Компактный стационарный ЦАП FiiO K3: новая реинкарнация классики
Компания FiiO — одна из “старожил” портативного аудио. Начав свой путь с портативных ЦАПов и усилителей, она ворвалась в мир плееров с X3, который полюбился многим ограниченным в бюджете меломанам. После этого произошло много приятных для компании событий: расширение линейки, новый нейминг, увеличивающаяся популярность и линейка наушников (об одних из них я скоро расскажу).
Сегодня мы поговорим о компактном стационарном ЦАПе с усилителем (далее — просто ЦАП) от FiiO. Компания редко выпускает подобные девайсы, обычно предпочитая им портативные ЦАПы или плееры, но линейка маленьких стационарных устройств у них была всегда: E10 и E10K — “прародители” K3. Новая модель традиционно совмещает компактные размеры и хороший набор входов и выходов (есть даже 2.5 балансный), но вопрос со звуком остаётся открытым. Цена FiiO K3 на момент обзора — 9650 рублей.
Характеристики
- Размеры: 22×58×70 мм
- Масса: 82 г
- Операционный усилитель: 2×OPA926+OPA1612
- ЦАП: AKM AK4452
- USB-чип: XMOS XUF208
- Балансный выход: Да, 2,5 мм TRRS
- Соотношение сигнал/шум: 113 дБ
- Диапазон частот от: 20 до 80000 Гц
- Коэффициент нелинейных искажений+шум: 0,004%
- Выходная мощность (3.5 мм): 220 мВт на 16 Ом, 120 мВт на 32 Ом
- Выходная мощность (2.5 мм): 320 мВт на 16 Ом, 200 мВт на 32 Ом
Комплектация
K3 приходит в простой коробке из белого картона, сверху — суперобложка с изображением ЦАПа, характеристики писать не захотели.
Комплектация максимально простая: две пары клеящихся ножек, обычный USB Type-C кабель и сам ЦАП. Конечно, можно придраться к отсутствию в комплекте мешочка для переноски или резинок для крепления, но стационарный сценарий использования едва ли требует подобного.
Внешний вид, коммутации
Первое на что обращаешь внимание — размеры устройства. На картинках оно не кажется миниатюрным, но на практике ЦАП в 2-3 раза меньше стандартной компьютерной мышки. Само устройство сделано из металла и окрашено в любимый FiiO чёрный цвет.
На фронтальной панели расположилось колёсико регулировки громкости, которое также выполняет функцию включения/выключения устройства. Сама регулировка громкости выполнена по технологии ADC: регулятор аналоговый, но его данные переводятся в цифру. Такая схема позволяет сохранить плавность аналогового регулятора с хорошим разделением каналов цифрового. Под колёсиком — световой индикатор, который светится разным цветами в зависимости от формата проигрываемых файлов: DSD — зелёный, выше 48 кГц — жёлтый, другие форматы — синий.
На той же фронтальной панели разъёмы аудио выходов — обычный 3.5 mm mini jack и балансный 2.5, о различиях которых я напишу позже. Кроме того, есть переключатели Gain и Bass, первый из которых отвечает за мощность усилителя, а второй аккуратно подчеркивает низкие частоты.
На тыльной стороне устройства сосредоточились все остальные интерфейсы, среди USB Type-C в качестве цифрового входа и набор выходов: цифровые оптический с коаксиальным (для использования K3 в качестве USB-to-SPDIF конвертера) и линейный 3.5 мм mini-Jack. Чуть выше — рычажок для переключения режимов работы USB: 1 для работы без драйверов, но только с файлами до 96 кГц/24 bit, 2 требует установки драйвера, но дружит со всеми файлами, вплоть до PCM 384 кГц/32 bit и DSD256.
Все остальные части устройства свободны от функциональных элементов: сверху расположился логотип компании и значок Hi-Res Audio, снизу — информация о сертификатах и минимальном входном токе.
Заключать, в целом, нечего: фотографии максимально точно передают реальный внешний облик, единственное что может быть неожиданностью — размеры, но даже их вполне просто представить (благо, что в характеристиках они есть). Также напомню, что в комплекте есть ножки, которые можно приклеить (а что ещё важнее — можно не приклеивать) во избежание скольжения устройства или царапин на столе.
Звук
Традиционно для моих обзоров, этот раздел начнётся со слов, что “именно звук — главная часть устройства”. В этом случае всё ещё проще чем с наушниками: ЦАПы и усилители — довольно банальные устройства, от которых обычно не требуют ничего, кроме USB входа, 3.5 mini-Jack выхода и хорошей начинки. И если с первыми двумя требованиями уже справляются все, то со второй всё не так бинарно, тут я и постараюсь это раскрыть.
Но для начала стоит рассказать про “балансный” выход. Важно знать, что это не классический “баланс”, который используется в колонках на больших расстояниях. Правильное название — раздельная земля, то есть изначально идет не 3 провода, один из которых с помощью пайки “делится” в сплиттере, а все четыре. Для усиления каждого канала используется отдельный усилительный тракт, вследствие чего — лучшее разделение каналов и большая мощность. И если польза первого смертным не слишком заметна, то второе может сыграть решающую роль, особенно если вы готовы заменить кабель на своих полноразмерных наушниках.
А теперь, после долгого вступления, наконец перейдем к “… главной части устройства”.
В целом, звук можно описать одним словом — ровный. АЧХ линейная, перекосов или приокрасов нет.
НЧ-диапазон
Низкие частоты у устройства хороши. Хороший контроль и разделение инструментов. Из-за линейности АЧХ нужного некоторым треком “кача” не достает, но в других случаях бас себя проявляет хорошо, показывая нужную массу и скорость. Также K3 не сдает позиции и в классической или камерной музыки — инструменты уверенно распознаются и их характер остается.
СЧ-диапазон
Главное возможное нарекание к средним частотам — отсутствие дополнительных эмоций, поэтому это явно не лучшее устройство для тех, кто слушает плохо записанную музыку, построенную на вокале. Конечно, аудиофильские бинауральные записи звучат хорошо, но плохо записанные треки иногда могут заставить поскучать. В остальном — отличная детальность и достоверность инструментов с голосами, и на приличных записях устройство раскрывается. Сцена неплохая, больше средней и в ширину, и в глубину.
ВЧ-диапазон
И снова — ровная АЧХ, и снова особенности. Высоких частот количественно не уменьшается, вы услышите их столько же, сколько было на записи, что нравится далеко не всем. Но если вы не бегаете от ВЧ, то они вас устроят — хорошая детальность и затухания. Несмотря на то, что эта часть ничего сверхъестественного не представляет, именно она первая бросается в глаза при переходе с более простых источников.
Лично мне звук устройства понравился — мне всегда импонировали “стерильные” источники, которые не привносят от себя ничего, оставляя изменения звука наушникам. Да, этот ЦАП может не подойти к совсем безэмоциональным моделям, но в других случаях — минимум влияния при большой (особенно с балансного выхода) мощности. Следствием этого также является отличная жанровая совместимость, играть честно получается всё. Также не стоит забывать возможность “усилить” бас с помощью соответствующего фильтра от производителя. Переключатель делает звук “теплее”, не перерастая в классический “кач”, что делает его вполне применимым.
Заключение
Тот самый случай, когда вывод подвести и просто, и сложно одновременно. Как я уже говорил, ЦАПы, а особенно стационарные, очень простые устройства. На первый взгляд все они абсолютно одинаковые: у всех одни и те же цифровые USB входы, у всех стандартный mini-Jack выход. И тогда остается смотреть на отличия. У ЦАПа от FiiO главное преимущество — наличие балансного выхода, который с включенным High Gain может отдавать много мощности, сохраняя компактные размеры. Поэтому если вы планируете использовать будущий ЦАП-усилитель преимущественно с полноразмерными наушниками, то K3 — практически бесконкурентный продукт. Также к плюсам можно отнести большое количество портов и дизайн. Минус можно выделить только один: у ЦАПа нет привычного бюджетным моделям окрашивания звука. Хотите получить нейтральное устройство? Тогда K3 — отличный выбор.
Спасибо российскому представительству FiiO за предоставленное на обзор устройство.
40 комментариев
Добавить комментарий
В первом случае мы имеем картину пространственного размещения источников звука зафиксированную в записи (реверберации, фазовые искажения и задержки), которая налагается на геометрию помещения — 2 слагаемых.
При этом на самом деле 2ой играет решающую роль, он может «вытащить», даже если запись откровенно бедна.
Во втором случае (наушники) играет только 1-й фактор и микронюансы обработки цапом этих параметров — определяют тн «сцену»
… ага, всех конкурентов наш герой заборол разом
… ваще не джинса :)
… просто вспомните об этом, когда в следующий раз соберетесь применить термин «без-конкурентный»
2. как грязи, особенно в свете того что:
2.1 показатели мощности ушника сабжа ничем не примечательны. Centrance dacport hd, который сабжа — меньше, раз в несколько — выжимает из usb гораздо больше.
http://xchesser.ru/catalog/product/centrance-dacport-hd
2.2 показатели мощности ушника комбайна dac + amp с usb only подключением — не особо интересны.
Просто потому что для 9 из 10 вариантов наушников, которые юзаются заинтересованной аудиторией — мощи хватит.
А оставшиеся 1 из 10 на сабж смотреть не станут даже по ошибке :)
Спасибо за статью, было интересно, заинтересовался темой.
С позиции универсальности продукты FiiO всегда были хороши
Что касается избыточности этой мощности — это тоже верно (для моих наушников 100мВт — максимум), но для кого-то это может стать решающим фактором, о чём я и писал.
За новодку про Centrance спасибо, раньше он был дороже. Возможно, смогу сравнить.
обозреваемый сабж
SMSL iQ
SABAJ Da3
TempoTec Sonata iDSD plus
Буду очень признателен за ответ
планирую купить девай, как вариант К3, правда еще есть Е10К который в 2 раза дешевле
Ушки Shure 840
Что посоветуете? :)
А фирменного софтового плеера у Fiio нет, в отличии от других подобных контор(Fostex, Teac, Onkyo, Technics и тд)
стоит ли брать в этом случае цап? если да то какой?
мне только что посоветовали цап Audioquest Dragonfly DAC Black
типа до 250 долларов все наушники раскрывает
До покупки я конечно пошустрил немного информацию о разнице в звучании конкурирующих в них ЦАП'ов — между AKM и ESS… И я с ней сейчас полностью согласен — AKM звучит «тепло», «сглажено» (на ВЧ, местами, даже слишком — на вокале это не ощущается) и не так аналитично, как «сябра» в AE-5 (я там порою от количества «аналитики» просто улетаю) :)
Еще все гадал, хватит ли его мощности для Fostex T50RP MK3, но хватило — с небольшим запасом, а на тихих записях практически без него, но это еще на «не балансном» — переведя наушники на балансный, думаю, это «проблема» решится (:
Добавить комментарий