По опыту прошлогоднего CES2004, чтобы иметь возможность получить всю доступную на CES информацию и встретиться с обычно очень занятыми (в основном контактами с прессой) техническими специалистами различных фирм, возникла идея — а почему бы не получить аккредитацию в качестве журналиста? Редакция iXBT.com поддержала идею и подготовило необходимые документы, которые дважды были высланы в адрес CES. Не дождавшись ответа от пресс-центра CES, пришлось взять эти документы с собой еще раз — и не зря, если бы не они и не помощь менеджера CES Тони Джонсона, с которым до этого был разговор по телефону, ничего бы не получилось. Но — спасибо Тони, который при регистрации вспомнил состоявшийся ранее разговор и дал «добро», и вот — вожделенная табличка с надписью «News Reporter/Writer» висит на шее и CES2005 готова принять новоявленного репортера.
Надо признать, что организация выставки, состоящей более чем из шести различных помещений, как и в прошлый раз, заслуживала должного уважения. Исключение — маленькое досадное недоразумение, о котором — в следующей части статьи про High-End часть выставки.
Denon
Итак — пресс комната, в которой находилась и регистрация, расположена в Южном зале основного блока выставки и вполне естественно, что после регистрации осмотр было удобно начать именно с этого зала. Сразу у входа, как и в прошлый раз, размещался стенд Denon. На этот раз компания Denon проявила себя с лучшей стороны — был представлен абсолютно новый ресивер 4806, почти аналог наделавшего шума топового 5805 с массой усовершенствований по сравнению с предыдущим поколением ресиверов Denon — основным из которых является акустическая система калибровки помещения Audyssey Labs MultEQ ХТ, позволяющая выровнять АЧХ системы колонки-комната не только в одной точке для прослушивания, а усреднить ее в целом, причем с устранением наиболее важных резонансов комнаты, начиная с 20Гц. Конкуренты пока ничего подобного предложить не могут. Кроме того, присутствовала целая линейка новых ресиверов, а также DVD плееров, включая топовый 5910, использующий новейший видеопроцессор Realta с технологией HQV (Teranex платформа, до 1080р), чип получил награду CES2005. Естественно, на предложение открыть парочку аппаратов для снимков их содержимого маркетинговый менеджер Denon Джеффри Талмадж, известный в AVS Forum по нику DenonJeff, только улыбнулся… что не совсем понятно, поскольку любой может заглянуть внутрь аппарата и сделать фотографии. Хотя это и совсем не просто — у 5805 все важные элементы спрятаны внутрь корпуса, и чтобы их увидеть, нужно прилично разобрать ресивер, а фотография просто со снятой крышкой ничего не дает. Но Джеф любезно согласился дать интервью и рассказать о планах Denon на будущее и причинах принятия тех или иных решений в последней линейке. А учитывая то, что в отличие от большинства маркетинговых менеджеров у конкурентов он действительно разбирается не только в выпускаемой Denon аппаратуре, но и имеет сведения о продукции конкурентов — что по сути действительно реальный прогресс — информация была действительно интересной. Об этом интервью, так же как и о других, мы поговорим как-нибудь в другой раз.
Marantz
Стенд Marantz находился, как и в прошлый раз, прямо напротив Denon. Объединение с Denon «под крышей» D&M Holding явно пошло ей на пользу — линейка выпускаемой аппаратуры расширена, новый топовый ресивер 9600 обладает целым рядом интересных новшеств, таких как поддержка HDMI, i-Link, автоматическая калибровка M.R.A.C. и другие. Один из экспонатов профессиональный усилитель Marantz DA-04, как и многие профессиональные усилители других фирм, сделан на цифровых усилителях мощности Tripath TA3020 (3 штуки для 6 каналов).
Новый плеер DV9500, несмотря на поддержку HDMI и очень красивый позолоченный шильдик с логотипом на передней панели, не имел возможности подключения по i-Link, а также, как видно с первого взгляда на любезно предоставленной пресс-центром Marantz фотографии внутренностей, в нем был использован традиционный импульсный блок питания, а потому аппарат не произвел должного впечатления. И напрасно, если присмотреться к его содержимому внимательнее, то можно увидеть, что есть и аналоговый блок питания для блока ЦАП и, судя по всему, последний сделан на дискретных элементах, что позволяет предположить наличие довольно качественного сигнала на аналоговом выходе, несомненно способного порадовать аудиофилов.
Monster
У стенда компании Monster, как и в прошлый раз, сначала не разрешили фотографировать. Что поделать — политика такая… но потом, разглядев на табличке, что это все-таки пресса, послали получать разрешение фотографировать к центральному стенду. И тут-то, встретив любезного господина Даниела Грахама, который организовал сопровождение, чтобы никто не помешал фотографировать, мне пришел в голову старый стишок, по аналогии «хорошо быть прессою, где хочу, фотографирую». Стенд Monster был очень красочным, действительно оно того стоило.. Надо сказать, что я сам применяю их кабели — THX certified, купив их совсем недорого, и очень доволен. По крайней мере, можно быть уверенным, что это не просто перемаркированные китайские провода, как это выяснилось в скандально известной истории у одного из их конкурентов; особенно если учесть, что продукция Monster получила 5 наград за новаторские решения на CES2005.
DTS, DD, THX
Далее шли стенды DTS и Dolby Digital. Уже зная о новых стандартах Dolby Digital Plus и DTS-HD (ранее называвшемся DTS++), стоило собрать побольше информации, а уж послушать демонстрацию нового формата Dolby Digital Plus было просто пределом мечтаний. В первый день не хотелось терять время на очереди в демонстрационную комнату DD+, получилось попасть только на четвертый день, но лучше рассказать о ней здесь. Действительно, качество звука и изображения оставило очень положительное впечатление, хотя и понятно, что демо — это всегда лучше, чем может быть в реальности. Ничего удивительно в этом нет, ведь для демонстрации использовалась плазма Runco и акустика Meyer Sound laboratories. Судя по всему, новые форматы HD-DVD и Blue Ray сулят нам очень много новых приятных впечатлений. THX представила новую спецификацию THX Select 2, для демонстрации использовалась практически профессиональная система домашнего кинотеатра JBL Synthesis с AV процессором SDP-40, которая… не имела эффекта THX Select 2, а потому демонстрация шла в режиме THX Ultra 2. Зато — поражала размерами и 18″ (46 см в диаметре) сабвуфером.
Runco
Надо сказать что в Америке очереди можно увидеть разве что в иммиграционном департаменте, а вот в демонстрационный зал компании Runco она была, и не маленькая, так что, уже отвыкнув от стояния в очередях, трудно было себя заставить терять драгоценное время. Однако репутация качества оборудования данной компании, прошлогодняя демонстрация работы которого оставила самое положительное впечатление, а также современные технические решения позволяют предположить, что очередь была не зря. Например, проектор Runco VX-2c, укомплектованный новым DLP от Texаs Instrument, заслуживает серьезного внимания, несмотря на свою высокую цену.
Klipsch
Это не новость что компания Klipsch, успешно продающая свои колонки с фирменным медным покрытием диффузора по всему миру, создала что-то выдающееся, а именно систему Klipsch THX Ultra 2. Один из дилеров компании, успешно торгующий их продукцией в течение более чем 10 лет, сказал: — «за все время я не слышал подобного звука от Klipsch». Тенденция перехода даже самых солидных High-End производителей на выпуск комплексов «сателлиты плюс сабвуфер» на CES2005 была выражена особенно ощутимо, и хотя Klipsch как производителя трудно отнести к последним, тем не менее их новую систему — вполне можно. Давно хотелось послушать ее звучание в правильно подготовленном помещении на хорошей аппаратуре. Без сомнения, убедившись что большинство демонстрантов не имеют нормального источника (не только рок-музыка в высоком разрешении, но и вообще DVD-A или SACD диски были редкостью), я везде носил с собой демо-диск DVD-A DTS номер 2 — (трек 24/96, Queen — Dragon Attack, ремастеринг Hollywood Records). Удивительно то, что в комнате аппаратуры было более чем на $30,000, а для прослушивания не нашлось ни одного диска высокого разрешения. Прослушав сеанс демонстрации и не получив особого впечатления, я попросил господина Росса Секстера, проводившего презентацию, поставить Queen. Что тут началось… люди, выходившие из зала с не очень-то восторженными лицами, все вернулись назад, заняли места в зале и не вышли, пока голос Фреди Меркюри не угас… а потом захлопали в ладоши. Я понял, почему аудиофилы на AVS форуме настоятельно рекомендовали послушать Klipsch THX Ultra 2 — система действительно достойна внимания любителей не только кино, но и музыки.
Erthquake Nova
Поблизости от лидирующих фирм располагался стенд компании Earthquake. Ее хозяин, совершенно харизматическая личность Джозеф Сахийон, говорил одновременно со мной и двумя немцами-покупателями. Продавцы в High-End салонах должны брать уроки у господина Сахийона. Немцы с затуманенными глазами только кивали головой и повторяли как заколдованные: «it creates» (он выдает) и «this is what we need» (то, что нам нужно). Это было целое представление — как он рассказывал о своем товаре, наступая ногой на диффузор 15« динамика, чтобы показать длину хода диффузора, откручивая большие позолоченные клеммы с колонок и отдавая их всем в руки, чтобы убедились в том, насколько они тяжелые, солидные и дорогие. А также рассказывая истории о том, что его сабвуферы использовали как ОЕМ очень известные и дорогие High-End компании, естественно с обещанием не разглашать названия этих фирм… в общем, настоящий профессионал в продажах. Надо заметить, что динамики Earthquake действительно производили серьезное впечатление своими размерами и красотой изготовления — впору ставить не внутри, а снаружи. Поскольку была возможность их прослушать, я снова достал свой демо-диск DVD-A DTS — показан на картинке для сравнения с размером 15″ динамика. В качестве источника использовался плеер Sony, в качестве процессора — Lexicon МС12 со всеми возможными модификациями (v4) и полной профессиональной калибровкой. Что сказать — сразу после прослушанной презентации Klipsch THX Ultra 2 не было той гармонии и слитности звука, преобладали низкие с ощутимым давлением на уши — чувство, сходное с изменением давления при посадке самолета. Вполне допустимо, впрочем, что кто-то предпочитает именно такой звук. А я пошел дальше.
Pioneer
Компания Pioneer взяла курс на средний уровень потребителей. На CES2005 она представила новую линейку ресиверов VSX-515, 815, 915, 1015. Последний из них, VSX-1015TX, является первым в мире ресивером с сертификацией THX Select 2. Учитывая, что в США данная модель ресивера предлагается покупателям по объявленной цене MSRP $650 (MSRP, manufacturer's suggested retail price — рекомендованная производителем розничная цена), а обычно ресиверы Pioneer можно купить на 10-20% ниже рекомендованной цены, это серьезная заявка на лидерство в средней нише, где ранее присутствовали модели, оснащенные значительно хуже, чем их собратья топ-класса.
Как и предполагалось, у технического специалиста Криса Уолкера не нашлось времени со мной поговорить и подошел технический консультант господин Эрик Смит. Интервью с ним не дало той информации, которую хотелось бы получить — он либо не знал ответа на вопрос, либо говорил, что это пока секрет и информация будет доступна в середине лета. Оно и понятно — если даже на стенде плата DSP от 59TXi (AX10Ai) названа платой ЦАП и никто кроме меня, из всех представителей Pioneer не заметил такого нонсенса, то что говорить о более детальных технических вопросах. Зато специалистов по работе с прессой вокруг было более, чем достаточно.
Yamaha
Компания Yamaha, постоянный конкурент Pioneer и Denon, представила на выставке две новые модели — DVD плеера DVD-S2500 с поддержкой HDMI (до 1080i), i-Link, имеющую 12 бит 216 МГц видео ЦАП, DCDi Farodja, усовершенствованную аналоговую часть (цифровой и аналоговый тракты полностью разделены, вплоть до отдельных трансформаторов питания) — и все это по объявленной цене $750. Вторая новая модель — проигрыватель с 5 дисками (changer) DVD-C950, имеет фактически те же функции, что и S2500, за исключением i-Link, но вместо этого еще и транскодер видео форматов PAL и NTSC, поддержку DivX, WMA, одновременную поддержку проигрывания JPEG- и mp3-файлов, что безусловно обрадует любителей фотографии. Известная технология PlayXchange позволяет открыть каретку и заменить 4 диска, не прерывая проигрывания пятого. Аппарат очень интересный, но будет доступен только в Апреле 2005 года по объявленной цене $550.
Попытки разузнать что-то новенькое о планах Yamaha на будущее (особенно интересовали разработки Music Cast 2 и ресиверов среднего класса с i-Link) не удались. Инженер по анализу рынков Хиде Томода, у которого бралось интервью, как настоящий японец, только мягко улыбался, говоря, что информация будет выслана по мере возможности. Что же, одна из выпускающих новаторские продукты фирм в мире имеет право не раскрывать своих секретов. Естественно, никто не позволил сделать фотографии внутри аппаратов, чтобы подтвердить пресс-информацию о достоинствах аналогового тракта S2500. А жаль — придется опять покупать сервис-мануал…
Creative
Некоторые известнейшие компании, чтобы заманить посетителей, применяли обычную тактику больших выставок — если не совсем уверен в привлекательности своего товара (у данного стенда людей знакомили с Zen), можно быть уверенным в другом — девушки Лас Вегаса не подведут:
Samsung
Совершенно потрясающее впечатление оставила презентация новинок компании Samsung, их количество просто поражало воображение. Тут и абсолютно новый цифровой ресивер топ-класса AV-R3000, и самый большой телевизор в мире с экраном по диагонали 102 дюйма (2 метра 60 сантиметров) и лучшая в мире плазма (по заявлению производителя на стенде) диагональю 80 дюймов (более двух метров), и единственный в своем роде беспроводной плазменный телевизор, и первый в мире OCAP телевизор (интерактивный, спецификация, поддерживаемая Microsoft) и поддержка 1080р в новых телевизорах высокого разрешения. В целом, перечисление только новшеств от Samsung заняло бы полстраницы. Да, свою лидирующую позицию в мире электроники (оборот Samsung на первом месте в мире среди электронных компаний) на этой выставке корейский «тигр» продемонстрировал сполна.
Atlantic Technologies
Стенды фирм Atlantic Technology и Sonance находились напротив друг друга и в чем-то были похожи. Вблизи стало понятно, в чем — обе компании без каких-либо опасений показали участникам выставки практически все содержимое своего оборудования. Внимательно осмотрев все представленные экспонаты на стендах обеих конкурирующих фирм (в плане производства врезных колонок), пришлось признать, что упрекнуть не за что, качественная элементная база сочеталась с высоким качеством сборки. Atlantic представила серьезную концепцию домашнего кинотеатра для игр на базе новой системы акустики 4200е, AV процессора P2000 и 7-канального усилителя A2000. Устройство отображения — проектор Vidikron Vision 100, источник — консоль X-Box. Игра NFS:U2 производила незабываемое впечатление на любителей компьютерных игр.
Sonance
Зная относительно много в отношении компании Atlantic, которая уже давно поставляет хорошо звучащие не только в музыке, но и в кино комплекты сателлитов и сабвуферов, я имел достаточно поверхностное представление о фирме Sonance, которая, называя себя лидером в архитектурном аудио, первой стала производить встраиваемые в стены колонки, а затем и устройства управления для дома, полупрофессиональные и профессиональные аудио контроллеры и так далее. На CES2005 компания представила очень интересные сертифицированные THX Ultra 2 встраиваемые в стены колонки Cinema Ultra II, а также оригинальную концепцию пенала в стену для мультимедийного плеера iPod, благодаря которому музыку и фотографии с iPod можно смотреть и слушать по всему дому.
Tripath
Поскольку цифровые усилители, уже продемонстрировавшие свои возможности на прошлой CES2004, продолжали стремительное развитие в течение всего года и на нынешней CES2005 уже были представлены даже в High-End категории такими компаниями, как Bel Canto (Tripath), NHT (PowerPhysics); а усилитель d2audio впервые в истории цифровых усилителей получил THX Ultra 2 сертификацию, им пришлось уделить особое внимание. О решениях PowerPhysics мы поговорим в следующий раз, вместе с обзором экспонатов компании NHT. Tripath применяется, как мы уже знаем, в профессиональных усилителях Marantz, многие качественные автомобильные усилители используют чипы этой компании в качестве усилителей, они стоят во многих телевизорах. Но вот присутствие таких усилителей в настоящих High-End устройствах, да еще такой известной компании, как Bel Canto, было новостью. В демонстрационной комнате организовали прослушивание звучания системы, в качестве источника использовались Denon 2910, Bel Canto PrePro AV процессор, 6-канальный УМ Bel Canto eVo 6 gen II (3×TA3020 от Tripath) и колонки Meadowlark Shearwater Hot Rod. Звучало все очень прилично, и если качество звука и было лимитировано, то скорее всего аналоговой частью 2910. Что интересно, рок с моего тестового диска звучал динамично, не хуже чем демонстрационные блюзы. Надо признать, что выбор Bel Canto стал понятен, но об этом — в другой раз, во второй части статьи про Алексис Парк и High-End компании.
d2audio
d2audio зарекомендовала себя исключительно интересной концепцией цифрового усилителя, интегрированного в одном блоке с DSP, который позволяет осуществлять различные регулировки. Применение усилителей d2audio в цифровых ресиверах HK2005 и ранее HK1005 позволило могущественной корпорации Harman одной из первых в мире заявить о выпуске подобных аппаратов. За последний год d2audio кроме получения уже упомянутой сертификации THX Ultra 2, заключили соглашение с Polk Audio о создании первой в мире активной колонки, работающей по протоколу IP — LC265ip.
Продолжение следует…
А пока — вот он какой, Лас Вегас вечером, после напряженного трудового дня: