Выбор портативного мультимедийного проектора, предназначенного для проведения презентаций

Оптимальным инструментом для проведения презентаций, подготовка к которым сопряжена с перемещением проектора в пределах офиса, здания, города, страны и т. д., являются портативные мультимедийные проекторы. Портативные — это значит, весом где-то до трех кг, и с габаритами, позволяющими переносить их в небольшой сумке.

3LCD logo

Как выбрать подходящий портативный мультимедийный проектор среди множества разнообразных предложений? Ведь у одного производителя только к данному классу принадлежит несколько моделей. Видимо, для начала нужно определиться с требованиями, предъявляемыми к проектору, отобрать подходящие модели, сравнить их стоимость с имеющимся бюджетом, и в зависимости от разницы между первой и вторым или поумерить аппетиты в части требований, или сузить круг кандидатур, ориентируясь на второстепенные критерии и доступность моделей. Можно применять обычный алгоритм разумного выбора.

Не претендуя на истину в последней инстанции, все характеристики портативных проекторов мы предлагаем условно поделить на три категории: 1 — ключевые параметры; 2 —важные функции; 3 — второстепенные характеристики.

Ключевые параметры

К ключевым параметрам относятся: вес, габариты и световой поток.

Презентации обычно проводятся в незатемненных помещениях с включенным или в лучшем случае приглушенным освещением, чтобы зрители могли делать пометки, видеть докладчика, и с меньшей вероятностью могли проспать важные моменты. В результате экран освещают лампы, свет из окна и проектор, и только последний приносит пользу, формируя изображение, другие источники света — паразитные, они искажают изображение, делая темные участки картинки светлее. То есть в условиях внешней засветки единственным способом сделать картинку контрастной и яркой является увеличение яркости светлых частей изображения, которая при фиксированных размерах экрана пропорциональна световому потоку, создаваемому проектором. Еще бывают экраны, направленно отражающие свет в сторону зрителей, повышая тем самым видимую яркость, но сейчас мы сосредоточимся на проекторах.

Световой поток измеряется в люменах (лм), и часто данный параметр называют просто яркостью, а приписка ANSI указывает на стандартную методику, по которой световой поток определяется. Приведенная таблица позволяет определить минимальное значение светового потока для данного размера экрана в случае трех типов помещений. Цифры ориентировочные, так как не учитывают особенности экрана, реальную освещенность в помещении и т. д. Требуемый размер экрана в конкретном помещении можно оценить, ориентируясь на правило, что расстояние от экрана до самого дальнего зрителя не должно быть больше 6-кратной ширины экрана.

Максимальная ширина экрана с соотношением сторон 4:3 (м, в скобках — диагональ) в зависимости от светового потока проектора и типа помещения.

Световой поток проектора, лмпомещение
затемненноеслегка затемненноенезатемненное
5002,0 (2,5)1,4 (1,8)1,0 (1,3)
7502,4 (3,0)1,8 (2,2)1,2 (1,6)
10002,8 (3,5)2,0 (2,5)1,4 (1,8)
12503,1 (3,9)2,3 (2,8)1,6 (2,0)
15003,4 (4,3)2,5 (3,1)1,8 (2,2)
17503,7 (4,6)2,7 (3,4)1,9 (2,4)
20003,9 (4,9)2,9 (3,6)2,0 (2,5)
22504,2 (5,2)3,0 (3,8)2,2 (2,7)
25004,4 (5,5)3,2 (4,0)2,3 (2,8)

Переносной экран на треноге, достаточно большой для аудитории в несколько десятков человек и при этом относительно легкий, имеет ширину в районе 1,6 м. То есть  имеет смысл рассматривать проекторы, световой поток которых начинается от 1250 лм, более высокие значения или будут работать на улучшение картинки, или позволят использовать экраны шире 1,6 м.

Итак, портативный проектор должен быть легким, малогабаритным и иметь высокое значение светового потока (яркости). К сожалению, чудес не бывает, крохотные проекторы обычно не очень яркие, а согласованное уменьшение веса и размеров при незначительном уменьшении яркости отрицательно сказывается на цене. К тому же маленькие и яркие проекторы могут быть лишены некоторых полезных функций и работать шумнее, чем более габаритные собратья. Компромиссов не избежать.

Важные функции

К важным функциям можно отнести все, что непосредственно влияет на способ ведения презентации.

Самым распространенным источником изображения при проведении презентации является ноутбук, подключенный к VGA-входу проектора. То есть проектор должен быть оснащен как минимум одним VGA-входом.

VGA

От проводов между проектором и компьютером избавляет функция беспроводной передачи изображения. Эта функция действительно может повысить эффективность презентации, так как докладчик со своим компьютером уже не привязан (фактически в прямом смысле) к проектору и может находиться в любой выгодной ему точке аудитории (и даже перемещаться), сохраняя при этом полный контроль над ходом презентации. Кроме того, проектор можно сделать доступным по сети ресурсом, что позволит организовать совместную работу нескольких пользователей без лишней возни с проводами.

Wireless

Очень полезной функцией может оказаться возможность презентации без компьютера. Некоторые модели проекторов оснащены встроенными карт-ридерами и/или USB-портами, к которым можно подключать внешние носители данных. Такие проекторы могут показывать презентации непосредственно с карт памяти и USB-носителей, освобождая пользователя от жесткой необходимости брать с собой ноутбук. Минусом такой автономной презентации является то, что файл презентации приходится предварительно конвертировать (попытки научить проекторы понимать PPT-файлы пока не очень удачны) в набор графический файлов с помощью прилагаемых утилит.

USB

Второстепенные характеристики

Теперь кратко обсудим другие функции и характеристики проекторов, которые можно отнести к разряду второстепенных, но все равно имеющих шанс склонить чашу весов в пользу того или иного проектора.

Разрешение матрицы не является важным параметром обсуждаемого класса проекторов, так как правильно изготовленная презентация должна хорошо смотреться даже при SVGA-разрешении. Однако XGA-разрешение позволяет выполнять цифровую корректировку трапецеидальных искажений без заметного ухудшения качества изображения. В целом покупка проектора SVGA-разрешения может быть оправданной только в случае очень ограниченного бюджета.

Второй VGA-вход позволит подключить второй компьютер, а входе презентации можно будет оперативно переключаться между двумя компьютерами. Некоторые проекторы оснащены VGA-выходом, передающим сигналы с VGA-входа. Это опция позволяет подключать к проектору монитор или второй проектор. Также обычно проекторы оснащены композитным видеовходом, S-Video-входом, а VGA-вход почти всегда совместим с компонентными сигналами. Встречаются у портативных проекторов и DVI-входы, иногда даже с поддержкой HDCP. Наличие разнообразных входов позволяет использовать бытовую видеоаппаратуру и компьютеры с цифровыми и аналоговыми видеовыходами в качестве источников изображения.

Современные проекторы имеют принудительную систему охлаждения, которая, разумеется, шумит. К уровню шума презентационного проектора не стоит предъявлять жестких требований, но очень громкий проектор все же может несколько мешать ближайшим к нему зрителям. Обычно портативные мультимедийные проекторы оснащаются крохотным встроенным динамиком, звук которого не отличается высоким качеством. Поэтому прежде чем подключать звуковой вход проектора к аудиовыходу компьютера в надежде сопроводить презентацию звуковыми эффектами, стоит хорошо подумать, насколько они будут приятны окружающим.

Пульт ДУ может быть удобным или не очень.

Remote

Кроме своей основной функции — дистанционного управления проектором, пульт может функционировать как инструмент, полезный докладчику, благодаря встроенной лазерной указке, кнопкам смены слайдов и функции эмуляции мыши. Иногда в комплекте или опционально поставляется специальное устройство с кнопками смены слайдов и лазерной указкой.

Tool

Эргономичность экранного меню и органов управления на самом проекторе вносят свой вклад в эффективность работы с проектором. Функции автоматической коррекции трапецеидальных искажений (чаще вертикальных, но иногда и горизонтальных тоже), автопоиска активного входа, автофокусировки и т. д., а также быстрый старт и возможность отключения от сети сразу после окончания презентации помогут свести к минимуму затраты времени на технические моменты.

К вспомогательным функциям также можно причислить ограничение несанкционированного использования и защиту от кражи (блокировки кнопок, защита паролем, разъем для замка Кенсингтона). В некоторых случаях пригодится функция захвата изображения (например, с логотипом фирмы) для использования его в качестве заставки, и функция вывода текстовой строки, содержащей заданный текст, поверх изображения. При выборе проектора следует изучить идущие в комплекте аксессуары: кабели, переходники, сумку и т.д. Особенно сумку. Правильная сумка защищает проектор, имеет отделения и карманы для аксессуаров, удобные ручки и/или наплечный ремень. К дизайну проектора тоже стоит присмотреться: оценить внешний вид, материал корпуса, прикинуть, как быстро потеряется товарный вид при интенсивной эксплуатации, отметить защищенность объектива, разъемов и др. элементов, так как никто не гарантирует, что мобильный проектор не будет подвергаться ударам или падать на пол.

Bag

Определившись с характеристиками, перейдем к обсуждению технологий.

DLP vs LCD

Современные портативные мультимедийные проекторы основаны на одной из двух технологий: 3LCD и DLP с одним DMD-чипом.

3LCD logo

Принцип работы LCD-проектора (Liquid Crystal Display) очень прост. Свет от лампы делится на красный, синий и зеленый световые потоки, каждый из которых проходит через свою LCD-матрицу, то есть в LCD-проекторе используются три LCD-матрицы. Затем дихроичная призма рекомбинирует потоки, а объектив проецирует на экран полноцветное изображение. 

3LCD
Схема оптической системы LCD-проектора.

Как часто бывает, краткость описания не означает простоту реализации. LCD-проектор — это очень сложное устройство, при производстве которого используются самые современные технологии. На настоящий момент лидером в разработке и производстве компонентов для LCD-проекторов является компания Epson. Практически все производители LCD-проекторов используют в своих изделиях LCD-матрицы производства Epson, и только Sony в ряде проекторов применяет матрицы собственного производства. Epson с завидной регулярностью улучшает характеристики LCD-матриц и совершенствует оптическую схему проекторов. В результате LCD-проекторы становятся компактнее, эффективность использования света от лампы возрастает, улучшается контрастность и другие характеристики изображения. Компания Epson стала инициатором создания альянса, состоящего из компаний, производящих LCD-проекторы. Целью альянса является продвижение аббревиатуры 3LCD, в качестве названия технологии, использующей три LCD-матрицы. О проекторах рекомендуется сообщать, что это 3LCD-проекторы, основанные на технологии 3LCD, и маркировать их соответствующим логотипом.

DLP (Digital Light Processing) — технология, изобретенная компанией Texas Instruments.

DLP logo

Ключевым элементом DLP является матрица микроскопических зеркал — DMD-элементов (Deformable Mirror Devices — деформируемые зеркальные устройства) из алюминиевого сплава, обладающего очень высоким коэффициентом отражения. Под действием электрического поля подложка с зеркалом меняет своё положение, изменяя, таким образом, угол наклона зеркала. Фактически зеркало может принимать только два положения. В одном свет от лампы через светофильтр и объектив попадает на экран, в другом отраженный свет поглощается специальным светопоглотителем. Чем больший период времени свет от одного элемента падает на экран, тем ярче кажется соответствующая ему точка на экране. Частота переключения положения зеркала составляет сотни килогерц, поэтому мелькание изображения не заметно для человеческого глаза. Чтобы получить цветное изображение приходится, как и в случае LCD-проекторов, прибегать к синтезу всех оттенков из трех основных цветов: красного, синего и зеленого. В одноматричных DLP-проекторах между источником света и матрицей помещается вращающийся диск с цветными светофильтрами — синим, зеленым и красным. Изображение формируется поочередно каждым из основных цветов, а зрительная система человека синтезирует обычное полноцветное изображение.

DLP
Схема оптической системы DLP-проектора.

Компания Texas Instruments не останавливается на достигнутых результатах, она периодически объявляет о выпуске новых DMD-чипов, более контрастных, выше по разрешению и с увеличенной скоростью переключения зеркал.

В классе портативных мультимедийных проекторов технологии 3LCD и DLP конкурируют друг с другом. Каждая имеет свои преимущества и недостатки. В связи с этим остановимся на некоторых характеристиках и особенностях проекторов, основанных на этих двух технологиях.

DLP-проекторы, предназначенные для проведения презентаций, оснащаются четырехсегментным светофильтром, в котором к трем основным цветам добавляется прозрачный сегмент. Это позволяет увеличить яркость белых участков изображения примерно на 50% при той же мощности лампы. Цветовой баланс при этом ухудшается: цветные детали изображения на фоне очень ярких белых областей становятся тусклыми и невыразительными. Это неважно, если на слайде черно-белое изображение, однако без такого выразительного элемента как цвет обойтись трудно, поэтому, чтобы цвета не теряли насыщенность, слайды, подготовленные для DLP-проектов, не должны содержать больших по площади белых областей. Иногда в DLP-проекторах встречаются специальные режимы или настройки, которые позволяют уменьшать долю белого сегмента в формировании изображения. Это несколько улучшает цветопередачу, но сильно уменьшает яркость изображения. Фактически, прозрачный сегмент — это некая уловка, позволяющая в характеристиках указывать завышенное значение светового потока.

К неоспоримым достоинствам DLP-проекторов можно отнести высокую контрастность и отличную равномерность цветового тона по всей площади проекции. Впрочем, как было отмечено выше, при проведении презентации реальная контрастность изображения определяется в основном величиной светового пока, а незначительную неравномерность тона у LCD-проекторов можно заметить только на белом поле во весь экран.

Гамма-кривая LCD-проекторов из-за особенностей технологии ближе к стандартной, чем гамма кривая DLP-проекторов, поэтому иногда картинка DLP-проекторов будет иметь более заметные переходы на градиентах цветов. Недостатком LCD-технологии являются заметные границы между пикселями, впрочем, с выходом новых поколений LCD-матриц границы становятся все тоньше.

Современные LCD-проекторы обладают большим кпд, чем одноматричные DLP, так как в DLP-проекторах даже при проекции белого поля часть света от лампы обязательно поглощается светофильтром. То есть при равном световом потоке LCD-проекторы, скорее всего, будут потреблять меньше энергии и быстрее остывать после выключения.

LCD-матрицы, поляризатор, дихроичные зеркала и призма LCD-проекторов с течением времени стареют, их деградация ускоряется при повышенных температурах и долгой непрерывной эксплуатации проектора. Впрочем, портативные LCD-проекторы не предназначены для длительной непрерывной эксплуатации (для этого есть стационарные проекторы, в которых охлаждению уделено большое внимание). В обычных условиях цветопередача LCD-проекторов не изменится в течение 5-10 лет. За это время проекторы, как правило, устаревают морально. Отметим, что в увеличении долговечности LCD-матриц есть заметный прогресс, а в DLP-проекторах тоже есть слабые элементы, подверженные старению и износу, — это светофильтр и вращающий его мотор.

Изображение от DLP-проекторов с одним DMD-чипом характеризуется наличием эффекта «радуги». Возникает он из-за того, что при быстром движении глаз контрастные элементы изображения раскладываются на сетчатке глаза на составляющие их цвета. Эффект «радуги» проявляется в виде расположенных перпендикулярно движению глаз красных, зеленых и синих контуров на краях контрастных объектов. Для презентационных DLP-проекторов характерна низкая скорость вращения светофильтра, что только усиливает эффект «радуги». Исследования показали, что длительный просмотр изображений от DLP-проекторов может приводить к усталости глаз. Особенно страдают люди с заболеванием нистагм (спонтанные колебательные движения глазных яблок), к счастью таких 1 на 1500, что, впрочем, не помешало авторам статьи в Journal of Display Technology (V. 1, I. 2, 2005, pp. 314-320) рекомендовать не применять DLP-проекторы в публичных местах. Отметим, что для уменьшения заметности «радуги» лучше не использовать DLP-проектор в полной темноте, не сидеть очень близко к экрану и желательно обойтись без анимированных элементов, пролетающих с одного края слайда на другой. Кстати, с появлением сверхярких светодиодов у одноматричных DLP-проекторов появилась перспектива избавиться от «эффекта» радуги и мотора со светофильтром заодно.

Выбирая проектор, следует рассматривать технологию проецирования, как еще один фактор в ряду прочих характеристик.




30 октября 2007 Г.

,

,

, , , , . ., . — , - , , .

3LCD logo

? . , , , , , , , . .

, : 1 — ; 2 — ; 3 — .

: , .

, , , . , , , , — , , . , , . , , , .

(), , ANSI , . . , , . . , , 6- .

4:3 (, — ) .

,
5002,0 (2,5)1,4 (1,8)1,0 (1,3)
7502,4 (3,0)1,8 (2,2)1,2 (1,6)
10002,8 (3,5)2,0 (2,5)1,4 (1,8)
12503,1 (3,9)2,3 (2,8)1,6 (2,0)
15003,4 (4,3)2,5 (3,1)1,8 (2,2)
17503,7 (4,6)2,7 (3,4)1,9 (2,4)
20003,9 (4,9)2,9 (3,6)2,0 (2,5)
22504,2 (5,2)3,0 (3,8)2,2 (2,7)
25004,4 (5,5)3,2 (4,0)2,3 (2,8)

, , 1,6 . , 1250 , , 1,6 .

, , (). , , , . , . .

, .

, VGA- . VGA-.

VGA

. , ( ) ( ), . , , .

Wireless

. - / USB-, . USB-, . , ( PPT- ) .

USB

, , .

, SVGA-. XGA- . SVGA- .

VGA- , . VGA-, VGA-. . , S-Video-, VGA- . DVI-, HDCP. .

, , , . , . , . , , .

.

Remote

— , , , , . .

Tool

. ( , ), , . ., .

( , , ). (, ) , , , . : , , .. . , , / . : , , , , , . , , .

Bag

, .

DLP vs LCD

: 3LCD DLP DMD-.

3LCD logo

LCD- (Liquid Crystal Display) . , , LCD-, LCD- LCD-. , .

3LCD
LCD-.

, . LCD- — , . LCD- Epson. LCD- LCD- Epson, Sony . Epson LCD- . LCD- , , . Epson , , LCD-. 3LCD, , LCD-. , 3LCD-, 3LCD, .

DLP (Digital Light Processing) — , Texas Instruments.

DLP logo

DLP — DMD- (Deformable Mirror Devices — ) , . , , , . . , . , . , . , LCD-, : , . DLP- — , . , .

DLP
DLP-.

Texas Instruments , DMD-, , .

3LCD DLP . . , .

DLP-, , , . 50% . : . , - , , , , , DLP-, . DLP- , . , . , — , .

DLP- . , , , LCD- .

- LCD- - , DLP-, DLP- . LCD- , , LCD- .

LCD- , DLP, DLP- . LCD-, , .

LCD-, , LCD- , . , LCD- ( , ). LCD- 5-10 . , , . , LCD- , DLP- , , — .

DLP- DMD- «». - , . «» , . DLP- , «». , DLP- . ( ), 1 1500, , , Journal of Display Technology (V. 1, I. 2, 2005, pp. 314-320) DLP- . , «» DLP- , , . , DLP- «» .

, , .