Компания Sanyo несколько задержалась с выпуском кинотеатральной модели проектора с разрешением Full HD. Видимо, чтобы не отставать от других компаний хотя бы в численном обозначении модели, сразу за «Z» поставлен индекс 2000. Итак, представляем Full HD LCD-проектор Sanyo PLV-Z2000. Главная интрига — это ANSI-контрастность. Компания Epson, единственный поставщик LCD-панелей для проекторов (Sony — только для себя), не поставляет (пока?) сторонним компаниям особый поляризатор (используется в Epson EMP-TW2000), значительно улучшающий контрастность. Однако контрастность проектора Sanyo PLV-Z5 и без поляризатора очень высокая. Поддержит ли Z2000 рекорд предыдущей модели?
Комплект поставки, характеристики и цена
Вынесены на отдельную страницу.
Внешний вид
Корпус проектора имеет очень простую геометрию. Но это не главное, так как что там висит под потолком, не так важно. Главное — проектор белый. В этом ничего плохого нет. Чистый, светлый цвет. Потолки тоже обычно белые, но не в подготовленном для просмотра кино помещении, так как там стараются уменьшить постороннюю засветку экрана, затемняя стены, пол и потолок. Белый проектор будет выделяться. Кстати, большая часть поверхности корпуса вдобавок немного шершавая, при загрязнении ее будет трудно очистить, поэтому обращаться с проектором нужно аккуратно и использовать желательно только проверенные чистящие средства, не оставляющие следов. Примерно в центре верхней панели аккуратными рядками расположены индикаторы состояния и неприметные кнопки управления.
Объектив утоплен в корпус. В нерабочем состоянии объектив закрыт шторкой.
Шторка имеет электропривод и автоматически отодвигается при включении проектора и задвигается при выключении, быстро и не очень шумно. При необходимости, шторку можно передвигать вручную, уцепившись за специальный выступ. На левом боку находятся ребристые колесики сдвига объектива и движок блокировки этого механизма.
На правом — решетка, через которую выдувается теплый воздух. Холодный воздух забирается через фильтр за решеткой в нижней части задней панели. Все интерфейсные разъемы и разъем для замка Кенсингтона, расположены в неглубокой нише на задней панели.
Там же — выключатель питания. Разъем питания — стандартный трехштырьковый. ИК-приемник только один — за круглым окошком, рядом с объективом.
Передние, вывинчивающиеся из корпуса ножки, помогут немного приподнять корпус и устранить небольшой перекос. Для крепления к кронштейну в днище проектора вделаны три металлические втулки с резьбой. Отметим, что для замены фильтра и лампы, проектор не нужно снимать с кронштейна, так как крышки фильтра и лампового отсека находятся на задней панели. Правда, крышечка, скрывающая отверстия для чистки матриц от пыли, по-прежнему расположена на днище, но, как показывает опыт эксплуатации Sanyo PLV-Z3, чистить матрицы придется очень редко, если это понадобится.
Пульт
Пульт относительно небольшой — 54×26,3×173 мм, 95,5 г с батарейками. Кнопок много, некоторые зачем-то подписаны дважды — на кнопке и рядом, чуть длиннее. В большинстве случаев, чем разбираться какая кнопка вызывает нужную функцию, проще воспользоваться меню. Поэтому часть кнопок можно было бы безболезненно сократить. Впрочем, и так можно использовать только основные кнопки, которые и расположены удобно, и ориентироваться в них легко. Есть достаточно яркая и равномерная светодиодная подсветка, включающаяся фосфоресцирующей кнопкой LIGHT. Проектору и пульту можно присвоить один из двух кодов. Пульт управляет проектором только с совпадающим кодом.
Меню
Дизайн меню и основное наполнение сохранились от предыдущей модели. На экране меню появляется с эффектом проявления, а исчезает, как бы растворяясь. Навигация удобная и быстрая. Настроек очень много, поэтому в разделах бывает по 2-3 страницы, которые приходится листать, а некоторые настройки спрятаны глубоко на второй-третий уровни. При настройке параметров, влияющих на изображение, на экран выводится только узкая полоска со шкалой и подсказками.
Меню русифицировано, перевод вполне адекватный, но есть и замечания.
Например, случайно добавив одну букву к исходному английскому слову, переводчики получили «черный» вместо «назад» или «возврат».
Коммутация
Видеовход с разъемом mini D-sub 15 pin совместим не только с компьютерными VGA-сигналами, но и с SCART-RGB (потребуется опциональный кабель-переходник со SCART на mini D-sub 15 pin, а в меню вход Компьютер нужно будет переключить в режим RGB(Scart)). HDMI-входов два, оба — версии 1.3а. Вариант яркостного диапазона выбирается в меню отдельно для каждого HDMI-входа. Автопоиска активного подключения нет. Нужный видеовход выбирается в меню, кнопками пульта (непосредственный выбор входа) или кнопкой INPUT на корпусе проектора (перебирая все по циклу).
Управление проекцией
Фокусировка изображения на экране осуществляется вращением внешнего ребристого ободка объектива, а зуммирование — рычажком на объективе. Добраться до этих органов управления не так просто — приходится очень аккуратно нащупывать кольцо и рычажок, чтобы не угодить пальцами в объектив, при этом часть изображения на экране непременно заслоняется рукой.
Для облегчения настройки, на экран можно вывести тестовый шаблон. Два ребристых колесика сбоку позволяют сдвигать объектив вправо-влево и вверх-вниз так, что изображение при этом сдвигается максимум на 100% от высоты проекции вверх и вниз по вертикали и на 50% от ширины вправо и влево по горизонтали относительно центрального положения. Центральное положение объектива отмечено легкой фиксацией колесиков. Большой диапазон вертикального сдвига позволяет ставить проектор просто на пол или подвешивать его к потолку на кронштейне минимальной высоты.
Восемь режимов геометрической трансформации помогут подобрать оптимальное преобразование для любого типа изображения: Full — растяжение до соотношения 16:9 и увеличение во весь экран, идеально для анаморфированных фильмов, Zoom — увеличение до ширины экрана, подходит для формата LetterBox, Caption in (Пользовательский) — тоже, что и Zoom, но изображение немного поджимается по вертикали, чтобы на экран поместились субтитры, Normal — увеличение без искажений, пока картинка не впишется в экран по высоте, подходит для просмотра картинки 4:3, но по краям будут черные полосы, Natural Wide 1 (Широкий формат 1) — увеличение и неравномерное растягивание по горизонтали, так, что в центре искажений меньше, приемлемо, как вариант просмотра картинки 4:3 на широком экране, Natural Wide 2 (Широкий формат 2) — почти то же, что и предыдущий режим, но оптимизирован для сигнала 16:9, который заключает в себе картинку 4:3. Еще есть варианты без увеличения: Full trough (Формат оригинала) — с растяжением по горизонтали, и Normal trough (Нормальный формат) — пиксель матрицы соответствует пикселю исходной картинки.
В режимах Zoom и Caption in изображение можно перемещать вверх-вниз, чтобы, например, на экран поместились субтитры. В режиме Normal trough изображение также можно двигать и по горизонтали. При некоторых видах сигналов часть режимов недоступна.
Если параметр Overscan больше 0, то картинка немного увеличивается так, что часть периметра изображения на экран не выводится.
Режим стоп-кадра включается кнопкой FREEZE, вывод изображения временно приостанавливается кнопкой NO SHOW.
В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, а при максимальном фокусном расстоянии объектива, скорее, длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его можно размещать примерно на линии первого ряда зрителей или за ними.
Настройка изображения
Настройку изображения можно начать с перебора предустановленных профилей, и, остановившись на наиболее подходящем, немного его подкорректировать.
Настроек очень много: яркость, контрастность, насыщенность, оттенок, цветовая температура (пять профилей), регулировка яркости цветов триады, контурная резкость, гамма-коррекция.
В подменю Расширенное меню устанавливается режим диафрагмы (фиксированное значение, нормальная или высокая скорость автоматического изменения), выбирается величина максимального открытия диафрагмы, включаются функции Автозаполнение черным (повышение яркости темных участков яркого изображения), Повышение контрастности (увеличение контрастности светлых участков за счет черных), Улучшение контуров (увеличение резкости цветовых переходов) и Динамическая гамма, а, выбрав пункт Ручная настройка гаммы, можно перейти к 9-тидиапазонной подстройке гамма-коррекции трех основных цветов.
Параметр Список цветов отвечает за текущий режим дополнительной коррекции цвета — четыре предустановленных режима и один пользовательский. Пользовательский режим создается на основании коррекции базовых оттенков (до восьми), которые выбираются на текущем изображении. При этом для оттенков запоминается коррекция насыщенности, тона и яркости.
Еще есть три параметра, влияющих на обработку видеосигнала: Прогрессивная (управляет работой функции деинтерлейсинга), Шумопонижение (подавление видеошумов) и 3D-Y/C (устранение артефактов при композитном подключении).
Режим работы лампы (и системы охлаждения) проектора определяется параметром Управление лампой — можно принудительно включить высокую яркость, пониженную или выбрать один из двух автоматических режимов, в обоих яркость лампы будет повышаться для светлых изображений и понижаться для темных, но во втором случае максимальная яркость будет ниже.
Сочетания настроек можно сохранить в семи пользовательских профилях. Также некоторые настройки автоматически сохраняются для каждого типа подключения.
Дополнительные возможности
Есть функция автоматического выключения лампы после пятиминутного отсутствия сигнала. Можно захватить текущее изображение и использовать его в качестве заставки. Функция Переименовать позволяет видеовходам и пользовательским профилям присвоить произвольные названия.
Для проверки работы шторки объектива ее можно заставить закрыться и открыться (пункт Демо затвора объектива).
Проектором, видимо, можно управлять по интерфейсу RS-232C.
Измерение яркостных характеристик
Измерения светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.
Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх чуть больше чем на 50% (низ изображения находился немного выше на оси объектива). Результаты измерений для проектора Sanyo PLV-Z2000 (если не указано иное, то все параметры сброшены в 0 или выключены, Цветовая температура = По умолчанию, яркость лампы максимальная, диафрагма максимально открыта):
Световой поток | |
| 1185 лм |
Яркость лампы пониженная | 800 лм |
Диафрагма минимальная | 830 лм |
Равномерность | +11%, -24% |
Контрастность | |
| 388:1 |
Диафрагма минимальная | 390:1 |
Максимальный световой поток фактически соответствует паспортному значению. Уменьшение диафрагменного отверстия объектива уменьшает световой поток и практически не меняет контрастность (увеличение на уровне погрешности измерения). Равномерность освещенности белого поля хорошая. Контрастность очень высокая. Даже без специального поляризатора разработчикам проектора Sanyo PLV-Z2000 удалось достигнуть потрясающей для LCD-проекторов контрастности. Измерения контрастности в центре экрана при чередующемся выводе белого и черного полей (метод full on/ full off) дали значения 1800:1, 3300:1 при включенной динамической диафрагме (Максимальное значение = 0) и 24000:1 при включенной динамической диафрагме и автоматической подстройке яркости лампы (режим A1).
Звуковые характеристики
Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления получены по нашей методике, и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.
Режим | Уровень шума, дБА | Субъективная оценка |
Нормальная яркость | 29,5 | Очень тихо |
Пониженная яркость | 27 | Очень тихо |
Проектор очень тихий даже в режиме нормальной яркости. Шум от системы охлаждения равномерен по спектру и абсолютно не раздражает.
VGA-подключение
При VGA-подключении не поддерживается режим с разрешением 1920×1080 пикселей и прогрессивной разверткой. Видимо, и не должен — в руководстве среди поддерживаемых указан режим 1080p, но заявленная полоса пропускания при этом составляет менее 100 МГц. Согласно информации, выданной программой MonInfo, максимальное рекомендованное разрешение —это 1400×1050 при 60 Гц. Отметив уверенную работу автоподстройки, качественную интерполяцию к разрешению матрицы, четкое отображение всех градаций оттенков и отсутствие каких-либо артефактов, мы перешли к тестированию качества изображения при DVI-подключении.
DVI/HDMI-подключение
Режим 1920×1080 пикселей (60 Гц) при подключении к DVI-выходу видеокарты компьютера (с помощью простого кабеля-переходника с HDMI на DVI) поддерживается. При Overscan = 0 исходное изображение пиксель-в-пиксель соответствует матрице проектора. Артефактов нет. Тонкие градации оттенков различаются как в светах, так и в тенях (от 0 до 255). Белое и черное поля выглядят равномерно белыми и черными, но и там, и там можно заметить слабые вариации цветового тона по площади. На черном поле бликов нет. Геометрия идеальная. Четкость изображения высокая. Шкала серого равномерно серая, ее небольшой цветовой оттенок определяется выбранной цветовой температурой и коррекцией цвета. Цвета яркие и правильные. Хроматические аберрации объектива незначительные — в углах ширина цветной каймы на границах контрастных объектов может достигать 1 пикселя, но на большей части экрана она 1/2 пикселя. Вентиляционная решетка на правом боку пропускает наружу (только вбок) немного света от лампы.
Измерение времени отклика выявило традиционные для LCD-проекторов модуляцию яркости (высокочастотную — более 230 Гц — и с большой скважностью, что делает ее совершенно незаметной даже для чувствительных к миганию людей) и малое время отклика — 2,7 (включение) + 3,3 (выключение) = 6,0 мс (переход между черным и белым). Интереснее было проследить за работой динамической диафрагмы. Судя по графикам яркости, диафрагма в режиме Быстрый успевает среагировать примерно за 60 мс, в режиме Normal — более чем за 1 с. Механизм диафрагмы работает очень тихо — только если прислушаться его слышно в режиме Быстрый, в режиме Normal ничего не слышно, кроме легкого шума от системы охлаждения.
HDMI-подключение тестировалось в режимах 480p, 576p, 720p, 1080i и 1080p при подключении к Blu-ray-плееру Samsung BD-P1400. HDMI-подключение характеризуется, прежде всего, очень высокой четкостью — более 1080 яркостной и более 540 ТВЛ цветовой в режимах 1080i и 1080p. Интерполяция из низких разрешений сохраняет все детали. В режиме 1080i/p при отключенном оверскане пиксели выводятся 1:1. Слабые градации оттенков различимы как в светах, так и в тенях. Цвета правильные, артефактов нет.
Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала
Яркостная четкость (ТВЛ) | ||
композитный | 530 | Очень хорошо |
S-Video | 530 | Очень хорошо |
SCART-RGB | более 540 | Отлично |
компонентный (480i/p, 576 i/p) | более 540 | Отлично |
компонентный (1080i/p) | более 1080 | Отлично |
Цветовая четкость (ТВЛ) | ||
композитный | 150 | Отлично |
S-Video | 160 | Отлично |
SCART-RGB | более 270 | Отличноо |
компонентный (480i/p, 576 i/p) | 270 | Отлично |
компонентный (1080i/p) | 540 | Отлично |
Четкость очень высокая. Включение 3D-Y/C в случае композитного подключения приводит к заметному повышению цветовой четкости и уменьшает муар на неподвижных мирах. При SCART-RGB-подключении на вертикальных мирах через 1 пиксель промежутки заполнены посторонним оттенком, интенсивность которого уменьшается при ручной подстройке синхронизации. Аналогично, для достижения максимальной четкости в случае компонентного сигнала 1080i может потребоваться регулировка синхронизации. При Overscan = 0 оверскана или нет, или он меньше 1%. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Цветовой баланс правильный. Слабые градации оттенков хорошо различаются на светлых участках изображения, в тенях есть незначительный завал, не выходящий за безопасные границы.
Параметр Прогрессивная определяет режим работы функции деинтерлейсинга. Всего их четыре: Выкл. — изображение выводится по полям, Реж. 1 — для неподвижных частей изображения (то есть совпадающих для двух кадров) выполняется «честный» деинтерлейсинг, а меняющиеся — выводятся по полям, Реж. 2 — проектор интерполирует кадр по двум (или больше полям) и Фильм — проектор пытается полностью восстановить исходный кадр, выполняя преобразование 2-2 или 3-2. Тестирование показало, что Реж. 2 пригоден только для неподвижных изображений, так как при любом движении в кадре появляется «расческа». В режиме Фильм тестовые фрагменты с отрывками фильмов и мирами в движении, требующие преобразования 2-2, выводятся с переменным успехом — иногда все же по полям, с уменьшенной вертикальной четкостью, а в случае фрагментов NTSC-кинофильмов проектору обычно удается правильно восстановить исходный кадр из полей, но для сигнала 1080i меняющиеся от кадра к кадру части изображения всегда выводятся по полям. Даже в режиме Фильм в особо сложных случаях мелькает «расческа» на границах объектов.
Функция Шумопонижение (подавление видеошумов) работает мягко — шумов становиться меньше, но артефактов и выраженного хвоста за двигающимися объектами нет.
Выводы
Кинотеатральный LCD-проектор Sanyo PLV-Z2000 — это, возможно, самый тихий (в режиме повышенной яркости) представитель Full HD-проекторов текущего поколения. Его уникальная оптическая система позволила достичь очень высокой для LCD-проекторов ANSI-контрастности. Спорным моментом является белая и к тому же шершавая поверхность корпуса, но тут все решают личные предпочтения и дизайн помещения, где будет установлен проектор.
Достоинства:
- отличное качество изображения;
- очень высокая контрастность;
- очень тихая система охлаждения даже в режиме высокой яркости;
- разнообразие видеовходов, в том числе два HDMI и два компонентных;
- много настроек изображения;
- большие диапазоны оптического трансфокатора и системы сдвига объектива;
- автоматическая шторка объектива;
- крышки лампового отсека и фильтра расположены на задней панели;
- русифицированное меню.
Недостатки:
- непрактичный цвет корпуса;
- не поддерживается режим 1080p при VGA-подключении.