Российские часы класса люкс, посвященные Сальвадору Дали: обзор модели Tsedro

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Здравствуйте, уважаемые читатели!


Я по традиции зашел пожелать вам отличных выходных, а заодно хочу продемонстрировать одну интереснейшую модель российской часовой мануфактуры Tsedro.

Я уже знакомил вас однажды с работой Дмитрия Цедро, показывал, как он работает над скелетонами и чем примечательна для меня его техника, и хотя модель, которую я предложу сегодня, похожа на предыдущую в плане исполнения, меня она заинтересовала именно выбором и проработкой темы.

Сюрреализм и Дали

Сальвадор Дали — безусловный гений, причем не из такого уж далекого прошлого: его наследие обширно и хорошо поддается исследованиям, ведь сохранились даже видео интервью, где мэтра можно увидеть, услышать, понаблюдать за ним, что с одной стороны как бы упрощает задачу для нас, современников. И все же в его творчестве множество загадок, символов, хитростей и уловок. Собственно, его картины-уловки тоже прекрасно известны.

И, возможно, мы можем проследить и здесь проблему, которая в творчестве Дали прорабатывается: тема зрения, восприятия, подсознательного искажения объектов, когда со временем привычные символы либо становятся вовсе неразличимы, либо обретают другие черты и смыслы: для сюрреализма — это, пожалуй, центральная проблематика.

Время и восприятие — то, что волнует Дали, несомненно! Во многих его работах появляются образы, символы зрения и часов, но доверять ли собственным глазам? — Неочевидно!

А при чем же здесь Цедро?

И вот, когда я впервые увидел на фото часы Дмитрия Цедро, где, на мой взгляд, так точно, тонко и с пониманием творческого метода Дали поднимается та же проблема, мне захотелось взглянуть на них поближе.


Я вновь отправился в московский Музей времени и часов, где, даже несмотря на временную реконструкцию экспозиции, мне предоставили данную модель для беглого осмотра. И я хочу поделиться с вами своими мыслями.

Часы-загадка?

Мне показалось любопытным, что первое впечатление, которое производят часы — обманчиво, и, хотя поначалу кажется, что это посвящение знаменитому «Постоянству памяти», — это не так.

Несомненной подсказкой служит правая часть циферблата, которая, несмотря на стилистическую схожесть, работой дали не является: данная голова — работа современного художника (думаю, по мотивам Мадонны Порт-Льигат), которая также посвящается Дали, и эта игра, шутка, обманка в часах — очень в духе великого Сальвадора! Зрение и восприятие, которое меняется со временем — очень стильно обыгрываются.

Подсказка от Цедро

Конечно, первое впечатление, которое может возникнуть, может и сохраниться, а поэтому потребовалась подсказка от автора, ключ к часам, и мне он определенно видится здесь в малой секундной стрелке на 9 часов. Это — глаз, который движется.

Как мы видели выше, для Дали — это важный символ, который нередко переплетен с темой времени и часов в его работах, но тут уместно провести параллель не только с живописью. Дали имел отношение и к часовому искусству (Дали+Piaget), и к ювелирному.

Одна из жемчужин странной и причудливой ювелирной коллекции Сальвадора Дали, — как раз брошь под названием «Око времени», где миниатюрные часы встроены в зрачок брошки.

И на мой взгляд, эту параллель провести более, чем уместно, и даже можно предположить, что таким образом автор часов, Дмитрий Цедро, рассказывает и о себе, о своем творчестве, а его часы это и живописное искусство, и ювелирное, и часовое, конечно.

Ювелирное?

Да, несомненно: помимо особых декоративных техник, работы с драгоценными металлами, часы явно выглядят богато, роскошно, как украшение.

Безель в камнях тут уместен и еще больше привязывает данную работу к «Оку времени», однако можно предположить, что это и пожелания конкретного заказчика часов.

Художественное искусство?

Конечно! Это проявляется не только в рисунке, который тщательно проработан, но и в принципе в проработке темы, в каком-то искусствоведческом подходе к часам, большой аналитической работе, сделанной до.


Часовое?

Определенно! Здесь следует сказать, что мы имеем дело с калибром ETA 6497. Это известный швейцарский механизм с ручным заводом. И обычно после этих слов возникает некоторая волна недоумения: «да это чужой мех», «да в чем тут работа» и подобное.

Думаю, красноречивым ответом будут такие фото. Предлагаю сравнить, как выглядит данный калибр в базе, его скелетонизированная версия и версия Tsedro.

Работа по украшению, дополнению различными визуальными эффектами, которые вписываются в идею и концепцию часов, проделана огромная, и проделана — мастерски, надо признать.

Детали часов

Еще несколько крупных планов, как обычно — в коротком ролике:

Итоги

На меня данная модель часов произвела впечатление: это очень хорошая тематическая работа, которую можно расценивать как дань уважения классику. Мне эта работа не кажется поверхностной, напротив: она глубокая, вдумчивая, затрагивающая сразу несколько важных и проблемных тем в творчестве Дали, но она — не забывает и о себе, своем авторе и его творчестве, и за этим диалогом наблюдать было — большой удачей. Другие скелетоны Цедро вы можете увидеть на официальном сайте, а мне же осталось пожелать вам отличных выходных и напомнить, что в подписи — есть ссылки на ВК и ТГ.

Благодарю за внимание!