Что делать, если уже купил желанную винтажную аудиотехнику

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Хотелось бы ответить на вопрос в заголовке поста — что нужно радоваться и наслаждаться любимой музыкой. Но не всегда приобретение техники с историей гарантирует только положительные эмоции. Покупка винтажной аудиотехники таит в себе некие риски и возможные проблемы, к которым нужно быть готовым (не только морально, но и зачастую финансово). У понятия «раньше было лучше» в аудиотехнике есть свои подводные камни. Сегодня рассмотрим частые проблемы с винтажной аудиотехникой (источники сигнала, усилители мощности, акустика) и пути их решения.


Yamaha YP-511
Автор: Leo Wieling Источник: unsplash.com

Введение

Меломаны обращаются к винтажной технике чаще всего по трем причинам:

  • Неудовлетворены качеством, дизайном и ассортиментом современной Hi-Fi аппаратуры
  • Хотят сэкономить средства при построении домашней звуковой системы
  • Ностальгия по прошлому и тяга к коллекционированию аппаратуры той эпохи

И если посмотреть на ассортимент «барахолок», сайтов объявлений и тематических форумов, видно, что предложений винтажной аудиотехники более чем достаточно.

Автор: Pattarawooth Junnual Источник: www.vecteezy.com

Понятное дело, для продавцов ретро техники это чаще всего бизнес, и желание выгодно продать технику преобладает над остальным. Поэтому они могут не отягощать себя вдумчивой дефектовкой аппаратуры, а часто продавать как есть, смахнув пыль с корпуса.

Еще сложнее для обычного пользователя покупка аппаратуры под ремонт или восстановление (а ломается любая техника), тут либо нужно иметь хороший опыт ремонта электротехники либо иметь контакты опытного мастера.

Либо частенько бывает ситуация, при покупке винтажной аппаратуры, при беглом прослушивании или демонстрации работы у продавца все было неплохо, а при установке дома — техника работает со сбоями или акустика звучит совсем не так.

Акустика

Главная проблема винтажной акустики в том, что найти экземпляр, который не подвергался вмешательству (разной степень профессионализма) крайне мала. Да и хранится акустика должна соответствующим образом (в сухом помещении, без попадания УФ лучей).

Автор: bdos

Популярные в прошлом подвесы диффузоров динамиков из ППУ служат максимум 15 лет, а чаще всего от времени превращаются просто в «сопли». Их меняют, причем далеко не факт на такие, которые предусмотрены параметрами динамика. И что получаем в итоге — да просто новый динамик (меняется эквивалентный объем, один из ключевых параметров излучателя), который не соответствует акустическому оформлению имеющегося корпуса. Бас уже точно не будет таким, как у акустики с «завода».


Помимо такого типового ремонта подвесов, встречаются еще «аудиофильские шалости» прошлых владельцев в виде замены проводки внутри акустики и замены элементов/изменения схемы штатных кроссоверов (разделительных фильтров полос) акустических систем. Замена наполнителя объема (часто на неподходящий с закрытыми порами), или даже замена излучателей. Чаще всего такие доработки делаются на слух, либо по наитию, а по факту? могут только испортить звучание акустики.

Поэтому при покупке акустики помимо вдумчивого прослушивания на знакомых и тестовых треках очень желательно сделать замеры АЧХ (и еще зависимости сопротивления от частоты) колонок измерительным микрофоном (самому или у специалиста). Такой тест сразу покажет «косяки» доработок (смену фазы подключения, неравномерность, изменение частоты раздела фильтра и прочее) и одинаковость колонок в стерео паре.

Автор: bdos

Для советской акустики могут добавиться еще проблемы (особенно если ее эксплуатировали на грани возможностей):

  • Отгорание токоподводящих проводов катушки
  • Нарушение центровки катушки в магнитном зазоре
  • Нарушение целостности центрирующей шайбы и диффузора
  • Рассыхание корпуса, выгорание шпона от солнца
  • Растрескивание пластиковых частей корпуса

Хотя та же широко распространенная в прошлом акустическая система Radiotehnika S-90 стоит сейчас довольно дорого. И приведение такой акустики в рабочее состояние и наведение косметического порядка может вылиться в дополнительные траты.

Еще один важный момент, который часто выпадает из сознания меломанов — акустика звучит не сама по себе, а только в связке с помещением прослушивания. На звук влияет: размещение акустики (вдоль узкой или широкой стены помещения), место установки по высоте, наличие звукопоглощающих/рассеивающих материалов на стенах. Если при прослушивании у себя дома появляется гудение на низких частотах, нужно поиграть расположением акустики в помещении, либо попробовать частично заткнуть порт фазоинвертора (например, поролоном).

Усилители мощности

Для усилителей мощности, выпущенных несколько десятилетий назад, обычно характерны три типовые проблемы:

  • Высыхание электролитических конденсаторов (что может привести либо к блуждающей неисправности, либо к частичной потере работоспособности)
  • Шуршание и треск в поворотных регуляторах
  • Загрязнение/выгорание передних панелей, накапливание пыли внутри корпуса

Для советских усилителей (тот же УМЗЧ «Бриг» пользуется сейчас устойчивым спросом у меломанов) характерна еще проблема с отслаиванием дорожек на печатных платах из гетинакса (нужно пропаивать).

Автор: bdos

Если засаленные и грязные панели без проблем можно отмыть спиртом, а пыль внутри продуть сжатым воздухом. То с заменой неисправных электролитических конденсаторов нужно повозиться. Понять что необходима замена (если даже нет отказов), поможет простая визуальная дефектовка: около конденсаторов не должно быть пятен и они не должны быть вздуты. Треск в регуляторах громкости и баланса устраняется либо заменой, либо ремонтом с помощью восстановления поврежденного резистора токопроводным клеем, чисткой специальным очистителем контактов. А вот брызгать на них WD-40 не рекомендуется.

Так же не забываем, что японская техника для внутреннего рынка, так популярная у нас, работает от сетевого напряжения 110 В. Поэтому, для работы без вмешательств в штатный трансформатор питания (перемотка первичной обмотки), нужен ЛАТР (или лабораторный автотрансформатор). Его нужно подобрать по примерно потребляемой мощности компонентов, но с небольшим запасом. Сейчас есть удобные реализации с индикацией напряжения.


Автор: SUNTEK Источник: market.yandex.ru

Источники сигнала

Для винтажа наиболее характерны следующие основные источники сигнала: виниловые проигрыватели, кассетные деки, катушечные магнитофоны и CD-плееры (MD-деки, наверное, совсем экзотика). Все эти компоненты характеризует наличие вращающихся механических частей. А любая механика, как известно, не любит долгого простоя (подсыхает смазка, деградируют резиновые элементы, сбиваются настройки).

Но никто не мешает использовать в ретро стерео системах современные ЦАПы или сетевые плееры для цифрового потокового контента. Ведь тот же блочный Hi-Fi сейчас пропадает из массовой продажи.

Для виниловых проигрывателей не стоит забывать о ресурсе иглы (он обычно ограничен сотней часов), да и если ММ картридж очень долгое время не менялся, его желательно заменить новым (деградация магнитов, нарушение изоляции подводящих проводов, повреждения кантиливера иглы). Для многих ретро проигрывателей со сменным шелом, сейчас широкий выбор достойных решений. Периодически нужно проверять качество работы системы поддержания скорости вращения опорного диска (например мобильным ПО или специальной пластинкой).

Для CD плееров срок службы лазерной линзы так же ограничен (на некоторые модели можно найти ремкомплекты), так же дубеет смазка в механизме привода лотка. Поломанные пластиковые детали привода и механики успешно заменяются напечатанными на 3D-принтере.

Автор: okanakdeniz Источник: www.vecteezy.com

Для магнитофонов и кассетных дек добавляется проблема замены резиновых пассиков и юстировки магнитных головок, эту операцию лучше доверить опытным профессионалам. Нужна регулярная чистка лентопротяжного механизма, а чтобы смазка не густела, периодически нужно запускать технику поработать (особенно, если несколько аппаратов в коллекции).

Заключение

Автор: freepik.com Источник: ru.freepik.com

Винтаж в аудиотехнике имеет право на жизнь, и в некоторых случаях такая техника дает не только прилив ностальгии, но и качественный звук. А еще и коллекционная стоимость (но далеко не всегда). Но такая техника требует внимания, профилактики и бережного обращения в эксплуатации. При личной покупке тестировать и проверять технику нужно стараться по максимуму. Для покупки зарубежной техники на аукционах: внимательно знакомиться с описанием лота и историей аппарата, его слабых местах и возможных ремонтах. После покупки радовать звуковую технику вниманием и обслуживанием. И, конечно, держать по близости контакты опытного мастера по ремонту.

Достоинства и недостатки винтажа в аудио по сравнению с современными звуковыми решениями.

Спасибо за внимание.

Изображение в превью:
Автор: Leo Wieling
Источник: unsplash.com