Российские часы музейного уровня: скелетон-антискелетон ателье Tsedro
Доброе утро, уважаемые читатели!
Сегодня предложу вашему вниманию рассказ о часах, которые я впервые увидел в Музее времени и часов (на Русаковской улице).
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/00/59/73/2023/08/23/825f27c02d.jpg?w=877)
С тех пор прошло много времени, уже и про музей успел коротко рассказать, и даже про некоторые часы из этой витрины. Но одна модель все же как-то не давала покоя: слева, за «Пушкой», если вглядываться, то вы увидите часы «Георгий Победоносец».
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/00/59/73/2023/08/23/61c6ce694b.jpg?w=877)
В общем, именно их я и хотел бы показать сегодня поближе.
Самый «нескелетонизированный» скелетон
Как и многие модели, эти часы внутри Ателье Tsedro тоже характеризуют — «скелетоном». Отчасти это кажется логичным, ведь мы получаем корпус «с просветом», но если вдуматься… То по-настоящему скелетоном часы скорее не являются. Задача скелетона в классическом понимании — это интересно раскрыть калибр, сделав его часть корпуса, сплавив механику и эстетику, и механизму в часах-скелетонах уделено большое внимание. Как пример:
Здесь же, напротив:
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/00/59/73/2023/08/23/5e0d3d0258.jpg?w=877)
Мало того, что мы не видим работы непосредственно над механизмом часов, так мы еще и — НЕ ВИДИМ самого механизма, что, если рассуждать категорийно, крайне оригинально: самый «нескелетонизированный скелетон» получается.
Впрочем, о хитростях Tsedro, уловках, оригинальных находках и интеллектуальных играх со зрителем мы тоже уже говорили на примере часов Ателье — Сальвадор Дали.
Что же это такое?
Часы-гравюра, часы-барельеф, часы-живопись… Как ни крути — это крайне творческие, крайне художественные часы, где демонстрируются художественные техники, а потому и желание показать механику уступает желанию показать технику.
Мне повезло понаблюдать за моделью дома, и хотя она скоро вернется на свою музейную витрину, все же времени было достаточно, чтобы отметить пару очень оригинальных находок. И в первую очередь — это объем часов и то, как он создается.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/00/59/73/2023/08/23/e0ddd732b4.jpg?w=877)
Повествование не выглядит плоским и фигуры здесь располагаются по законам скорее живописи, чем барельефа, а у композиции есть как бы перспективная глубина. Это возникает не только из-за расположения фигур, хотя тут — большое решение. Например, тот же хвост, с которого как бы все начинается, прилично выступает над циферблатом:
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/00/59/73/2023/08/23/947936633d.jpg?w=877)
Но и тени правильно подсказывают передний, средний, задний планы в этой модели:
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/00/59/73/2023/08/23/e4670e696f.jpg?w=877)
Полированная чешуя змея ощущается явно ближе, в то время, как архитектура — явно в тени, чуть дальше. Картинка при этом не рушится, потому что автор ее тут не бросает, и даже как бы невидимые, ну или невидимые при первом беглом взгляде детали проработаны с точностью, чего, кстати, не хватало в одной из ранних работ, на которую я ссылался.
Тыльная сторона сделана аналогично: как только вы переключаетесь на другой план, то он начинает светлеть, казаться ближе: перевернем часы.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/00/59/73/2023/08/23/7bc4c4eaef.jpg?w=877)
Перед нами не просто обратная сторона, но действительно другой план, другой ракурс, который столь же хорошо продуман и доведен до высокого уровня детализации.
И план этот важен, потому что и он помогает в том объемном восприятии. А хитрость, с помощью которой это достигается — центральная фигура Георгия Победоносца. Очевидно, что выделен позолотой он не случайно, и да метафорически это борьба Света и Тьмы, но тут он еще и объект картины, и мы видим, глядя на циферблат:
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/00/59/73/2023/08/23/6255cac6a1.jpg?w=877)
Он не стоит сразу, с края, он как бы чуть в глубине, на втором плане. Но и развернув модель, вы не упираетесь сразу ему в спину:
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/00/59/73/2023/08/23/57e654ca80.jpg?w=877)
Он оказывается вновь, в самой гуще событий, его заслоняет город. Достигается это тем, что фигурка посажена на раму калибра, и как бы утопает внутри композиции.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/00/59/73/2023/08/23/76cdd950c2.jpg?w=877)
Решение кажется простым, но эффектным и добивается нужного восприятия. Мы получаем как бы не два плана, ближе-дальше, а сразу три, которые создают уже не просто объем, а настоящее художественное пространство.
Пустые места
Пространство здесь, как ни парадоксально, создают и пустые места, и в этих часах то, что не заполнено, столь же правильно, как и то, что отрисовано. Персонажи не висят в воздухе, а живут в нем: небо на своем месте, и этот просвет — несомненно часть композиции.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/00/59/73/2023/08/23/80e17010c2.jpg?w=877)
Причем, он тоже правильно помогает восприятию, когда часы на руке. Отбрасываются дополнительные тени, картинка положительно может меняться.
Ну и, конечно, прочие детали, как например, ремешок, тут довольно грамотно скомпонованы:
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/00/59/73/2023/08/23/43b59c09ae.jpg?w=877)
Он здесь «чешуйчатый», и вас словно обхватывает хвост змеи, хотя, думаю, подошел бы и мелкий «стальной», который бы имитировал кольчугу.
Детализация
Работа выполнена на высоком уровне, и картинка вблизи очень точная.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/00/59/73/2023/08/23/c2c32752ab.jpg?w=877)
Чешуйки, звенья кольчуги, зубы и когти, окна и крыши домов выглядят реально, ощутимо.
Видео фрагмент
Механизм часов
Несколько слов стоит сказать и об этом: внутри часов ETA 2671 с автоподзаводом. Миниатюрный калибр, который здесь — как иллюзия микроротора.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/00/59/73/2023/08/23/006438caca.jpg?w=877)
Здесь он не мешает и не отвлекает от основного рассказа. Часы Ателье Tsedro оценивает в 600 тысяч, а мне остается напомнить, что в подписи есть ссылка на ТГ-канал для тех, кто интересуется часами!
3 комментария
Добавить комментарий
Добавить комментарий