7.1 AV-ресивер с мультирумными возможностями
Это, конечно, не закономерность, но довольно часто встречающаяся в последнее время ситуация, когда знакомство с продукцией какого-либо производителя мы начинаем с топовой или предтоповой модели. Так было не раз, так случилось и сегодня: в ответ на желание протестировать ресивер компании JVC (Japan Victor Company), из российского представительства на тест мы получили не что-нибудь там бюджетное, а сразу самую навороченную и дорогую модель — RX-DP20V. В общем, оно и правильно, потому как сложно судить о кропотливой работе инженеров, если перед вами какой-нибудь бюджетный аппарат. Вот и представилась нам возможность оценить потенциал разработчиков на примере ресивера, в который буквально душу вложили.
RX-DP20V даже заочно можно назвать интересным по многим аспектам. С другой стороны, в условиях жёсткой конкуренции на рынке аппаратуры платить за аппарат $2500, будь он обычным, никто не станет, так что старания разработчиков подвигом называть, конечно, не стоит (данный класс аппаратуры диктует свои условия), но то, что сотворили они весьма интересную вещь — это факт. Ну что ж, пора знакомиться со здоровяком «двадцатым».
![](jvc/rx-dp-20/front.jpg)
![](jvc/rx-dp-20/face-2.jpg)
Не знаю, как вас, уважаемые читатели, а меня внешний вид немного огорчил. Я, признаться, люблю строгий и лаконичный дизайн, в чертах которого, тем не менее, угадывается «родословная» и высокий класс. Но у RX-DP20V, да простят меня «отдизайниревшие» его, проявления индивидуальности во внешнем оформлении практически не наблюдается. На фото аппарат представлен без заглушки для фронтальных AV-входов — нашли мы её чуть позже в дебрях пакетика с аксессуарами. Так вот, если и её прицепить, то получится вообще серебристый «кирпич» с полузеркальным дисплеем и скучной крутилкой громкости. Чувство тоски возникло не только из-за чересчур лаконичных форм, но и вследствие некоторой сиротливости передней панели на предмет различного рода кнопочек. Раз, два, три, ну и ещё две слева. Итого: пять. Негусто.
Правда, некоторую надежду вселили подписи под двумя кнопками справа, гласящие, что при нажатии на оные можно поднять или опустить «дверь». Проблема в том, что аппарат ну никак не хотел реагировать на нажатия этих кнопок. Эх, видимо всё-таки придётся включить сетевой кабель ресивера в розетку…
Кстати, внешний вид внешним видом, а вот чем аппарат действительно намекнул нам на своё «дворянское» происхождение, так это своим весом. Почти 24 кг! Это весомый аргумент в прямом и переносном смысле. Плюс к этому, кого-то наверняка не оставит равнодушным факт прохождения ресивером сертификации по программе «THX Ultra2» у дядюшки Лукаса.
Личное мнение автора
Вот ведь как бывает. Например, кого-то наличие шильдика ТНХ на корпусе аппарата заставляет забыть про всё на свете от радости, а кто-то начнёт недовольно бухтеть, что сия сертификация только морального авторитета добавляет, потому как СЛУШАТЬ надо аппарат, а не разным шильдикам верить. Я же отношу себя всё-таки ко второй группе. Просто в наше время наличие логотипа THX почти ни о чём не говорит — нередки случаи, когда ресиверы безо всякой там сертификации легко обыгрывали своих сертифицированных собратьев. Некоторые же фирмы-производители принципиально отказываются проходить эту, признаться, во многом имиджевую сертификацию, не желая за счёт модного шильдика увеличивать конечную цену аппарата (ТHX-сертификация — мероприятие весьма дорогое).
Ну вот, пока мы тут рассуждали, опытные профессионалы своего дела быстро и чётко справились с поставленной перед ними задачей, квалифицированно воткнув вилку в розетку :-) Сразу после чего сработал рефлекс — рука потянулась к кнопке включения питания и... аппарат, щёлкнув реле, засиял синим дисплеем и «улыбнулся». Да-да, примерно так можно расценить плавное смещение центральной части передней панели на сантиметр вниз и немного вперёд. Взору предстали вожделенные кнопочки, позволяющие оперативно переключать входы ресивера.
![](jvc/rx-dp-20/face-1.jpg)
От такой трансформации фасад RX-DP20V заметно оживился и стал куда более интересным. Нажатие на кнопку «door down» привело к дельнейшему смещению передней панели вниз — нарисовались ещё два ряда кнопок, расположенных под дисплеем.
![](jvc/rx-dp-20/door.jpg)
![](jvc/rx-dp-20/underdoor.jpg)
Смотрится такая сдвигающаяся панель действительно классно, правда, есть некоторое опасение, что через какое-то время желание всякий раз отодвигать заслонку, чтобы ткнуть пальцем в нужную кнопку, заметно поубавится. Впрочем, опасение наверняка напрасное. Скажите честно: вы часто управляете ресивером с передней панели? Вот и я тоже практически никогда. Потому как пульт есть. А так получается, что редко используемые органы управления аппарата скрыты от глаз красивой панелькой. Вполне разумно.
В остальном же, ресивер обладает вполне стандартным набором. Так, например, фронтальные AV-входы позволяют принять видеосигнал через композитный или S-Video вход, а звук можно подключить как к аналоговому входу (стереофонический, 2RCA), так и к цифровому оптическому. В левой части аппарата имеется выход на наушники.
Задняя панель
![](jvc/rx-dp-20/rear-1.jpg)
Такое обилие входов-выходов можно охарактеризовать одной фразой: «есть всё, что надо, даже больше». И действительно: аналоговые входы/выходы, цифровые входы обоих типов (выход оптический), коммутация видеосигналов, 7.1 вход для внешнего декодера, 7.1 выход предварительного усилителя, даже вход встроенного фонокорректора (ММ/МС) — всё есть. Кстати, компонентных входа не два, как у многих серьёзных AV-ресиверов, а даже три. Определённо порадовал встроенный конвертор композитного и S-Video сигнала в компонентный. Это означает, что какое бы количество видеоустройств с различными типами видеовыхода к ресиверу вы не подключили, к проектору или плазменной панели потянется один-единственный компонентный кабель. Невероятно удобно.
Винтовые терминалы для подключения АС (9 пар разъёмов) позволяют подключить 7 акустических систем для домашнего театра, плюс вторую фронтальную пару (либо использовать оба комплекта по схеме bi amping). При желании терминалы для второй пары можно использовать для подключения АС «зоны 2».
![](jvc/rx-dp-20/rear-2.jpg)
Над терминалами для АС расположены служебные разъёмы, служащие для координации аппаратов между собой и приёма/передачи команд управления.
Технические характеристики
JVC RX-DP20V (паспортные данные) | |
Усилительная часть | |
Мощность (усилитель на базе транзисторов SanKen моделей 2SC3858 и 2SA1494) | Многоканальный (RMS): 7 каналов по 120 Вт (8 Ом, 20-20000 Гц, 0,02% КГИ) |
Стерео (RMS): 2×120 Вт (8 Ом, 20-20000 Гц, 0,02% КГИ) | |
Частотный диапазон | 10 Гц — 20 кГц (±1 дБ) |
Декодеры (DSP на базе процессора от Texas Insturments серии TMS320) | Dolby Pro Logic II, Dolby Digital, Dolby Digital Surround EX, DTS, DTS-ES (Discrete6.1/Matrix6.1), DTS Neo:6, DTS 96/24, THX U2/EX/Music/Cinema |
Входы | |
Аналоговые | видео: 5 композитных, 5 S-Video, 3 компонентных аудио: 10 стереовходов, 7.1-вход для внешнего декодера |
Цифровые | 3 оптических, 3 электрических коаксиальных |
Выходы | |
Аналоговые | видео: 3 композитных, 3 S-Video, 1 компонентный аудио: 4 стереовыхода, 7.1-выход предусилителя, выход предусилителя для «зоны 2», выход для наушников. |
Цифровые | 1 оптический |
Выходы усилителя | |
для фронтальных (2 пары АС), для тыловых боковых, для тыловых, для центрального спикера | 9 пар винтовых терминалов |
ЦАПы | |
4 стереофонических ЦАПа JVC P.E.M. DD MN35505 (1-битный, поддерживает потоки вплоть до 192кГц/24бит), 4 стереофонических апсемплера (Compression Compensative Converter) JCV8006 | |
Радиоприёмник | |
FM/AM диапазоны, 30 FM / 15 AM станций в памяти, RDS | |
Соотношение С/Ш в FM-диапазоне | 73 дБ (стерео), 78 дБ (моно). |
Общие | |
Потребляемая мощность | 580 Вт (2,7 Вт в stand by) |
Габариты (Ш×В×Г) | 445×177×475 мм |
Вес без упаковки | 23,5 кг |
Цена* | $2500 |
* рекомендованная розничная цена.
Внутренности
![](jvc/rx-dp-20/inside-1.jpg)
![](jvc/rx-dp-20/inside-2.jpg)
Первое, что бросается в глаза — медное покрытие шасси аппарата. Сделано это, по-видимому, для улучшения проводимости земляной шины, а значит и для уменьшения земляных помех. Компоновка деталей внутри корпуса - одна из самых плотных, которую нам доводилось видеть в последнее время. Корпус забит «под завязку».
В центральной части корпуса расположены два массивных радиатора, охлаждающих транзисторы усилителей мощности (7 комплектов транзисторов, состоящих из связки 2SC3858 и 2SA1494 от SanKen). Между радиаторами расположены конденсаторы сглаживающего фильтра. Блок питания (огромный Ш-образный трансформатор) находится в левой части корпуса. В правой части расположены две большие печатные платы с аудионачинкой и DSP. Платы коммутации входов/выходов находятся около задней стенки. Металлические экранирующие переборки отделяют друг от друга трансформатор, усилительную часть и платы с ЦАПами и DSP.
Обработкой звука (декодирование, пространственные эффекты) занимается весьма производительный (1800 MIPS, 64-bit floating point) процессор от Texas Insturments серии TMS320.
![](jvc/rx-dp-20/inside-dsp.jpg)
Цифро-аналоговым преобразованием заведует ЦАП JVC P.E.M. DD модели MN35505 (1-битный, поддерживающий поток до 192кГц/24бит). Для работы в режиме 7.1 используется 4 таких ЦАПа (каждый обслуживает по 2 канала). Также присутствуют 4 стереофонических апсемплера СС Converter (Compression Compensative Converter) JCV8006, увеличивающих разрядность сигнала до 24 бит, а частоту дискретизации до 128 кГц (для 32 кГц исходника) / 176,4 кГц (для 44,1 кГц исходника) / 192 кГц (для 48 кГц исходника).
![](jvc/rx-dp-20/inside-dac.jpg)
В сглаживающем фильтре блока питания применяются 14 конденсаторов ёмкостью 3300 мкФ каждый.
![](jvc/rx-dp-20/inside-cond.jpg)
Возможности ресивера
Аппараты данного класса никогда не страдали бедностью функционального оснащения, однако JVC RX-DP20V обладает весьма внушительным списком функций даже по сравнению со многими прямыми конкурентами.
Как водится, все установки, связанные с конфигурацией подключенных АС, их согласования с сабвуфером, установкой расстояния от АС до слушателя, настойкой уровней каналов, задержек и т. п. выполняются через сложную систему экранного меню. У JVC RX-DP20V таких меню три.
SETUP MENU 1 — в этом меню находятся все опции, связанные с конфигурированием и настройкой подключенных АС.
![](jvc/rx-dp-20/osd-1.png)
SETUP MENU 2 — тут сосредоточены настройки входов/выходов аппарата, а также некоторые другие опции, вроде конфигурирования выхода на «зону 2».
![](jvc/rx-dp-20/osd-2.png)
Третье меню, именуемое AJUST MENU, предлагает множество настроек звука. Это и отдельный параметрический эквалайзер на каждый из каналов, различные пространственные режимы и тому подобное.
![](jvc/rx-dp-20/osd-3.png)
Что касается режимов звучания, то любой из «профильных» режимов (Dolby Digital, Dolby Digital Surround EX, DTS, DTS-ES, DTS 96/24) можно слушать как в «чистом» виде (без обработок), так и включив режим THX (music, cinema, EX), что в теории позволяет приблизить звук домашней системы к большому кинотеатру.
Для пущей радости присутствует множество режимов пространственного звучания, имитирующих акустические особенности зала, помещения или открытой прощадки. Названия пресетов говорят сами за себя:
- large hall 1
- large hall 2
- recital hall
- opera house
- church
- live club
- dance club
- pavilion
- large theater
- small theater
- all ch stereo
Личное мнение автора
Конечно, в качестве развлекухи, либо в редких случаях, когда искусственная реверберация действительно идёт звуку на пользу (скажем, при прослушивании органной музыки), подобные режимы могут быть актуальны. Хотя, признаться, в большинстве случаев включение любого из них здорово портит задумку звукорежиссёра. Уж поверьте, звукорежиссёр не дурак — при сведении звуковой дорожки фильма или фонограммы он в состоянии придать звучанию нужные пространственные эффекты сам, что и делает, причём в сотни раз корректнее, чем внутренности ресивера. И я говорю не конкретно про режимы звучания RX-DP20V, а про пространственные режимы вообще.
Исключение составляет лишь весьма актуальный all ch stereo (многоканальное стерео), поскольку стереозвук не подвергается губительной «умной» поканальной раскладке, обработке ревербератором и прочими «улучшайзерами». В этом режиме сигнал фронтальных АС (то есть, стереозвук) просто дублируется на тылы, а на центр идёт монофоническая составляющая стереозвука.
Мультирумные возможности аппарата весьма полные. Ресивер позволяет выводить в другую комнату (в «зону 2») не только аудиосигнал, но и картинку. Разумеется, звук и картинка для «зоны 2» могут отличаться от демонстрируемых в основной комнате, что позволяет одновременно просматривать фильм с DVD в гостиной и, например, передачу со спутникового ресивера в спальне. Вывод звука на «зону 2» предусмотрен не только в виде слаботочного сигнала с выхода предварительного усилителя, можно также вывести уже усиленный сигнал, подключив колонки «зоны 2» прямо к ресиверу. Для этого в меню аппарата выход усилителя для второй фронтальной пары АС надо указать как выход для колонок «зоны 2». В этом случае, правда, 7.1 в основном помещении доступен уже не будет — только 5.1.
Вообще же, список возможностей огромен — мы рассказали лишь про часть из них. Поэтому, если вы хотите подробно узнать о всех возможностях JVC RX-DP20V, можете скачать инструкцию к данному аппарату. Инструкция на английском языке в формате PDF (3,65 МБ).
Пульт дистанционного управления
![](jvc/rx-dp-20/remote.jpg)
Пульт, как и полагается по статусу аппарата, даётся очень навороченный. Такие функции, как программирование и обучение присутствуют де-факто. А это значит, что всеми компонентами домашнего театра (и не только ими) можно управлять с одного единственного пульта, что не может не радовать.
Для работы на ощупь самые основные кнопки имеют особую форму. Так, например, управление транспортными функциями («воспроизведение», «стоп» и т. д.), работа с меню или регулировка громкости становятся доступны для «слепого» управления уже через полчаса общения с пультом.
И если функциональные возможности пульта и организация «слепого» управления основными функциями нареканий не вызывают, то вот удобным для руки пульт особо не назовёшь. Виной этому большая длина и внушительная толщина корпуса пульта.
![](jvc/rx-dp-20/remote-hand.jpg)
Благо, хоть наиболее часто используемые клавиши сосредоточены в нижней части пульта, однако всё равно такое огромное поле с кнопками вызывает лёгкий дискомфорт при использовании.
Кнопки снабжены внутренней подсветкой, правда, довольно тусклой. Хотя прочитать надписи на кнопках всё же можно, подсветку хотелось бы поярче, чтобы не приглядываться.
![](jvc/rx-dp-20/remote-night.jpg)
Звучание на музыкальном материале
Поскольку тестирование JVC RX-DP20V проходило буквально через несколько дней после теста другого высококлассного ресивера Rotel RSX-1065, мы позволим себе проводить параллели между этими двумя аппаратами. Хотя бы ещё и потому, что оба агрегата стоят в районе $2500.
Как обычно, прослушивание мы начали с акустической музыки. Для чистоты эксперимента мы слушали аппарат сначала через встроенные ЦАПы.
После прослушивания нескольких разных по характеру композиций (от спокойного джаза до заводного джаз-рока и фьюжна), мы отметили некоторую осторожность ресивера. А если быть точнее, то аппарат обладал весьма спокойным звуком, не афишируя эмоции даже при воспроизведении весьма драйвовых композиций. С одной стороны, это хорошо, поскольку ресивер ровно и почти беспристрастно воспроизводил звук, а с другой — динамичная музыка воспринималась уже не столь эффектно. Тональный баланс RX-DP20V можно охарактеризовать, как мягкий: хотя явного недостатка в высоких частотах не было, они были весьма сдержанны. Впрочем, темброблоком воспользоваться желания не возникало. Единственное, за что можно пожурить этот JVC, так это за лёгкую нехватку динамики. После шикарной и буквально взрывной динамики RSX-1065 динамический диапазон JVC не сильно впечатлил. Зато было в JVC то, чего не было в Rotel — умиротворение и спокойствие в звуке. К тому же, аппарат очень прилично разделял партии и тембры инструментов, рисуя вполне ясный музыкальный образ. Встроенные ЦАПы справлялись со всей работой неплохо. По крайней мере, качество звука было на уровне примерно 250-300-долларового CD-плеера. За формирование сцены и детализацию их можно даже похвалить. А вот за передачу сложных тембров — едва ли, поскольку палитра обертонов многих акустических инструментов была явно бедновата (АКМ'овские ЦАПы ресивера Rotel RSX-1065 такого не допускали). Подключение к ресиверу стационарного CD-плеера Rotel RCD-1072 позволило JVC RX-DP20V звучать интереснее. Тут и дополнительные обертоны на сложных тембрах появились, и ощущение пространства стало полнее. А вот в плане динамики и улучшения эмоциональной составляющей звука особых положительных сдвигов отмечено не было.
С учётом всего сказанного, воспроизведение акустической музыки ресивером через встроенные ЦАПы мы можем оценить на «четыре с минусом», а при подключении качественного внешнего источника — на «четыре». Разумеется, оценка звучания выставлена в рамках данного класса аппаратуры.
Современная музыка в исполнении JVC RX-DP20V звучала также довольно комфортно, хотя аппарат проявил свой характер и тут. С одной стороны, ресивер одинаково внимательно относился к музыке любого жанра, будь то медленный блюз «Дайр стрэйтс» или же заводная песенка М. Джексона, старательно рисовал детали, аккуратно отделял звуки друг от друга, не смешивая их в «кашу». С другой же стороны, некоторая осторожность (сочетание сдержанной динамики и не самой чёткой атаки) часто делала воспроизведение даже динамичных композиций несколько скучным и вялым. Это что касается встроенного ЦАПа. Внешний CD-плеер заметно исправил ситуацию с обертонами сложных тембров и сделал атаку немного чётче.
Звучание в театре
А вот в театре некоторая мягкость и отсутствие агрессии в звучании JVC пошли на пользу. Без намёка на утомление можно было смотреть фильм с довольно громким звуковым сопровождением, почти полностью окунувшись в происходящее на экране.
Если задействовать режим THX, то в звуке появляется дополнительный объём и бархатистость, но также заметно уменьшается уровень и без того сдержанных высоких частот. Однако, в итоге, богатейший арсенал настроек помог нам добиться наиболее комфортного звука в театре. А вот пространственными режимами звучания мы так ни разу и не воспользовались.
Так что в театре JVC RX-DP20V продемонстрировал весьма неплохие результаты. Тут уже проводить аналогии с Rotel сложнее. Просто, если на музыкальном материале RSX-1065 выступал определённо лучше, то вот в театре оба аппарата продемонстрировали очень хорошие результаты, хотя каждый запомнился своими «изюминками», ведь стиль подачи театрального звука у этих двух аппаратов совершенно разный: JVC звучал ненавязчиво и комфортно, стараясь не пугать резкими динамическими всплесками (забота о нервах слушателя?). Rotel же — полная противоположность: звук сочный и напористый, вызывающий иногда приток адреналина за счёт почти пугающего по своему размаху динамического диапазона.
Заключение
Ситуация получилась вполне закономерная и ожидаемая. Оба аппарата (JVC RX-DP20V и Rotel RSX-1065) стоят почти одинаково, однако производители пошли разными путями. JVC RX-DP20V поражает своим оснащением: тут и полноценный 7.1, и хорошие мультирумные возможности, и огромное количество настроек и режимов звучания. Сертификация ТНХ тоже является весьма весомым аргументом для многих.
В этом плане Rotel выглядит куда скромнее: 7.1 только на уровне декодеров (полноценно поддерживается лишь 5.1), мультирумные возможности беднее, THX-сертификации нет, да и настроек поменьше, не говоря уже о режимах звучания.
Но вот с точки зрения качества звука, особенно при воспроизведении серьёзной музыки, Rotel RSX-1065 определённо интереснее: тут и шикарная динамика, и целый букет эмоций, и ощущение «драйва», и завидная точность подачи материала. На этом фоне звучание JVC кажется более скучным, вялым и однообразным.
Тем не менее, в рамках своей ценовой категории внимания заслуживают оба аппарата. Просто каждый производитель выбрал свой путь, по-разному определив приоритеты. А уж чей путь больше понравится лично вам — не нам судить…
Плюсы
- шикарные функциональные возможности;
- большой выбор настроек звука и режимов звучания;
- поддержка всех современных форматов 7.1 звука;
- полноценная реализация мультирумных возможностей;
- эффектная сдвигающаяся передняя панель;
- прекрасные коммутационные возможности.
Минусы
- в звуке хотелось бы побольше динамики и эмоций;
- встроенные ЦАПы упрощают звучание сложных тембров акустических инструментов;
- не самый выразительный внешний вид в выключенном состоянии;
- чересчур громоздкий пульт (хотя и хорошо оснащённый).
и лично г-на Шведова за предоставленный на тестирование
AV-ресивер JVC RX-DP20V