Новые топовые проекторы для домашнего кинотеатра серии LS являются второй итерацией компании Epson в области практического использования отражающих ЖК-матриц собственной разработки. Второй, так как анонсированные еще в 2010 году проекторы серии R так и не добрались до массового потребительского рынка. Впрочем, прогресс не стал зацикливаться в круг, а, как это обычно и бывает, идет по восходящей спирали: в новых проекторах используются не только отражающие матрицы, но и принципиально новый источник света на лазерных диодах. Отметим, что переход на отражающие матрицы, по всей видимости, связан с тем, что просветные ЖК-матрицы на данном этапе развития технологий достигли своего предела по уровню обеспечиваемого качества изображения, в частности по величине нативного контраста, который с 2008 года так и не поднялся выше отметки в 6000:1. Конечно, это уже высокий контраст, да и не все определяется только им, но на фоне проекторов конкурентов с контрастом в десятки и сотни тысяч к одному, хотя бы с точки зрения маркетинга проекторы Epson смотрелись не очень выгодно, особенно в топовом сегменте.
Содержание:
- Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
- Внешний вид
- Пульт
- Коммутация
- Меню и локализация
- Управление проекцией
- Настройка изображения
- Дополнительные возможности
- Измерение яркостных характеристик
- Звуковые характеристики и потребление электроэнергии
- Тестирование видеотракта
- Определение времени отклика и задержки вывода
- Оценка качества цветопередачи
- Тестирование в стереоскопическом режиме
- Выводы
Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
Паспортные характеристики | |
Технология проецирования | 3LCD Reflective |
Матрица | 0,74″, HTPS TFT, 3 панели на отражение, 16:9 |
Разрешение матрицы | 1920×1080 |
Объектив | 2,1x, F2,5—3,7, f = 21,3—44,7 мм, Fujinon zoom lens |
Источник света | Двойной лазерный, 41,9 мВт |
Срок службы источника света | 17 000 ч высокая / 26 000 ч средняя / 30 000 ч низкая мощность |
Световой поток | 1500 лм |
Контрастность | «Абсолютный черный» (full on/full off, динамическая) |
Размер проецируемого изображения, диагональ, 16:9 (в скобках — расстояние до экрана при крайних значениях зума) | минимум 1,02 м (1,11—2,40 м) |
максимум 4,57 м (5,13—10,90 м) | |
Интерфейсы |
|
Форматы входного сигнала | Телевизионные (композитный): NTSC 3.58, NTSC 4.43, PAL, PAL-M, PAL-N, PAL-60, SECAM |
Компонентные аналоговые видеосигналы Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr): 480i/p, 576i/p, 720p, 1080i/p, 50/60 Гц | |
Аналоговые RGB-сигналы: VGA—WXGA++: 640×480—1600×900 (отчет MonInfo) | |
цифровые сигналы (HDMI): VGA—4К (2160p) (отчет MonInfo) | |
Уровень шума | 19 дБ низкая мощность / 28 дБ высокая мощность |
Особенности |
|
Размеры (Ш×В×Г) | 550×238×553 мм (с выступающими частями) |
Масса | 18,0 кг |
Потребляемая мощность (220—240 В) | 442 Вт, 262 Вт в экономичном режиме, 3,3/0,38 Вт в ждущем режиме |
Напряжение питания | 100—240 В, 50/60 Гц |
Комплект поставки |
|
Ссылка на сайт производителя | www.epson.ru |
Средняя текущая цена по данным Яндекс.Маркет | T-12180730 |
Предложения по данным Яндекс.Маркет | L-12180730-10 |
Внешний вид
По некоторым особенностям дизайна — центральное расположение объектива и фронтальные вентиляционные решетки — в EH-LS10000 просматривается сходство с современными кинотетральными проекторами Epson на обычных просветных матрицах. Однако «дутые» скругленные обводы и крупные круглые решетки придают данному проектору оригинальный и запоминающийся вид с оттенком солидности и уверенности в своем праве называться топовым устройством. Проектор довольно габаритный и тяжелый, что для данного класса можно считать необходимым (но не достаточным) признаком высокого качества изображения и низкого уровня шума. В небольшом по размерам проекторе сложно обеспечить и то, и другое. Элементы корпуса проектора изготовлены из черного матового пластика (PC+ABS-FR) с шершавой поверхностью, при этом верхняя и нижняя панели имеют относительно гладкое покрытие с мельчайшими блестками. Кольцо вокруг ниши объектива из легкого сплава с анодированной и тонированной поверхностью. На правом боку есть откидывающаяся вбок панель управления с несколькими кнопками и пятипозиционным джойстиком.
В закрытом состоянии неглубокая ложбинка указывает на место, куда нужно нажать для доступа к кнопкам контрольной панели.
Над ней на корпусе — индикаторы состояния. При работе проектора синим и неярко подсвечиваются две полосочки-индикаторы (в меню подсветку можно отключить), а в режиме ожидания ничего не светится. Внизу на левом боку есть предупреждающая о наличии лазерного источника желтая наклейка и идентифицирующая наклейка с гордой надписью Made in Japan.
Задняя панель прикрыта решеткой, закрепленной двумя винтами с накатной головкой.
Сняв эту решетку, на задней панели можно обнаружить пару вентиляционных решеток, через которые просматриваются крупные радиаторы и тепловые трубки, отсек со сменным воздушным фильтром, нишу с интерфейсными разъемами, выступ с направленным вниз разъемом питания, хомут для фиксации кабелей и традиционный разъем для кенсингтонского замка.
Дно ниши с разъемами защищено от воздействия острых кромок разъемов подкладкой из износостойкого пластика. При потолочном креплении на кронштейне днищем вверх кабели пропускаются наверх под решеткой и в глаза не бросаются. ИК-приемников два — спереди под левой вентиляционной решеткой и по центру на стыке верхней и задней панели.
Выдувается теплый воздух через обе решетки на передней панели (вперед и вбок), а забирается — через решетки сзади.
Видимо, через воздушный фильтр проходит только часть воздушного потока, используемого для охлаждения чувствительных к пыли элементов. Проектор оснащен двумя передними вывинчивающимися из корпуса ножками (примерно на 17 мм), позволяющими устранить небольшой перекос и/или немного приподнять переднюю часть проектора при его размещении на горизонтальной поверхности. Стойки ножек и гнезда, куда они вворачиваются металлические. На передних ножках и на задней фиксированной есть скругленные резиновые подошвы. Для крепления к потолочному кронштейну в днище проектора вделаны четыре металлические втулки с резьбой. Еще пара резьбовых отверстий тоже в металлических втулках предназначена для крепления опциональной анаморфотной насадки. Отметим, что воздушный фильтр можно менять, не снимая проектор с потолочного кронштейна.
Пульт
Корпус пульта изготовлен из черного матового снаружи пластика. Он довольно крупный, если не сказать громоздкий. Кнопки большие, подписи более-менее читаемые, самые нужные кнопки легко находятся на ощупь. Есть достаточно яркая светодиодная подсветка, включающаяся фосфоресцирующей кнопкой с изображением солнышка и выключающаяся через несколько секунд после последнего нажатия на кнопки пульта. Пользовательской кнопке User можно назначить одну из шести функций.
Включение и выключение разнесено на разные кнопки, и при выключении подтверждение может не запрашиваться (зависит от значения опции в меню), но соответствующую кнопку случайно нажать непросто, так как она меньше и утоплена в корпус пульта. Элементы питания типа АА расположены вдоль корпуса, что улучшает балансировку пульта.
Коммутация
Проектор оснащен двумя HDMI-входами, VGA-входом, компонентным и композитным входами. Переключение между источниками осуществляется или перебором всех с помощью кнопки на корпусе проектора, или кнопками на пульте — по одной на каждый вход. В комплект поставки входят два пластиковых фиксатора, с помощью которых можно закрепить отходящие HDMI-кабели.
Проектор может взаимодействовать по протоколу CEC с подключенным оборудованием по HDMI — совместное включение/выключение и управление воспроизведением с пульта (на нем есть соответствующий блок кнопок) проектора. Но далеко не все производители допускают для своих устройств подобное взаимодействие, чаще под видом собственных протоколов вводятся искусственные ограничения. Экран и/или анаморфотную насадку с электромеханическим приводом можно подключить к выходам Trigger out — при включенном проекторе и/или при выборе анаморфного режима (зависит от установок в меню) на них подается 12 В (если эта функция не отключена).
Интерфейс RS-232C, по всей видимости, используется в сервисных целях, например для обновления микропрограммы. Для этих же целей предназначен и разъем Micro-USB. Если подключить проектор по проводному интерфейсу к сети передачи данных, то появятся дополнительные возможности по удаленному контролю и управлению, в частности посредством в строенного в проектор веб-сервера, изображение одной из страниц которого приведено ниже:
Меню и локализация
Меню строгое, по умолчанию имеет черно-серо-белое оформление. Шрифт меню крупный и удобочитаемый. Настроек много. Навигация удобная, самая нижняя строчка содержит подсказку по функциям кнопок. При настройке параметров, влияющих на изображение, на экран выводится минимум информации — только список режимов или ползунки, что облегчает настройку картинки.
Есть русская версия меню, перевод адекватный, хотя использование жаргонного «линза» вместо «объектив» мы одобрить не можем.
К проектору, видимо, в каком-то виде должно прилагаться полное руководство пользователя, но у нас был предпродажный вариант, поэтому нам досталось только напечатанное краткое руководство пользователя (в том числе и с надписями на русском языке). Полное руководство на русском языке можно загрузить с русского сайта компании. Там же находится проекционный калькулятор с русским интерфейсом, который можно использовать при предварительном расчете размещения проектора и экрана.
Управление проекцией
Все, что имеет отношение к объективу, оснащено электромеханическими приводами: пылезащитная шторка, механизмы фокусировки, трансфокатора и сдвига. При включении проектора шторка раздвигается, при выключении — закрывается.
Сдвигать объектив можно так, что картинка смещается максимум на 90% от высоты проекции вверх и вниз по вертикали и на 40% от ширины проекции вправо и влево по горизонтали относительно центрального положения. При сдвиге по горизонтали уменьшается диапазон сдвига по вертикали и наоборот. В проекторе есть функция цифровой коррекции вертикальных трапецеидальных искажений.
Для облегчения настройки проекции можно кнопкой Pattern пульта вывести на экран тестовый шаблон. Чтобы случайно не изменить настройки объектива, можно включить блокировку изменения фокуса, зума и сдвига. 10 наборов настроек объектива можно запомнить и присвоить им имена, что позволит не тратить лишнее время на настройку при смене формата проекции, если она сопровождается изменением в сдвиге, фокусе или фокусном расстоянии. При этом за вызов первых двух наборов отвечают две выделенные кнопки на пульте ДУ.
Режимов геометрической трансформации 5: Нормальное — изображение без искажений увеличивается до ближайших границ области проекции; Полное — картинка увеличивается и растягивается до соотношения 16:9, идеально для HD и анаморфированных фильмов; Увеличенное — изотропное увеличение до ширины экрана, подходит для формата LetterBox; Анаморф. шир. — небольшое растяжение по вертикали, режим предназначен для проекции картинки 2,35:1 (в формате 16:9 с черными полосами сверху и снизу) с использованием опциональной анаморфотной насадки, Гориз. сжатие — режим, в котором при использовании анаморфотной насадки изображение сохраняет исходные пропорции. В режиме Авто проектор пытается сам определить оптимальный режим трансформации. В пределах области проекции изображение можно немного смещать вверх/вниз и вправо/влево (пункт Позиция). Доступность режимов зависит от типа подключения и вида сигнала.
Проектор может показывать изображения одновременно от двух источников (только для HDMI) в режиме «картинка-в-картинке». Настройка Невидимая область влияет на обрезку краев изображения, при значении от 2% до 8% картинка немного увеличивается и по периметру выходит за область проекции, при Выкл. — ничего не обрезается, и в режимах Full HD картинка выводится пиксель-в-пиксель, без интерполяции. Вывод изображения временно приостанавливается кнопкой Blank. В меню выбирается тип проекции (фронтальная/на просвет, обычное/потолочное крепление). Проектор среднефокусный, а при максимальном фокусном расстоянии объектива скорее длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.
Настройка изображения
На картинку большое влияние оказывает текущий Цветовой режим, поэтому начинать настройку изображения лучше с выбора режима. Режим определяет профиль цветокоррекции, а также включение-выключение фирменного оптического фильтра «Epson Cinema Filter».
Уровни черного и белого можно подстроить настройками Яркость и Контраст.
На страничке Гамма можно выбрать предустановленные значения гамма-кривой или вручную подправить кривую гамма-коррекции. При этом корректируемый уровень яркости выбирается или на стилизованной гамма-кривой, или непосредственно на текущем изображении курсором-указателем. Цветовой баланс настраивается параметрами Насыщен. цвета, Оттенок, Цвет. температ. и Телесные тона. Продвинутые пользователи могут отрегулировать смещение и усиление трех цветов (RGB) и оттенок, насыщенность и яркость шести (RGBCMY).
В режиме Нейтральный в списке Цветовая гамма можно указать подходящее цветовое пространство. Если при HDMI-подключении самые светлые части изображения пересвечены, может помочь включение фирменного режима Epson Super White (используется как альтернатива выбору яркостного диапазона HDMI). Функция Динам. контраст (два режима работы на выбор) автоматически регулирует световой поток — уменьшает (вплоть до отключения источника света), когда изображение в основном темное, и увеличивает, когда светлое. Кроме того, есть еще два способа ручного изменения светового потока — это управление мощностью источника света (три ступени, чем ниже мощность, тем ниже яркость и шум от системы охлаждения), а также регулировка диафрагмы объектива, что влияет как на яркость, так и на контраст изображения. Режимов регулировки контурной резкости два: традиционный ползунок или 4 ползунка, определяющих, какие контуры, в каком направлении и насколько выделять. Сходным образом на изображение влияет и функция Подчерк. деталей с двумя регулировками. Настройка Деинтерлейсинг, как нетрудно догадаться, влияет на работу функции деинтерлейсинга, она имеет дополнительный параметр Распозн. движения. Кадровая интерпол. — на функцию вставки промежуточных кадров. В списке Super-resolution / 4K Enhancement опции просто с цифрами включают аккуратное повышение цветовой и контурной четкости, что заметно улучшает картинку с низким разрешением, например, при просмотре DVD-Video, а опции с 4K в начале дополнительно включают режим эмуляции увеличения разрешения (см. ниже).
Функция Шумоподавление отвечает за фильтрацию видеошумов. (В зависимости от текущего режима и типа подключения некоторые настройки могут быть недоступны.)
Присутствует и программная функция совмещения изображения от трех ЖК-панелей, каждая из которых отвечает за свой цвет. Особой необходимости в ней нет, так как на выпускаемых с завода проекторах Epson панели и так совмещены почти идеально, но почему бы не иметь такую функцию, например, на случай нарушения юстировки. Опять же, хроматические аберрации в той или иной степени присутствуют у любого проектора, а, воспользовавшись этой функцией совмещения изображения, в некоторых случаях можно несколько уменьшить видимость цветной каймы на границах контрастных объектов.
Сочетания настроек можно сохранить десяти ячейках. Рядом с занятой ячейкой выводится название режима, послужившего основой. Впрочем, для имени ячейки можно выбрать один из предустановленных вариантов или ввести свой.
Некоторые настройки изображения и режимы трансформации автоматически сохраняются для каждого типа подключения, и/или вида видеосигнала, и/или режима.
Дополнительные возможности
Есть функция автоматического включения при подаче энергии (Direct Power On), таймер на выключение при отсутствии сигнала (Спящий режим), защита от случайного включения — проектор будет включаться после 3-х секундного нажатия на кнопку питания на корпусе (Защита от детей), блокировка всех кнопок на корпусе, кроме кнопки включения/выключения (Блокир. управл.).
Измерение яркостных характеристик
Прежде, чем перейти к представлению результатов тестирования, рассмотрим устройство источника света и принцип формирования изображения. Оптическая схема данного проектора показана на рисунке ниже:
В качестве исходного источника света в Epson EH-LS10000 применяются синие лазерные диоды, поделенные на две группы. Первая, в которую включено 15 диодов с диапазоном излучения 455—470 нм, формирует поток синего света. Вторая группа, состоящая из 19 диодов с диапазоном излучения 440—455 нм, сначала также светит синим, который с помощью вращающегося диска с люминофором трансформируется в желтый свет с широким спектром, а затем желтый с помощью дихроичного зеркала разделяется на красную и зеленую компоненту. Три отражающие ЖК-матрицы и зеркала-поляризаторы формируют изображения трех цветов, которые с помощью призмы сводятся в полноцветное изображение. Картинка, показывающая, как все это размещено в проекторе:
Так как характеристики двух групп диодов могут изменяться со временем по-разному, а они отвечают за формирование синей и зелено-красной частей изображения, то для сохранения цветового баланса каждые 100 часов с помощью датчиков измеряется отдача от каждой группы и при необходимости выполняется требуемая коррекция мощности источников.
Использование лазерных диодов вместо типичных ртутных ламп высокого давления дает ряд преимуществ. Прежде всего и наиболее ощутимое для потребителя — это долгий срок службы источника света, который в режиме низкой мощности составляет 30 000 часов (или 40 лет при условии использования каждый день по два часа). Лазерным источником легко управлять, это используется для реализации функции динамического изменения светового потока, а также в случае формирования стереоскопического изображения. Проектору Epson EH-LS10000 требуется всего 21 секунда на включение и вывод изображения на экран — проектор с лампой в качестве источника запускается существенно дольше.
Применение матриц на отражение способствует увеличение контрастности и уменьшению видимых границ между пикселями, так как управляющая электроника располагается за ячейками и не мешает прохождению света. Кроме того, такие матрицы, в принципе, можно охлаждать только со стороны отражающей поверхности, что позволяет создавать герметичные оптические системы, не подверженные влиянию пыли. Правда, мы не можем утверждать, что в данном проекторе это реализовано, так как воздушный фильтр все-же присутствует.
От теории перейдем к практике, проверим ряд утверждений производителя и обозначенных предположений, прибегнув к нашему стандартному набору тестов.
Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.
Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх примерно на 50% (низ изображения находился примерно на оси объектива). Результаты измерений для проектора Epson EH-LS10000 (если не указано иное, то установлено минимальное фокусное расстояние, выбраны высокая мощность источника света и режим Динамический и отключен динамический контраст, а диафрагма максимально открыта):
Режим | Световой поток |
— | 1930 лм |
Средняя мощность | 1470 лм |
Низкая мощность | 1060 лм |
Диафрагма максимально закрыта | 370 лм |
Режим Нейтральный | 1300 лм |
Равномерность | |
+8%, −24% | |
Контрастность | |
270:1 |
Максимальный световой поток заметно выше паспортного значения (заявлено 1500 лм), и даже с максимально закрытой диафрагмой в полной темноте можно смотреть кино на экране более 2 м по диагонали. Равномерность освещенности хорошая. Контрастность не низкая, но все же в случае кинотеатральных проекторов Epson с просветными ЖК-матрицами она выше. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т. н. контрастность full on/full off.
Режим | Контрастность full on/full off |
— | 17 500 : 1 |
Диафрагма максимально закрыта | 72 000 : 1 |
Режим Нейтральный | 12 000 : 1 |
Максимальное фокусное расстояние | 30 000 : 1 |
Контрастность очень высокая, и она заметно растет при увеличении фокусного расстояния и, если закрывать диафрагму. При включенном динамическом контрасте формально контраст возрастает до бесконечности, так как на черном поле во весь экран источник света просто выключается. Такое управление световым потоком нисколько не влияет на реальный контраст в кадре, но восприятие темных сцен несколько улучшается. Впрочем, достаточно высокая нативная контрастность приводит к тому, что особой надобности в динамической регулировке светового потока в общем-то и нет.
Ниже приведены графики зависимостей яркости (вертикальная ось) от времени при переключении с вывода черного поля на вывод белого поля после 5-секундного периода вывода черного поля для трех значений параметра Динам. контраст:
Графики роста яркости при переключении с черного поля на белое при различных значениях Динам. контраст.
Видно, что характер изменения яркости немного различается, но в любом случае яркость подстраивается очень быстро и незаметно для глаз.
График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами, полученный при последовательном выводе 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) в режиме Нейтральный при Гамма = 0:
Тенденция роста прироста яркости сохраняется во всем диапазоне, то есть каждый следующий оттенок на шкале серого значимо ярче предыдущего. В том числе и в области самых темных оттенков:
Реальная гамма-кривая близка к степенной функции с показателем 2,15:
Звуковые характеристики и потребление электроэнергии
Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.
Мощность источника света | Уровень шума, дБА | Субъективная оценка | Потребляемая от сети мощность, Вт |
Высокая | 33 | Очень тихо | 350 |
Средняя | 27 | Очень тихо | 264 |
Низкая | 24 | Очень тихо | 203 |
Даже в режиме высокой яркости Epson EH-LS10000 очень тихий, а в самом экономичном режиме уровень шума настолько низкий, что с практической точки зрения проектор можно считать бесшумным. Шум равномерный и не раздражает.
Тестирование видеотракта
VGA-подключение
Режим с разрешением 1920 на 1080 пикселей и при вертикальной частоте 60 Гц поддерживается (и проектор сообщает о его поддержке). Изображение четкое. Цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости. После небольшой подстройки оттенки на шкале серого различаются от 0 до 255 с шагом через 1. Высокое качество изображения в принципе позволяет использовать VGA-подключение в качестве альтернативного варианта, однако некоторые продвинутые функции, в частности стереоскопический режим и вставка промежуточных кадров, при таком способе подключения недоступны.
HDMI-подключение к компьютеру
При таком способе подключения и в случае нашей видеокарты поддерживается режим вплоть до 3840 на 2160 пикселей при 30 Гц кадровой частоты, однако если не оговорено иное, все тесты мы проводили в режиме 1920 на 1080 пикселей при 60 Гц кадровой частоты, что соответствует физическому разрешению матриц проектора. Белое поле выглядит равномерно освещенным и не имеет выраженных цветовых разводов. Равномерность черного поля очень хорошая. Геометрия практически идеальная, только при вертикальном сдвиге длинный дальний от оси объектива край проекции прогибается внутрь на 3-4 мм при порядка 2 м ширины. Четкость очень высокая. Черно-белые сетки пикселей через один выводятся без артефактов и интерполяции. Цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости. Хроматические аберрации на большей части площади проекции незначительные, и только в углах цветная кайма на границах контрастных объектов достигает в ширину порядка 0,5 пикселя, и даже это можно несколько скорректировать, применив программное локальное сведение цветов (функция Выравнив. панели). Равномерность фокусировки очень хорошая.
HDMI-подключение к бытовому плееру
В данном случае HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка четкая, цвета правильные, слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются, оверскан отключается, есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с (кадры выводятся с равной длительностью). Яркостная четкость всегда очень высокая, цветовая четкость в норме, но разделение цветов могло бы быть и чуть лучше.
Функции обработки видеосигнала
В случае чересстрочных сигналов если параметр Деинтерлейсинг = Видео, то для неподвижных частей изображения (т. е. совпадающих для смежных кадров) выполняется «честный» деинтерлейсинг, а меняющиеся — выводятся по полям; при Фильм/Авто — проектор пытается полностью восстановить исходный кадр, что обычно ему удается, но иногда происходит срыв на вывод по полям, однако даже в случае очень запутанного чередования полей артефакты в виде характерной «расчески» на границах двигающихся объектов мы видели редко.
Сглаживание зубчатых диагональных границ двигающихся объектов в случае чересстрочного видеосигнала есть, но иногда эта функция не срабатывает. Функция шумоподавления работает неагрессивно, не доводя процесс улучшения картинки до появления артефактов.
В проекторе есть функция вставки промежуточных кадров, которая работает, если для параметра Кадровая интерпол. выбраны значения Низкий, Нормальная или Высокий. При изменении от Низкий до Высокий возрастает скорость движения в кадре, для которого выполняется интерполяции. Наибольшее внимание было уделено работе интерполяции в случае прогрессивного сигнала 1080p с частотой 24 кадр/с, соответствующей записанному на BD-диск фильму. Собственно именно для 24 кадр/с эта функция и приносит наибольшую пользу. Впечатления в целом очень положительные, плавность движения возрастает, четкость объектов в движении тоже, картинка становится приятнее для глаз. Однако в очень сложных случаях встречаются малозаметные артефакты, а при очень быстром и сложном движении заднего фона происходит кратковременный срыв на вывод без промежуточных кадров.
В данном проекторе есть режим имитации удвоения разрешения относительно физического разрешения матриц. Этот режим включает сам пользователь, выбрав для настройки Super-resolution / 4K Enhancement варианты с 4K в начале, а в случае сигналов 2160p этот режим включается в принудительном порядке.
В режиме эмуляции удвоения разрешения каждый исходный кадр сначала масштабируется (если это требуется) до разрешения 4К (точнее UHD) — 3840 на 2160 пикселей, — затем разбивается на два полукадра с разрешением 1920 на 1080 пикселей, которые выводятся последовательно, первый полукадр без сдвига, второй со сдвигом на 0,5 пикселя по диагонали. За сдвиг отвечает специальный оптоэлектрический элемент, размещенный на пути уже сформированного изображения, который включается-выключается с высокой частотой. Используется эффект двойного лучепреломления — при включении элемента меняется его показатель преломления, и изображение сдвигается на 0,5 пикселя по диагонали. В любом случае результирующее изображение не имеет истинного разрешения 4К (удвоенного по отношению к исходному) так как пиксели второго полукадра накладываются на пиксели первого, что снижает четкость интерполированного до 3840 на 2160 пикселей кадра. Тем не менее положительный эффект есть, что подтверждают приведенные ниже фрагменты изображения с выключенным и включенным режимом эмуляции 4К (нужно кликать мышью на картинку):
Видно, что изображение становится более «аналоговым» — исчезает пиксельная структура без уменьшения детализации. В итоге как минимум можно сесть ближе к экрану и получить более широкий угол обзора. Заметим, что в стереоскопическом режиме данная функция не доступна.
Определение времени отклика и задержки вывода
Время отклика при переходе черный-белый-черный составило 4,3 мс (3,0 вкл. + 1,3 выкл.). Для полутоновых переходов среднее суммарное время отклика составило 6,2 мс. Такой скорости матриц более чем достаточно для просмотра фильмов и для игр. В стереоскопическом режиме появляется дополнительная модуляция светового потока с частотой 120 Гц, которая повышает разделение ракурсов при меньшем падении яркости изображения (или наоборот, увеличивает яркость при том же качестве разделения ракурсов). В подтверждение приведем графики зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) для режимов 2D с высокой и низкой мощностью источника света и для стереоскопического (3D) режима:
Отметим, что в обычном «двухмерном» режиме модуляция яркости имеет небольшую относительную амплитуду, поэтому никакого мерцания изображения не видно. В стереоскопическом режиме мерцание, разумеется, есть, но это неизбежный недостаток затворного метода.
Мы определяли полную задержку вывода от переключения страниц видеобуфера до начала вывода изображения на экран. При этом в итоговое значение не включалась неизвестная фиксированная величина задержки от запроса на переключение страниц видеобуфера до запуска АЦП с внешним фотодатчиком, установленным в центре экрана монитора, а также некая постоянная/переменная задержка, обусловленная тем, что ОС Windows не является системой реального времени с нормированными задержками и особенностями работы видеокарты, ее драйвера и Microsoft DirectX. То есть получаемая величина задержки привязана к конкретной программно-аппаратной конфигурации. Для сигналов 1080p при 60 Гц кадровой частоты эта полная задержка вывода изображения составила порядка 110 мс, если включить вставку промежуточных кадров, то задержка возрастает до примерно 200 мс, а при включении режима эмуляции удвоения разрешения задержка равна примерно 225 мс. При подаче сигнала 3840 на 2160 пикселей при 30 Гц кадровой частоты задержка уменьшается до 75 мс, так как становятся неактивными некоторые продвинутые функции обработки изображения. В любом случае, задержка весьма большая, она чувствуется как в динамичных играх, так и просто при работе за компьютером. Есть, конечно, особый режим работы, в котором задержка (для 1080p при 60 Гц) снижается до 60 мс, но при этом ощутимо снижается и фактическое разрешение картинки.
Оценка качества цветопередачи
Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0).
Цветовой охват зависит от текущего сочетания настроек. Например, в режиме Динамический с максимальной яркостью охват шире sRGB:
Ниже для данного случая приведены спектры для белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов).
Спектральные области основных цветов хорошо разделены и нет никакого взаимного подмешивания, отсюда и охват широкий. Отметим, что в области синего просматриваются два пика, то есть для формирования синего используются как минимум два вида лазерных диодов с немного различающейся длиной волны излучения.
В режиме Нейтральный по умолчанию охват равен sRGB:
Спектры похожы на предыдущий вариант, но уже выполняется перекрестное подмешивание цветов, что и сужает охват до границ sRGB:
При выборе режима Adobe RGB цветовой охват расширяется до границ соотвествующего пространства:
Спектры показывают с одной стороный увеличение разделения между зеленым и красным, с другой — небольшое перекрестное подмешивание цветов:
Первое достигается за счет введения оптического фильтра, отсекающего узкую полосу между зеленой и красной областью, второе — программной коррекцией цветопередачи.
Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) в случае самого яркого режима Динамический, для режима Нейтральный с настройками по умолчанию и для этого же режима с небольшой коррекцией цветового баланса. Напомним, что близкие к черному значения можно не учитывать, так как цветопередача на самых темных участках не так важна, да и погрешность измерений для них очень высокая.
Дисбаланс оттенков в случае самого яркого режима очень существенный. Выбор режима Нейтральный с потребительской точки зрения уже обеспечивает хорошее качество цветопередачи, так как цветовая температура близка к стандартным 6500 К абсолютно черного тела, а ΔE меньше 10 единиц, при этом оба параметра изменяются не очень сильно — это положительно сказывается на визуальной оценке цветового баланса. Ручная коррекция, которую можно считать подгонкой под используемый экран, еще больше улучшила ситуацию с цветовым балансом.
Тестирование в стереоскопическом режиме
Для создания стереоскопического изображения применяется метод чередования полных кадров. Проектор последовательно выводит кадры для правого и левого глаза, а активные очки синхронно с кадрами перекрывают глаза, оставляя открытым тот, для которого предназначен выводимый в данный момент кадр.
В комплект поставки этого проектора входят две пары очков ELPGS03.
Очки имеют строгий дизайн, их комфортно носить даже с корректирующими очками, угол обзора в них достаточно большой, очки охватывают голову гибкими дужками и подходят для больших и небольших голов. Очки относительно легкие. Комплектация стала немного беднее, так как теперь нет ни мягкого чехла, ни салфетки.
Работают очки от встроенного аккумулятора, который заряжается через разъем Micro-USB. По данным производителя аккумулятор очков полностью заряжается за 50 минут, и этого заряда должно хватать на 40 часов работы. А короткого заряда в течение 3 минут должно хватать на 3 часа работы. Синхронизируются очки по радиочастотному сигналу (Bluetooth). Производитель обещает работу очков на расстоянии до 10 м от проектора. Заметим, что на коробке с очками ELPGS03 и на самом проекторе можно увидеть логотип Full HD 3D RF Glasses, что обещает совместимость с устройствами, поддерживающими соответствующий стандарт.
Проектор поддерживает три способа приема стереопары: упакованные кадры, когда передаются два полных кадра (разрешением до 1920 на 1080 пикселей каждый) для обоих глаз, и два совмещенных формата: по горизонтали (Слева и справа, в правой половине кадра ужатый в два раза по горизонтали кадр для одного глаза, в левой половине — для второго), и по вертикали (Сверху и снизу, похоже на предыдущий, только кадры для глаз размещаются в нижней и верхней половине кадра). В режиме Авто способ передачи определяется автоматически по признакам, передаваемым по HDMI. Разумеется, независимо от того, как проектор принимает стереопару, изображение в 3D-режиме выводится всегда в последовательном режиме кадр для одного глаза, затем кадр для другого глаза. Также есть режим автоматического преобразования обычной «плоской» картинки в стереоскопическую, но этот режим мы не тестировали. Заметим, что в стереоскопических режимах доступна функция вставки промежуточных кадров.
Тестирование стереоскопического режима «упакованные кадры» мы проводили с помощью Blu-ray-плеера Panasonic DMP-BDT320. Тестирование показало хорошее качество стереоизображения — достаточно высокая яркость и отличное разделение ракурсов.
Для тестирования эффективности разделения для глаз мы вывели три тестовых изображения с черным прямоугольником на белом фоне, с белым прямоугольником на черном фоне и со светло серым прямоугольником на темно-сером фоне. В стереопарах прямоугольники были смещены относительно друг друга, поэтому при просмотре через очки при 100%-ном разделении можно было бы видеть только один прямоугольник. Фотографии ниже сделаны через очки при сигнале 24 кадр/с, при этом экспозиция подбиралась так, чтобы белое поле на фотографиях было максимально ярким, но еще не пересвеченным:
Видно, что разделение в двух случаях отличное и только разделение серого на сером несколько хуже. Увеличение частоты кадров до 60 кадр/с не привело к изменению качества разделения ракурсов. Видимо, частота чередования ракурсов составляет 60 Гц на глаз как для сигналов с 60 кадр/с (полных кадров), так и 24 кадр/с.
Измерения яркости через очки позволили определить, насколько уменьшается яркость в стереоскопическом режиме относительно яркости белого поля в 2D-режиме.
Относительная яркость белого поля при регистрации через одно стекло очков, % | Максимально возможная воспринимаемая относительная яркость белого поля в стереоскопическом режиме, % |
12 | 24 |
Данные, приведенные последней колонке, нуждаются в комментариях. Нужно учесть, что воспринимаемая яркость изображения не уменьшается при закрытии одного глаза, а измерения проводились только через одно стекло. В итоге, для оценки максимально возможной воспринимаемой яркости в стереоскопическом режиме нужно данные средней колонки умножить 2. Результат этого действия и приведен в последней колонке.
Выводы
Несмотря на то, что все новшества проектора Epson EH-LS10000 в том или ином виде встречаются в продукции конкурентов, для самой компании это устройство является революционным, так как впервые в проекторе Epson, добравшемся до потребителя, применены отражающие ЖК-матрицы, используется условно вечный лазерный источник света и реализована технология, эмулируюшая удвоение разрешения до 4К. С практической точки зрения и в сравнении с предыдущими топовыми моделями кинотеатральных проекторов Epson на обычных просветных матрицах и с ртутными лампами высокого давления хочется прежде всего отметить очень существенный прирост нативной контрастности, почти аналоговый вид изображения в режиме 4К и очень тихую работу.
Достоинства:
- Высокое значение нативной контрастности
- Отличное качество цветопередачи
- Хорошее разделение ракурсов и достаточная яркость в стереоскопическом режиме
- Тихая работа
- Эмуляция разрешения 4К, придающая изображению аналоговый вид
- Поддержка разрешения 4К на входе
- Качественная функция вставки промежуточных кадров
- Электромеханические приводы объектива и шторки
- Механизм сдвига объектива и трансфокатор имеют большие рабочие диапазоны
- Приятный и практичный дизайн
- Удобный пульт ДУ с подсветкой
- Удобное и русифицированное меню
- Две пары очков включены в комплект поставки
- Широкие возможности по удаленному контролю и управлению
Недостатки:
- Заметная задержка вывода изображения
За дизайн и функциональное оснащение проектор Epson EH-LS10000 вне всякого сомнения заслуживает редакционную награду «За оригинальный дизайн»
за предоставленный комплект X-Rite i1Publish Pro 2,
представительство Nvidia в России за предоставленную для тестового стенда профессиональную видеокарту Nvidia Quadro 4000,
а также компанию Sven, чья система 2.0 Sven SPS-707
создает приятный акустический фон в нашей тестовой лаборатории.