на главную страницуна главную страницуна главную страницу

Новости | 3D-Видео, тюнеры и LCD | iT-Среда | MacLife | Мобильные устройства | Ноутбуки | Носители информации | Платформа ПК | Приложения и утилиты | Принтеры и периферия | ProAudio | Проекторы и ТВ | Сети и серверы | Цифровой звук | Цифровое видео | Цифровое фото | Карта сайта | Поиск

Galactic Civilizations II: Dread Lords


Разработчик Stardock Corporation
Издатель Stardock Corporation
Официальный сайт www.galciv2.com
Дата выхода 21.02.2006
Издатель в России 1C
Российское название Космическая Федерация II
Дата выхода в России 2006 год
Жанр Turn-based Strategy

Технологии

API MS DirectX 9.0
Engine Свой
Пиксельные шейдеры Нет
Вершинные шейдеры Нет
Управление анизотропной фильтрацией Нет
Управление антиалиасингом Есть
Управление частотой обновления экрана Нет
Широкоэкранный режим Есть
Поддержка разрешения 1280х1024 Есть
Звук стандарт
Последняя доступная версия 1.0X
Для рецензии использовалась версия 1.0X

Системные требования

Процессор Минимальный: Intel Pentium 3 800 МГц или AMD Athlon 800 МГц
Рекомендуемый: Intel Pentium 4 1.8 ГГц или AMD Athlon XP 2000+
Память Минимальный объем: 256 МБ
Рекомендуемый объем: 512 ГБ
Видеокарта Минимально: DirectX совместимая видеокарта c 32 МБ
Рекомендуется: c 128 МБ памяти
CD/DVD Минимально: 8x CD-ROM
Рекомендуется: 16x CD/ 16х DVD-ROM
HDD Для установки игры: 1.1 ГБ
Для работы игры: 150 МБ
ОС Windows 2000 и XP SP1/SP2 и DirectX не ниже 9

Тестовая система

Процессор AMD Athlon XP 3200+
Память 1024 МБ DDR PC3200
Видеокарта NVIDIA GeForce 6600 (530/650) 128 МБ
Аудиокарта Creative Audigy 2
CD/DVD NEC DVD DV-5800C 16x
HDD Samsung SV0602H 60 ГБ
ОС Windows XP SP1 + DirectX 9c



Аромат победы. Весь вакуум как будто пропитался им, когда флот из тридцати отборных «Мета-ассассинов» вторгся в систему подлых ториан. В последнюю их систему со всего одной обитаемой планетой. Жалкое сопротивление было мгновенно развеяно. Еще немного и после массированной бомбардировки мой космодесант уйдет вниз, на поверхность, устраивать ксеноцид каждой богопротивной твари, внешне похожей на лягушку. По-моему, пора открывать шампанское!

    

Galactic Civilizations 2 напоминает сбывшийся сон. Она — олицетворение мечтаний любителя глобальных стратегий. Она — это путеводный маяк в ночи для поклонников серии Master of Orion. Она — бездонная шкатулка Пандоры, способная засосать в свое нутро и навсегда вычеркнуть из нормальной человеческой жизни. Все бытие «галацивика» — это замирание сердца во время хода противника, открытие шампанского после изящного дипломатического выверта, блуждания по форумам в надежде стянуть оттуда хитрый стратегический прием и ежедневные посещения официального сайта в поисках очередной «добавки».

Galactic Civilizations 2 смотрится непривычно в ряду сегодняшних игр. Со своими смешными системными требованиями, схематичной графикой и простым, неброским интерфейсом, она и не стремится завоевать любовь толпы. Аскетичное, разбитое на квадратики поле «галактики», маленькие шарики звезд и пузырьки планет — с этим надо смириться и с этим придется жить. Конечно, после замечательной картинки в Civilization 4, сложно свыкнуться с этаким неандертальцем. Но при более глубоком ознакомлении оказывается, что этот невзрачный дикарь имеет десяток высших образований, способен разговаривать на нескольких языках и отлично разбирается во всех прикладных науках. Идеальный партнер для интеллектуальной беседы. Алле-Оп из саймаковского «Заповедника гоблинов».

Становление цивилизации

Язык Galactic Civilizations 2 — это числа, пиктограммы, таблицы, графики, аналитические сводки, разбавленные сотнями смешных комментариев. А еще это язык творчества. Самым важным отличием от консервативно-человеколюбивой первой части стала возможность кастомизации собственной расы. Настраивать можно абсолютно все. Название, родная планета, выбор символики, цвет кораблей, стартовые технологии, широчайший набор изменяемых атрибутов, вроде дипломатии и экономики, и, самое главное, возможность самолично построить флот своей мечты. Грезили о Star Destroyer'ах? Мечтали разгонять по космосу, оседлав Death Star? А может, вашей тайной страстью являются роботы-трансформеры и жучки-паучки? Берите доступный инструментарий, и приступайте к моделированию корабликов.

    

Десятки всевозможных деталей с «плавающим» размером соединяются в причудливые комбинации. Легкость моделирования восхищает своим очевидным, но до этого ни разу не реализованным подходом. В самом деле, все гениальное — просто. Космос готов принять результаты вашего творчества без насмешки и со всем уважением. Даже если вы отправите на орбиту невразумительное корыто. Официальный форум уже ломится от работ, присланных благодарными поклонниками, дорвавшимися, наконец, до виртуального конструктора с безграничными возможностями. А находящееся в разработке обновление 1.1 обещает еще больше расширить его функционал.

Но никто вас не принуждает сидеть и баловаться с настройками. Не хотите рисковать — пожалуйста, к вашим услугам 10 рас со своими уникальными характеристиками. Торговцы, воины, ученые, политики — выбирайте заранее, каким способом вы собираетесь установить мировое господство. У каждой из них есть свои собственная маленькая история, хорошо прослеживаемая во взаимоотношениях друг с другом. Так, Торианская Конфедерация чаще всего будет находиться в состоянии войны со своими бывшими хозяевами — дренджинами. Алтарианская Республика легко выходит на контакт с землянами. Однако, все будет сильно зависеть от ваших действий. Захотите — и столкнете лбами закадычных друзей. Пожелаете, и старые враги, стиснув зубы, помирятся. Только вот для этого надо быть хорошим политиком, а не просто бряцать в космосе военизированными лоханками. Маленькую, гордую и злобную расу бьют обычно всем скопом. Так что приходится выходить на контакт.

Немного о грустном

GalCiv2 не приветствует новичков салютом и фанфарами. Те несколько видеоуроков, что скрываются под кнопкой Tutorials, не отвечают на вопрос «как играть», лишь кое-как разъясняя «что делать» в какой-либо конкретной ситуации. Костыли, почти бесполезные для знатока жанра, повергают в смятение неофита, желающего приобщиться к таинствам пошаговых глобальных стратегий. Недаром Civilization 4 со своим простым интерфейсом и легким обучением пользуется большим успехом у новичков, в то время как за GalCiv2 уже берутся опытные пользователи. Понятно, что на планетах надо что-то делать. Понятно, что надо осваивать новые миры, проводить исследования, строить корабли и воевать. Непонятно, как вообще работает этот механизм. Неофит подобен котенку, слепо тыкающему по кнопкам видеоуроков, раз за разом стартуя новые кампании, пока в голове не сформируется хоть какое-то понимание всей прелести игрового процесса. Тут нет учителя, который бы взял за ручку и тихонько, шаг за шагом, научил маршировать от планеты к планете, от системы к системе. Все приходится постигать на собственном опыте.

    

Еще одним недостатком можно считать отсутствие встроенной «Галактопедии», по аналогии с «Цивилопедией» Сида Мейера. Нет подробного описания отдельных параметров, объектов, возможностей. За всем приходится или лезть в 65-страничный мануал, или обращаться за помощью к творчеству фанатов. К примеру, можете поставить себе в «Закладки» следующий ресурс. Там же, кстати, в разделе Utilities можно обнаружить электронную «Галактопедию», работающую, правда, под управлением .NET Framework 2.0. В самой игре описания объектов скорее забавные, чем функциональные. Быстро проследить, что, на что и как влияет — невозможно.

Еще одно пятно на солнце является, скорее, следствием оригинальной системы защиты, чем ее прямым недостатком. GalCiv2 забагована ровно настолько, чтобы портить впечатление недобросовестным любителям пиратской продукции. Баги минорные, не критические. То результат исследований оказался хуже существующей до этого модели. То вместо одного корабля строится другой. То внешний вид тщательно сконструированного линкора меняется до безобразной развалюхи. То калькулятор в битвах отсуживает победу изначально проигравшей стороне. Играть можно, тихо-тихо, с дымом из ушей и выдранными в приступе ярости волосами.

Зато у обладателей лицензии есть возможность скачать обновление (нужен серийный ключ) и после этого запустить игру (нужен серийный ключ). Такая вот изящная защита от вездесущих корсаров. Сама игра, кстати, изначально «отучена» от диска. Как сказал один из представителей Stardock, «никто же нас не заставляет засовывать диск перед работой с Photoshop». Спасибо за понимание и более чем адекватное решение. Тем более, что обновления в GalCiv2 — это отнюдь не простая работа над ошибками. Часто они добавляют новые элементы, улучшают интерфейс, дорабатывают искусственный интеллект. Разработчики чутко прислушиваются к просьбам своих поклонников и вносят необходимые изменения в игровой процесс. Что сказать, молодцы. Жаль, что таких команд катастрофически мало.

Первые шаги в глубоком вакууме

Тяжелее всего начать игру. От этой первой, изначальной точки расходятся сотни путей, ведущих к победе, и тысячи — к поражению. Главное — не оступиться, сделать верный выбор, определить заранее свою линию поведения и грамотно действовать по обстоятельствам. Искусственный интеллект в GalCiv2 является, пожалуй, самым совершенным орудием компьютерных игр, призванным доводить пользователей до истерики. Скажите, вам когда-нибудь встречался кремниевый противник, способный на подлость? Не просто какой-то там обман или маневр для отвода глаз, а самую настоящую подлость. Этот электронный жулик сначала пролазит к вам в доверие, заключает пакт о ненападении, бесплатно отдает свои ценные технологии, а в это время подговаривает соседей по галактике всем скопом навалиться на вас и раздавить. Еще забавнее, когда во время войны, на последнем издыхании, он сдается другой цивилизации, только бы вам не достались его ценные ресурсы и планеты. Мстительность и обида, нехарактерные для электронного болвана. ИИ по-человечески умен, берет смекалкой, а не «читами», допускает ошибки, анализирует ваше поведение и соответственно строит стратегию своего развития. Впрочем, такое поведение характерно для высоких уровней сложности. А если рискнуть психическим здоровьем и выкрутить на самый максимум, то эти умные гады получат еще и 200% бонус к экономике.

    

Во время игры все время необходимо держать ухо востро, стараться никому не верить, но заводить выгодные панибратские отношения, шпионить за друзьями и самому готовить им уютную могилку. На всякий случай. В GalCiv2 нет многопользовательского режима, но из-за блестящего ИИ он здесь и не нужен. Схватки неизменно красивы, интересны и многогранны. Учитывая постоянные плюшки в виде обновлений и разрабатываемого дополнения Galactic Civilization II: Dark Avatar, у игры будет очень долгая история. Благо, продажи ее на удивление хороши. Причем, на каждые семь купленных коробок приходится одна электронная, скачанная по Интернету версия (это к вопросу о целесообразности цифровой дистрибуции). А для того, чтобы хоть какой-то дух конкуренции присутствовал, свои результаты можно вывесить на «доске почета» Metaverse.

Оккупация территории

GalCiv2, как и первая часть, во многом напоминает Civilization, из которой она и выросла. Главная и наприоритетнейшая из задач — захватить как можно большее число планет с помощью кораблей-колонизаторов. Разведчики рыскают по секторам в поисках незанятых систем, подхватывают аномалии-бонусы, обнаруживают ресурсы, к которым впоследствии необходимо будет приставить станции-добытчики. С началом каждой новой игры генерируется уникальная галактика, отнюдь не пытающаяся выглядеть сбалансированной. Бывает, что ценные аномалии и хорошие планеты класса 12 и выше расположены ближе к одной из сторон, преподнося ей на блюдечке сумасшедшее преимущество. Все, что называется, как в жизни. Попробуйте-ка вывернуться в такой ситуации.

Корректное развитие инфраструктуры на планетах требует настоящего мастерства. Карта разбита на квадратики, лишь некоторые из которых пригодны для строительства (их число соответствует классу планеты). После стандартной связки «покупка космодрома, строительство двух фабрик и исследовательского центра» приходится самому разбираться со специализацией. Универсальную вырастить не получится — просто не хватит клеток под все объекты. Так что приходится выбирать, будет ли ваша планета исследовательским центром, производственным, экономическим или политическим. Само собой, ваше поведение будет во многом зависеть от размера галактики. Если она небольшая, а под началом всего две-три планеты, то ни о какой специализации и речи быть не может. Зато в случае карт большого размера уже необходимо целенаправленно развивать миры.

    

На планетах встречаются еще и клетки, дающие ощутимый бонус определенным типам строений. Не пропустите, ориентируйтесь на них при выборе специализации. Однако не спешите пользоваться преимуществами «ускоренного производства пищи» (food production bonus). Рискуете получить жирное, тупое и нетерпимое к вашей политике население.

Несмотря на то что прямо влиять на подданных мы не в состоянии, проблемы с перенаселением или их неудовлетворенностью дадут о себе знать. Дело в том, что в игре большое значение имеет показатель «одобрения» (approval). Чем он выше, тем более выгодную с экономической точки зрения форму правления можно будет установить. Поэтому необходимо заботиться о своих гражданах, не давить их налогами, строить развлекательные центры. Если, конечно, не хотите быть жестоким диктатором, от которого родные планеты будут убегать под крылышко другой, более толерантной федерации. Зато никаких проблем с сенатом. Правящая партия одна, нет волнений по поводу выборов. При демократическом режиме приходится уже заботиться о том, чтобы победа в сенате досталась именно вашей фракции — получите замечательные бонусы. Зато проигрыш чреват неприятными пенальти.

Кстати, если захотите бороться с перенаселением — нет ничего проще. Просто добейтесь, чтобы показатель «одобрения» упал ниже 19%. Население будет каждую неделю уменьшаться на 10%. Если установить значение между 20—40%, то рост населении прекратится вовсе. Правда, одновременно с этим и «группа поддержки» уменьшится до смехотворного показателя. В сенате с таким просто высмеют.

Строительство зданий можно ставить в очередь, причем умники-губернаторы не станут без вашего ведома своевольничать. Их участие ограничивается своевременным проведением усовершенствований в уже построенных зданиях, что здорово экономит время и силы. После тотальной застройки планеты к ней уже можно не обращаться — можно быть уверенными, что по мере научных изысканий все необходимые модернизации будут проведены без нашего участия.

Условие победы

Однако, мало научиться в совершенстве управлять планетами. Необходимо быть также и талантливым стратегом, дипломатом, торговцем, экономистом, руководителем, чтобы цивилизацию не раздавили более продвинутые соперники. По какому пути идти — вам решать, но все сразу освоить не удастся. Дерево технологий позволяет быстро стать экспертом по паре направлений, получив тем самым определенные преимущества перед соперниками. Но и те не прочь погрызть гранит науки, лихо усваивают быстро изучаемые науки и углубляются в свои отрасли. И тут уж в дело вступает дипломатия. Действительно, зачем пытаться объять необъятное, если можно просто поменяться. В зависимости от ваших отношений, обмен будет даваться малой или большой кровью. Лучше, конечно, заключать взаимовыгодные соглашения с друзьями. Под конец те чуть ли не даром будут вам отдавать свои ценности (встречаются и такие, что могут просто озолотить ни за что, чтобы лишний раз продемонстрировать свои добрые намерения). К врагам же, которые не желают с нами торговать или просят завышенную цену, лучше всего подсылать шпионов. Чем больше денег на них потратите, тем раньше они стащат ценную технологию.

    

Дипломатический экран, подсмотренный у Civilization, позволяет творить выдающиеся гадости: сколачивать альянсы, подговаривать на войну, обмениваться планетами, кораблями, технологиями, просматривать дипломатические отношения оппонента с другими расами, оценивать его мировоззрение. Вся подручная информация под рукой, чтобы как можно эффектнее им манипулировать. Политическая модель GalCiv2 гибка, как рапира и так же смертоносна. Главное — научиться правильно пользоваться этим чудесным оружием. Настоящие мастера фехтования смогут даже одержать окончательную победу, просто подобрав под крылышко своего альянса все существующие расы в галактике.

У приверженцев технократии, экономики или войны также есть по одному варианту счастливого завершения кампании. «Ломает» вести переговоры? Распространите влияние своей цивилизации, сделав ее туристическим раем и торговым центром. Нет желания ковыряться с финансами и прокладывать торговые маршруты? Пожалуйста, преуспейте в изучении наук и установите технологическую победу. Голова пухнет от чисел и слов? Сколотите всепобеждающий флот и лазерами-шмазерами очистите вакуум от мерзких уродцев. Четыре главные линии поведения, четыре условия победы.

Ксеноцид

Самой привычной, зрелищной и, что греха таить, любимой стратегией является военная. Торговля, экономика, наука — все интересно. Но удовольствие от построенной станции «влияния» и ковровой бомбардировки несоизмеримо. Боевая система усложнилась, стала более интересной и «мудреной». Три принципиально разных вида оружия по типу повреждений. Столько же — соответствующей брони. Как в RTS приходится внимательно отслеживать силы противника и подстраивать свой флот по принципу «камень-ножницы», стараясь, чтобы никакой «бумаги» не было и в помине.

Сражения лучше проводить около собственных военных баз, дающих ощутимый бонус своим войскам. Во время моделирования кораблей приходится не только следить за их внешним видом, но и грамотно манипулировать их атакующими, защитными и скоростными параметрами, прикручивая к ним оружие, броню и двигатели помощнее. Сразу все в желаемых количествах установить не получится, сказывается ограничение по вместимости. Необходимо методом проб и ошибок нащупывать оптимальный баланс между этими тремя характеристиками. «Тяжелыми» кораблями с огромной грузоподъемностью увлекаться также не стоит. Хоть они и будут по-настоящему смертоносны, но строиться будут долго, и во флот (несколько кораблей, объединенных в одну боевую единицу) их много не засунуть. Звено легких истребителей с правильно подобранными характеристиками оставит от пары ваших колымаг лишь космический мусор.

В остальном война — типичная «цивилизационная». По квадратикам передвигаем войска, они встречаются, обмениваются ударами, одно из них погибает в яркой вспышке. Если бой ведется между двумя флотилиями, то нам любезно предложат посмотреть на их виртуозный поединок со стороны. Влиять ни на что нельзя, просто наблюдаем за маневрами сконструированных кораблей и их гибелью. Красиво.

    

Второй этап — захват планеты. Чудесная мини-игра, заставляющая грызть ногти перед нелегким выбором: победить с малыми потерями, но превратить планету в малопригодные для жизни пустоши, или раз за разом терять своих людей, но получить ее в нетронутом состоянии. Дело в том, что захват осуществляется при помощи высадки десанта. Противостоять ему будет армия на порядок больше. Для того чтобы сократить преимущество противника, можно задействовать набор из нескольких приемов, так или иначе затрагивающих качество планеты. А после этого на потешном экранчике начинают сходится две «эпические» армии, постреливая друг в друга из лазеров. Смысловой нагрузки это «эпохальное» и однообразное зрелище не несет. Гораздо важнее постепенно уменьшающиеся числовые показатели каждой из сторон.

К вопросу о правомерности выбора

Любая цивилизация в конце концов должна определиться со своим нравственным выбором. Столкнувшись со «случайным событием», приходится решать, идти ли по пути меркантильного зла, альтруистического добра или холодного нейтралитета. Ползунок Alignment в зависимости от вашего решения будет смещаться то в одну, то в другую сторону. И если ваша цивилизация в конце концов изучит ксено-этику (Xeno Ethics) то придется определиться с окончательной склонностью к добру/злу. Чем ближе ползунок будет находиться к одному из трех alignments, тем легче будет осуществить выбор в его пользу.

У каждого из трех путей есть свои преимущества и бонусы. Так, «злые» цивилизации получат новые военные технологии, научатся строить здания (Mind Control Center, Artificial Slave Center), улучшающие экономические показатели и ускоряющие производство. «Добрые» станут более профессиональными торговцами и дипломатами, а также укрепят защиту собственных кораблей. «Нейтралы» порадуются толерантному населению, новым военным и оборонным технологиям, а также бонусам к торговле. Кем хотите быть, по какому пути пойдете — вам решать. Galactic Civilizations II предлагает вам полную свободу выбора, не ограничивая вашу фантазию. Возможно, именно поэтому сложно объяснить новичку, как играть в эту игру. Он спрашивает «куда идти?», и вы теряетесь, поскольку идти можно в каком угодно направлении.

Diagnosis

GalCiv2 нельзя назвать просто игрой. Скорее это мольберт и кисти, позволяющие творческой натуре создать все, что душе угодно в пределах полотна и имеющихся красок. Умная, глубокая, интересная и атмосферная глобальная стратегия. Ее легко разбить на сотни составляющих, внести коррективы в каждую из них, чтобы затем собрать эту неуловимо изменившуюся мозаику в совершенно новый рисунок. Играя в нее, вспоминаются фильмы и книги на космическую тематику. Сияющая звездами подложка космоса успокаивает, музыка, подозрительно похожая на заглавную тему из «Чужих», убаюкивает, воображение расправляет свои крылья, и начинается новая история в «далекой-далекой галактике». Только вам решать, захлебнется галактика в крови ксеноцида или будет процветать веки-вечные в мире и согласии. Искренний совет: даже если вы не любите этот жанр, дождитесь локализованной версии от Snowball, разберитесь в ней, прочувствуйте ее. Таких хороших игр выходит слишком мало, чтобы ими пренебрегать.

Pro:

  • широчайшие возможности по созданию собственной расы
  • конструктор кораблей
  • отличный искусственный интеллект
  • удобный интерфейс
  • продвинутая экономическая, дипломатическая, милитаристическая модели
  • нравственные бонусы
  • большое и «ветвистое» технологическое дерево

Contra:

  • отсутствие толкового руководства для новичков
  • отсутствие «Галактопедии» в самой игре
  • громоздкий интерфейс работы с деревом технологий


Виталий Казунов aka Lockust (lock@ixbt.com)
Опубликовано — 31 марта 2006 г.
 
Galactic Civilizations II: Dread Lords

Galactic Civilizations II: Dread Lords

Разработчик Stardock Corporation
Издатель Stardock Corporation
Официальный сайт www.galciv2.com
Дата выхода 21.02.2006
Издатель в России 1C
Российское название Космическая Федерация II
Дата выхода в России 2006 год
Жанр Turn-based Strategy

Технологии

API MS DirectX 9.0
Engine Свой
Пиксельные шейдеры Нет
Вершинные шейдеры Нет
Управление анизотропной фильтрацией Нет
Управление антиалиасингом Есть
Управление частотой обновления экрана Нет
Широкоэкранный режим Есть
Поддержка разрешения 1280х1024 Есть
Звук стандарт
Последняя доступная версия 1.0X
Для рецензии использовалась версия 1.0X

Системные требования

Процессор Минимальный: Intel Pentium 3 800 МГц или AMD Athlon 800 МГц
Рекомендуемый: Intel Pentium 4 1.8 ГГц или AMD Athlon XP 2000+
Память Минимальный объем: 256 МБ
Рекомендуемый объем: 512 ГБ
Видеокарта Минимально: DirectX совместимая видеокарта c 32 МБ
Рекомендуется: c 128 МБ памяти
CD/DVD Минимально: 8x CD-ROM
Рекомендуется: 16x CD/ 16х DVD-ROM
HDD Для установки игры: 1.1 ГБ
Для работы игры: 150 МБ
ОС Windows 2000 и XP SP1/SP2 и DirectX не ниже 9

Тестовая система

Процессор AMD Athlon XP 3200+
Память 1024 МБ DDR PC3200
Видеокарта NVIDIA GeForce 6600 (530/650) 128 МБ
Аудиокарта Creative Audigy 2
CD/DVD NEC DVD DV-5800C 16x
HDD Samsung SV0602H 60 ГБ
ОС Windows XP SP1 + DirectX 9c



Аромат победы. Весь вакуум как будто пропитался им, когда флот из тридцати отборных «Мета-ассассинов» вторгся в систему подлых ториан. В последнюю их систему со всего одной обитаемой планетой. Жалкое сопротивление было мгновенно развеяно. Еще немного и после массированной бомбардировки мой космодесант уйдет вниз, на поверхность, устраивать ксеноцид каждой богопротивной твари, внешне похожей на лягушку. По-моему, пора открывать шампанское!

    

Galactic Civilizations 2 напоминает сбывшийся сон. Она — олицетворение мечтаний любителя глобальных стратегий. Она — это путеводный маяк в ночи для поклонников серии Master of Orion. Она — бездонная шкатулка Пандоры, способная засосать в свое нутро и навсегда вычеркнуть из нормальной человеческой жизни. Все бытие «галацивика» — это замирание сердца во время хода противника, открытие шампанского после изящного дипломатического выверта, блуждания по форумам в надежде стянуть оттуда хитрый стратегический прием и ежедневные посещения официального сайта в поисках очередной «добавки».

Galactic Civilizations 2 смотрится непривычно в ряду сегодняшних игр. Со своими смешными системными требованиями, схематичной графикой и простым, неброским интерфейсом, она и не стремится завоевать любовь толпы. Аскетичное, разбитое на квадратики поле «галактики», маленькие шарики звезд и пузырьки планет — с этим надо смириться и с этим придется жить. Конечно, после замечательной картинки в Civilization 4, сложно свыкнуться с этаким неандертальцем. Но при более глубоком ознакомлении оказывается, что этот невзрачный дикарь имеет десяток высших образований, способен разговаривать на нескольких языках и отлично разбирается во всех прикладных науках. Идеальный партнер для интеллектуальной беседы. Алле-Оп из саймаковского «Заповедника гоблинов».

Становление цивилизации

Язык Galactic Civilizations 2 — это числа, пиктограммы, таблицы, графики, аналитические сводки, разбавленные сотнями смешных комментариев. А еще это язык творчества. Самым важным отличием от консервативно-человеколюбивой первой части стала возможность кастомизации собственной расы. Настраивать можно абсолютно все. Название, родная планета, выбор символики, цвет кораблей, стартовые технологии, широчайший набор изменяемых атрибутов, вроде дипломатии и экономики, и, самое главное, возможность самолично построить флот своей мечты. Грезили о Star Destroyer'ах? Мечтали разгонять по космосу, оседлав Death Star? А может, вашей тайной страстью являются роботы-трансформеры и жучки-паучки? Берите доступный инструментарий, и приступайте к моделированию корабликов.

    

Десятки всевозможных деталей с «плавающим» размером соединяются в причудливые комбинации. Легкость моделирования восхищает своим очевидным, но до этого ни разу не реализованным подходом. В самом деле, все гениальное — просто. Космос готов принять результаты вашего творчества без насмешки и со всем уважением. Даже если вы отправите на орбиту невразумительное корыто. Официальный форум уже ломится от работ, присланных благодарными поклонниками, дорвавшимися, наконец, до виртуального конструктора с безграничными возможностями. А находящееся в разработке обновление 1.1 обещает еще больше расширить его функционал.

Но никто вас не принуждает сидеть и баловаться с настройками. Не хотите рисковать — пожалуйста, к вашим услугам 10 рас со своими уникальными характеристиками. Торговцы, воины, ученые, политики — выбирайте заранее, каким способом вы собираетесь установить мировое господство. У каждой из них есть свои собственная маленькая история, хорошо прослеживаемая во взаимоотношениях друг с другом. Так, Торианская Конфедерация чаще всего будет находиться в состоянии войны со своими бывшими хозяевами — дренджинами. Алтарианская Республика легко выходит на контакт с землянами. Однако, все будет сильно зависеть от ваших действий. Захотите — и столкнете лбами закадычных друзей. Пожелаете, и старые враги, стиснув зубы, помирятся. Только вот для этого надо быть хорошим политиком, а не просто бряцать в космосе военизированными лоханками. Маленькую, гордую и злобную расу бьют обычно всем скопом. Так что приходится выходить на контакт.

Немного о грустном

GalCiv2 не приветствует новичков салютом и фанфарами. Те несколько видеоуроков, что скрываются под кнопкой Tutorials, не отвечают на вопрос «как играть», лишь кое-как разъясняя «что делать» в какой-либо конкретной ситуации. Костыли, почти бесполезные для знатока жанра, повергают в смятение неофита, желающего приобщиться к таинствам пошаговых глобальных стратегий. Недаром Civilization 4 со своим простым интерфейсом и легким обучением пользуется большим успехом у новичков, в то время как за GalCiv2 уже берутся опытные пользователи. Понятно, что на планетах надо что-то делать. Понятно, что надо осваивать новые миры, проводить исследования, строить корабли и воевать. Непонятно, как вообще работает этот механизм. Неофит подобен котенку, слепо тыкающему по кнопкам видеоуроков, раз за разом стартуя новые кампании, пока в голове не сформируется хоть какое-то понимание всей прелести игрового процесса. Тут нет учителя, который бы взял за ручку и тихонько, шаг за шагом, научил маршировать от планеты к планете, от системы к системе. Все приходится постигать на собственном опыте.

    

Еще одним недостатком можно считать отсутствие встроенной «Галактопедии», по аналогии с «Цивилопедией» Сида Мейера. Нет подробного описания отдельных параметров, объектов, возможностей. За всем приходится или лезть в 65-страничный мануал, или обращаться за помощью к творчеству фанатов. К примеру, можете поставить себе в «Закладки» следующий ресурс. Там же, кстати, в разделе Utilities можно обнаружить электронную «Галактопедию», работающую, правда, под управлением .NET Framework 2.0. В самой игре описания объектов скорее забавные, чем функциональные. Быстро проследить, что, на что и как влияет — невозможно.

Еще одно пятно на солнце является, скорее, следствием оригинальной системы защиты, чем ее прямым недостатком. GalCiv2 забагована ровно настолько, чтобы портить впечатление недобросовестным любителям пиратской продукции. Баги минорные, не критические. То результат исследований оказался хуже существующей до этого модели. То вместо одного корабля строится другой. То внешний вид тщательно сконструированного линкора меняется до безобразной развалюхи. То калькулятор в битвах отсуживает победу изначально проигравшей стороне. Играть можно, тихо-тихо, с дымом из ушей и выдранными в приступе ярости волосами.

Зато у обладателей лицензии есть возможность скачать обновление (нужен серийный ключ) и после этого запустить игру (нужен серийный ключ). Такая вот изящная защита от вездесущих корсаров. Сама игра, кстати, изначально «отучена» от диска. Как сказал один из представителей Stardock, «никто же нас не заставляет засовывать диск перед работой с Photoshop». Спасибо за понимание и более чем адекватное решение. Тем более, что обновления в GalCiv2 — это отнюдь не простая работа над ошибками. Часто они добавляют новые элементы, улучшают интерфейс, дорабатывают искусственный интеллект. Разработчики чутко прислушиваются к просьбам своих поклонников и вносят необходимые изменения в игровой процесс. Что сказать, молодцы. Жаль, что таких команд катастрофически мало.

Первые шаги в глубоком вакууме

Тяжелее всего начать игру. От этой первой, изначальной точки расходятся сотни путей, ведущих к победе, и тысячи — к поражению. Главное — не оступиться, сделать верный выбор, определить заранее свою линию поведения и грамотно действовать по обстоятельствам. Искусственный интеллект в GalCiv2 является, пожалуй, самым совершенным орудием компьютерных игр, призванным доводить пользователей до истерики. Скажите, вам когда-нибудь встречался кремниевый противник, способный на подлость? Не просто какой-то там обман или маневр для отвода глаз, а самую настоящую подлость. Этот электронный жулик сначала пролазит к вам в доверие, заключает пакт о ненападении, бесплатно отдает свои ценные технологии, а в это время подговаривает соседей по галактике всем скопом навалиться на вас и раздавить. Еще забавнее, когда во время войны, на последнем издыхании, он сдается другой цивилизации, только бы вам не достались его ценные ресурсы и планеты. Мстительность и обида, нехарактерные для электронного болвана. ИИ по-человечески умен, берет смекалкой, а не «читами», допускает ошибки, анализирует ваше поведение и соответственно строит стратегию своего развития. Впрочем, такое поведение характерно для высоких уровней сложности. А если рискнуть психическим здоровьем и выкрутить на самый максимум, то эти умные гады получат еще и 200% бонус к экономике.

    

Во время игры все время необходимо держать ухо востро, стараться никому не верить, но заводить выгодные панибратские отношения, шпионить за друзьями и самому готовить им уютную могилку. На всякий случай. В GalCiv2 нет многопользовательского режима, но из-за блестящего ИИ он здесь и не нужен. Схватки неизменно красивы, интересны и многогранны. Учитывая постоянные плюшки в виде обновлений и разрабатываемого дополнения Galactic Civilization II: Dark Avatar, у игры будет очень долгая история. Благо, продажи ее на удивление хороши. Причем, на каждые семь купленных коробок приходится одна электронная, скачанная по Интернету версия (это к вопросу о целесообразности цифровой дистрибуции). А для того, чтобы хоть какой-то дух конкуренции присутствовал, свои результаты можно вывесить на «доске почета» Metaverse.

Оккупация территории

GalCiv2, как и первая часть, во многом напоминает Civilization, из которой она и выросла. Главная и наприоритетнейшая из задач — захватить как можно большее число планет с помощью кораблей-колонизаторов. Разведчики рыскают по секторам в поисках незанятых систем, подхватывают аномалии-бонусы, обнаруживают ресурсы, к которым впоследствии необходимо будет приставить станции-добытчики. С началом каждой новой игры генерируется уникальная галактика, отнюдь не пытающаяся выглядеть сбалансированной. Бывает, что ценные аномалии и хорошие планеты класса 12 и выше расположены ближе к одной из сторон, преподнося ей на блюдечке сумасшедшее преимущество. Все, что называется, как в жизни. Попробуйте-ка вывернуться в такой ситуации.

Корректное развитие инфраструктуры на планетах требует настоящего мастерства. Карта разбита на квадратики, лишь некоторые из которых пригодны для строительства (их число соответствует классу планеты). После стандартной связки «покупка космодрома, строительство двух фабрик и исследовательского центра» приходится самому разбираться со специализацией. Универсальную вырастить не получится — просто не хватит клеток под все объекты. Так что приходится выбирать, будет ли ваша планета исследовательским центром, производственным, экономическим или политическим. Само собой, ваше поведение будет во многом зависеть от размера галактики. Если она небольшая, а под началом всего две-три планеты, то ни о какой специализации и речи быть не может. Зато в случае карт большого размера уже необходимо целенаправленно развивать миры.

    

На планетах встречаются еще и клетки, дающие ощутимый бонус определенным типам строений. Не пропустите, ориентируйтесь на них при выборе специализации. Однако не спешите пользоваться преимуществами «ускоренного производства пищи» (food production bonus). Рискуете получить жирное, тупое и нетерпимое к вашей политике население.

Несмотря на то что прямо влиять на подданных мы не в состоянии, проблемы с перенаселением или их неудовлетворенностью дадут о себе знать. Дело в том, что в игре большое значение имеет показатель «одобрения» (approval). Чем он выше, тем более выгодную с экономической точки зрения форму правления можно будет установить. Поэтому необходимо заботиться о своих гражданах, не давить их налогами, строить развлекательные центры. Если, конечно, не хотите быть жестоким диктатором, от которого родные планеты будут убегать под крылышко другой, более толерантной федерации. Зато никаких проблем с сенатом. Правящая партия одна, нет волнений по поводу выборов. При демократическом режиме приходится уже заботиться о том, чтобы победа в сенате досталась именно вашей фракции — получите замечательные бонусы. Зато проигрыш чреват неприятными пенальти.

Кстати, если захотите бороться с перенаселением — нет ничего проще. Просто добейтесь, чтобы показатель «одобрения» упал ниже 19%. Население будет каждую неделю уменьшаться на 10%. Если установить значение между 20—40%, то рост населении прекратится вовсе. Правда, одновременно с этим и «группа поддержки» уменьшится до смехотворного показателя. В сенате с таким просто высмеют.

Строительство зданий можно ставить в очередь, причем умники-губернаторы не станут без вашего ведома своевольничать. Их участие ограничивается своевременным проведением усовершенствований в уже построенных зданиях, что здорово экономит время и силы. После тотальной застройки планеты к ней уже можно не обращаться — можно быть уверенными, что по мере научных изысканий все необходимые модернизации будут проведены без нашего участия.

Условие победы

Однако, мало научиться в совершенстве управлять планетами. Необходимо быть также и талантливым стратегом, дипломатом, торговцем, экономистом, руководителем, чтобы цивилизацию не раздавили более продвинутые соперники. По какому пути идти — вам решать, но все сразу освоить не удастся. Дерево технологий позволяет быстро стать экспертом по паре направлений, получив тем самым определенные преимущества перед соперниками. Но и те не прочь погрызть гранит науки, лихо усваивают быстро изучаемые науки и углубляются в свои отрасли. И тут уж в дело вступает дипломатия. Действительно, зачем пытаться объять необъятное, если можно просто поменяться. В зависимости от ваших отношений, обмен будет даваться малой или большой кровью. Лучше, конечно, заключать взаимовыгодные соглашения с друзьями. Под конец те чуть ли не даром будут вам отдавать свои ценности (встречаются и такие, что могут просто озолотить ни за что, чтобы лишний раз продемонстрировать свои добрые намерения). К врагам же, которые не желают с нами торговать или просят завышенную цену, лучше всего подсылать шпионов. Чем больше денег на них потратите, тем раньше они стащат ценную технологию.

    

Дипломатический экран, подсмотренный у Civilization, позволяет творить выдающиеся гадости: сколачивать альянсы, подговаривать на войну, обмениваться планетами, кораблями, технологиями, просматривать дипломатические отношения оппонента с другими расами, оценивать его мировоззрение. Вся подручная информация под рукой, чтобы как можно эффектнее им манипулировать. Политическая модель GalCiv2 гибка, как рапира и так же смертоносна. Главное — научиться правильно пользоваться этим чудесным оружием. Настоящие мастера фехтования смогут даже одержать окончательную победу, просто подобрав под крылышко своего альянса все существующие расы в галактике.

У приверженцев технократии, экономики или войны также есть по одному варианту счастливого завершения кампании. «Ломает» вести переговоры? Распространите влияние своей цивилизации, сделав ее туристическим раем и торговым центром. Нет желания ковыряться с финансами и прокладывать торговые маршруты? Пожалуйста, преуспейте в изучении наук и установите технологическую победу. Голова пухнет от чисел и слов? Сколотите всепобеждающий флот и лазерами-шмазерами очистите вакуум от мерзких уродцев. Четыре главные линии поведения, четыре условия победы.

Ксеноцид

Самой привычной, зрелищной и, что греха таить, любимой стратегией является военная. Торговля, экономика, наука — все интересно. Но удовольствие от построенной станции «влияния» и ковровой бомбардировки несоизмеримо. Боевая система усложнилась, стала более интересной и «мудреной». Три принципиально разных вида оружия по типу повреждений. Столько же — соответствующей брони. Как в RTS приходится внимательно отслеживать силы противника и подстраивать свой флот по принципу «камень-ножницы», стараясь, чтобы никакой «бумаги» не было и в помине.

Сражения лучше проводить около собственных военных баз, дающих ощутимый бонус своим войскам. Во время моделирования кораблей приходится не только следить за их внешним видом, но и грамотно манипулировать их атакующими, защитными и скоростными параметрами, прикручивая к ним оружие, броню и двигатели помощнее. Сразу все в желаемых количествах установить не получится, сказывается ограничение по вместимости. Необходимо методом проб и ошибок нащупывать оптимальный баланс между этими тремя характеристиками. «Тяжелыми» кораблями с огромной грузоподъемностью увлекаться также не стоит. Хоть они и будут по-настоящему смертоносны, но строиться будут долго, и во флот (несколько кораблей, объединенных в одну боевую единицу) их много не засунуть. Звено легких истребителей с правильно подобранными характеристиками оставит от пары ваших колымаг лишь космический мусор.

В остальном война — типичная «цивилизационная». По квадратикам передвигаем войска, они встречаются, обмениваются ударами, одно из них погибает в яркой вспышке. Если бой ведется между двумя флотилиями, то нам любезно предложат посмотреть на их виртуозный поединок со стороны. Влиять ни на что нельзя, просто наблюдаем за маневрами сконструированных кораблей и их гибелью. Красиво.

    

Второй этап — захват планеты. Чудесная мини-игра, заставляющая грызть ногти перед нелегким выбором: победить с малыми потерями, но превратить планету в малопригодные для жизни пустоши, или раз за разом терять своих людей, но получить ее в нетронутом состоянии. Дело в том, что захват осуществляется при помощи высадки десанта. Противостоять ему будет армия на порядок больше. Для того чтобы сократить преимущество противника, можно задействовать набор из нескольких приемов, так или иначе затрагивающих качество планеты. А после этого на потешном экранчике начинают сходится две «эпические» армии, постреливая друг в друга из лазеров. Смысловой нагрузки это «эпохальное» и однообразное зрелище не несет. Гораздо важнее постепенно уменьшающиеся числовые показатели каждой из сторон.

К вопросу о правомерности выбора

Любая цивилизация в конце концов должна определиться со своим нравственным выбором. Столкнувшись со «случайным событием», приходится решать, идти ли по пути меркантильного зла, альтруистического добра или холодного нейтралитета. Ползунок Alignment в зависимости от вашего решения будет смещаться то в одну, то в другую сторону. И если ваша цивилизация в конце концов изучит ксено-этику (Xeno Ethics) то придется определиться с окончательной склонностью к добру/злу. Чем ближе ползунок будет находиться к одному из трех alignments, тем легче будет осуществить выбор в его пользу.

У каждого из трех путей есть свои преимущества и бонусы. Так, «злые» цивилизации получат новые военные технологии, научатся строить здания (Mind Control Center, Artificial Slave Center), улучшающие экономические показатели и ускоряющие производство. «Добрые» станут более профессиональными торговцами и дипломатами, а также укрепят защиту собственных кораблей. «Нейтралы» порадуются толерантному населению, новым военным и оборонным технологиям, а также бонусам к торговле. Кем хотите быть, по какому пути пойдете — вам решать. Galactic Civilizations II предлагает вам полную свободу выбора, не ограничивая вашу фантазию. Возможно, именно поэтому сложно объяснить новичку, как играть в эту игру. Он спрашивает «куда идти?», и вы теряетесь, поскольку идти можно в каком угодно направлении.

Diagnosis

GalCiv2 нельзя назвать просто игрой. Скорее это мольберт и кисти, позволяющие творческой натуре создать все, что душе угодно в пределах полотна и имеющихся красок. Умная, глубокая, интересная и атмосферная глобальная стратегия. Ее легко разбить на сотни составляющих, внести коррективы в каждую из них, чтобы затем собрать эту неуловимо изменившуюся мозаику в совершенно новый рисунок. Играя в нее, вспоминаются фильмы и книги на космическую тематику. Сияющая звездами подложка космоса успокаивает, музыка, подозрительно похожая на заглавную тему из «Чужих», убаюкивает, воображение расправляет свои крылья, и начинается новая история в «далекой-далекой галактике». Только вам решать, захлебнется галактика в крови ксеноцида или будет процветать веки-вечные в мире и согласии. Искренний совет: даже если вы не любите этот жанр, дождитесь локализованной версии от Snowball, разберитесь в ней, прочувствуйте ее. Таких хороших игр выходит слишком мало, чтобы ими пренебрегать.

Pro:

  • широчайшие возможности по созданию собственной расы
  • конструктор кораблей
  • отличный искусственный интеллект
  • удобный интерфейс
  • продвинутая экономическая, дипломатическая, милитаристическая модели
  • нравственные бонусы
  • большое и «ветвистое» технологическое дерево

Contra:

  • отсутствие толкового руководства для новичков
  • отсутствие «Галактопедии» в самой игре
  • громоздкий интерфейс работы с деревом технологий


Виталий Казунов aka Lockust (lock@ixbt.com)
Опубликовано — 31 марта 2006 г.
 
 
Комментарии? Поправки? Дополнения? lock@ixbt.com
 
Комментарии? Поправки? Дополнения? lock@ixbt.com


на главную страницуна главную страницуна главную страницу

Новости | 3D-Видео, тюнеры и LCD | iT-Среда | MacLife | Мобильные устройства | Ноутбуки | Носители информации | Платформа ПК | Приложения и утилиты | Принтеры и периферия | ProAudio | Проекторы и ТВ | Сети и серверы | Цифровой звук | Цифровое видео | Цифровое фото | Карта сайта | Поиск

Copyright © by iXBT.com, 1997—2012. Produced by iXBT.com