Высокая герцовка монитора: что она дает и почему чем выше, тем лучше
Вы наверное слышали, что человеческий глаз не видит разницы после 24 кадров в секунду. На самом деле, это не совсем так. Глаз способен улавливать гораздо больше кадров, и разницу между, например, 30 кадрами и 60 кадрами большинство людей заметят. Самое главное, что нас часто путает, это то, что кино идет со скоростью 24 кадра в секунду, и нам это кажется плавным. Но в играх и на рабочем столе компьютера ситуация иная.
Откуда взялась цифра в 24 кадра
Когда кинематограф только зарождался, было установлено, что 24 кадра в секунду — это оптимальная частота для восприятия движущегося изображения как плавного. Благодаря этому, фильмы и многие другие виды контента действительно снимаются с частотой 24 кадра в секунду.
Человеческий глаз не работает как видеокамера, записывающая определенное число кадров в секунду. Вместо этого он постоянно принимает информацию. На практике это означает, что большинство людей замечает разницу между 30 кадрами в секунду и 60 кадрами в секунду, особенно в видеоиграх и при быстром движении изображения на экране.
На практике определить конкретную верхнюю границу сложно. Некоторые исследования показывают, что некоторые люди могут заметить различие даже между 120 кадрами в секунду и 240 кадрами в секунду в определенных условиях.
Утверждение о том, что человеческий глаз не может воспринимать больше 24 кадров в секунду, является мифом. Глаз способен видеть много больше, чем 24 кадра в секунду, и многие люди в состоянии увидеть разницу при больших частотах кадров, особенно в динамичных ситуациях.
Как это работает
Представьте себе монитор как волшебную книгу, полную живых картинок. Каждая страница этой книги содержит новую картинку, и вся магия заключается в том, как быстро вы можете перелистывать эти страницы. Если вы быстро перелистываете, картинки начинают оживать прямо перед вашими глазами, создавая иллюзию движения. В этой метафоре «герцовка» монитора определяет, насколько быстро монитор может перелистывать свои «страницы».
Теперь давайте представим компьютер как талантливого художника. Этот художник рисует каждую из картинок для нашей волшебной книги. Скорость, с которой художник рисует, определяется производительностью компьютера. Иногда художник работает очень быстро, создавая множество картинок, а иногда он может немного замедлиться.
Для наилучшего визуального опыта нам нужно, чтобы художник и книга работали в идеальной гармонии. Если монитор перелистывает страницы слишком быстро и художник не успевает за ним рисовать, некоторые из страниц могут остаться пустыми. С другой стороны, если художник рисует быстрее, чем книга может перелистывать, некоторые из его произведений могут быть упущены.
Таким образом, когда мы говорим о герцовке монитора и производительности компьютера, мы действительно говорим о том, как создать идеальное взаимодействие между художником и книгой, чтобы дарить вам наилучший и наиболее плавный визуальный опыт.
А есть ли польза для зрения от высокой частоты
Давайте более подробно рассмотрим, как высокая частота обновления монитора может влиять на зрение и общее восприятие.
Когда мы говорим о «высокой частоте обновления» монитора, мы фактически обращаем внимание на то, как быстро он способен обновлять изображение на экране в секунду. Этот параметр измеряется в герцах (Гц), и более высокая герцовка, например, 120 или 240 Гц, может иметь несколько положительных влияний на восприятие и комфорт пользователя:
- Снижение мерцания. Мониторы с более высокой герцовкой могут сделать изображение менее подверженным мерцанию. Это особенно заметно в условиях низкой освещенности или при длительном просмотре экрана. Мерцание может вызывать усталость глаз, головную боль и даже неосознаваемые для глаза вибрации. Более высокая частота обновления может помочь уменьшить эти негативные эффекты.
- Плавность движения. Высокая герцовка способствует более плавному и естественному восприятию движения на экране. Это особенно важно в динамичных сценах видеоигр, где быстрое и точное отображение движущихся объектов может существенно улучшить игровой опыт.
- Комфорт восприятия. Высокая частота обновления делает работу с компьютером или просмотр мультимедийного контента более комфортным. Визуальный опыт становится более приятным и менее напряженным для глаз, что особенно ценно при продолжительном времени работы или развлечениях на экране.
Однако важно понимать, что высокая герцовка монитора не является единственным аспектом заботы о глазах. Она не решает все проблемы, связанные с длительным пребыванием перед экраном, такие как сухость глаз и общая усталость. Регулярные перерывы, правильная освещенность рабочего пространства и правильная поза при работе с компьютером также играют важную роль в уходе за зрением и обеспечении его здоровья.
Итак, высокая герцовка монитора может улучшить комфорт и плавность изображения, снизить мерцание и повысить удовлетворение от визуального опыта, но она должна рассматриваться как один из аспектов в общей стратегии заботы о зрении при работе с компьютером.
Надеюсь, это объяснение помогло вам лучше понять, что такое герцовка монитора и зачем она нужна. Так что, выбирая монитор, не забудьте учитывать и возможности вашего компьютера. Ведь монитор и компьютер — это команда!
30 комментариев
Добавить комментарий
Также как и разрешение мониторов и матриц фотоаппаратов: давно уже нет честных матриц типа Foveon, и реальное разрешение надо делить в 4-6 раз.
А то часто путают артефакты, связанные с Rolling Shutter, рендерингом, реакцией, развёрткой и т.п. с восприятием количества к / с.
А ещё многие возвращают 100+ Гц мониторы обратно в магазин со словами «Глаза слезятся» или «Голова болит». Причём я эти мониторы специально проверял люксметром — никакого мерцания подсветки у них нет. Так что дело явно в чём-то другом.
то же самое про смартфоны, людям нравится плавность движений, что она не тормозит и не смазывается, а вовсе не частота мерцания
Да ладно бы только я не видел. А у окулиста я бываю как минимум раз в год. Бывает и чаще. Последние года всё без изменений — -1.75 с цил. 0.75 и 95 гр. на левом глазу и -0.5 с цил. 1.25 и 60 гр. на правом.
Ещё бы было кому нужно такие исследования проводить — тогда были бы и пруфы.
Но кое-какие соображения у меня, конечно, есть. Среди моих немногочисленных знакомых разницу между 60 и 100+ не видят интроверты. Научно доказано (см. М. Лэйни, С. Косслин, О. Кёниг), что у интровертов, в отличии от их визави, большинство нейронных связей в мозге идёт через ацетилхолиновые рецепторы, а не через дофаминовые. В связи с этим уровень дофамина у них гораздо ниже, чем у экстравертов, т.к. мало где нужен. Но опять же это лишь наблюдения. А заказывать полноценные исследования вряд ли кто будет. Заинтересованным лицам это невыгодно, они будут до победного утверждать, что все люди похожи на мух и видят > 60 :).
Для меня лично главный плюс что когда читаю быстро текст на компе он не смазывается на герцовке 144+ а вот на 60 сплошное мыло и глаза быстрее устают.
В-общем, уши можно обмануть (и даже что-нибудь на них повесить). А вот глаза — вряд ли.
Так что небольшой процент вообще не пример. Иначе не стали бы наращивать производства мониторов с высокой герцовкой. Да что говорить, все топовые телефоны имеют с 120герц и выше. А это милиарды людей и вроде массово не кто не бежит сдавать и жаловаться.
Так что это видно проблемы у вас, а не в самой технологии.
Ну это вообще не показатель. Было время, когда мегапиксели у матриц раздували до таких размеров, что они уже красный свет начали воспринимать на грани фола. Только почему-то якобы счастливые и не жалующиеся обладатели пальцетыкалок с их 100+ Мп и 100+ Гц приходят за фотографиями ко мне с моими 10 или 12 Мп.
По всей видимости, дело всё-таки в маркетологической лапше.
На какой карточке играть в 4к на 240ГЦ, если их ещё даже не придумали…
Выдаёт вам видяха 70 ФПС… Монитор и что сам до 240 разгонит? Уножит вам кадры из одного 3 сделает. Заплавниться просто плавность будет
Играю уже 150 часов в Baldur's Gate III на проекторе 24Hz и получаю удовольствие/погружение. И глаза не устают, т. к. свет отраженный.
Пример удачный, да, шутер уже не подойдёт для этого проектора, с ним я пересяду на монитор 60Hz и тоже будет удовольствие/погружение.
Особенно если не грузится мыслями, что 120Hz может быть лучше, собрать денег, купить и начать грузиться мыслями, что 240Hz будет лучше и т. д.)
Думаю, 120+ нужны только для киберспорта.
Несколько раз брал на тест 27" ультрамодные геймерские мониторы с 144 Гц. Специально ставил их рядом со своим 24" 72-Гц Samsung-ом на PLS. Калибратором ставил совершенно одинаковые настройки цветовой температуры и яркости (для чистоты эксперимента). И что-то никакого мыла и усталости не заметил — ни на 72, ни на 144. Ни в браузерах, ни в Half-Life 2.
Надо будет ради хохмы провести двойной слепой тест с кем-нибудь, кто безапелляционно утверждает, что якобы видит разницу между 60 и 100+. Может хоть это миф развенчает.
А вот в играх как раз заметить разницу сложнее. И причём тут халфа, я лично сомневаюсь что в ней предусмотрены установки повышенной герцовки. Игра то старая.
Вы что спецом подбирали те тесты где разницы нет. Так и слепой тест хотите провести?
Со зрением у меня всё хорошо. Небольшая миопия с астигматизмом на восприятие изображений с экрана никак не влияет. Тем более я всегда в очках. И если уж на то пошло, то смазывание текста я видел только на одном мониторе — Iiyama X4071. Но там была феерически медленная VA-матрица, которая при переходе между крайними оттенками серого оставляла толстенный красный шлейф. Сейчас такие ещё поискать надо.
Судя по посту ниже — вы креативите игровые движки. И при этом не имеете представления, как работают технологии переменной частоты кадров вроде FreeSync? Для их работы нужна только поддержка со стороны монитора и драйвера видеокарты. Игра может быть хоть мамонтовых времён, главное чтобы смогла выдать FPS не меньше максимальных герц у ультрамодного игрового монитора.
Вы же утверждаете, что видите разницу между 60 и 100+ при скроллинге. Так что Word / браузер я обязательно включу в двойной слепой тест.
Смешно, когда графоманы получили доступ к написанию статеек
Добавить комментарий