Aiyima T8: недорогой ЦАП на ламповом преампе со встроенным усилителем на наушники
После обзора на Aiyima DAC-A5 Pro интерес к этому бренду возрос буквально до небес. Меня постоянно спрашивают, что еще можно взять от данного производителя. Двигаясь от простого к сложному, сегодня рассмотрим стационарный ЦАП на ламповом предусилителе: Aiyima T8. Базируется аппарат на вполне серьезном чипе ESS ES9018K2M, имеет поддержку блютуз с AptX HD, естественно, оптика, коаксиал и выход на наушники. Но не на надоевшем уже всем TPA6120, а на MAX9722. На мой взгляд, вполне убедительная заявка на успех. Будем разбираться.
Характеристики
- ЦАП: ESS ES9018K2M
- USB: SaviTech SA9123L
- Bluetooth: 5.0 QCC3031, с поддержкой AptX и AptX HD
- Лампа: 6N3 (GE5657,396A,2C51,12BA4,5670,6H3N)
- Усилители: 2 x OPA1656 + MAX9722
- Разрешение звука: до 192 кГц/24 бит
- Усилитель на наушники: 120 мВт на 32 Ома
- Диапазон частот: 20 Гц – 20 кГц
- Входы: оптика, коаксиал, USB, bluetoth
- Выходы: линейный RCA и наушники 3.5 мм.
- Питание: 12 вольт 1.5 ампера
- Размеры: 138 x 123 x 51 мм
- Вес: 0.55 кг
- ОС: Windows, MAC OS, Android, iOS
Aiyima T8 в официальном магазине Aiyima T8 на Aliexpress
Видеоверсия обзора
Упаковка и комплектация
Поставляется девайс в малоинформативной такой коробке из переработанного картона.
Внутри я нашел небольшой комплект макулатуры, в том числе и инструкцию по эксплуатации, лампу 6N3, антенну для блютуз и полутора метровый USB кабель для подключения к компьютеру.
Пульт здесь, на удивление, нестандартный. Впервые такой вижу. Питается он от двух мизинчиковых батареек, выполнен из матового пластика с прорезиненными кнопками, но главное — очень удобно лежит в руке.
Причем, насколько я понял, часть функций кроме как с пульта выполнить вообще невозможно. Так что штучка очень полезная. Здесь, например, можно отключить дисплей, если он вас раздражает, задействовать двухполосный темброблок (басы и высокие частоты), изменить громкость, переключить входы или же выключить звук вовсе.
Конечно, в глаза бросаются еще две кнопочки: включить и отключить лампу. Идея отличная, но увы, эта функция здесь не задействована. Скорее всего перешла по наследству от какого-то флагманского устройства.
Питается же девайс от импульсного блока на 12 вольт 1.5 ампера.
Дизайн/Эргономика
Сам ЦАП буквально притягивает взгляды своей очень необычно конструкцией. На верхней части мы видим две вставки из дерева для сохранности лампы. Под которой, кстати, находится читерский светодиод. То есть лампу дополнительно подсвечивают для пущей красоты. На мой вкус, лишнее это. А вот вставки реально деревянные — что радует.
Спереди нас ждет второе открытие — монохромный дисплей. Тот самый, многие помнят его из плееров Sansa. Я чуть ли не визжал от восторга.
На нем отображается текущая частота сигнала, активный вход и уровень громкости (от 0 до 99). Под ним идет инфракрасный порт для пульта, цифровой регулятор уровня сигнала и стандартный 3.5 мм. джек под наушники. С джеком все понятно, мощность выхода составляет 120 мВт на 32 ома нагрузки, поэтому 6.35 здесь был бы здесь не к месту. Хотя, может это самое место и сэкономили.
Если серьезно, то 120 мВт вполне способны вытянуть наушники с сопротивлением где-то до 200 ом включительно, если брать с хорошим запасом. Более тугие полноразмеры устройству могут оказаться и не по зубам. Хотя, признаться, и этого немало. В бюджетные аудиоинтерфейсы ставят усилительный тракт от 15 до 60 мВт. Вот и сами прикидывайте, много это или мало на контрасте.
По регулятору, крутится он с ощутимыми такими механическими щелчками, а по нажатию переключает входы. Тактильно этот элемент приятен, да и выглядит весьма солидно.
Сзади у T8 находится блютуз антенна, RCA выход и целая куча входов. Такие как оптика, коаксиал, USB и, что не менее удивительно, RCA. То есть Aiyima T8 может работать как ламповый предусилитель. Смысла в том совсем немного, но все-таки.
Переключение же между выходами осуществляется в зависимости от того, есть ли что-то в 3.5 мм. разъеме. Если есть, то сигнал идет на наушники, нет — на линейный RCA выход.
Железо
Разобрать девайс, в принципе, несложно, однако производитель к каждому своему устройству прикладывает подробные фотографии начинки. Да еще и с пояснением. Что сводит необходимость этого действия практически до нуля.
Внутри имеем уже проверенный временем полноценный выделенный ЦАП ESS ES9018K2M, а за USB отвечает SaviTech SA9123. На который уже давно имеются рабочие драйверы ASIO. По частотам, конечно, не особо густо, но вполне приемлемо: до 24 бит 192 кГц. На фильтрации стоят два операционных усилителя OPA1656 и на выходе для наушников MAX9722. Причем линейный RCA через него корректно не пустили. За блютуз же в ответе чип от Qualcomm: QCC3031, с поддержкой AptX и AptX HD. Что уже довольно круто.
Сменных операционников нам отчего-то не завезли, зато вот лампу можно менять на целый ворох совместимых. Производитель дал нам очень подробный список.
Весь корпус здесь металлический, а значит хорошо отводит тепло. Греется же по факту только лампа. Тест на запуск без ее установки выявил тот самый светодиод и наличие сигнала очень низкого уровня. То есть еле слышно что-то там играет. Думаю, в итоге все это суммируется.
Программное обеспечение
Под Windows 10 ЦАП у меня определился автоматом. То есть можно сразу задействовать его, например, через WASAPI Push или Event. Однако давно уже для SA9123 есть ASIO драйвера от небезызвестной xDuoo. Они же помогут и для старых версий операционных систем. Как видите, по софту тут полный фарш — бери и пользуйся.
С Andoid ЦАП тоже работает, подключал через переходник с USB на Type C. То есть, если понадобиться к телефону там подключить, планшету или телевизионной приставке — проверено, все в порядке.
На всякий случай уточню процесс использования. Подключаем к T8 наушники, активную акустику или внешний усилитель и соединяем все это по оптике, коаксиалу, USB или блютуз с источником сигнала. Затем зажимаем большую красную кнопку для включения и щелкаем по ней несколько раз, выбирая вход. Подключаем/отключаем наушники, смотря куда хотите чтобы шел сигнал и регулируем громкость по вкусу. Вот и все, после начинаем получать удовольствие.
Измерения
По измерениям я снял все четыре набора графиков: по два с линейного выхода и 3.5 мм. Это с учетом, что подавал сигнал как с компьютера, так и посредством линейного выхода с моего аудиоинтерфейса Motu M4. По итогу, смысла засорять обзор кучей графиков не вижу. С линейного входа на RCA выход мы получаем самую прямую АЧХ, на которую только способен наш герой обзора. Если же выводить сигнал на наушники, то АЧХ показывает незначительный подъем на верхах.
Ну а если вход пусть через USB, то верхние частоты наоборот, имеют столь же незначительный спад. Откровенно говоря, эти отклонения ничего не значат и вообще не стоят нашего внимания, но это, пожалуй, самое серьезное отличие во всех полученных графиках.
А так мы имеем отличный уровень шумов и динамический диапазон. Кстати, в паузах, никакого шума тоже нет, но то сильно зависит от импеданса подключаемых наушников.
Гармонические искажения, стандартно для лампы, здесь плохие, а вот интермодуляционные — среднего уровня.
Ну и под конец очень хороший уровень взаимопроникновения между каналами. Приведенные мною графики — это вход USB на 3.5 мм. выход. Поскольку там больше всего мощности, а следовательно выше точность полученных измерений.
Суммарно, как для ламповой техники, вполне неплохие результаты.
Звук
Играет же Aiyima довольно чисто, детально, с большими, но хорошо проработанными образами. Наиболее ярко подсвечена область средних частот, выдвигая на передний план различные лидирующие инструменты и вокальные партии. Хотя сама подача тут, как говорится, не истинно ламповая. То есть нет того масштабного смазывания тембров и излишней вязкости за счет перенасыщения гармониками. Лампа здесь используется исключительно на преампе, чтобы лишь немного обогатить, насытить и окрасить звучание. При этом сохранив все нюансы и оттенки звукоизвлечения. А значит мы нисколько не теряем в динамике, прозрачности и проработке сцены в глубину. Что, естественно, не может не радовать. Характер у T8 получается немного смягченный, мелодичный, с приятным уху жирком и очевидно подчеркнутой массой. На фоне большинства своих чисто транзисторных конкурентов у героя обзора больше объема, музыкальности и некоторой даже харизмы. Сравнивал ЦАП лицом к лицу с моим в прошлом фаворитом xDuoo XD05 Basic с усилителем от Burson и, на удивление, T8 мне показался куда сочнее и мелодичнее, в то время как Basic выигрывал в техничности и чистоте звучания. В итоге я остановился именно на Aiyima. Люблю насыщенные такие чуть теплые тембры, чтобы даже одного инструмента хватало для заполнения всего музыкального пространства.
С точки зрения взрослой аудиофилии T8 не хватает трехмерности или разложения тембров в глубину. Однако за его цену требовать такое будет уже чересчур. Впрочем, зачаточные элементы этого в звучании ЦАПа таки прослеживаются. Тоже самое можно сказать и о слоистости. Лампа играет роль такого клея, собирающего все тембры в единый такой однородный рисунок. От того мы чуть теряем в фокусе, зато картина получается цельная и очень натуральная. Какие бы наушники или мониторы мы не использовали. К слову, я был буквально шокирован, как T8 спелся с чисто динамическими TFZ My Love Edition 2021. Я думал, что массивность драйвера наложится на массу источника и будет некоторый перебор. Отнюдь, наушники скорее подчеркнули особенности звучания ЦАПа. Недорогие гибриды, на примере HSAudio Ripple и QoA Pink Lady, насытили звучание скоростью и добавили резкости, отчего получилось весьма гармонично и очень контрастно. А вот дорогие гибриды Kinera Norn вообще не вписались в контекст и звучание с ними в связке мне лично не понравилось. Как следствие могу вывести правило, в качестве наушников к Aiyima T8 лучше выбирать что-то из недорогих гибридов, с уклоном в скорость и детализацию. Вот тогда звуковой катарсис будет максимальным. Ну а более взрослые решения с изначально хорошей массой могут уже перейти критический порог.
По стилистике я лично не нашел каких-либо серьезных ограничений. Джаз, соул, классика — все звучит сверх объемно и слажено. Специально даже провел вечер за различными тяжелыми жанрами и тоже остался доволен. Как на мой вкус, легкая ламповость и тяж ну просто созданы друг для друга. Все было ярко, сочно и при этом ничего нигде не пилило и не сыпало. Вокал интересно так подсветили в треке, да и гитарное мясо мощно ложилось на заполняющие пространство пэды. Разве что симфоническая и сложная мультиинструментальная музыка может испытывать некоторый недостаток в разделении и отыгрыше микронюансов. Но то больше зависит от слушателя. Если же разбить звук по частотам, то низкие частоты у T8 имеют добротную текстурность, глубину и характеристики аттак. С еле ощутимым таким налетом теплоты. Серединке кажется вообще удалось ничего не растерять по скорости и проработке. Но то и понятно, за басы в основном отвечает динамик, а за середину — арматурные излучатели. Высокие частоты здесь тоже отрабатываются на уровне. Производитель грамотно решил не ослаблять их и не уводить на второй план, а лишь немного смягчить. Отчего они не пилят и не утомляют при прослушивании. Если же прислушаться, то все высокочастотные хвосты находятся на местах, причем с тем же, что и у баса легким окрасом и чуть расширенным пространством.
На колонках характер звучания почти ничем не отличается от того, что я слышал в наушниках. Легкое насыщение лампой, мелодичность и прекрасная проработка тембров. Идеально, как для меня. Музыка звучит чуть мягче, зато богаче и приятнее слуху. DAC-A5 Pro так, к сожалению, не может. Но он и стоит дешевле. Как следующая ступень Aiyima T8, на мой взгляд, прекрасен. До идеала, конечно, не близко, но с сотней долларов большего достигнуть просто невозможно. Здесь же живое такое, чуть окрашенное звучание, как у девайсов в пять-шесть раз дороже.
Выводы
Подводя итоги, ЦАП со встроенным усилителем на наушники Aiyima T8 вызвал у меня неподдельный восторг. Внешний вид, дисплей, функциональные элементы, да и пульт с лампой — буквально все располагает к себе. Реальных минусов в девайсе я найти не смог. Из спорных же моментов — светодиод под лампой, некоторые функции доступны только с пульта и выход на наушники могли бы сделать помощнее: 120 мВт — ок, но хотелось бы больше. А вот достоинств для 120 долларов тут вагон и маленькая тележка. Чего только стоит поддержка блютуз с AptX HD. Это, пожалуй, лучший на сегодня беспроводной кодек. Опять же хорошая выходная мощность для наушников, очень солидное железо, возможность получать как цифровой сигнал (в том числе оптика и коаксиал), так и аналоговый по RCA. Работает аппарат со всеми десктопными и мобильными операционными системами, есть драйвера для ASIO и старых Windows. Казалось бы, ну что еще надо? По измерениям, как для ламповой техники, определенно зачет. Лампа это не только про сочный насыщенный звук, но и всегда про искажения, не нравится — ищите что-то на транзисторах. Ну и, естественно, звук, как без него. Да, тот самый, с ламповой теплотой, приятным жирком и крупными такими, но очень четкими образами. С динамикой здесь тоже полный порядок, а значит звучит все не только объемно, но и очень подробно. В свою цену ЦАПик, конечно, просто прекрасен. Без сомнения, это класс куда выше полюбившего всем Aiyima DAC-A5 Pro. Да что там, этот аппарат уделал малыша xDuoo XD05 Basic с усилителем Burson внутри. А это уже довольно серьезная заявка. Не убийца гигантов, конечно, но за сотку пожалуй, что лучше не придумаешь. Мне понравилось.
21 комментарий
Добавить комментарий
Даешь восковой валик и фонограф с блюпуп и USB!
ЦАП aiyima dac-a5 pro
1 комната: 13 кв мемров, сетап — АС Dali Oberon 1, усилитель Emotiva-ta100, источник TV LG по оптике Supra, ак. кабели — nantotec golden strada. Цап проигрывает по звуку встроенному в усь цапу на Burr Brown, прогрывает в сухую и без единого шанса.
2 Комната 18 кв метров — АС Monitor Audio Silver 100, усь — Cambridge Audio Azur 650, цап Cambridge Audio Dacmagic 100, источник — стример Bluesound Node, коммутация — винтажная оптика с отличным звуком, кастомный межблок уровня базовых Atlas/Supra, ак.кабели Van Den Hul Acrctic.
Тут еще все хуже, самый базовый кембридж ему не то что не конкурент, он играет совершенно в другой лиге.
В целом о цапе: звука нет, середина вся в каше, бас гудит так, что ему начинает подпевать вся мебель вокруг. Про сцену я вообще молчу, локализации инструментов не наблюдается. Понятно, что порядок цен другой на устройства, которые я перечислил. Но и разница в звуке равна разнице как минимум. Этим цапом можно убить звук среднего уровня сетапа.
Этот цап возможно стоит использовать как альтернативу встроенной звуковой карте в паре с совсем базовыми наушниками. Использовать даже в самый базовый сетап начального уровня hi-fi даже думать не стоит.
В целом — лампа тут не спасет, поставить «топовый» чип в схему еще не значит сделать нормальный цап.
у меня другое — иногда в левом канале слышен какой-то шорох. и в наушниках, или если через усилитель с пассивными колонками слушаю. шелестит что-то, то слышно, то неслышно. когда идет воспроизведение слышно только музыку.в паузах этот шорох слышен только. не оч сильно
Добавить комментарий