Массовое появление на рынке Full HD-проекторов начального уровня (ценой менее 50 тыс. руб.) можно только приветствовать. Все-таки при современной доступности контента в высоком разрешении проекторы HD Ready (1280 на 720 пикселей) потеряли свою привлекательность, а цена на Full HD-проекторы среднего уровня остается весьма высокой.
Содержание:
- Комплект поставки, технические характеристики и цена
- Внешний вид
- Пульт
- Коммутация
- Меню и локализация
- Управление проекцией
- Настройка изображения
- Дополнительные возможности
- Измерение яркостных характеристик
- Звуковые характеристики
- Тестирование видеотракта
- Определение задержки вывода
- Оценка качества цветопередачи
- Выводы
Комплект поставки, технические характеристики и цена
Вынесены на отдельную страницу.
Внешний вид
Корпус изготовлен из пластика, спереди и сверху с белым зеркально-гладким покрытием относительно устойчивым к появлению царапин, сзади с матово-белым, а с боков и на днище с матовым светло-серым покрытием. Пыль и мелкие повреждения на корпусе в глаза не бросаются. На верхней панели находятся кнопки управления и индикаторы состояния.
Индикатор питания (на кнопке питания) при работе и в режиме ожидания неярко светится синим, а индикатор READY — красным при работе. При желании эти индикаторы можно отключить в меню установок. Все разъемы, в том числе разъем питания и разъем для замка Кенсингтона, помещены в неглубокую нишу на задней панели.
Там же можно обнаружить окошко ИК-приемника и круглую решетку встроенного громкоговорителя. Стальной штырь, вделанный в корпус проектора, поможет надежно приковать проектор, что снизит вероятность его кражи. Воздух для охлаждения забирается через решетки по бокам и на днище, а выдувается нагретый воздух через решетку на правом боку. На передней панели рядом с объективом находится второй ИК-приемник.
Сам объектив окружен широким черным раструбом, призванным замаскировать непропорционально скромные размеры передней линзы объектива. Защитной крышки объектива нет, если не считать за нее колпачок из тонкого прозрачного пластика, с трудом удерживающегося на объективе. Передняя ножка на круглой стойке с резьбой высвобождается при нажатии на кнопку-фиксатор, а тонкая регулировка высоты этой ножки осуществляется ее подкручиванием.
Передняя ножка выдвигается максимум на 26 мм. Горизонтального положения проектора при настольном размещении поможет добиться задняя ножка, выкручивающаяся из корпуса примерно на 11 мм. Для крепления к кронштейну в днище проектора вделаны 3 металлические втулки с резьбой. Крышка лампового отсека находится на верхней панели, поэтому для замены лампы проектор не придется демонтировать с потолочного кронштейна. Сменного воздушного фильтра нет. В комплект поставки входит сумка с защитными прокладками в стенках, предназначенная для транспортировки и хранения проектора и аксессуаров к нему.
Пульт
Пульт в руке лежит удобно. Кнопок относительно много, но до самых нужных кнопок можно дотянуться, не перехватывая пульт в руке. Подписи к кнопкам достаточно крупные и контрастные. Нажатие на кнопку подтверждает красный индикатор в передней части пульта. Есть достаточно яркая и равномерная синяя светодиодная подсветка всех кнопок, включающаяся при нажатии на любую кнопку и выключающаяся при нажатии на кнопку LIGHT или через несколько секунд после последнего нажатия на кнопку. Включение и выключение проектора разнесены на две кнопки.
Коммутация
Радует наличие двух входов HDMI, что в бюджетных проекторах встречается нечасто. При RGB-сигнале яркостный диапазон HDMI можно вручную переключить в меню. Также в меню есть пункт выбора способа кодирования цвета — RGB или цветоразностный. К настройке Коэффициент усиления HDMI, видимо, понадобится прибегнуть при использовании длинных кабелей HDMI.
На HDMI-вход можно подавать цифровые аудио сигналы (стерео LPCM), которые преобразуются в аналоговый вид и подаются на вход усилителя динамика. Аналоговые источники звука подключаются к гнезду 3,5 мм стереоминиджек и/или к двум разъемам RCA. Внешнюю аудиосистему можно подключить ко второму гнезду 3,5 мм стереоминиджек. Источники изображения перебираются кнопками SOURCE на корпусе и на пульте (проектор останавливается на первом активном) или непосредственно выбираются кнопками пульта. При пропадании сигнала проектор ищет следующий активный вход (автопоиск можно отключить). Питание на проектор подается через стандартный трехштырьковый разъем. Управляющий вход экрана с электрическим приводом можно подключить к выходу TRIGGER. Интерфейс RS-232 предназначен для дистанционного управления проектором, соответствующие спецификации можно найти на сайте компании. Подключенный по USB проектор определяется как некое нестандартное устройство, видимо, этот интерфейс используется в сервисных целях.
Меню и локализация
В меню используется ровный шрифт без засечек, но размер буков мелковат, что снижает читаемость. Навигация удобная. Запоминается последняя страница верхнего уровня, к которой обращался пользователь. При настройке параметров изображения меню остается на экране, что несколько затрудняет оценку происходящих изменений. Впрочем, кнопками пульта напрямую вызываются некоторые настройки, отображаемые в небольшом окошке.
Есть русская версия экранного меню.
Перевод на русский язык в целом адекватный, но ляпы местами встречаются.
Управление проекцией
Фокусировка и изменение размера изображения осуществляются вращением ребристых колец на объективе. Эти органы управления доступные через вырез в корпусе.
Положение объектива относительно матрицы настроено так, что нижний край изображения находится чуть выше оси объектива. В проекторе есть функция автоматической и ручной цифровой коррекции вертикальных (±30°) трапецеидальных искажений. Настройку проекции облегчает встроенный шаблон-сетка. Режимов геометрической трансформации пять: Авто — максимальный размер с сохранением исходных пропорций, 4:3 — вывод в формате 4:3 вписанным по высоте, 16:9 — в формате 16:9, Конверт — для формата Letter Box и Реальн., в котором отключена интерполяция к разрешению матрицы. Для устранения помех на границах изображения можно включить обрезку краев по периметру (функция Бланкирование) за счет небольшого увеличения картинки.
Кнопка BLANK временно выключает проекцию (в меню можно задать интервал, по истечении которого проекция возобновится автоматически), а кнопка FREEZE переводит проектор в режим стоп-кадра. Проектор допускает настольное и потолочное размещение и может работать как в режиме фронтальной проекции, так и на просвет. Проектор скорее длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше размещать примерно на линии зрителей или за ней.
Настройка изображения
Пояснения требует только Регулировка HSG — это настройка оттенка, насыщенности и усиления шести основных цветов.
В проекторе имеется три предустановленных режима с фиксированными настройками изображения и три пользовательских режима, в которых, взяв за основу один из предустановленных режимов, можно подправить параметры по своему усмотрению. Также проектор автоматически запоминает выбранный профиль для каждого типа подключения, при этом, если настройки не запомнены в профиле, то они сбрасываются при переключении входов и при смене типа сигнала. В меню можно включить режим пониженной яркости лампы, что заодно уменьшит и шум от системы охлаждения.
Дополнительные возможности
Есть функция автоматического отключения проектора после заданного интервала отсутствия сигнала (5—30 мин) и просто по окончании указанного интервала времени (30 мин — 12 ч). Заявлена возможность отображения субтитров, передаваемых вместе с некоторыми типами видеосигнала.
Измерения яркостных характеристик
Измерения светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.
Результаты измерений для проектора Vivitek H1080 (если не указано обратное, то выбран профиль Яркий, Цвет. температура = Комплектная лампа и включен режим высокой яркости):
Световой поток | |
— | 2230 лм |
Режим пониженной яркости | 1900 лм |
Режим Фильм | 1205 лм |
Равномерность | |
+14%, −31% | |
Контрастность | |
— | 430:1 |
Режим Фильм | 365:1 |
Максимальный световой поток существенно выше паспортного значения в 1800 лм. Равномерность освещенности белого поля приемлемая. Контрастность по сравнению с типичными для DLP-проекторов значениями не очень высокая. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т. н. контрастность full on/full off.
Режим | Контрастность full on/full off |
— | 2155:1 |
Режим Фильм | 1245:1 |
При максимальном фокусном расстоянии | 2425:1 |
Контрастность в режиме Яркий высокая, но в режиме Фильм, в котором цветопередача гораздо лучше, контрастность не такая уж и большая.
Проектор оснащен светофильтром с шестью сегментами: широкие красный, зеленый и синий, средний желтый и узкие голубой (cyan) и пурпурный (magenta). За счет желтого, голубого и пурпурного сегмента и использования промежутков между сегментами повышается яркость белого поля при включении режима Яркий. Также в этом режиме указанные сегменты участвуют в формировании соответствующих им и ряда других цветов. Разумеется, увеличение яркости белого, желтого и других цветов относительно, например, чистых красного, зеленого и синего ухудшает цветовой баланс. При включении режима Фильм баланс выравнивается. Однако при этом сильно понижается освещенность белого поля, а освещенность черного поля практически не меняется, что приводит к значительному снижению контраста. Т. е. перед пользователем всегда стоит дилемма: высокая яркость и контраст или правильная цветопередача.
Судя по графикам зависимости яркости от времени, частота чередования сегментов светофильтра составляет 180 Гц при кадровой развертке в 60 Гц, т. е. светофильтр имеет скорость 3x. Эффект «радуги» заметен немного меньше, чем у офисных проекторов со скоростью светофильтра 2х. Как и во многих DLP-проекторах для формирования темных оттенков используется динамическое смешение цветов (дизеринг).
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) при Гамма-коррекция = 10 (при этом значении реальная гамма-кривая ближе всего к стандартной). График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:
Тенденция роста прироста яркости сохраняется во всем диапазоне и всегда каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего, включая самые темные оттенки серого:
Правда, чтобы добиться такого результата пришлось немного увеличить Яркость и уменьшить Контрастность. Аппроксимация полученной гамма-кривой дала значение показателя 2,18, что совсем немного ниже стандартного значения 2,2. При этом реальная гамма-кривая практически совпала со степенной функцией:
В режиме высокой яркости потребление электроэнергии составило 278 Вт, в режиме пониженной яркости — 242 Вт, в режиме ожидания — 0,8 Вт.
Звуковые характеристики
Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления получены по нашей методике, и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.
Режим | Уровень шума, дБА | Субъективная оценка |
---|---|---|
Высокой яркости | 36 | Тихо |
Пониженной яркости | 37 | Тихо |
Для кинотеатрального проектора уровень шума довольно высокий. Встроенный динамик относительно громкий, но на большой громкости искажения звука существенные. Звук отключается в меню, там же регулируются громкость, баланс по частотам и включается функция автоматической регулировки уровня громкости.
Тестирование видеотракта
VGA-подключение
При VGA-подключении поддерживается разрешение 1920 на 1080 пикселей при 60 Гц кадровой частоты, но изображение сдвинуто влево на несколько пикселей и не выправляется даже при ручной регулировке положения. На шкале серого различаются все оттенки. Четкость высокая. Тонкие цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости.
DVI-подключение
Для тестирования DVI-подключения мы использовали кабель-переходник с DVI на HDMI. Проектор стабильно работает в самом правильном для него разрешении — 1920×1080 при 60 Гц. Качество изображения высокое, при отключенном оверскане пиксели выводятся 1:1. Белое поле воспринимается равномерным, на черном поле неравномерность засветки присутствует. Бликов нет. Геометрия близка к идеальной. Шкала серого равномерно серая, ее цветовой оттенок определяется выбранной цветовой температурой. Тонкие цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости. Хроматические аберрации незначительные, но по всему полю есть легкая неустранимая расфокусировка.
HDMI-подключение
HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка четкая, цвета в режиме Фильм правильные, оверскан отключается. Проектор принимает сигнал 1080p при 24 кадр/с, но выводит его в режиме 60 кадр/с с дублированием кадров в порядке 2-3. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются (но Яркость пришлось немного поднять). Яркостная и цветовая четкости всегда очень высокие.
Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала
Четкость изображения хорошая. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются (завал в тенях не выходит за безопасные границы). Цветовой баланс правильный (в режиме Фильм).
Функции обработки видеосигнала
В случае чересстрочных сигналов проектор пытается правильно составить кадр из смежных полей. Проектор с переменным успехом справился как с нашими тестовыми фрагментами с двигающимися мирами (преобразование 2-2 для PAL 25 кадр/с и NTSC 30 кадр/с), так и с рядом тестовых фрагментов с диска HQV (кадры восстанавливались только для NTSC с чередованием полей 3-2 при 24 кадр/с исходно). В тесте с диска BD HQV и сигнала 1080i для неменяющихся участков также выполнялся правильный деинтерлейсинг. Видимого эффекта от функции подавления видеошумов нет. Видеопроцессор проектора на неподвижных объектах почти полностью устраняет характерные цветовые артефакты при композитном подключении. При масштабировании из низких разрешений выполняется некоторое сглаживание границ объектов.
Определение задержки вывода
Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила около 17 мс при VGA-подключении и 21 мс при HDMI(DVI)-подключении. Эти задержки практически не ощутимы.
Оценка качества цветопередачи
Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр X-Rite ColorMunki Design и комплект программ Argyll CMS (1.1.1).
Цветовой охват немного больше sRGB:
Ниже приведены два спектра белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов), полученные в режимах Яркий и Фильм:
Яркий.
Фильм.
Видно, что при включении режима Яркий сильно возрастает яркость белого поля, а яркость основных цветов меняется незначительно, но даже в режиме Фильм яркость белого немного выше суммарной яркости красного, зеленого и синего цветов. Впрочем, во втором случае скорее занижается интенсивность зеленой компоненты при выводе зеленого поля. Цветопередача ближе всего к стандартной в режиме Фильм. К сожалению, в проекторе нет ручных настроек, влияющих на баланс белого, поэтому подправить его вручную не получится. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) в режимах Яркий и Фильм:
Близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая. Видно, что оттенки на шкале серого отличаются от стандартных значений, впрочем, так как зрение адаптируется к текущему балансу белого, то особого дискомфорта этот момент не вызывает. Важнее то, что во всем диапазоне сохраняется достаточно хорошая равномерность цветового тона.
Выводы
В проекторе прослеживается тенденция острожного дрейфа в кинотеатральную область — скорость светофильтра уже трехкратная, но еще не четырехкратная, дополнительные сегменты в светофильтре не очень широкие, но все же есть. В результате разница по яркости в самом ярком и кинотеатральном режимах не очень большая, а благодаря высокой максимальной яркости проектор можно отнести к универсальным — пригодным как для показа презентаций (даже сумка в комплект входит, и встроенный динамик есть), так и для просмотра фильмов. Не исключено также использование данного устройства отображения для игр.
Достоинства:
- Хорошая цветопередача (в режиме Фильм)
- Два входа HDMI
- Удобный пульт ДУ с подсветкой кнопок
- Хорошая комплектация
- Хорошая локализация для России
Недостатки:
- Относительно высокий шум от системы охлаждения
за предоставленный на тестирование проектор Vivitek H1080
Экран Draper Ultimate Folding Screen 62″×83″ предоставлен компанией CTC CAPITAL |
Blu-ray-плеер Sony BDP-S300 предоставлен компанией SONY Electronics |