Что выбрать: ЦАП или звуковую карту? Разбираемся с плюсами и минусами

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Рано или поздно перед каждым меломаном ребром встает вопрос, что же выбрать ЦАП или звуковую карту и какие вообще у них есть плюсы и минусы. Тема эта достаточно интересна, поэтому, думаю, полезно будет в ней подробно разобраться.


Для начала определимся с тем, для чего же данные девайсы нужны и чем отличаются. Звуковая карта или аудиоинтерфейс, если сильно не углубляться в вопрос, предназначены для воспроизведения и записи звука. В то время как ЦАП, в своем первозданном виде, предназначен только для воспроизведения. Есть исключения, но о них чуть позже. Так вот, если вы планируете подключать к компьютеру электрогитару, какие-то MiDi инструменты или же требовательные к питанию конденсаторные микрофоны, то вам подходит исключительно аудиоинтерфейс. В таких случаях сэкономить не получится, остается только вопрос брать внешнюю USB или внутреннюю PCI-E карточку.

Как правило, современные USB интерфейсы куда более функциональны и имеют лучшие характеристики по сравнению с внутренними карточками. То есть я рекомендую именно USB решения, однако и в этом случае стоит хорошенько подумать относительно нужного вам количества входов и выходов. Если говорить о возможностях таких карточек, то бюджетные варианты базируются обычно на недорогих многоканальных кодеках с довольно посредственной обвязкой и, как следствие, очень бюджетным звуком. Джек для наушников там сделан "чтобы был" и выдает даже меньше мощности, чем мобильный телефон. В тех же сверх популярных Focusrite, если не ошибаюсь, около 16 мВт мощности на 32 ома нагрузки. Это не просто мало - это поразительно мало. Зато и питания надо немного, обычно хватает того, что идет от USB порта. Знаю, если вы будете брать карточку тысяч за 30, то там уже все куда лучше, а за 60 так вообще прекрасно, но зачастую, когда встает вопрос о покупке карточек, то больше 20 тысяч человек потратить не готов. А то и еще меньше.

Какие же есть решения? В свое время с интерфейсом MOTU M4 я закрыл вопрос покупкой дополнительного усилителя для наушников Topping L30. Не прямо шик, но полноразмерные наушники на 250 ом он раскачивает намного лучше, встроенного порта.

То есть в плюсы звуковой карты отнесем наличие инструментальных входов, хорошего питания для микрофона, выхода для наушников, нескольких линейных входов, и классических выходов для подключения усилителя или непосредственно активной акустики.

Минусы карточки - технически бедная начинка, низкая выходная мощность и, как результирующая, посредственное звучание как на мониторы, так и на наушники.


Ну а что нам предлагает в эту же цену ЦАП? ЦАП - это девайс исключительно для воспроизведения, оттого платить за ненужные вам входы, многоканальный ЦАП, непосредственно АЦП и его обвязку - не нужно. А значит, по компонентной базе экономия будет более чем в половину, следовательно сам чип конвертера можно поставить куда более качественный, без усложнения и особого удорожания всего устройства. То есть, компонентная база даже в самых дешевых ЦАПах намного дороже и качественней, чем в куда более дорогих аудиоинтерфейсах, плюс еще места под обвязку там больше. Оттого звук у ЦАПа, я бы сказал, несоизмеримо лучше. Есть только одно но, в аудиоинтерфейсах, даже довольно дешевых, почти всегда ставят балансные выходы на джеке 6.35 мм, иногда дублируя их небалансными RCA, а в недорогих ЦАПах балансные выходы все еще редкость. Хотя, за последнее время ситуация начала кардинально меняться и в ЦАПах мы тоже все чаще встречаем те самые балансные 6.35 мм. За примером ходить далеко не надо, посмотрите последние модели Topping и SMSL.

Отсюда основной плюс ЦАПа - это куда более качественная начинка. Я бы сказа так, что в ЦАПе за 6000 рублей стоит примерно такая же начинка как в звуковой карте за 30 000. То есть выигрыш в звуке не просто есть, он гигантский. Да и выход на наушники, если он в ЦАПе есть, то это не позорные 20 мВт, а обычно уже от 300 мВт и выше. Последние решения так вообще уже заходят за 1 ватт на канал в пересчете на 32 ома нагрузки. Аналоговых входов, если мы говорим о больших настольных решений, у ЦАПов нет. В этом случае микрофон, например, можно пустить на встройку, а вывод звука на внешний ЦАП.

Ну и совсем другой вопрос, если вам нужна не большой профессиональный интерфейс, а мелкая карточка размером со флешку. Скажем, для ноутбука или в замен встройки для стационарного компьютера - что же делать тогда? А в этом случае, почти все звуковые карты, что вы найдете оказываются вообще не про звук. Это или уровень той самой встройки или даже хуже. У таких решений один плюс - отдельный микрофонный вход, и тот лишь для самых дешевых микрофонов. Подобные карточки, на мой взгляд, вообще недостойны рассмотрения и их полностью способны заменить мобильные ЦАПы с поддержкой гарнитуры. Да, возможно вам придется докупить Y-образный переходник, чтобы увязать все в гарнитурный джек 3.5 мм, но уровень начинки там и выходная мощность на наушники просто феерические. Подобными решениями, кстати, Razer начала комплектовать свои дорогие игровые наушники, были у меня на обзоре, но там и измерения такие, что хочется кричать караул, и сам звук заставляет желать лучшего. То есть получить что-то более-менее приемлемое в пределах 3000 рублей возможно исключительно от ЦАПа, благо поддержка гарнитуры в мобильном их сегменте встречается часто.

В сухом остатке, если вам нужен инструментальный вход, фантомное питание для конденсаторного микрофона или же целый арсенал из линейных входов, то, увы, никак сэкономить не получится. За недорого это будет посредственный звук в классическом своем проявлении. Максимум, в данном случае, что можно сделать - это докупить отдельный усилитель для наушников, тем самым вытянув хотя бы эту часть на более-менее приемлемый уровень и то лишь по мощности. Маленькие же звуковые карты - это вообще мусор в 99.9% случаев. Стационарный ЦАП позволит за меньшие деньги купить лучший звук с более мощным выходом на наушники, но без каких либо аналоговых входов. Тут уж вам решать, что важнее. Ну а некоторые мобильные ЦАПы позволят подключить еще и простой микрофон, например петличку, в единый гарнитурный джек 3.5 мм. Здесь только внимательно читайте характеристики, не все мобильные ЦАПы так умеют, иногда это просто выход на 3.5 мм. В качестве рекомендации могу обратить ваше внимания на решения HiBy, Tempotec или, скажем, Whizzer.

Для себя же аудиоинтерфейс я почти перестал использовать по назначению, пересев на куда более качественные в плане звучения стационарные и мобильные ЦАПы. Дома - это стационар, а в поездках - мобильный ЦАП с ноутбуком или смартфоном. Они могут и так, и так. К слову, все современные ЦАПы так или иначе поддерживают ASIO интерфейс, причем с возможностью его настройки. А значит, они вполне пригодны для работы в профессиональном секвесоре, то есть написания и сведения музыки. Слушайте только качественный звук, на максимально качественном для вашего кошелька оборудовании. Ну и берите ЦАП - он дешевле и намного лучше звучит, чем любой интерфейс даже в два раза дороже. Плюс к ЦАПам идет часто пульт, есть дополнительное меню настроек, поддержка блютуз и много чего еще вкусного.

Также рекомендую свои подборки ЦАПов:


1. Выбираем ЦАП для смартфона с Aliexpress: самые интересные модели лета 2022 

2. Выбираем ЦАП для смартфона с отличным звучанием: 10 вариантов с Алиэкспресс 

3. 10 стационарных ЦАП для домашней аудиосистемы по распродаже с Алиэкспресс

Мой чат на тематику звука в Телеграмм - syncerchat, а все мои обзоры в Телеграмм - syncertech.

А для тех, кто ценит время и деньги: приглашаю на свой телеграмм-канал KVPokupok (его можно найти поиском или перейти по ссылке ниже, из раздела «Об авторе»). Там я делюсь промокодами, купонами и лучшими скидками с Алиэкспресс и с других площадок.

Заглядывайте и присоединяйтесь!