Проверить, насколько серьезную конкуренцию цифровая камера может оказать ее пленочным собратьям, мы решили в экстремальных рабочих условиях. Подробно о приемах съемки цифровой камерой и специальных приспособлениях смотрите в следующих статьях, а сейчас, пользуясь случаем, мы хотим опубликовать одними из первых в Рунете некоторые фотографии с соревнований и поделиться первыми впечатлениями о работе цифровой техники. Сначала несколько слов о соревнованиях.
Фрирайд — свободный спуск на лыжах по крутому неподготовленному склону, в котором участник, райдер, должен продемонстрировать свое умение технично, красиво и быстро двигаться по новому и интересному маршруту, ехать, «не теряя головы», не за пределами своих возможностей.
Выступление райдера оценивается по 5 критериям:
- Сложность маршрута.
- Контролируемость движения.
- Плавность движения.
- Стиль и техника движения.
- Агрессивность движения.
При этом критерий «сложность маршрута» является главным в оценке райдера.
Как вы понимаете, если маршрут такой сложный, что и на лыжах, и на доске спуститься трудно, то подобраться пешком к месту съемки становится совсем проблематично. И уж если на какой-то точке занял позицию, то приходится с нее и снимать все соревнования, потому что быстро переместиться на другую точку не представляется возможным. 3000 м с лишним дают себя знать, после каждого шага начинаешь ощущать себя рыбой, вынутой из воды, да и снега мало только для лыжников. Между камнями можно провалиться без лыж и по грудь. Итоговый протокол
II Чемпионат России по фрирайду
Сноуборд. | Горные лыжи. |
Мужчины: |
|
|
|
Женщины: |
|
|
|
I этап кубка Европы по фрирайду.
Сноуборд. | Горные лыжи. |
Мужчины: |
|
|
|
Женщины: |
|
|
|
Отмечу, что все документы по соревнованиям мной были успешно сняты на камеру прямо со стены, где они висели, при освещении встроенной вспышкой.
Конечно, настоящий экстрем — это у спортсменов, но и съемка подобных соревнований является одной из самых сложных в работе репортера, поскольку для техники условия отнюдь не тепличные, можно сказать, на грани потери гарантии производителя. Итак, камера Casio QV 3000, информация записывалась на IBM microdrive, и вечером в гостинице переписывалась на CD с помощью HP-820. В день снималось около 200 кадров. Обычно, несмотря на относительный холод, на это хватало полутора комплектов Ni-MH аккумуляторов.
Собственно, основные сложности подобной съемки связаны с комплексом факторов, крайне неприятных как для техники, так и для оператора. Во-первых, это большой диапазон яркостей. Горный воздух фактически не рассеивает свет, и если в тени совсем темно, то освещенность на ярком снегу такова, что ни выдержки в 1/1000 с, ни диафрагмы F:8 не хватает, чтобы проработать фактуру снежного покрова. Поскольку цифровые камеры оснащены обычно очень короткофокусными объективами, то диафрагма 8 — это уже дырка порядка 1 мм, что близко к тому, чтобы изображение начало портиться от дифракции на диафрагме. Поэтому для проработки деталей надо ослаблять световой поток с помощью фильтров. Можно использовать нейтральные светофильтры, а можно воспользоваться и поляризационным. При этом следует помнить, что небо на таком чистом воздухе очень сильно поляризовано, и зачастую, если мы, вращая поляроид, полностью погасим небо, то на цветном снимке белые горы на фоне черного неба смотрятся несколько непривычно. И нередко осветление неба, особенно когда вершины не полностью покрыты снегом и видны скальные выходы, дает лучший результат, Яркое солнце мешает не только фотоаппарату, но и оператору. Без дополнительных приспособлений на ЖК экране увидеть что-нибудь практически невозможно. Даже шахта глубиной 10 см не спасает положения. Отраженный от снега свет полностью ослепляет экран. Единственный способ — это полностью исключить попадание постороннего света на ЖК видоискатель, установив перед ним длинную трубу с лупой и плотно прижав ее открытый конец к глазу. О том, как сделать подобные приспособления, читайте в специальной статье. Здесь же только отмечу, что вся приведенная в статье съемка проводилась с помощью ЖК экрана. Оптическим видоискателем фактически не пользовался, поскольку при таких сумасшедших контрастах автоматика безбожно врет, единственный выход — увидеть изображение на экране.
Еще один фактор — это температура. От весьма приятной и теплой погоды на солнце до пронизывающего холода в тени на ветру. Использование в качестве источника питания батареек, даже внешних, спрятанных за пазуху и соединенных с камерой с помощью длинного провода, себя не оправдало. Аккумуляторы проявили себя существенно лучше, и 90% снимков было сделано с их помощью. Если к этому добавить еще и вибрацию вертолета, то нагрузку на технику можно считать почти предельной. Данная статья является анонсом, поэтому детальный анализ того, насколько хорошо проявила себя техника в сравнении с пленочными камерами (а у нас кроме цифровой камеры, было еще два Canon EOS 50 и широкопленочный Pentax 67), мы подготовим, когда проявим пленку.
В целом, техника испытания выдержала, хотя и не без потерь. У пленочного EOS отвалилась кнопка фиксатора объектива, а у IBM Micrordrive появились испорченные блоки.
Прелесть цифровых камер в том, что результат можно представить на суд зрителя почти сразу. Но оказалось, что несмотря на то, что насыщенность гор техникой за последние 10 лет возросла многократно, выход в Интернет через телефонные линии остается большой проблемой. Лыжники теперь увешаны рациями, лавинными биперами (этакий вариант устройства для охоты на лис, совмещающий в одном флаконе маяк и локатор). Но это все локальная связь. Из спутниковой техники стали появляться системы глобального позиционирования, а вот спутниковых телефонов днем с огнем не сыщешь. А ведь именно эта комбинация спутникового телефона и цифровой камеры, сделала бы цифровую фотографию беспрецедентно оперативной. Так что спешу опубликовать привезенные фотографии.
Вообще соревнования по фрирайду столь труднодоступны для зрителей, что фактически всю информацию о соревнованиях они могут получать только из прессы.
Панорама, снятая с точки финиша кубка Европы (цирк Азау, высота 3100 м). Почти круговая, но мы пожалели матрицу и прямо против солнца не снимали. Чистый воздух, яркое солнце и снег дают картину с сумасшедшим динамическим диапазоном между светом и тенью, Чтобы выполнить этот снимок, пришлось воспользоваться поляризационным фильтром. Поляризационные фильтры при съемках природы на цифровую камеру — тема еще одной статьи, которую я планирую написать в ближайшее время.
При щелчке мышью по фотографии можно просмотреть ее в увеличенном виде, однако, и в этом случае вы увидите изображение размером всего в 30% от оригинала.
Для желающих оценить максимально возможное качество, которое может дать данная цифровая камера, напоминаю, что размер кадра 2048×1536 пикселей, а полный размер панорамы 12804×1855 пикселей, при щелчке мышью открывается уменьшенный вариант 2761×400 пикселей.
Мы планируем и в дальнейшем испытывать цифровую технику на реальных задачах и готовы к сотрудничеству с заинтересованными лицами и организациями.