Ну вот, кажется, и подобрались мы к некоему промежуточному финишу в тестировании AV-ресиверов среднего ценового диапазона от компании Onkyo. Оглядываясь назад, вспомним, что были протестированы практически все аппараты новой линейки: TX-SR601E, TX-SR701E. И вот сегодня настала очередь последнего — младшего 501-го.
Внешний вид 501-го не сильно отличается от старших собратьев. Некоторые изменения на передней панели конечно присутствуют, но в глаза не бросаются, кроме одного: пропал блок управления экранным меню, который находился рядом с рукояткой громкости в TX-SR601E и более старших моделях. А пропал он потому, что экранного меню у TX-SR501E просто-напросто нет. С одной стороны, понятно — младшей модели положено по статусу иметь заметно более скромное оснащение, чем у остальных. Но позвольте — цена этого ресивера приближается к шести с половиной сотням долларов, а в этой ценовой группе отсутствие экранного меню (OSD) уже является явным моветоном.
Также немного уменьшилась высота корпуса по сравнению с 601-й моделью. Ну а каких-то других серьёзных отличий вроде как и нет — угловатая, но строгая внешность с характерным «подбородком» на передней панели присуща всем аппаратам линейки.
Технические характеристики
Onkyo TX-SR 501E | |
Усилительная часть | |
Усилитель (транзисторы B817_Y-312 и D1067_Y-310) | DIN: 6 каналов по 65 Вт (8 Ом, 20 — 20000 Гц, КГИ 0,08 %, измерения проводились с 2 нагруженными каналами) |
Демпинг-фактор | 60 (8 Ом) |
Декодеры (Cirrus Logic CS493292-CL) | Dolby Digital; Dolby Digital EX; DTS; DTS-ES; DTS Neo:6; Dolby Pro Logic II |
Входы | |
Аналоговые | аудио: 5 стереовходов (включая 1 фронтальный), 5.1 вход для подключения внешнего декодера видео: 3 композитных (RCA), 3 S-Video (включая фронтальный вход), 2 компонентых |
Цифровые | 2 оптических, 1 коаксиальный электрический |
Выходы | |
Аналоговые | аудио: 3 стереовыхода; выход предварительного усилителя на сабвуфер, разъём для наушников видео: 2 композитных (RCA); 2 S-Video; 1 компонентный |
Цифровые | нет |
Выходы усилителя | |
2 на фронтальные, 2 на тыловые, 1 на фронтальный центр, 1 на тыловой центр. | 6 пар винтовых терминалов с возможностью подключения разъёмов banana. Терминалы для второй фронтальной пары — пружинные. |
ЦАПы | |
Многоканальный 24бит/96кГц кодек AKM AK4586 | |
Радиоприёмник | |
FM/AM диапазоны | 40 станций в памяти, RDS |
Соотношение сигнал/шум в диапазоне FM (stereo / mono) | 70 дБ и 76 дБ соответственно |
Общие | |
Комплектация | Пульт ДУ с батарейками, инструкция на нескольких языках (русскоязычная предоставляется при покупке), FM-антенна, AM-антенна, цветные маркировочные наклейки для колоночных кабелей. |
Потребляемая мощность | 370 Вт в рабочем состоянии |
Габариты (Ш×В×Г) | 435×150×376 мм |
Вес | 9,8 кг |
Цена* | $645 |
* рекомендованная розничная цена официального дистрибутора на момент написания статьи
Коммутация
Набор аналоговых и цифровых входов можно назвать достаточным для большинства случаев, ведь в среднестатистической системе присутствует не так много компонентов — обычно это DVD-плеер, VHS-магнитофон, спутниковый ресивер, караоке, ну и, например, минидисковая или кассетная дека. Для всего этого коммутационных возможностей TX-SR501E хватает с лихвой.
Коммутация видеоисточников возможна практически для любого типа сигналов: композитного, S-Video и компонентного. Есть в 501-м и шестиканальный (5.1) аналоговый вход, и фронтальные AV-входы (композитный видео, S-Video, аналоговый стерео). И хоть такой набор коммутации нельзя назвать роскошным — всё необходимое и даже чуть больше тут есть, а значит волноваться не о чем.
Терминалы для подключения всех АС — винтовые, с возможностью подключения как оголённого провода, так и коннекторов banana. Терминалы для второй пары фронтальных АС — пружинные. Минимальное сопротивление подключаемых АС — 6 Ом.
Внутренности
Организация внутреннего пространства сильно напоминает 601-ю модель, хотя совсем уж одинаковыми назвать их нельзя, разумеется. Так, например, радиатор 501-й модели имеет менее массивную конструкцию, поскольку транзисторы усилителя мощности выделяют меньше тепла; нет нескольких дополнительных навесных печатных плат.
В левой части корпуса расположен блок питания со всей обвязкой, ближе к центру — усилитель мощности с транзисторами на большом радиаторе, а в правой части — коммутатор сигналов, а также вся аудионачинка. Монтаж компонентов очень аккуратный и точный — ничего другого от бренда такого уровня мы и не ждали.
В секции усилителя мощности применяются шесть пар транзисторов B817_Y-312 и D1067_Y-310. К сожалению, найти производителя этих транзисторов в интернете мы не смогли.
Как оцифровкой поступающего аналогового сигнала, так и цифро-аналоговым преобразованием занимается широко распространённый многоканальный 24 бит / 96 кГц кодек (codec — coder / decoder) AKM AK4586.
За декодирование потоков многоканального звука и обработку пространственными эффектами отвечает DSP (Digital Signal Processor) Cirrus Logic CS493292-CL.
В сглаживающем фильтре питания установлены 2 электролитические ёмкости по 10000 мкФ каждая.
Возможности
Как уже было сказано, экранного меню у TX-SR501E нет, поэтому индикация любого выбранного режима или производимой настройки отображается на дисплее — не очень удобно, но, в принципе, терпимо, благо делается такая настройка обычно один раз — во время инcталляции домашнего театра.
В настройках аудиочасти можно установить количество подключенных АС (от 2 до 6), выбрать один из четырёх режимов работы сабвуфера, что в данном случае заменяет указание размера подключенных АС:
- 1. сабвуфер воспроизводит низкие частоты всех каналов (аналог установки, что все АС маленькие);
- 2. сабвуфер воспроизводит низкие частоты только центрального и тыловых спикеров (аналог указания маленьких АС центрального и тыловых каналов);
- 3. сабвуфер воспроизводит только свой LFE канал (подразумевается, что все АС большие);
- 4. сабвуфер отключен (или отсутствует в системе) — все низкие частоты и LFE канал воспроизводятся основными АС.
Частоту среза для сабвуфера можно указать вручную, выбрав один из пресетов: 60/80/100/120/150 Гц.. Разумеется, можно выставить расстояние до каждой АС и сабвуфера, а также отрегулировать громкость каждой АС и сабвуфера (±12 дБ). Ну и, наконец, можно ассоциировать любой цифровой вход с определённым положением селектора входов ресивера.
FM/AM-тюнер оборудован системой RDS (приём текстовых сообщений с радиостанции, параллельно эфиру. На дисплее отображается, например, погода или курсы валют). Тюнер способен производить автонастройку в FM-диапазоне и сохранить в своей памяти частоты 40 радиостанций для последующего быстрого вызова. Традиционно присутствует и Sleep-таймер (отключение через заданный промежуток времени), а также функция регулировки яркости дисплея (dimmer).
Режимы звучания
Помимо привычного темброблока (ВЧ/НЧ), присутствует несколько режимов DSP, а также, разумеется, и «профильные» режимы звучания.
К «профильным» режимам относятся пресеты, активирующиеся при наличии звуковой дорожки, закодированной в одном из форматов цифрового многоканального звука. Таких режимов пять:
- Dolby Digital — до шести независимых каналов звука (5.1)
- Dolby Digital EX — семь независимых каналов (6.1)
- DTS — до шести независимых каналов звука (5.1)
- DTS Neo:6 — создание псевдо 6.1 из двухканального источника (PCM или сигнала с аналогового стереовхода).
- DTS ES — семь независимых каналов (6.1)
Режимы звучания:
- Stereo — воспроизведение стереофонических, а также любых многоканальных записей через 2 фронтальные АС в режиме стерео.
- Direct — воспроизведение записи «as is» («как есть») — отключаются все дополнительные обработки, а в случае воспроизведения стереофонической записи, сигнал для сабвуфера не отсекается кроссовером ресивера — работает только фронтальная пара АС.
- Theatre Dimensional — псевдомногоканальное звучание воссоздаётся при помощи лишь двух фронтальных АС.
- Dolby Pro Logic I/II — декодирование четырёхканальных фонограмм, закодированных аналоговым (матричным) способом. А также весьма эффектное разложение стереозвука на все каналы.
- Enhance — некоторое увеличение активности тыловых АС, дающее ощущение более насыщенного звука
- Orchestra — производитель рекомендует этот режим при прослушивании классической музыки
- Unplugged — то же, только для джаза и любой акустической музыки
- Studio mix — то же, только для рок-музыки
- TV-Logic — улучшает проработку диалогов при просмотре ТВ-программ
- All channel stereo — разложение стереозвука на все каналы. Тыловые АС дублируют фронтальные, а на центр подаётся монофоническая составляющая стереозвука. То есть, никаких фазовых, частотных или других обработок сигнала, не происходит.
Пульт дистанционного управления
Вообще-то, от ресивера за шесть с половиной сотен мы ожидали более функционального пульта. В данном же случае, пульт позволяет управлять основными режимами работы AV-ресивера, а также самыми часто используемыми функциями других компонентов системы, но только тех, которые есть в памяти пульта, поскольку функции обучения нет — есть только программирование заранее заложенных в память пульта настроек. Подсветки кнопок также нет.
Форма пульта не является очень удачной с точки зрения эргономики, однако, благодаря относительно небольшим размерам и малому весу, пользоваться этим пультом всё же довольно удобно. Хотя вот, кнопочки могли бы сделать и покрупнее.
Что касается списка аппаратов других брендов, которыми может управлять этот пульт, то он относительно невелик (чуть больше 40 брендов) и включает в себя коды управления для телевизоров, DVD-плееров, VHS-видеомагнитофонов и спутниковых ресиверов.
Звучание
По большому счёту, звучание TX-SR501E очень схоже с TX-SR601E, однако за счёт более скромного ЦАПа прослушивание акустической музыки оставляет не самое сильное впечатление, хотя и, в общем, очень неплохое. Слушать через встроенный ЦАП по-прежнему можно любую музыку, смело рассчитывая на качество отдельного CD-плеера ценовой категории ~$200. Относительно не мощные усилители аппарата, а также блок питания, подобранный впритык к потребностям усилителя, ещё немного ослабили динамику ресивера, однако звук по-прежнему можно назвать очень комфортным и даже музыкальным. Да, он не поражает динамикой или сверхчёткой атакой, но тональный баланс и все составляющие звучания находятся в гармонии, позволяя с удовольствием как музыку слушать, так и кино смотреть. Если не пытаться требовать от аппарата невозможного и поставить его в помещение площадью до 20 м², то его мощности хватит в любом случае.
Звук TX-SR501E наверняка понравится любителям спокойной акустической музыки, ведь Onkyo традиционно предлагает аппараты не ориентированные только на кино — TX-SR501E не исключение.
Заключение
Ну вот мы познакомились и с самым младшим представителем новой линейки TX-SRx01. Аппарат оставил двоякие впечатления: с одной стороны, функциональные возможности аппарата весьма скромны — по крайней мере, разница с весьма «навороченным» 601-м довольно внушительная. С другой же — для своего ценового диапазона звук 501-го можно назвать очень приличным и, главное, довольно музыкальным. Так что если бюджет строго органичен — берите 501-й, поскольку звучит аппарат для своей категории вполне достойно, а необходимый набор коммутационных и функциональных возможностей есть. Если же жёстких финансовых ограничений нет, тогда не задумываясь берите 601-й — разница в цене с 501-м примерно две сотни долларов, а вкусного в 601-м поболее будет.
Мы рекомендуем использовать Onkyo TX-SR 501E для озвучивания помещений площадью до 20 м².
Плюсы
- приятное и ненавязчивое звучание;
- полноценная поддержка 6.1;
- возможность подключения 2 пар фронтальных АС.
Минусы
- небольшая нехватка динамики в звуке;
- скромный по возможностям пульт ДУ;
- отсутствие OSD (экранного меню).