Радиоприемник «Океан» его диапазоны и их значение: почему он стал народным выбором

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Рассуждения | Техника для дома

Радиоприемники «Океан» — это настоящая икона советской техники. Каждый, кто жил в те времена, помнит эти массивные устройства с обилием кнопок, шкал и ламп. Каждый диапазон имел свое значение и открывал пользователям доступ к разнообразным радиопередачам. Давайте подробнее рассмотрим, что означали эти диапазоны и почему «Океан» стал таким народным выбором.

Автор: Vit Korotky Источник: ru.wikipedia.org

История появления «Океана»

Самая популярная модель радиоприемника «Океан» выпускалась Минским ПТО «Горизонт» с незначительными изменениями до 1984 года. Линейка «Океан» берет свое начало в 1967 году, когда Рижский электротехнический завод VEF разработал две модели — массовый VEF-12 и улучшенный VEF-17, который отличался наличием диапазона ультракоротких волн. Производство улучшенной модели передали Минскому радиозаводу, где она начала выпускаться серийно под маркой «Океан». Первая партия поступила в продажу в 1969 году.

Портативный радиоприемник «Океан-205» производился с 1973 по 1976 год и имел различные модификации шкалы и формы надписи в зависимости от года выпуска. Цена составляла 145 рублей — почти полторы зарплаты инженера, что делало его предметом роскоши, но вполне доступным для тех, кто стремился к качественному звуку и информации. Параллельно выпускался «Океан-204», который был упрощенной версией без индикатора уровня сигнала, что снижало его стоимость на шесть рублей. В 1976 году вышла модель «Океан-209», и последние корпуса «Океана-205» собирались по схеме от новой версии.

Разнообразие диапазонов и их значение

Для начала надо понимать, что «Океан» выпускался в эпоху, когда радио было главным источником информации. Телевидение только набирало обороты, а интернета, естественно, не существовало. Радио давало доступ к музыке, новостям, зарубежным передачам. Оно было не просто развлечением, оно было окном в мир. И вот тут диапазоны играли ключевую роль.

«Океан» был оснащен длинными (150-415 кГц), средними (520-1600 кГц), короткими волнами (5,9-26,1 МГц, пять поддиапазонов) и УКВ (65-75 МГц). Казалось бы, зачем столько? Дело в том, что каждый из этих диапазонов имел свое особое назначение и давал доступ к разным типам передач.

  • Короткие волны (5,9-26,1 МГц) позволяли ловить передачи из-за рубежа. И это не просто какой-то интерес радиолюбителя — это была возможность услышать, что происходит за пределами Советского Союза. Это была возможность узнать правду, когда вокруг одна пропаганда. Люди крутили ручки, стараясь поймать «Голос Америки»* или Би-би-си, несмотря на глушилки. Это было как тайное окно в другой мир.
  • Длинные волны (150-415 кГц) и средние волны (520-1600 кГц) использовались для местных и региональных станций. Это была повседневная информация: новости, музыка, передачи для детей и взрослых. При этом настройка на каждый диапазон требовала терпения и внимания. Но именно эта способность переключаться между разными частотами и ловить далекие сигналы делала радиоприемники «Океан» уникальными.
  • УКВ-диапазон (FM, 65-75 МГц) — это уже про качество звука. Музыка звучала гораздо лучше, чем на других диапазонах. Для меломанов того времени это было особенно важно. В диапазоне УКВ подстройка частоты была автоматической, что облегчало настройку. Где еще можно было послушать качественный стереозвук, если не через УКВ? Так что наличие всех этих диапазонов не было какой-то прихотью инженеров. Это было реальной необходимостью, диктуемой потребностями времени.

Технические особенности

Радиоприемники «Океан» отличались множеством технических особенностей, которые делали их передовыми для своего времени.

  • Регуляторы тембра по высоким и низким частотам. Приемники были оснащены раздельными регуляторами тембра, что позволяло настраивать звук под свои предпочтения. Можно было подчеркнуть высокие частоты для четкости голоса или усилить низкие для более глубокого звучания музыки. Это было настоящим достижением, которое давало пользователю возможность индивидуально подстраивать звучание.
  • Стрелочный индикатор настройки. Стрелочный индикатор обеспечивал точную настройку на станцию. Это был не просто эстетический элемент, а необходимый инструмент, позволяющий понять, насколько точно пользователь настроился на нужную волну. Индикатор помогал найти оптимальный сигнал, особенно когда глушение или слабый сигнал усложняли процесс настройки.
  • Подсветка шкалы. Подсветка шкалы делала использование радиоприемника удобным даже в темное время суток. Это добавляло ощущение премиальности и повышало удобство использования, создавая атмосферу уюта. Многие пользователи вспоминают, как подсветка помогала сидеть вечерами у приемника и ловить далекие станции, когда за окном уже темно.
  • Выходная мощность. Выходная мощность составляла 0,5 Ватт, а максимальная — 0,75 Ватт. Это означало, что приемник мог обеспечивать достаточно громкое звучание для комнаты, даже при наличии посторонних шумов. С учетом акустики старых квартир с высокими потолками и массивными стенами, такая мощность была вполне достаточной для комфортного прослушивания.
  • Питание. Приемник мог работать как от сети (127/220 В), так и от шести батареек 373. Это делало его весьма мобильным устройством для того времени. Возможность использовать батарейки позволяла брать приемник с собой на природу, в поездки или использовать в условиях, где электричество было нестабильным или отсутствовало. Вес радиоприемника составлял около 4,6 килограмма — внушительный вес, но вполне оправданный для портативного устройства тех лет.
  • Класс сложности. Радиоприемнику был присвоен второй класс сложности по ГОСТу. Это означало, что он сочетал высокие показатели качества звука и надежности при относительно доступной стоимости. Классификация включала сравнительную оценку электрических и акустических характеристик, и именно в «Океане» удалось достичь оптимального баланса между функциональностью и стоимостью.
Автор: Ivan2010 Источник: ru.wikipedia.org

Экспортные модели и международное признание

Радиоприемники «Океан» экспортировались под маркой «Selena» и пользовались популярностью за рубежом. Экспортные версии немного отличались от тех, что продавались внутри СССР. Например, они были адаптированы под европейский стандарт УКВ (88-108 МГц), чтобы пользователи могли слушать местные радиостанции. Для советского внутреннего рынка использовался диапазон 65-75 МГц.

Также экспортные модели имели улучшенную подсветку шкалы и измененный дизайн, чтобы быть более привлекательными для иностранных покупателей. Название «Selena» звучало более привычно и легко запоминалось за границей. Эти радиоприемники продавались в Восточной и Западной Европе, а также в Канаде.

За границей «Selena» была известна своей надежностью и хорошим качеством звука. Радиолюбители ценили их за способность ловить дальние сигналы и стабильный прием местных станций. В сравнении с западными моделями, которые часто были значительно дороже, «Selena» выделялась доступной ценой при высоком качестве исполнения. Она стала своего рода связующим звеном между Востоком и Западом, позволяя людям слушать передачи и узнавать о жизни друг друга, несмотря на политические барьеры.

Автор: KVK2005 Источник: commons.wikimedia.org

Сравнение с другими моделями

Если говорить о сравнении «Океана» с другими популярными радиоприемниками того времени, то он явно выделялся своим набором возможностей и техническими характеристиками. В то время на рынке существовали и другие известные модели, такие как VEF-202 и Riga-103, которые также были весьма популярны.

  • VEF-202 был более компактным и легким, что делало его удобным для транспортировки. Однако по качеству звука он уступал «Океану», так как имел менее мощный усилитель и не предлагал столько возможностей по настройке тембра. В то же время VEF-202 также мог принимать короткие волны, но количество поддиапазонов было меньше, что ограничивало выбор станций, особенно зарубежных.
  • Riga-103 был похож на «Океан» по габаритам, но его основным преимуществом была простота. Это был приемник для тех, кто не хотел заморачиваться с точной настройкой или большим количеством функций. Однако отсутствие УКВ-диапазона делало его менее подходящим для меломанов, стремящихся к качественному звучанию музыки.

Главным преимуществом «Океана» перед конкурентами было сочетание широкого набора диапазонов, качественного усилителя и возможностей тонкой настройки звука. Люди выбирали «Океан» потому, что он мог предложить более качественный прием и звук, чем другие модели на рынке. Да, он был тяжелее и крупнее, но для многих пользователей это не было минусом, а скорее признаком надежности и долговечности. «Океан» был универсальным решением — от новостей до музыки, от городских квартир до сельских домов.

  • * — «Голос Америки» признано иностранным агентом
Изображение в превью:
Автор: Andshel
Источник: commons.wikimedia.org
Другое
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)

8 комментариев

a
Есть у меня такой. Стерео в укв в нем нет. Так что автор не в теме.
109772585784718797921@google
У него там не только стереозвук, но и «Это было настоящим достижением» для тембра. Настоящее достижение было в любой радиоле или магнитофоне того времени. В транзисторных радиоприёмниках раздельный тембр был просто не нужен по причине их габаритов и применяемых динамиках, регулировка НЧ была просто бесполезной. А Океан и VEF были более-менее массивными аппаратами, нечто среднее между переносным и стационарным.
103201402049715767738@google
Не было в нем стерео ни на УКВ, тем более на других диапазонах. Ибо приемный тракт был исключительно монофоническим.
Вот АПЧ действительно была.
Про тембр вообще безграмотные рассуждения.
Во-первых, тембр есть в любом звуковом сигнале НЧ. Точнее, не тембр, а высокие, средние и низкие частоты. Сигнал из них состоит.
Во-вторых, Вы спутали понятие «тембра» и «регулировка тембра». Это разные понятия. Как скорость автомобиля и управление скоростью автомобиля.
Так что регулировали не мифический «тембр» а уровень высоких и низких частот в спектре сигнала.
Народным, по настоящему, можно всё таки назвать VEF 200-й серии, особенно 202. Это была легенда.
А Океан… ну вы бы еще бандуру Ленинград 001 вспомнили. :))
Кстати, Riga 103 не могла быть «простой» :))
Первая цифра тогда обозначала Класс радиоустройства. Точнее и грамотнее говорить «класс сложности». Чем меньше первая цифра, тем выше класс.
Так аппаратура 001...00Х — это был высший класс.
Понятно, что приемник первого класса не мог быть упрощенной версией второго класса. :))
Чем выше класс, тем у него выше чувствительность, избирательность, динамический диапазон, коэффициент гармоник, линейность как ВЧ, так и НЧ трактов и т.д. и т.п.
Так что, чем выше класс, тем сложнее должны быть входные цепи, весь ВЧ-тракт, лучше тракт преобразования частоты, фильтры, качественнее НЧ-тракт и т.д.
В общем видно, что статья написана человеком, поверхностно знакомым с темой.
Зачем писал? Затем же, что и на других ресурсах. Не, не осуждаю. Просто не люблю, когда штампуют дилетантизм…
D
На VEF было легко перемотать катушки на 13,16,19 метров и слушать голоса без глушилок. Он был более популярным всё-таки
103201402049715767738@google
Это несколько сложнее. Проще было слепить конвертер на нужный бенд.
113266255050330317344@google
Автор жил при СССР? Именно продукция завода ВЭФ и была «народной», начиная со Спидолы. Да, и Океан и Ленинград были более дорогими качественными, но народными были именно ВЭФы.
103201402049715767738@google
Золотые слова! Выше примерно то же написал.
Автор и в СССР не жил (в 70-х точно), и в радиотеме не силен. Набор поверхностных, порой смешных рассуждений.
Например, про «назначение» диапазонов. :))
112024575887000282412@google
океан хороший приемник.до сих пор в гараже лежит в рабочем состоянии.покупали еще где то в середине 70-х все слушал на нем будучи пацаном, и бибиси и голос и монтекарло.

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Новый след темной материи: аксионы заставят пространство-время звенеть?

Астрофизика стоит на пороге новой эры открытий. Загадочная темная материя, составляющая большую часть массы Вселенной, до сих пор ускользает от прямого наблюдения. Но что, если она сама подаст...

Как выглядит самый большой сарай в мире: Собор Виммера в Австралии

В австралийском штате Виктория в городке Муртоа находится уникальное зернохранилище, известное как «Собор Виммера» или «Муртоа Стик Шед» (Murtoa Stick Shed). Это грандиозное сооружение,...

Чего не стоит делать с «дворниками» зимой: 5 главных ошибок и советы каждому автовладельцу

Зима — сложный сезон для любого автовладельца. Мороз, снегопады, ледяной дождь — настоящие испытания для машины. Одним из самых уязвимых элементов автомобиля зимой становятся...

Зачем в середине двадцатого века придумали выпускать трехколесные тракторы

Трактор — это универсальная машина, используемая практически во всех отраслях народного хозяйства, где требуется высокая мощность, грузоподъемность и неприхотливость, как к топливу, так...

Жизнь на Марсе? Ученые обнаружили следы горячей воды возрастом 4,5 млрд лет

Марс, наш ближайший планетарный сосед, всегда будоражил воображение человечества. Пустынный, холодный, но хранящий в своих недрах следы бурного прошлого. И вот, новый фрагмент этой истории, словно...

Битва за Рюгу: как земная жизнь захватила астероид, и что это значит для поисков внеземного разума

Возвращение образцов с астероида Рюгу японским зондом «Хаябуса-2» стало триумфом инженерной мысли и науки о космосе. Микроскопические частицы внеземной породы, доставленные на Землю в герметичных...