В данной статье мы рассмотрим подобранный комплект, включающий в себя компактный AV-ресивер L-75 и DVD-плеер L-55 — компоненты, выпускаемые английской компанией NAD Electronics. Они будут работать в связке с набором акустических систем KHT-2005 от английской же компании KEF. Компоненты и акустические системы объединяет элегантный внешний вид и компактное исполнение.
KEF KHT-2005
Комплект состоит из 5 миниатюрных сателлитов HTS-2001 и активного сабвуфера PSW-2000. Стоит сразу отметить, что в KTH-2005 применено немало интересных технических и дизайнерских решений, поэтому было бы некорректно сравнивать его с большинством «театров в одной коробке» среднего класса. Мы бы предпочли называть его скомпонованным набором компактных акустических систем и активного сабвуфера. Сабвуфер, кстати, продаётся и отдельно, являясь одним из полноправных представителей модельного ряда сабвуферов KEF. Вполне серьёзные намерения разработчиков создать достойно звучащий комплект компактной элегантной акустики косвенно подтверждает и цена этого набора (5 сателлитов и сабвуфер): почти $1200.
Сателиты KEF HTS-2001
Двухполосная акустическая система. Корпус АС выполнен из алюминиевого сплава. В данных АС компания KEF применила свои традиционные коаксиальные драйверы, выполненные по фирменной технологии UniQ, где низкочастотный динамик и высокочастотный распологаются на одной оси, оставаясь при этом полностью независимыми друг от друга.
Такое расположение драйверов позволяет получить более широкую диаграмму напрвленности. Это подтверждается и нашими измерениями, где график АЧХ, полученный при измерении АС на оси динамиков, весьма незначительно отличается от графика АЧХ, полученного при замерах под углом 30 градусов в горизонтальной плоскости. К тому же, такое расположение драйверов приближает акустическую систему к точечному излучателю, позволяя более корректно формировать звуковую сцену за счёт существенно меньшего фазового сдвига, часто возникающего при раздельном размещении СЧ и ВЧ драйверов в корпусе АС. Само собой, что концепция UniQ у KEF одна, но реализуется она немного по-разному, в зависимости от класса и цены АС. В HTS-2001 не используется щёлковый или титановый купол высокочастотника, да и диффузор НЧ/СЧ-динамика имеет относительно небольшой диаметр (10 см), что, впрочем, воспринимается совершенно нормально для акустики такого класса.
Конструкция сателлита предусматривает несколько вариантов размещения: настольное вертикальное, настольное горизонтальное (например, если сателлит используется как центральный канал, или в нише, где он размещён, не хватает места по высоте) и настенное. Во всех трёх случаях подставка-нога, на которой сателлит стоит на столе или посредством которой крепится к стене, позволяет отклонять корпус на ~40 градусов в каждую сторону, что поможет оптимально разместить АС с соблюдением направленности динамиков на слушателя. Такое количество вариантов конфигурации возможно, благодаря шарнирной конструкции подставки-ноги, а также конструкции корпуса сателлита, позволяющего крепить ногу-подиум в одном из трёх (!) монтажных отверстий корпуса HST-2001. Фиксация выбранного положения осуществляется с помощью поставляемого в комплекте ключа-шестигранника.
Основание подставки с нижней стороны имеет окантовку из резины, препядствующую скольжению тяжёлого сателлита по поверхности и обеспечивающую должную виброразвязку.
Акустическое оформление — фазоинвертор, порт которого выведен на переднюю панель. «Позолоченные» винтовые клеммы позволяют подключать разъёмы типа «банан». Стоит отметить, что сами сателлиты весьма компактны.
Технические характеристики и результаты измерений
KEF HTS-2001 (паспортные данные) | |
Рекомендуемая мощность усилителя | 10 — 100 Ватт |
Частотный диапазон | 80 Гц — 20 кГц (±3 дБ) |
Номинальное сопротивление | 8 Ом |
Чувствительность | 88 дБ |
Динамические излучатели | НЧ: 100 мм, конический диффузор из полимера |
ВЧ: 12 мм, купольный диффузор из полимера | |
Магнитное экранирование | да |
Габариты (В×Ш×Г) | 198×130×150мм |
Вес | 2 кг |
Порт фазоинвертора настроен на довольно высокую частоту резонанса: внушительный «горб» АЧХ в районе 160 Гц появился не без его помощи. Вообще, АЧХ довольно неравномерна, а вот уровень искажений действительно низкий.
Активный сабвуфер KEF PSW-2000
Внешний вид можно назвать почти традиционным и весьма спокойным. Из интересных дизайнерских решений можно отметить лишь, что вся верхняя панель закрыта куском чёрного тонированного стекла. Выглядит это стекло почти неотличимо от чёрного рояльного лака, однако оно гораздо практичнее лака: не остаётся микроцарапин после каждой (даже очень аккуратной) протирки. И не нужно натирать полиролью, опять же. В центре стекла красуется большой логотип KEF. Остальные панели корпуса покрыты виниловой плёнкой тёмно-серого цвета. Для большей устойчивости ножки сабвуфера вынесены за пределы корпуса.
Динамик и порт фазоинвертора располагаются на нижней панели. Такая компоновка, как правило, позволяет получить более равномерное распространение баса по комнате, потому что пол в данном случае выступает в роли «акустического зеркала». Но это всё в теории. На деле же всё зависит от каждой конкретной комнаты (материал стен, площадь, геометрия, отделка, обстановка), места нахождения сабвуфера в ней и места расположения слушателя. Эти факты оказывают колоссальное влияние на конечный звук сабвуфера в комнате.
Низкочастотный динамик имеет довольно большой ход диффузора, благодаря эластичному подвесу из мягкой резины. Как видно на фотографии, внутреннее пространство корпуса заполнено звукопоглотителем.
Коммутационные возможности сабвуфера весьма обширны. Использовать аппарат можно и как пассивный басовый модуль в трифонике, и в обычном режиме — в активном. В первом случае можно подключать обыкновенные стерео акустические системы к выходным клеммам сабвуфера, а сам сабвуфер, в свою очередь, подключать к стереоусилителю. В таком режиме сабвуфер будет забирать на себя только самые низкие частоты, передавая остальное на основные акустические системы. Во втором случае используется встроенный усилитель сабвуфера, а сигнал подаётся со специального выхода предварительного усилителя для сабвуфера — именно так и подключается практически любой активный сабвуфер в случае использования его в системе домашнего кинотеатра.
Регулировки традиционные: чувствительность по входу, частота среза фильтра высоких частот (от 40 до 140 Гц) и фаза. Регулятор фазы — плавный, а не дискретный: можно точнее подстроить звучание в случае не очень удачного расположения сабвуфера. К сожалению, на регуляторе частоты среза фильтра высоких частот нет ни отметок, ни подписей. Промаркерованы только крайние положения: 40 Гц и 140 Гц, поэтому приходится настраивать только на слух. Понять логику производителя не сложно, ведь часто подписи на регуляторе не соответствуют реальной частоте среза, так что зачем лишняя дезинформация?
Технические характеристики и результаты измерений
KEF PSW-2000 (паспортные данные) | |
Мощность встроенного усилителя | 250 Ватт (условия измерений не указаны) |
Частотный диапазон | 35 Гц — 150 Гц (±3 дБ) |
Максимльное звуковое давление | 106 дБ |
Динамический излучатель | НЧ: 210 мм, конический диффузор из плотной бумаги |
Габариты (В×Ш×Г) | 370×320×320 мм |
Вес | 14 кг |
По графикам АЧХ видно, что работает фильтр высоких частот (ФВЧ) вполне эффективно. Уровень искажений, в целом, довольно низок. Заметный их рост наблюдается только в области самых низких частот, где часто уже сама комната оказывает заметно большее влияние на звук, чем возросшие искажения, поэтому ничего страшного в данном случае нет. Напротив, такая картина вполне соответствует классу басовика (розничная цена сабвуфера почти $350). Что касается замеров АЧХ при установках регулятора среза ФВЧ на минимум и максимум, то здесь можно отметить некоторое несоответствие реального диапазона и подписей на регуляторе. На деле диапазон регулировок близок к 60-100 Гц, а не к 40-140 Гц. Тем не менее, согласовать корректно сабвуфер и сателлиты можно вполне, а это самое главное.
AV-ресивер NAD L-75
Компактный (ширина передней панели 285 мм) AV-ресивер с полноценной поддержкой 5.1 звука как на уровне декодеров, так и на уровне усилителей. Внешний вид очень необычный: элипсовидное окно дисплея и такие же кнопки, плюс, довольно редко встречающийся цвет передней панели, который в зависимости от освещения может меняться от тёмно синего до светло-сиреневого.
Настройки и функциональные возможности можно назвать вполне традиционными, но достаточными для большинства пользователей. Здесь есть всё необходимое для корректной настройки звука в театре, включая 2 DSP режима (stereo3, Hall) и механический темброблок (НЧ, ВЧ). В плане коммутации — только самое необходимое. Нету ни многоканального входа, ни коммутации компонентного видеосигнала. Однако, в данном случае мы не склонны рассматривать эти факты как серьёзный недостаток, поскольку большинство выбравших L-75, почти гарантированно будут использовать его в паре с DVD-плером L-55, дабы соблюсти единый дизайн. А так как L-55 не поддерживает воспроизведение ни DVD-Audio, ни SACD-дисков, то и многоканальный вход ресивера будет попросту не востребован.
В защиту «системного» подхода разработчиков говорит и пульт дистанционного управления, которым комплектуется только ресивер. Пульт этот — системный, позволяет управлять только компонентами NAD L-серии. Эргономика пульта особых нареканий не вызывает — уже через несколько часов наиболее часто используемые кнопки можно нажимать не глядя. Присутствует внутренняя подсветка кнопок.
Коммутация и технические характеристики
Паспортные данные ресивера:
Усилительная часть | |
Мощность | DIN: 5 х 40Вт (8 Ом, 20 Гц -20 кГц, КГИ 0,08 %, все каналы нагружены) |
Стерео: 2×60 Вт (8 Ом, 20 Гц — 20 кГц, КГИ 0,08 %) | |
Частотный диапазон | 20 Гц — 20кГц (±0,5 дБ) |
Демпинг-фактор | 200 (8 Ом) |
Декодеры | Dolby Pro Logic, Dolby Digital, DTS. |
Входы | |
Аналоговые | видео: 3 композитных, 3 S-Video аудио: 5 стереовходов. |
Цифровые | 2 оптических, 1 электрический коаксиальный |
Выходы | |
Аналоговые | видео: 2 композитных, 2 S-Video. аудио: выход на сабвуфер, выход на наушники |
Цифровые | 1 оптический, 1 коаксиальный электрический. |
Выходы усилителя | |
2 на фронтальные, 2 на тыловые, 1 на фронтальный центр | 5 пар винтовых разъёмов банана-джек |
ЦАПы | |
24 бит / 96 кГц | да |
Радио тюнер | |
FM/AM диапазоны | 30 станций в памяти, RDS |
Общие | |
Габариты (Ш×В×Г) | 285×120×310 мм |
Вес | 8,7 кг |
Ориентировочная цена | $700 |
DVD-плеер NAD L-55
DVD-плеер выполнен в едином стиле с AV-ресивером L-75. Аппарат интересен в первую очередь своим дизайном и небольшими габаритами. С технической точки зрения — это обычный DVD-плеер среднего уровня без каких-либо «изюминок». С другой стороны, «джентльменский набор» в L-55 присутствует: чтение CD-R и DVD-R дисков, RGB-выход на «скарте», цифровой выход обоих типов, через который можно вывести PCM-, DD-, DTS- и MpegMultichannel-потоки, а также downmix (смешивание многоканального звука в стереопоток для воспроизведения звука на стереосистеме без потери звуковой информации). В наши дни такой набор функциональных возможностей и коммутации можно назвать традиционным для практически любого DVD-плеера средней ценовой категории.
L-55, вполне благосклонно отнёсся к DVD-R, показав видеофрагменты с «болванки» без рывков и вообще каких-либо проблем.
Пульт в комплекте с L-55 не поставляется, ибо системный пульт даётся к AV-ресиверу L-75, а использовать по отдельности эти компоненты едва ли кому придёт в голову.
Коммутация и технические характеристики
Паспортные данные
Видео | |
Видео ЦАП | 10 бит / 27 МГц |
Сигнал / шум | 62 дБ |
Аудио | |
Диапазон частот | 10 Гц — 20 кГц |
КНИ | 0,008 % |
Сигнал / шум (А-взвешенное) | 105 дБ |
Выходы | |
Видео | Композитный (RCA и в Scart), S-Video, RGB (scart) |
Аудио (аналоговые) | 2 RCA |
Аудио (цифровые) | 1 оптический, 1 электрический коаксиальный |
Форматы и носители | |
DVD-Video (штампованные и DVD-R), Video-CD (штампованные и CD-R), Audio-CD (штампованные и CD-R) | |
Общие | |
Габариты (Ш×В×Г) | 285×90×290 мм |
Вес | 3,2 кг |
Ориентировочная цена | $600 |
Звучание в музыке
В системе с небольшими сателлитами без сабвуфера не обойтись даже в музыке, ведь компактные акустические системы просто не способны на полноценное воспроизведение баса. В данном случае удобно, что даже в режиме «стерео» ресивер не отключает сабвуфер. При прослушивании записей акустической музыки громкость сабвуфера лучше прибрать: звук должен быть сбалансированным, с комфортным, но не акцентированным басом.
Тестовый материал (CD-DA)
- Scott Henderson «Tore down house» (джаз-рок, MESA/Bluemoon Rec. 1997)
- Pat Metheny «Secret story» (фьюжн, Geffen Rec. 1992)
- Sting «Fields of gold» (поп, A&M Rec. 1994, remastered 1998)
- Acoustic Alchemy «Positive thinking» (нью-эйдж, GRP Rec 1998)
- YELLO «Motion picture» (электронная муз., Mercury Rec 1999)
- The Charlie Byrd Trio «It's a wonderful world» (джаз, Concord jazz 1989)
- Dire Straits «Brother in arms» (рок/поп, remastered by Mercury Rec. 2000)
- Vivaldi A. «The four seasons» (классика, digital remastered by EMI 1998)
- Rachmaninov S. Piano concerto № 2 (классика, EMI 1997)
- Несколько сборников с различной музыкой (в т. ч. классической)
Комплект (в большей степени АС, конечно) довольно избирателен в плане музыкальных жанров. Более того, в рамках одного жанра некоторые записи звучали довольно прилично, а некоторые — не очень. Переслушав множество композиций, мы составили «круг жанровых предпочтений» данного комплекта. Наиболее комфортно воспроизводилась лёгкая инструментальная музыка, спокойная камерная классическая музыка и, конечно, популярная музыка. И здесь действительно можно сравнивать звучание сателлитов со звуком недорогих традиционных «полочных» АС.
Симфоническая музыка и акустический джаз давались комплекту с трудом, что и не удивительно, учитывая класс и размер АС. Выпячивание нижней середины (видно на графике АЧХ сателлитов) на акустической музыке воспринималось как лёгкое «бубнение», а в звуке немного не хватало «воздуха» (недостаточная проработка послезвучий).
Но мы должны предупредить наших читателей, что поспешные выводы делать не стоит, ведь речь идёт о компактной и, отчасти, дизайнерской акустике, которая просто не в состоянии тягаться на равных с полноразмерными акустическими системами той же ценовой категории. Акустика, вроде KHT-2005, и классические АС (привычные «ящики») рассчитаны на разные области применения. С помощью вторых можно получить хороший звук для целенаправленного прослушивания, ну а первые способны точно вписаться в интерьер и достойно озвучить комнату, практически не обнаруживая себя. В данном случае мы имеем дело с очень стильной и весьма компактной акустикой, обладающей действительно неплохим для такого дизайна и размеров звуком. Более того - набор в своём классе можно назвать одним из удачных.
Стоит отметить очень хорошую согласованность сабвуфера и сателитов и действительно хорошую сочетаемость ресивера с АС. Ради эксперимента мы пробовали поключить KHT-2005 к ресиверу Pioneer VSX-811, NAD T-741 и Onkyo TX SR-600, однако не смогли добиться столь же комфортного звука, какой получался при подключении KHT-2005 к ресиверу NAD L-75.
Звучание в театре
Тестовый материал (DD/DTS)
- Shrek (DTS 5.1), R1, лицензия, специальное издание
- U-571 (DD 5.1), R5, лицензия
- Video Highlights (DD 5.1) Фрагменты известных фильмов 2001
- Фрагменты известных фильмов 2002 (DD 5.1)
- Telarc Digital Surround Sampler (DTS 5.1) Музыка и спец.эффекты
А вот здесь комплект показал себя во всей красе. Можно сказать, что с учётом дизайна и размеров АС, придираться к такому звуку было бы ошибкой. В плане комфорта, KHT-2005 при воспроизведении саундтрэков практически не уступал привычным АС, что несомненно является большим плюсом.
Неплохой объём, корректные переходные эффекты, а также вполне приличная динамика позволили нам с удовольствием просидеть почти три часа, просматривая фрагменты разных фильмов. Акцент на нижней середине в данном случае пошёл на пользу, создавая впечатление, что перед нами АС несколько большего размера. Например, фрагмент из фильма «Пёрл Харбор» звучал впечатляюще: весьма эффектный обстрел аэродрома японскими самолётами, свистящие пули и действительно пугающие взрывы. Звук в кино очень достойный для акустики такого типа.
Что касается компонентов L-серии от NAD: в плане звука они ничем не уступают полноразмерным аппаратам этой ценовой категории, хотя по функциональному оснащению и коммутации всё-таки немного проигрывают. Это плата за компактность и стильный внешний вид. Вполне умеренная, надо сказать, плата. Компоненты L-серии будут неплохим выбором и при построении театра и на базе традиционных полноразмерных АС.
Заключение
Очень достойный вариант для людей, желающих иметь стильную и компактную аудиосистему. Предполагается, что для владельцев такого комплекта приоритетным является просмотр кино. Комплект не стоит рекомендовать для целенаправленного прослушивания серьёзной акустической музыки (в т. ч. джаза или симфонической), а вот качество воспроизведения саундтрэков и популярной музыки, при столь компактных габаритах АС, действительно порадовало. В рамках даной цены KEF попытался найти компромисс между качеством звучания, компактностью и стильным внешним видом. Можно сказать, что ему это вполне удалось.
Отдельно хочется отметить действительно достойное звучание AV-ресивера NAD L-75 и сабвуфера KEF PSW-2000, причём не только в кино, но и в музыке.
Мы рекомендуем использовать комплект в помещениях площадью до 20 м²
за предоставленную на тестирование технику