Топовые модели кинотеатральных проекторов компании JVC актуальной на момент написания статьи линейки в сравнении с предшественниками обзавелись двумя значимыми нововведениями. Это поддержка разрешения 4К (например, 3840×2160p при 60 Гц кадровой частоты) на вход и динамическое управление диафрагмой. Физическое разрешение матриц осталось прежним, то есть 1920 на 1080 пикселей, но с помощью фирменной технологии динамического сдвига пикселей e-Shift 3, так же как и в предыдущих моделях проекторов JVC высшего сегмента, можно формировать изображение с удвоенным, как утверждает производитель, разрешением.
Содержание:
- Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
- Внешний вид
- Пульт
- Коммутация
- Меню и локализация
- Управление проекцией
- Настройка изображения
- Дополнительные возможности
- Измерение яркостных характеристик и потребления электроэнергии
- Звуковые характеристики
- Тестирование видеотракта
- Определение времени отклика и задержки вывода
- Оценка качества цветопередачи
- Тестирование в стереоскопическом режиме
- Выводы
Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
Паспортные характеристики | |
Технология проецирования | D-ILA (Direct drive Image Light Amplifier) |
Матрица | 0,7″, 3 ЖК-матрицы, 16:9, VA с неорганическим выравнивающим слоем |
Разрешение матриц | 1920×1080 |
Объектив | зум 2,0x, F3,2—4, f = 21,4—42,8 мм |
Лампа | 230 Вт NSH |
Срок службы лампы | 4000 ч в режиме пониженной яркости |
Световой поток | 1300 ANSI лм |
Контрастность (full on/full off) | Нативная 120 000 : 1 динамическая 1 200 000 : 1 |
Размер проецируемого изображения, диагональ, 16:9 (в скобках — расстояние до экрана при крайних значениях зума) | от 1,52 м (1,78—3,66 м) |
до 5,08 м (6,06—12,3 м) | |
Интерфейсы |
|
Форматы входного сигнала | Цифровые сигналы (HDMI): до 3840×2160p@60 Гц, 4096×2160p@24 Гц (отчет MonInfo) |
Уровень шума | 21 дБ в режиме пониженной яркости |
Особенности |
|
Размеры (Ш×В×Г) | 455×178,5×477 мм (с выступающими частями) |
Масса | 15,0 кг |
Потребляемая мощность | 360 Вт, 7/0,4 Вт в ждущем режиме |
Напряжение питания | 110—240 В, 50/60 Гц |
Комплект поставки |
|
Ссылка на сайт производителя | www.jvc.ru |
Средняя цена по данным Яндекс.Маркет | T-10538935 |
Предложения по данным Яндекс.Маркет | L-10538935-10 |
Внешний вид
Проектор большой и относительно тяжелый. Линии корпуса строгие, украшательства отсутствуют. Материал корпуса — это пластик с черным блестящим, зеркально-гладким покрытием, за исключение днища и задней панели, которые черные, матовые и без покрытия.
Блестящее покрытие относительно устойчиво к царапинам, а мельчайшие блестки эффективно скрывают мелкие повреждения и следы от пальцев. Кольцо вокруг ниши объектива изготовлено из анодированного и тонированного алюминия.
На стыке верхней и передней панели находятся индикаторы состояния (индикатор Standby/On светится зеленым при разогреве лампы, мигает красным при охлаждении лампы, мигает зеленым в режиме временного выключения проекции, светится красным в режиме ожидания и не горит при работе проектора). Спереди — окошко ИК-приемника и две металлические решетки, через которые выдувается теплый воздух. На задней панели находятся все разъемы, окошко второго ИК-приемника, кнопки управления, крышка отсека лампы и воздухозаборные решетки (тоже металлические) по бокам (еще одна небольшая оснащенная сменным воздушным фильтром есть на днище).
Все четыре ножки на днище вывинчиваются из корпуса (примерно на 8 мм, стойки стальные), что позволяет выровнять проектор при его размещении на горизонтальной поверхности.
Для крепления к потолочному кронштейну эти ножки нужно выкрутить совсем и использовать освободившиеся резьбовые (М5) отверстия. Также на днище ближе к объективу есть два резьбовых отверстия, с помощью которых закрепляется анаморфотная насадка. Лампу и воздушный фильтр можно менять, не снимая проектор с потолочного кронштейна.
Пульт
Пульт не очень большой. Его корпус изготовлен из черного пластика с матовой поверхностью. Пульт удобно ложится в руку. Кнопки некрупные, подписи относительно контрастные, но мелковаты, а потому трудночитаемы. Есть достаточно яркая и равномерная светодиодная подсветка, включающаяся небольшой круглой и фосфоресцирующей кнопочкой Light.
Выключается подсветка через несколько секунд после последнего нажатия на кнопки. Включение и выключение проектора разнесены на две разные кнопки, подтверждение на выключение запрашивается. В меню можно выбрать код пульта A или B, которым проектор будет управляться. На самом пульте код меняется описанной в руководстве комбинацией кнопок. Коды команд пульта ДУ приведены в руководстве.
Также как пульт ДУ можно использовать устройства на iOS или Android, установив на них соответствующее приложение из магазина. Разумеется, для реализации этой функции проектор и мобильное устройство должны быть подключены к сети передачи данных.
Коммутация
Цифровая эра наступила — проектор оснащен только двумя HDMI-интерфейсами. Собственно в случае домашнего кинотеатра никакие другие видеовходы по большому счету и не нужны. Под HDMI-разъемами находятся втулки с резьбой, предназначенные для фиксации HDMI-кабелей с винтовыми зажимами. Переключение между источниками осуществляется с помощью кнопки Input на корпусе проектора или на пульте. Входов два, поэтому одной кнопки достаточно, хотя в некоторых случаях было бы удобнее напрямую указывать вход. Автоматического распознавания активного подключения нет. В том случае, если автоматическое определение параметров видеосигнала работает неверно, в меню можно принудительно указать яркостный диапазон и вид кодирования цвета.
Проектор поддерживает управление по HDMI, видимо, все ограничено просто включением при включении подключенного источника сигнала. В зависимости от установок в меню на выход Trigger подается 12 В или при включении проектора, или при выборе анаморфного режима, или не подается вовсе. В первом случае этот выход может управлять экраном с электромеханическим приводом, во втором — приводом анаморфотной насадки на объектив. Проектором можно управлять по интерфейсу RS-232C, в руководстве приведены распайка разъема, характеристики протокола и команды. Аналогичным целям служит и Ethernet-интерфейс с разъемом RJ-45 под витую пару (в Сети можно найти очень подробное руководство по удаленному управлению по LAN и RS-232C).
Разъем типа mini DIN 3 pin предназначен для подключения внешнего излучателя сигналов синхронизации стереоскопических очков.
Меню и локализация
Меню имеет строгий профессиональный дизайн. Шрифт меню удобочитаемый — без засечек и достаточно крупный. Навигация удобная, внизу страниц выводится подсказка по функциям кнопок.
При настройке параметров, влияющих на изображение, меню можно убрать, оставив только одну строчку с ползунком, при этом параметры перебираются стрелками вверх и вниз.
Есть русская версия меню, перевод на русский язык хороший.
Кириллический шрифт, правда, слегка неровный. К проектору прилагается напечатанное руководство на нескольких языках, в том числе и на русском. Новые модели проекторов представлены на русском сайте компании, там же можно найти проекционный калькулятор и файлы для обновления микропрограммы. За электронной версией руководства придется идти на глобальный сайт компании, да и то русского там нет.
Управление проекцией
Все, что имеет отношение к объективу, оснащено электромеханическими приводами: пылезащитная шторка (отодвигается при включении проектора и задвигается при выключении, в меню установок автоматическое закрытие можно отключить), механизмы фокусировки, трансфокатора и сдвига. Сдвигать объектив можно так, что картинка смещается максимум на 80% от высоты проекции вверх и вниз по вертикали и на 34% от ширины проекции вправо и влево по горизонтали относительно центрального положения. При сдвиге по горизонтали уменьшается диапазон сдвига по вертикали и наоборот. Для облегчения настройки проекции на экран автоматически выводится тестовый шаблон (его можно отключить).
Чтобы случайно не изменить настройки объектива, можно включить блокировку изменения фокуса, зума и сдвига. 10 наборов настроек объектива можно запомнить и присвоить им имена (цифры, знаки и латиница), что позволит не тратить лишнее время на настройку при смене формата проекции, если она сопровождается изменением в сдвиге, фокусе или фокусном расстоянии. При выборе пункта Центр объектива объектив автоматически вернется в центральное положение. Удерживая нажатой неприметную кнопочку на днище, можно вручную сдвигать шторку объектива, чтобы, например, почистить его при выключенном проекторе. Есть функции цифровой коррекции бочкообразных (нужна при проекции на искривленные экраны) или вертикальных трапецеидальных искажений.
Основных режимов геометрической трансформации три: 4:3 — изображение приводится к формату 4:3 и увеличивается до ближайших границ области проекции; 16:9 — картинка увеличивается до границ области проекции и при необходимости растягивается до соотношения 16:9, идеально для HD- и анаморфированных фильмов; Увеличение — изотропное увеличение до ширины области проекции, подходит для формата LetterBox.
Еще есть два режима для работы с анаморфотным объективом-насадкой, один для формата 2,35:1, второй для 16:9.
При подключении к компьютеру можно выбирать из режимов с максимальным увеличением до ближайших границ с сохранением пропорций, выводом без интерполяции в центре области проекции и принудительным увеличением на всю область проекции. Доступность режимов зависит от типа сигнала. Дополняют режимы трансформации цифровой сдвиг изображения по горизонтали и по вертикали. С помощью этой функции можно, например, в режиме Увеличение сдвинуть изображение так, чтобы на экране поместились субтитры.
Настройка Маскировка поможет избавиться от помех по периметру изображения. Она позволяет на 2,5% или 5% подрезать картинку по периметру или на указанное значение (от 0 до 5%) по всем четырем краям независимо. Подрезка выполняется без увеличения, а значит и без интерполяции. Вывод изображения временно приостанавливается кнопкой Hide.
В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, а при максимальном фокусном расстоянии объектива скорее длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.
Настройка изображения
Страницы меню с настройками изображения претерпели некоторую модификацию, они лишились наглядных графиков гамма-кривых и цветного круга цветового пространства, теперь вся тяжесть наглядного разъяснения легла на руководство пользователя. Зато на пульте ДУ появилась кнопочка Before/After (до/после), с помощью которой можно быстро переключатся между состояниями до коррекции и после в случае редактирования цветового профиля или изменения настроек группы MPC.
Настроек, регулирующих яркостный и цветовой баланс или управляющих обработкой изображения, много, очень много, при этом зачастую сходные результаты можно получить несколькими путями. Позволим остановиться только на некоторых моментах. Настройку изображения можно начать с выбора глобального профиля (список Режим изображения, несколько предустановленных и пять пользовательских, все в той или иной степени редактируемые, а пользовательские можно переименовать).
Если результат сразу не устроит, то далее выбрать/подправить/создать цветовой профиль, цветовую температуру, профиль гамма-коррекции, подправить привычные настройки типа Контрастность, Яркость, Насыщенность и Оттенок.
Параметр Апертура линзы управляет диафрагмой объектива — можно вручную закрывать с дискретностью в 16 шагов (от 0 до −15) или включить режим с автоматической регулировкой диафрагмы. Параметр Clear Motion Drive управляет функцией вставки промежуточных кадров и включает восстановление 24 кадр/с, а параметр Настр. экрана позволяет вводить легкую фиксированную коррекцию цветов под используемый тип экрана (на североамериканском сайте JVC даже есть табличка с типами полотен и рекомендованными значениями этого параметра).
Дополнительно на странице Настр. Окруж. можно указать параметры просмотра, на основе которых будет произведена автоматическая коррекция изображения. Выбрав режим пониженной яркости можно несколько уменьшить яркость и шум от системы охлаждения заодно. Есть функция сведения трех основных цветов по площади и на локальных участках, но она программная, поэтому имеет небольшую практическую ценность.
Дополнительные возможности
Есть таймер (1, 2, 3 или 4 часа) на выключение при отсутствии команд от пользователя.
Заявлено, что при включении режима Eco Mode проектор автоматически переходит в режим ожидания после 30 минут отсутствия сигнала или управляющих команд и отключает в этом режиме внешние коммуникации (у нас почему-то не отключал).
Измерение яркостных характеристик
Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.
Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх примерно на 50% (низ изображения находился примерно на оси объектива). Результаты измерений для проектора DLA-X700RBE (если не указано иное, то Апертура линзы = 0 (диафрагма открыта полностью), Мощность лампы = Высокая, объектив установлен на минимальное фокусное расстояние, установлен режим без коррекции цветопередачи):
Профиль | Световой поток |
— | 1250 лм |
Мощность лампы = Низкий | 890 лм |
Апертура линзы = −15 | 310 лм |
6500 К | 1000 лм |
Равномерность | |
+8%, −14% | |
Контрастность | |
320:1 |
Максимальный световой поток практически соответствует паспортному значению (заявлено 1300 лм). Равномерность освещенности очень хорошая. Контрастность достаточно высокая. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т. н. контрастность full on/full off.
Режим | Контрастность full on/full off |
— | 42 000 : 1 |
Апертура линзы = −15 | 92 000 : 1 |
Апертура линзы = Авто 1/2 | 380 000 : 1 |
Максимальное фокусное расстояние | 53 000 : 1 |
Максимальное фокусное расстояние, Апертура линзы = −15 | 130 000 : 1 |
Максимальное фокусное расстояние, Апертура линзы = Авто 1/2 | 480 000 : 1 |
Нативная full on/full off контрастность очень высокая и при закрытой диафрагме и на длинном фокусном расстоянии она достигает максимального значения, которое превышает заявленную контрастность. Впрочем, погрешность определения контрастности такой большой величины очень большая, поэтому к полученному нами значению нужно относится с некоторым скепсисом. Отметим важный момент: это так называемая нативная контрастность, в создании которой не участвует динамическая диафрагма, регулирующая световой поток между кадрами в зависимости от общей яркости сцены. Нативная контрастность характеризует глубину черного и видимый контраст в кадре в случае темных сцен. При увеличении общей светлоты сцены из-за перекрестных засветов контраст уменьшается и приближается к контрасту по ANSI (определяемому на поле в черно-белую клетку), но при достаточной величине ANSI-контраста (в данном случае это так и есть) воспринимаемый контраст изображения не сильно страдает, так как глаз подстраивается под среднюю светлоту сцены, и чернота темных участков визуально повышается.
Нововведенный режим с динамическим управление диафрагмы (компания JVC долго не хотела добавлять эту функцию) формально позволяет поднять контраст до огромных величин. Мы получили порядка полумиллиона к одному, но тут уже ограничением является динамический диапазон используемого нами люксметра (при желании и это ограничение можно обойти, но смысла особого нет). Впрочем, при таком большом значении нативной контрастности использовать еще и динамический режим нет никакого смысла. Ниже приведены графики зависимостей яркости от времени при переключении с вывода черного поля на вывод белого поля после 5-секундного периода вывода черного поля:
Графики роста яркости при переключении с черного поля на белое при различных значениях Апертура линзы. Для наглядности графики сглажены.
Видно, что подстройка диафрагмы выполняется относительно медленно и плавно. Режимы Авто 1 и Авто 2 различаются, по всей видимости, наличием или отсутствием дополнительной гамма-коррекции, призванной компенсировать потерю различимости темных градаций при уменьшении яркости.
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) для Гамма = Нормальная или 2.2:
В скобках приведен показатель аппроксимирующей функции. Видно, что показатель ниже стандартного значения в 2,2, поэтому для приведения гаммы к эталону придется выполнять дополнительную коррекцию. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами с шагом через 1:
Тенденция роста прироста яркости сохраняется во всем диапазоне, но далеко не каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего. Яркость ближайших к черному оттенков растет медленно, и пара ближайших к черному оттенков неотличима от него по яркости:
В итоге на некоторых очень темных сценах иногда хочется повысить детализацию в тенях, слегка увеличив уровень черного. Формально контрастность при этом уменьшается, но запас ее огромный, поэтому визуально контрастность практически не меняется.
В режиме высокой яркости потребление электроэнергии составило 302 Вт, в режиме пониженной яркости — 236 Вт, в режиме ожидания — 6,0 Вт (экономичный режим ожидания, напомним, так и не включился).
Звуковые характеристики
Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.
Режим | Уровень шума, дБА | Субъективная оценка |
Высокой яркости | 33,7 | Очень тихо |
Пониженной яркости | 28,6 | Очень тихо |
Как в ярком, так и в режиме пониженной яркости проектор очень тихий. Характер шума равномерный и не раздражает. Динамическая диафрагма практически бесшумная, только прижавшись ухом к корпусу проектора можно услышать, как что-то там гудит при динамическом изменении светового потока.
Тестирование видеотракта
Проектор мы тестировали в двух режимах: условно в «компьютерном» при подключении к ПК с видеокартой AMD Radeon HD 7870 и только в нем мы смогли получить 4К на вход, и в «кинотеатральном» при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300 в разрешении на вход до Full HD включительно.
При подключении к компьютеру в нашем случае поддерживается режим до 3840 на 2160 пикселей при 23 Гц кадровой частоты с кодированием цвета 4:4:4 (почему 23 — спросите у AMD). Картинка четкая, артефактов нет. Белое поле выглядит равномерно освещенным и не имеет выраженных цветовых разводов. Черное поле — черное. Геометрия практически идеальная — прогиб верхнего края вниз при большом смещении объектива вверх составляет где-то 4 мм на 1,6 м ширины. Черно-белые сетки пикселей через 1 выводятся без артефактов и интерполяции. На тесте с цветными линиями в пиксель толщиной не видно никакого уменьшения цветовой четкости, но при включении вставки промежуточных кадров цветовая четкость по горизонтали уменьшается. Хроматические аберрации объектива в небольшой степени присутствуют — в центре их нет, но к углам ширина цветной каймы на границах контрастных объектов достигает 1/2 пикселя. При сдвиге объектива нет заметного ухудшения изображения. Равномерность фокусировки по всей площади проекции очень хорошая — практически идеальная.
При подключении к Blu-ray-плееру поддерживаются режимы 480p, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка очень четкая, цвета правильные, оверскан отключается, есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с (кадры выводятся с одинаково длительностью). Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются (при необходимости уровни черного и белого можно отрегулировать).
При Прогрессивный = Авто в случае чересстрочных видеосигналов (1080i) проектор пытается составить кадр из смежных полей, что ему почти всегда удается, как при чередовании полей 2-2, так и 3-2. При Clear Motion Drive = Inverse Telecine из сигнала 60 кадр/с восстанавливаются исходные 24 кадр/с (если они были) с равными интервалами, что иногда снижает видимое стробирование. Также в случае чересстрочных сигналов присутствует эффективное сглаживание зубчатых границ объектов. Видимого эффекта от функции шумоподавления почему-то нет.
При Clear Motion Drive равным Низкий или Высокая вставляется рассчитанный промежуточный кадр (или кадры), что повышает частоту кадров максимум до 120 Гц. В случае тестовых изображений разница между этими двумя режимами незначительна. На фрагментах реальных фильмов можно заметить, что при изменении от Низкий до Высокий повышается скорость движения, для которого выполняется вставка промежуточного изображения, но вероятность появления артефактов увеличивается. В подавляющем большинстве случаев к работе функции вставки кадров нет никаких претензий, однако на некоторых очень сложных и динамичных сценах (в качестве таковых мы используем фрагменты с полетами на ящероподобных тварях из Аватара) проявляются артефакты в виде контуров объектов переднего плана, а в случае очень быстрого движения фона промежуточные кадры не рассчитываются, картинка стробит. Впрочем, на менее сложном материале все даже очень хорошо. Теперь вставка промежуточных кадров доступна в стереоскопическом режиме и в режиме эмуляции 4К.
Проектор оснащен специальным оптоэлектрическим элементом, помогающим эмулировать разрешение 4К. Подробно этот режим описан в статье про JVC DLA-X90RB. В стереоскопическом режиме данная функция недоступна. К работе функции эмуляции 4К имеют отношение настройки на странице MPC уровень.
Можно выбрать один из 6 профилей эмуляции разрешения 4К, и затем скорректировать эффект четырьмя настройками. Заметим, что эти настройки влияют на четкость изображения и при отключенной 4К-эмуляции. Напомним, что поддержка в этой серии проекторов JVC входного сигнала с разрешением 4К является новшеством. Данное нововведение позволило проверить, насколько хорошо технология e-Shift 3 эмулирует сверхвысокое разрешение. Чуда, впрочем, не произошло, так как даже при включенной e-Shift 3 (а эта функция автоматически включается для сигнала 4К) вертикальные и горизонтальные миры через пиксель сливались в серые поля без различимой структуры. Однако на реальных изображениях польза от e-Shift 3 есть, так как изображение утрачивает пиксельную структуру и становится более «аналоговым». Для примера приведем увеличенный фрагмент тестового изображения до включения e-Shift 3 и после:
К вопросу о выборе экрана для изображения высокой четкости — на втором изображении гладкость картинки нарушает уже только фактура экрана.
Также отметим, что поддержка на входе сигнала 4К в любом случае дает определенные преимущества при просмотре контента с разрешением UHD, так как, скорее всего, проектор лучше справится с выводом такого изображения, чем в случае масштабирования до Full HD в источнике с последующей обработкой картинки уже в проекторе для вывода в режиме эмуляции 4К. А, как показывает практика, качество изображения реального контента почти всегда повышается при увеличении его разрешения (и сопутствующем увеличении битрейта и качества кодирования), даже если оно, разрешение, превышает физическое разрешение устройства отображения.
Определение времени отклика и задержки вывода
Во всех режимах яркость проецируемого изображения имеет модуляцию с относительно высокой амплитудой, поэтому достоверно определить время отклика не представляется возможным.
Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора в режиме 1080p составила 121 мс, включение вставки промежуточных кадров или эмуляции 4К прибавляет к задержке еще по 8 мс независимо. Такая задержка еще не требует специальной корректировки звукового сопровождения, но в играх и при работе за компьютером (если кому вдруг захочется получить монитор во всю стену) будет сильно раздражать. Полная задержка вывода (от переключения видеобуфера до вывода изображения) в режиме 3840 на 2160 пикселей при 23 Гц кадровой частоты составила порядка 260 мс и увеличилась до 280 мс при включении вставки кадров.
Оценка качества цветопередачи
Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0).
Цветовой охват в первую очередь зависит от выбранного значения в списке Цветовой профиль. Например, при Выкл. охват шире sRGB (белые линии — результат измерения, черные — соответствуют охвату sRGB или Adobe RGB):
При AdobeRGB приближается к Adobe RGB:
А для Стандартный (и при выборе профиля THX) практически равен sRGB:
Ниже приведены спектры для белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) для профилей Выкл., AdobeRGB и режима THX:
Выкл.
AdobeRGB.
THX.
Видно, что компоненты хорошо разделены и при выборе некоторых профилей (например, AdobeRGB) разделение дополнительно увеличивается с помощью оптического фильтра (об этом свидетельствует изменение спектров компонент и жужжание, раздающееся из проектора при выборе ряда профилей). За счет такого разделения компонент достигается широкий цветовой охват, а в случае профилей с коррекцией охвата насыщенность уменьшается перекрестным подмешиванием соседних компонент.
Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) в случае профилей Стандартный и THX. Видно, что в случае Стандартный и THX на большей части шкалы серого цветовая температура несильно отличается от 6500 К, а ΔE ниже 10 единиц (близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как цветопередача на самых темных участках не так важна, как в среднем диапазоне и в светах, да и погрешность определения параметров цветопередачи для них большая). Таким образом, даже без дополнительной коррекции цветопередача достаточно хорошая для бытового применения.
Тестирование в стереоскопическом режиме
Для создания стереоскопического изображения применяется метод чередования полных кадров. Проектор последовательно выводит кадры для правого и левого глаза, а активные очки синхронно с кадрами перекрывают глаза, оставляя открытым тот, для которого предназначен выводимый в данный момент кадр. Очки и излучатель синхросигналов в комплект поставки не входят, и их придется покупать дополнительно. Мы использовали очки PK-AG3 и излучатель синхросигналов PK-EM2, взаимодействующие по радиоканалу.
Проектор поддерживает три способа приема стереопары упакованные кадры, когда передаются два полных кадра (разрешением до 1920 на 1080 пикселей каждый) для обоих глаз, и два совмещенных формата: по горизонтали (Side by Side), в правой половине кадра ужатый в два раза по горизонтали кадр для одного глаза, в левой половине — для второго, и по вертикали (Top and Bottom), похоже на предыдущий, только кадры для глаз размещаются в нижней и верхней половине кадра.
Разумеется, независимо от того, как проектор принимает стереопару, изображение в 3D-режиме выводится всегда в последовательном режиме — кадр для одного глаза, затем кадр для другого глаза. В режиме Авто способ передачи определяется автоматически по признакам, передаваемым по HDMI. Также есть режимы принудительного включения обычного 2D-вывода и преобразования двумерного изображения в стереоскопическое, но вряд ли кто будет второй включать, кроме как при первом исследовании всех функций проектора. Напомним, что теперь в стереоскопическом режиме доступна функция вставки промежуточных кадров.
Тестирование стереоскопического режима «упакованные кадры» мы проводили с помощью Blu-ray-плеера Panasonic DMP-BDT320. На разделение стереоскопических ракурсов некоторое влияние оказывает настройка Устр перек наводок, которую можно изменять от −8 до 8 с шагом в 1. При значении этой настройки, равным 0, качество стереоскопического изображения очень высокое, при 8 — на некоторых сценах можно заметить слабые перекрестные помехи. При уменьшении значения этой настройки также уменьшается и яркость изображения, но даже при 0 или на шаг-два ниже яркости достаточно для проекции на экран с диагональю 100 дюймов или немного больше с матовым белым полотном.
Для тестирования эффективности разделения ракурсов для глаз мы вывели три тестовых изображения с черным прямоугольником на белом фоне, с белым прямоугольником на черном фоне и со светло-серым прямоугольником на темно-сером фоне. В стереопарах прямоугольники были смещены относительно друг друга, поэтому при просмотре через очки при 100%-ном разделении можно было бы видеть только один прямоугольник. Фотографии ниже сделаны через очки, при этом экспозиция подбиралась так, чтобы белое поле на фотографиях было максимально ярким, но еще не пересвеченным. Первые три группы соответствуют выводу тестового изображения с частотой 60 кадр/с (для одного глаза) и трем значениям настройки Устр перек наводок, следующая группа — вывод с частотой 24 кадр/с (что соответствуют фильмам на Blu-ray-дисках) и Устр перек наводок = −8.
60 кадр/с, Устр перек наводок = 0:
60 кадр/с, Устр перек наводок = −8:
24 кадр/с, Устр перек наводок = 0:
Видно, что разделение во всех случая или близко к идеальному или очень хорошее. Для не очень больших экранов оптимальным значением для Устр перек наводок является 0. так как при этом яркость изображения снижается не очень сильно, а перекрестные помехи минимальны как для белого на черном, так и для серого на сером.
Ниже приведены зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось), полученные при выводе белого поля при различных значениях настройки Устр перек наводок (очки при этом не использовались):
Видно, что данный параметр управляет величиной модуляции света. Увеличение интервала с пониженной яркостью позволяет не изменяя интервал прозрачности очков увеличивать степень разделения ракурсов. Измерения яркости через очки позволили определить, насколько уменьшается яркость в стереоскопическом режиме относительно яркости белого поля в 2D-режиме.
Устр перек наводок | Относительная яркость белого поля при регистрации через одно стекло очков, % | Максимально возможная воспринимаемая относительная яркость белого поля в стереоскопическом режиме, % |
8 | 17 | 34 |
0 | 12 | 24 |
−8 | 5 | 10 |
Данные, приведенные в последней колонке, нуждаются в комментариях. Нужно учесть, что воспринимаемая яркость изображения не уменьшается при закрытии одного глаза, а измерения проводились только через одно стекло. В итоге, для оценки максимально возможной воспринимаемой яркости в стереоскопическом режиме нужно данные средней колонки умножить на 2. Результат этого действия и приведен в последней колонке.
Выводы
В принципе, по проектору DLA-X700RBE можно составить представление и обо всей топовой части линейки новых кинотеатральных проекторов JVC, к которой относятся также модификации моделей DLA-X900R и DLA-X500R, отличающиеся от рассмотренной заявленной контрастностью и еще парой непринципиальных моментов. Проекторы лишились, в общем-то, ненужных аналоговых видеовходов, приобрели динамическую диафрагму, работающую, что важно, очень тихо, и, самое главное, научились принимать сигнал 4К. Последнее должно улучшить качество изображения при работе от источников сверхвысокого разрешения, которые скоро появятся на потребительском рынке в доступном варианте, как и соответствующий контент.
Достоинства:
- Отличное качество изображения
- Тихая работа
- Хорошее разделение ракурсов и достаточная яркость в стереоскопическом режиме
- Поддержка разрешения 4К на вход
- Очень много настроек, влияющих на яркостный и цветовой баланс изображения
- Эффективные функции обработки изображения: эмуляция разрешения 4К, деинтерлейсинг, вставка промежуточных кадров
- Электромеханические приводы объектива и шторки
- Механизм сдвига объектива и трансфокатор имеют большие рабочие диапазоны
- Удобный пульт ДУ с подсветкой
- Аккуратный дизайн корпуса
- Русифицированное и удобное меню
- Возможность управления с помощью мобильных устройств
Недостатки:
- Ощутимая задержка вывода изображения
за предоставленный на тестирование проектор JVC DLA-X700RBE