Не часто на нашем сайте публикуются обзоры ЖК-телевизоров, особенно больших диагоналей. Мы восполняем этот пробел и представляем телевизор с диагональю 26 дюймов — SHARP LC-26GA3E. Главной составляющей домашнего кинотеатра, несомненно, является устройство отображения. Универсальной рекомендации относительно данного компонента не существует, так как при оснащении ДК требования и возможности у всех разные. Например, проектор способен показать картинку огромного размера, но требует достаточно большого помещения и полного затемнения. ЭЛТ-телевизоры показывают самую сочную и контрастную картинку, но аппараты с большими диагоналями очень громоздкие. У плазменных панелей свои достоинства (большие диагонали) и недостатки (выгорание люминофора и высокая цена). В итоге каждый тип устройства занимает свою нишу. В тех случаях, когда требуется сочетание простоты установки, компактности и относительно низкой цены конкурентов у ЖК-телевизоров нет.
Паспортные технические характеристики
Матрица | |
Размер | 26″ |
Разрешение | 1366×768 |
Яркость | 450 кд/м2 |
Контрастность | 800:1 |
Углы обзора | 170o (гор.)/170o (верт.) |
Входы-выходы | |
Антенный вход | DIN 75 Ом |
INPUT 1 | SCART (AV-вход, RGB-вход, AV-выход (ТВ)) |
INPUT 2 | SCART (AV-вход/выход, S-Video-вход, AV-Link) |
INPUT 3 | 3 RCA (компонентный), S-Video, RCA (композитный) |
INPUT 4 | 3,5 мм миниджек (аудиовход), DVI-I-вход (цифровой и аналоговый) |
Выход, для питания внешних ус-в | DC 9 В 7 Вт макс. |
Выход УНЧ | пружинные защелки, 2×10 Вт 4 Ом |
Вход центральной колонки | RCA |
Интерфейс RS-232C | D-sub 9 pin |
Фронтальный выход на наушники | 3,5 мм миниджек |
Совместимые видеосигналы | PAL/SECAM/NTSC 3.58/NTSC 4.43/PAL 60 |
Совместимые VGA-сигналы | от VGA 640×400@85 Гц до WXGA 1366×768@60 Гц |
ТВ-тюнер | VHF/UHF/CATV, PAL/SECAM/NTSC4.43/PAL-60, B/G, I, D/K, L, L', NICAM/A2 |
Акустическая система | стерео, 2×10 Вт 4 Ом, 2×8 см НЧ + 2×2,5 см ВЧ + 2×8 см пассив. излучатель |
Общие характеристики | |
Размеры (Ш×В×Г) | 663×556×279 мм с подставкой и АС |
Масса | 18,5 кг с подставкой и АС |
Потребляемая мощность | 117 Вт, 2 Вт в "спящем" режиме |
Напряжение питания | 220-240 В, 50 Гц |
Цена (на момент написания статьи) | $2000 |
Ссылка на сайт производителя | www.sharp.ru |
Внешний вид
Судя по надписи на задней панели, часть ответственности за внешний вид телевизора лежит на дизайнере Toshiyuki Kita. Корпус самого телевизора в основном изготовлен из темно-серой пластмассы без покрытия. Исключения — внешняя рамка с серебристым покрытием и широкая черная рамка вокруг ЖК-панели. Такое сочетание рамок визуально увеличивает диагональ панели выключенного телевизора — она кажется больше своих 26 дюймов. Если телевизор включен, то черная рамка выглядит гораздо более черной, чем черный цвет, отображаемый ЖК-панелью, — субъективно глубина черного понижается.
Блок динамиков спереди прикрыт металлической решеткой. Внизу справа на передней панели находятся: два оптических датчика (ИК и освещенности), 4 индикатора (питания, таймера выключения, режима OPC и активности ДУ) и выход на наушники. На верхнем торце расположены две кнопки-качалки (громкость и переключение каналов), кнопка выбора входа и кнопка питания, механически отключающая телевизор от сети.
Сзади телевизор выглядит очень аккуратно, в частности потому, что все разъемы прикрыты крышками.
За двумя круглыми решетками размещены вентиляторы, охлаждающие электронные внутренности. Сразу скажем, что система охлаждения очень тихая, а едва теплый воздух выдувается назад, к стене, поэтому зритель абсолютно не слышит никакого жужжания вентиляторов. Надеемся, что и через пару лет подшипники в вентиляторах не разболтаются.
Подставка крепится к телевизору в 4-х точках, расположенных квадратом. Верхняя часть подставки плавно переходит в широкую ручку с резиновой вставкой. За эту ручку телевизор даже одному человеку удобно вынимать из коробки и переносить на короткие расстояния, правда, в руководстве рекомендуют переносить его только вдвоем и не браться при этом за блок колонок. Подставка имеет полую стойку из магниевого сплава (через нее можно пропустить провода) и металлическое основание, которое, как и ребра стойки, прикрыто пластиковыми элементами с серебристым покрытием. Подставка выглядит надежной, обеспечивает телевизору хорошую устойчивость и допускает отклонение корпуса телевизора на 5 градусов вперед, 10 назад и 50 вправо-влево.
Пульт
Пульт ДУ огромный — скорее маленькое весло, а не большой пульт. В принципе, развесовка и форма пульта такие, что держать его в одной руке можно, даже несколько самых нужных кнопок расположены в пределах досягаемости большого пальца и находятся на ощупь. Однако чаще приходится работать двумя руками — одной держать, второй нажимать на кнопки, поэтому пульт можно отнести к категории двуручных.
Меню
Панели меню отъедают от экрана весьма значительные куски, несмотря на это надписи и обозначения выглядят очень мелкими. Перемещаться по меню быстро не получается, так как, во-первых, оно немного подтормаживает с перерисовкой элементов, и, во-вторых, слишком часто требует от пользователя нажимать кнопки (например, OK) без всякой на то необходимости. Внизу страниц или экрана выводятся подсказки.
При настройке параметров, влияющих на изображение, меню остается на экране, что затрудняет настройку картинки. Меню русифицировано, и это, пожалуй, его единственное положительное свойство.
Коммутация
Телевизор имеет большое количество входов и выходов (см. спецификации выше).
Если смотреть сзади, то почти все разъемы находятся слева, справа — только разъем для подключения питания и слот форм-фактора MMC за заглушкой. О предназначении слота в руководстве ничего не сказано, возможно, с его помощью осуществляется обновление прошивки телевизора и диагностика. Практически все разъемы направлены вниз или вбок, поэтому с одной стороны, подключенные кабели не увеличивают толщину телевизора, но с другой — подключение становится не таким простым процессом. Для того чтобы провода улеглись в отведенное для них место, а крышки закрывались, возможно, потребуются особенно гибкие и тонкие кабели и компактные коннекторы (замечание касается разъемов SCART, DVI и антенного входа). Все входы объединены в 4 группы. Для переключения между группами и ТВ-тюнером предназначена кнопка INPUT на контрольной панели телевизора и кнопка со значком стрелка-в-телевизор на пульте. Группе можно присвоить имя, тогда в списке будет отображаться не безликое INPUT N, а, например, DVD. Так как в одной группе могут находиться несколько разъемов (в INPUT 3 их 3) или разъем, относящийся к группе, может работать в нескольких режимах (для INPUT 4 их 4), то, возможно, в меню придется указать правильный разъем или режим (Option -> Input Select). SCART вход из группы INPUT 2 принимает и передает сигналы AV Link, это дает возможность синхронизировать включение-выключение телевизора и внешней аппаратуры, осуществлять запись одним нажатием и загружать из телевизора список ТВ-каналов. Разумеется, все это возможно только при использовании аппаратуры, совместимой с протоколом AV Link и его реализацией в данном телевизоре.
ТВ-тюнер
При первом включении телевизор запускает процедуру инсталляции (в дальнейшем ее можно вызвать из меню). Несмотря на то, что перед поиском сигналов в эфире телевизор запрашивает страну, кроме как на предпочтительный стандарт вещания это не влияет — ни о какой сетке вещания телевизор не знает и честно перебирает все частоты. Делает он это очень медленно.
Для стационарного телевизора тюнер имеет невысокую чувствительность (даже включение опции Booster не помогает). Станции со слабым сигналом телевизор не находит, а станции, имеющие средний уровень сигнала, принимаются неуверенно, на изображении помехи. Тюнер позволяет принимать стереофоническое звуковое сопровождение в формате NICAM/A2. Еще хотим предупредить тех, кто любит быстро переключаться между каналами, — телевизор этого не позволяет, сначала пропадает изображение, потом в углу появляется информация о параметрах нового канала, затем снова появляется изображение, в итоге на все про все тратится секунды две-три.
Звук
Штатный блок колонок звучит неплохо, некоторая "пластмассовость" и "бубнение" в звучании заметны, но, в целом, качество удовлетворительно, а громкости достаточно, для озвучивания средних размеров комнаты. Настроек звука немного — баланс и регулировка верхних и нижних частот (рекомендуем немного приподнять и те, и другие, иначе звук уж слишком плоский).
Можно включить режим окружающего звучания Dolby Virtual. В некоторых случаях этот режим действительно добавляет звуку объем, но иногда звук искажается — все зависит от особенностей фонограммы. Настройки звука можно загрузить вместе с настройками изображения из 4-х предустановленных профилей или сохранить в одном пользовательском, кроме того, настройки сохраняются для каждой группы входов (но не для ТВ-канала). В руководстве об этом не сказано, но внешний осмотр позволил предположить, что блок штатных колонок можно отсоединить от самого телевизора. При желании вместо штатных можно подключить другие пассивные четырехомные колонки. Активная акустическая система подключается к RCA-разъемам группы AUDIO OUTPUT. Существует два режима работы этого аудиовыхода: Fixed — уровень сигнала постоянный, а громкость встроенных колонок регулируется с пульта, и Variable — наоборот, уровень сигнала регулируется с пульта, а встроенные колонки отключены. Штатные динамики можно использовать в качестве центрального канала в многоканальной системе, для этого RCA-вход CENTRE CHANNEL INPUT подключается к соответствующему выходу декодера, а в меню Option включается одноименный режим.
Изображение
Настроек изображения очень много (на странице Advanced находится 18(!) тонких регулировок цветового баланса), особой пользы от такого количества в бытовом устройстве нет, но вдруг кому-то потребуется.
Параметр Backlight напрямую регулирует яркость ламп подсветки (как мы выяснили, изменяется глубина модуляции напряжения), параметры Contrast и Brightness изменяют контраст в светах и тенях соответственно. Запас яркости большой, в освещенной комнате выставлять Backlight на максимум не хочется. Специальный режим OPC (Optical Picture Control) предназначен для автоматического изменения яркости в зависимости от внешней засветки, которая измеряется оптическим датчиком на передней панели. Нам показалось, что при такой автоматизации яркость выставляется несколько ниже комфортной. Для цветовой температуры есть 5 фиксированных значений. Присвоение параметру 3D-Y/C значения Fast устраняет цветную рябь при композитном подключении — происходит визуальное улучшение картинки до уровня S-Video-сигнала. По умолчанию хитрого деинтерлейсинга не выполняется — изображение выводится по полям, но если настройку I/P setting переключить в Progressive, то для неподвижных объектов кадр синтезируется из двух полей, а если вдобавок включить режим Film mode, то и объекты в движении приобретут удвоенную вертикальную четкость. В некоторых случаях улучшить воспринимаемое качество изображения сможет функция подавления видеошумов (DNR).
Предустановленные наборы настроек изображения хранятся в 4-х профилях, под пользовательские отводится один профиль. Помимо этого настройки сохраняются для каждой из 4-х групп входов.
6 режимов трансформации изображения помогут оптимально вписать картинку различных форматов в экран телевизора.
В телевизоре есть режим автоматического определения формата картинки по сигналу WSS.
Определив формат, телевизор сам выбирает оптимальное преобразование. Для компьютерных типов подключений есть режим Dot by Dot, в котором изображение выводится без интерполяции к разрешению матрицы.
Тестирование компьютерных режимов мы проводили при аналоговом и цифровом подключении к видеокарте ASUS 9520VS. При аналоговом VGA-подключении (1360 на 768 при 60 Гц) картинка очень хорошая. Белое и черное поля имеют хорошую равномерность. Цвета правильные, шкала серого равномерно серая во всем диапазоне — от черного до белого. Детали различимы как в светлых, так и в темных участках изображения. Функция подстройки под параметры VGA-сигнала работает довольно долго и иногда приходится подстраивать параметры вручную. Некоторые режимы телевизор не может различить и приходится выбирать нужный вариант из списка.
При цифровом DVI-подключении телевизор сообщает видеокарте, что максимально возможное разрешение — это 1280 на 768 пикселей. Соответственно, можно выбирать: или немного растянуть картинку на весь экран, или оставить по бокам черные полосы. Качество картинки нареканий не вызывает.
По всей видимости, LC-26GA3E поддерживает шифрование HDCP, так как DVD-плеер Panasonic s97 без проблем передал картинку с HDMI-выхода на DVI-вход телевизора (использовался кабель-переходник). Картинка имеет наилучшее качество, когда в настройках HDMI отключена интерполяция к более высоким разрешениям, чем PAL или NTSC. Вины телевизора нет, скорее всего, не совсем корректно работает скалер плеера.
Яркостная четкость (ТВЛ) | ||
Композитный | более 540 | Отлично |
S-Video | более 540 | Отлично |
Компонентный 576i/480i | 540 | Очень хорошо |
Компонентный 576p/480p | более 540 | Отлично |
Цветовая четкость (ТВЛ) | ||
Композитный | 110 | Очень хорошо |
S-Video | 120 | Очень хорошо |
Компонентный 576i/480i | 200 | Очень хорошо |
Компонентный 576p/480p | 200 | Очень хорошо |
Компонентное подключение характеризуется несколько заниженной цветовой четкостью (200 ТВЛ вместо возможных 270). В остальном качество при аналоговых видеоподключениях хорошее. На шкале серого различимы все оттенки, цветовая температура по субъективным ощущениям от яркости объектов не зависит, правда, при установках по умолчанию (профиль STANDARD) изображение несколько холодновато. Еще возникает ощущение, что чем качественнее интерфейс, тем цвета ярче и насыщеннее. При композитном подключении или при приеме ТВ-программ изображение кажется бледноватым и увеличение насыщенности ситуацию не исправляет.
Дополнительные возможности
Телевизор может показывать одновременно две картинки с разных источников, при этом можно выбирать от какого источника идет звук (не работает для INPUT 4 и некоторых типов сигнала). Есть режим стоп-кадра — экран делится на две части, справа отображается стоп-кадр, а на левой половине — текущее изображение, нажатие на OK обновляет правую половину (тоже есть ограничение на тип подключения и сигнала). Телевизор имеет развитые функции телетекста с поддержкой русского языка. Таймер "засыпания" (SLEEP) отключит телевизор через заданный промежуток времени (до 2 ч 30 мин с шагом 30 мин). Для настройки автоматического отключения питания предназначены параметры No signal off (отключение после 15 минут отсутствия сигнала), No Operation off (отключение через 3 часа, в течение которых пользователь не проявлял никакой активности — не нажимал на кнопки), а при подключении к компьютеру — Power Management (Mode1 — отключение через 8 минут отсутствия сигнала, и Mode2 — через 8 секунд, но телевизор сам включается при появлении сигнала).
PIN-код поможет ограничить доступ (например, детей) к отдельным каналам. Телевизором можно управлять по интерфейсу RS-232C, настройки протокола и список команд приведены в руководстве.
Тестирование ЖК-матрицы
Согласно нашим субъективным оценкам качество ЖК-панели хорошее: запас яркости есть, цвета правильные, контрастность хорошая, время отклика достаточно маленькое для комфортного просмотра фильмов и игр. Углы обзора очень большие: конечно, при отклонении от перпендикуляра черный немного сереет, но изображение сохраняет контрастность и правильное чередование полутонов вплоть до почти параллельного экрану взгляда.
Часть параметров матрицы мы проверили с помощью наших приборов.
Измерение времени отклика проводилось с использованием разработанного нами программно-аппаратного комплекса. Методика подробно описана тут. Как мы считаем, наша методика обеспечивает необходимую точность и максимальную независимость результатов от оператора. При измерении времени отклика наибольший интерес у нас вызвал режим Quick Shoot, включение которого, как обещано в руководстве, уменьшает время отклика.
Мы измерили времена отклика при переходе между полутонами сначала при отключенном Quick Shoot, затем при включенном. Мы проводили три вида измерений: для фиксированного полутона (X) измеряли время отклика при переходе от черного до X, от X до белого, и для перехода между полутонами в окрестности X, отстоящими от X на фиксированное значение (мы выбрали его равным 10%, так как считаем 20% минимальной имеющей значение разницей между полутонами).
Нормальный режим | Quick Shoot |
Времена отклика при переходе от черного до полутона X. | |
Времена отклика при переходе между полутонами с разницей 20%. | |
Времена отклика при переходе от полутона X до белого. |
Результаты впечатляющие, для некоторых переходов включение режима Quick Shoot уменьшило время отклика в несколько раз! При этом никаких артефактов мы не заметили.
Нормальный режим | Quick Shoot |
Зависимости яркости от времени (мс), по которым определялось время включения пикселей. Приведены графики для перехода 0-50%. | |
Зависимости яркости от времени (мс), по которым определялось время выключения пикселей. Приведены графики для перехода 100-70%. |
Как видно из приведенных графиков зависимости яркости от времени, включение режима Quick Shoot изменяет способ подачи управляющего напряжения на ячейку: видимо, сначала импульс имеет максимальную амплитуду, и молекулы ЖК быстро поворачиваются, иногда проскакивая нужный угол, затем напряжение принимает соответствующее нужному полутону значение, и ориентация молекул стабилизируется.
Мы так увлеклись исследованием полутоновых переходов, что забыли измерить время переключения черного поля на белое и обратно, которое, согласно ANSI, и является декларируемым временем отклика. Выяснился этот досадный факт уже после того, как телевизор вернулся владельцам. Экстраполируя полутоновые графики, можно предположить, что время перехода черное-белое составляет не более 22 мс при отключенном и порядка 12 мс при включенном Quick Shoot. В последнем случае можно с комфортом играть в самые динамичные игры.
Для оценки качества цветопередачи использовали колориметр SpyderPRO (PANTONE) c ПО OptiCAL. Параметры целевой гамма-кривой: Gamma = 2.2, Whitepoint = 6500 К. В таблице приведены яркость белого поля и цветовая температура на участках шкалы серого.
Backlight* | Цветовая температура на различных участках шкалы серого, К | Яркость, кд/м2 | ||
50% | 75% | 100% | ||
8 (максимум) | 12590 | 11490 | 8990 | 425 |
0 (среднее значение) | 16000 | 1387 | 9820 | 190 |
** 0% — черный, 100% — белый.
Ниже приведены графики гамма-кривых, где можно увидеть, насколько гамма-кривые индивидуальных цветов (черные линии) отклоняются от целевой гамма-кривой (синяя линия) и какая требуется коррекция для каждого цвета (соответственно красная, синяя и зеленая линии).
Backlight = 8 | Backlight = 0 |
Как видно из таблицы и графиков при заводских настройках цветового баланса качество цветопередачи хорошее, но цветовая температура сильно выше целевых 6500 K. Наверняка, настройки монитора позволяют исправить эту ситуацию. Яркость при максимальном значении Backlight почти соответствует паспортным 450 кд/м2.
Измерения яркости небольшого участка экрана в заданном направлении проводились высокочувствительным узконаправленным (4±0,5 градуса) датчиком. При измерении равномерности белого и черного полей датчик последовательно размещался в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены). При этом ось датчика была направлена строго перпендикулярно к поверхности экрана. Измерения проводились при загруженном профиле STANDARD и Backlight = 0.
Аппроксимированные поверхности яркости черного и белого полей и контрастности (отношения яркости белого к яркости черного) показаны на рисунках.
Черное поле | Белое поле |
Контрастность |
В таблице приведены средние значения и минимальные и максимальные отклонения от средних значений.
Параметр | Среднее | Отклонение от среднего | |
мин., % | макс., % | ||
яркость черного поля | 1,0 кд/м2 | -8,2 | 4,8 |
яркость белого поля | 197 кд/м2 | -10,8 | 7,9 |
контрастность | 195:1 | -14,9 | 7,1 |
Контрастность хорошая, максимальные отклонения параметров от средних значений небольшие.
Чтобы выяснить, как меняется яркость монитора при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в двух направлениях — вертикальном и горизонтальном.
В вертикальной плоскости. | В горизонтальной плоскости. |
Контрастность. (Правое крыло синей линии немного съехало вниз, так как при первом проходе датчика телевизор не успел выйти на стационарный режим.) |
Графики очень хорошие, при этом график для отклонения по вертикали закономерно выглядит немного хуже, чем график для горизонтального отклонения. В любом случае во всем диапазоне измерений полутона не пересекаются, а контрастность превышает 20:1!
Выводы
ЖК-телевизор SHARP LC-26GA3E — аппарат функционально богатый и допускающий большую свободу в выборе интерфейса. Все свои достоинства телевизор раскроет при качественном цифровом или аналоговом компонентном подключении.
Достоинства:
- Хорошее качество изображения
- Отличные углы обзора
- Малое время отклика, особенно в режиме Quick Shoot
- Разнообразие интерфейсов (в том числе DVI с поддержкой HDCP)
- Полезные режимы постобработки (деинтерлейсинг, шумоподавление и т. д.)
- Русифицированное меню
Недостатки:
- Неудобное меню
- Невысокая чувствительность ТВ-тюнера
- Несколько бледноватые цвета при приеме ТВ-программ и композитном подключении