструмент фиксации. Распространенная система измерений, увы, не в счет. То что она измеряет, помогает лишь отсеять откровенно кривые решения, но непосредственно о звуке там речи не идет. Покупать на начальном этапе какие-то дорогие связки тоже смысла нет, с большой вероятностью вы, послушав у друга очередной бюджетный хит, останетесь разочарованы. Но не потому, что вас обманули, хотя вы будете думать именно так, а потому, что пока не способны к различению. Причем применение поговорки «слаще морковки ничего не пробовал» здесь тоже будет ошибочна. Дело не к том, что человек пытался попробовать, а в том, что он смог распробовать. В заключение дам совет: не стоит спешить, самый кайф заключается именно в осознании необходимости дальнейшего шага и в экзальтации от полученного результата. Поэтому не торопитесь записываться в аудиофилы, прогрессируйте как меломаны. Всем хорошего звука.

С моими обзорами, по аудио тематике и не только, можно ознакомиться в моем профиле. А о лучших скидках, раздаче купонов, промокодах АлиЭкспресс, вы можете оперативно узнавать на моем телеграмм канале — KVPokupok (ссылка на него находится ниже). Заглядывайте и присоединяйтесь!

48 комментариев

K
Спасибо за интересную статью!
narmattaru
отличный текст
многие положения вполне справедливы и для близкой мне темы фонариков
d
А с фонарями что?
Компромисс между яркостью, массой и габаритами, функционалом, качеством (сроком службы), прочностью (водостойкостью). И на все эти параметры накладывается цена.
Тут же уже никаких споров быть не может. Если ярче, значит точно ярче, если легче… и тд.
narmattaru
речь о том что кому-то нужны, условно, ималенты. а кто-то то же самое и больше получает от конвоя
кроме перечисленного вами есть.и масса других переменных
к
Лучше лучше лучше… фигня всё это!
Просто один и тот же звук и одни и те же песни приедаются и не вставляют!
А если послушать их на другой аппаратуре то уже вдыхается чутка новизны и возрождается интерес к музыке!
Есесно другая аппаратура с другим звучание должна нравится)
Я было на музыку совсем забил но случайно надел старые дешевые наушники и прям ощутил радость музыки по новой)
А хайфайный сетап из клячинских М-2011 и усила TA-2 теперь звуки винды озвучивает))
А я набрал пачку наушников и меняю по кругу когда звук приестся и радуюсь)
А всю точность звука и меломанию и аудиофилию в гробу я теперь видал.
Могу пересесть с шуров 840х за 8000 на панасоники 010е за 800 и не обламываться)
Единственный критерий теперь хочется ли слушать с текущим звуком музыку.
А
Послушайте советские изодинамические Электроники и Амфитоны — как раз о новизне звука… ну и мои любимые Grado… для меня лучше ушек нет ) да и голова для вертушки Grado Red нравится — хоть и бюджетная
к
естественно коллекция наушников будет расширяться)
Но вот живые электроники с амфитонами найти будет тот ещё квест)
А
Электроники новые продают на Авито. в упаковке… год назад, во всяком случае, продавали
R
и ни слова про слепой тест.
Syncaine
Ищите, есть
R
про личный. а не вот это «Когда у меня стояли две стойки, слушать бюджетную после хорошей мне определенно не хотелось.»
Syncaine
Лично в моем опыте элементы слепого тестирования присутствуют всегда, так как провожу многочисленные сравнения лоб в лоб. Постоянно случаются моменты, когда я не знаю, что именно сейчас у меня подключено к усилителю или какие наушники установлены в уши. Тогда я делаю общую оценку, не попытку угадать, а вот я слышу вот это и это и в 99% случаев оказываюсь прав. Не так давно, слушая наушники, был уверен что сейчас в ушах другие, изумился — да нет, есть тут и бас и детали. По итогу в ушах просто была другая модель, а в целевой — увы.
G
Слышать разницу в разных наушниках/колонках — это совершенно нормально. Разница в АЧХ и без слепого теста на слух бросается, выводя тем самым фаворита.
Syncaine
А если одни наушники и два ЦАПа подключенных через усилитель для них.
Tadoritz
> Делаете бесконечные слепые и глазастые тестирования, но разница слишком велика, да и желание что-то доказывать со временем пропадает
П
Многополосное усиление — вот настоящий качественный звук.
Syncaine
Как один из вариантов.
S
Кстати, меня очень удивляет, что многополосное усиление до сих пор остается редкостью даже в Hi-End (бытовом в смысле, в студийной аппаратуре такое, говорят, не редкость). А ведь это позволяет выкинуть из колонок аналоговые разделительные фильтры. И при этом все аудиофильские бренды кричат про «кратчайший» тракт. Я из бытового аудио навскидку только Meridian могу вспомнить.
Y
Весьма интересная статья.
Заключительный совет автора соответствует моим текущим шагам поиска звука
S
Хорошая статья! Почти во всем согласен с позицией автора. Кстати, дешевую аппаратуру покупают часто не от бедности, прижимистости и того, что не слышат разницы. Мой брат, например, разницу между хорошим и очень хорошим трактом, как выяснилось, слышит отлично. Но при этом он совершенно равнодушен к этой прибавке к качеству: ему нравится именно сама музыка, а в звучании дорогой аппаратуры для него ничего такого, что позволило бы ему получать больше удовольствия от ее прослушивания. Поэтому его на 100% устраивает как звучат какие-то не дорогие «затычки» с телефона.
A
Не только слух тренируется, но и мозг подстраивается и «дорисовывает» недостатки
A
И «достоинства» тоже. ))
i
Всю жизнь искал качественный звук, читал обзоры и журналы всяких дятлов. Перебрал кучу систем. 1. Все пишут про себя или за деньги. 2. Эталонный звук не интересен. 3. Важны именно искажения, те, что нравятся Вам. 4. Супер дорогие системы могут «не зайти». 5. Есть не дорогие системы со звуком который нравится. 6. Для дорогих систем необходим дорогой антураж. 7. Все дорогие системы звучат хуже хороших наушников. 8. Нет смысла слушать идиотов, ибо, вкус у каждого свой и меняется. 9. Вкладыватся в дорогую систему, нельзя, ибо, через пару лет, по изменении вкуса, она перестает нравиться. 10 Продать дорогую систему, нормально, нельзя и сидишь с ней раздражаешся.
G
АС хуже наушников? Хотя, если учитывать, в каких условиях эксплуатируются большинство АС — то ничего удивительного.
Я вот, например, после наушников включаю АС и ловлю «мурашки».
Наушники в плане естественности и масштаба звучания вообще нет смысла сравнивать с АС. Совершенно разные уровни.
На счёт «эталонного» звука и присутствия нужного звука в недорогой аппаратуре полностью согласен.
A
«Мурашки» = знаменитый frisson. И, да — наушники не умеют «качать саунд», тот же бас, например. И многие просто игнорируют тот факт, что музыку человек не только слышит ушами, но и чувствует телом (вибрации от звуковых волн). При чём, во всём слышимом (и не только) диапазоне. Наушникам здесь, по определению, никогда не догнать АС.
Т
Современные измерительные методики вполне себе дают представление о качестве акустики и тракта. Но для прослушивания важно ещë и помещение. Рассматривая всякий раз закутки, в которые ставится вся эта аудио-аппаратура, поражаешься самоуверенности этих людей. Да конечно, слуховой опыт важен, но это же реально надо пропустить через себя десятки комплектов. Плюс лучше ещë и попробовать чего-нибудь самому сделать-спаять, тогда будет опыт, действительно бесценный. А если просто периодически слушать музыку, то можно иметь 2-3 комплекта, подешевле и подороже выбрать которые можно вполне себе полагаясь на качественные измерения.
O
Есть ещё одна особенность, большинство окончивших музыкальную школу удовлетворены вполне обычным, я бы сказал бытовым трактом и не собираются менять его на более качественный. Что-то вроде наушников за три тысячи и телефона.
1979426@vkontakte
Когда начинаешь слушать музыку, а не тракт, необходимость в дорогой аппаратуре отпадает.
Syncaine
Смотря что называть дорогой. Нормальная то по любому нужна.
113034519816244154343@google
Какое значение для прослушивания музыки имеют «измерения», если вы слушаете своими ушами? А не глазами, видящими результаты измерений :)
113034519816244154343@google
По моему личному наблюдению профессиональные музыканты ЛЮБЫХ жанров слушают обычно mp3 и не парятся звуком вообще.
f
возможно вам так повезло с музыкантами, либо ваши наблюдения не полные. в моей среде музыканты предпочитают преимущественно материал в высоком качестве (либо ноты:))
113034519816244154343@google
Для меня при прослушивании музыки главное — чтобы звук не раздражало этого вполне довольно. Главное же переживание (точнее — сопереживание!) я получаю из музыки. Источник звук просто не должен мешать слышать музыку!
t
Вставлю и свои 5 копеек, чтобы трата на качественный звук не была напрасной нужно хотя бы раз в неделю садиться на часок другой и именно вслушиваться в любимую музыку. Иначе получится как у меня, прихожу на работу в офис, достаю внешний ЦАП, подключаю наушники, включаю qobuz, вроде все здорово, но не вслушиваясь, а слушая на фоне во время работы разница между топовой связкой и беспроводными наушниками не столь велика, из-за этого нередко грешу беспроводными наушниками в пользу большей практичности.
Override@gametech
Многое зависит от ушей
470679502@vkontakte
Да всё правильно в общем, зачем кому то что то доказывать.
1
Вообще всегда оценивал аппарат по громкости. Если на высокой громкости начинаются искажения, то нах это не нужно. Применимо и к концертной и домашней аппаратуре
A
Есть ещё один фактор, который вполне сходится с мыслью этой статьи. Он относится к познанию всего нас окружающего: это желание познавать. К примеру: если кто-то восхищается картиной, которую ты не понимаешь, значит «он что-то знает». И тут два пути — либо развивать свои познания, либо пойти простым путем — абстрагироваться и дальше плыть по течению, обделяя себя на новые открытия и новые краски и эмоции.
t
самовнушение жуткая сила. и белое видят черным, и чувствуют запахи парфюма там где его нет. современная техника ушла далеко от сенсорных способностей людей. гигагерцовые частоты. самое важное в аппаратуре это максимальная точность повторения источника, и начиная от источника, которым осуществляется запись, до ас, которая воспроизводит этот оригинал, комнаты которая переотражает звук… даже движение головы способно эффектом доплера искажать звук, и современная аппаратура способна это фиксировать, корректировать не идеальное АЧХ ас… но слепой метод вы не пойдете и скорее всего вам понравится звучание которое будет искажено от оригинала. остальное все маркетинг и гипноз, почувствовать вибрации тонкой материи. гипноожога
Syncaine
Тут много спорных моментов, к примеру приблизиться к тому, что было на студии можно лишь затянув такую же аппаратуру домой, на другой уже не совсем то. Ну и горы аппаратуруы при звукозаписи нужны чтобы было не так как в оригинале, а лучше. Мысль в целом верная, но есть нюансы.
l
Я уже где-то встречал писанину этого «автора» на похожую тему, он невежда и сам является аудиофилом. Для тех, кто действительно хочет разобраться в теме Hi-Fi, нужно гуглить статьи Рауля Санчеза, это чуть ли не единственный источник ликбеза по аудио в Рунете
Syncaine
Глянул Санчеса, мат на мате, сплошные оскорбления и ничем не подкрепленные заявления. Если это ваш единственный ликбез — это печально. Зерно истины, как всегда имеется, он делает акцент на важности акустических свойств комнаты, но спорного гораздо больше.
d
По мне, важнее количество каналов и правильность расположения динамиков. Смотрел запись оркестра с хорошим многоканальным звуком. Как в живую. Именно за счёт расположения динамиков. В наушниках, даже костных, также хорошо слышно, но нет ощущения объёмности звука.
I
Все говорят что слышат разницу в слепом тесте, но когда проводится корректный слепой тест с выравниванием громкости и прочее разница между вменяемыми и качественными системами просто пропадает как правило. Большинство «слепых» тестов просто некорректно проведены. Понятно что между откровенным ширпотребом и качественным хайфаем разницу будет слышно в любом случае. У сталкера есть отличный пример с усилителем для наушников и звуковой картой профессиональной с одной стороны и емушка с другой. Пока человек знал что где играет слышал разницу как только поставили тумблер с рандомным подключением и выровняли громкость разница ушла.
A
Проблема подавляющего большинства дискуссий меломанов и аудиофилов заключается в том, что они ставят объективным вещам субъективные вопросы и пытаясь синхронизировать ответы на них, понимания, логично не находят. И не найдут.
Почему? Да потому, что люди («троллей» и пр. софистическую нечисть — не рассматриваем) вступают в общение с целью получить от другого человека полезную информацию ДЛЯ СЕБЯ. Чтобы как-то с пользой применить её в дальнейшем. Никому не интересно, какую ногу ты задираешь вверх, лёжа на диване, когда слушаешь любимую музыку. Вкусовщина — это бесполезный антураж споров. Хотя, некоторые даже делают его основным мерилом, мол: «моим ушам так нравится, а все остальные мнения — херня». Споры с такими, по определению — ни о чём. ЧСВ или пиписькомерство, не более. Конструктив и понимание, что к чему и как, найдёт лишь тот, кто ищет не «свой звук», не приукрашенный (феномен «женщины перед зеркалом»), а честный и натуральный, даже если он противен и плюс готов к этому спокойно относиться.
Такова истина.
Вывод: качественный звук (объективно) и симпатичный звук (который нравится именно вам). Вещи очень разные. И, нередко, конфликтующие друг с другом. И любой переход с объективности на субъективность всегда происходит именно здесь, при чём, последняя побеждает в 99% случаев из-за её банальной личной практичности.

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Самые длинные и самые короткие названия станций Московского метро – новый рекорд и уроки истории

Открытие первого участка Троицкой линии метро, состоявшееся в рамках празднования Дня города 7 сентября этого года, не только обеспечило горожан новыми маршрутами и улучшило транспортную...

Обзор наушников UGREEN HiTune H6 Pro

Наушники AirPods часто называют наиболее удобными для владельцев iPhone благодаря их интеграции с экосистемой Apple и неплохим звуком для повседневного использования. Однако их высокая стоимость...

Как уснуть за 2 минуты: 4 простых шага к глубокому расслаблению и быстрому сну

Когда кажется, что сон ускользает из-за назойливых мыслей, есть один простой метод, который поможет вам «вырубиться» всего за две минуты. Да-да, без таблеток и подсчёта овец. Этот метод специально...

Обзор TWS наушников Haylou Airfree OW03

В этом обзоре я хотел бы поделиться впечатлениями о новой модели наушников от китайского бренда Haylou. Это относительно новые наушники. В отличие от традиционных наушников, которые...

Хватит на сутки работы без долива воды: Обзор умного увлажнителя воздуха Deerma F955W

Рынок ультразвуковых увлажнителей огромен, множество производителей занимаются выпуском этих полезных устройств. Но большинство увлажнителей имеют очевидные минусы: необходимость частого долива...