Репортаж с выставки «Фотоярмарка-2011»
Безопасность съемки в городских условиях.
Каждую осень, вот уже пять лет подряд, мне приходится бывать на «Санкт-Петербургской Фотоярмарке». Она проводится во второй половине октября (в этом году проходила с 20 по 23 число). Говорят, что это время не лучшее для фотосъемки — плохая погода. Но мне везло. Утром или вечером, как это бывает в приморских городах, ветер разгоняет тучи, и небо окрашивается в голубой и розовый цвета. Хотя света и не очень много, снимать можно. Днем пойдет дождь, а то и снег, но с 11 до 19 часов можно спрятаться под крышей «Манежа», чтобы посмотреть экспозицию выставки, послушать семинары и мастер-классы.
Примерно за неделю до выставки я одолжил камеру, объектив и кофр знакомому, который ехал в Питер, чтобы и он получил удовольствие от съемки. На станции метро «Гостиный двор» камеру вытащили из кофра воры. Оказалось, что сравнительно нежесткий отъем фототехники — «распространенный бизнес» в Питере.
Впрочем, коллеги сообщили мне, что и в Москве распространен такой гоп-стоп. Группа воришек быстренько подбегает к присмотренному заранее фотографу у входа в салон автобуса/троллейбуса/трамвая или вагона метро, не дает ему двигаться (фактически держит ручки-ножки), а самые проворные извлекают из кофра, сумки или рюкзака камеру. Затем толкают его в открытую дверь вагона и убегают.
Со мной такого несчастья еще не случалось, хотя я хожу теми же маршрутами. Обычно, бывая в Санкт-Петербурге во время проведения «Фотоярмарки», с 8 до 11 часов и с 19 часов до позднего вечера я хожу по городу и снимаю. Снимать есть что, а быстро меняющаяся погода делает съемку еще интереснее. Аппарат — зеркалка. Так как штатив тяжел, я ношу с собой небольшую подушку, наполненную трубчатой пластиковой мозаикой. Если света мало, кладу подушку на перила или тумбы, а на нее камеру, жду, пока камера перестанет в подушке тонуть, и с помощью таймера или пульта снимаю.
Конечно, десятка два прогулок по городу по 3-5 часов каждая недостаточно для статистически обоснованных выводов. Но все же мой способ ношения камеры отличался от того, при котором камеру украли, и мне кажется, что с точки зрения безопасности он более правильный.
Камеру я ношу «неудобно». Вместо штатного нашейного ремня использую «шнурок», аналогичный тем, на которых носят компакты. Носить так полнокадровую зеркалку тяжело и неудобно, шнурок будет лишь «предохранителем» от случайного выскальзывания камеры из рук. А вот легкую Canon EOS 450D, которой я до сих пор снимал, носить на шнурке на запястье вполне удобно (при этом камера не должна болтаться маятником — шнурок нужен только, чтобы безопасно «перехватить» камеру или повесить ее на плечо, о чем будет написано далее). Выглядит шнурок-крепление так:
Шнурок легко сделать из любой более-менее надежной тесьмы. Раньше я использовал «патентованное» решение, но оно оказалось не столь удобным:
С ним рука больше устает, так как ремешки сковывают движения и пережимают руку. А для замены аккумулятора приходится снимать нижнюю площадку, которая крепится к штативному гнезду. Единственное достоинство, которое я оценил у этой конструкции — камера не болтается на шнурке, так как зафиксирована в двух точках и фактически притянута к ладони. Что касается самодельного шнурка, его можно сделать достаточной длины, чтобы надевать не только на запястье, но и на плечо (если не носишь свитер или теплую куртку). Тогда камера будет болтаться под мышкой, давая руке отдых и находясь во вполне безопасном и не очень заметном положении.
Как я почти не использую фирменных нашейных ремней, так же редко ношу камеру в фотокофре. Кофры слишком заметны и неудобны своей жесткостью форм (что для камеры, наверное, хорошо, но не для ее ношения в людном месте). Моя камера и принадлежности к ней до съемки хранятся и переносятся в обычной «городской» сумке в съемном мягком кармане, какими нередко комплектуются фотокофры (такой кубик-вставку можно сделать из перегородок от рюкзака, имеющих обычно липучки-застежки по краю). Таким образом, ничто не выдает наличие у меня фототехники, пока я не приду на место съемки. Ну а там камера висит на запястье, также в относительной безопасности и незаметности. И даже когда она во время съемки покоится на «фотоподушке»-штативе, ремешок остается на запястье. После съемки камера снова погружается в обычную сумку с замком-молнией и замками-клипсами наружного клапана. Неплохим решением для незаметного ношения не очень большой камеры могут быть большие карманы куртки-ветровки или разгрузочного жилета, который не опознается явно как «фотожилет».
Украденная камера была «экипирована» так, как рекомендуется в руководствах к фототехнике. Я постеснялся отдать ее в «бедном виде» — без фирменного яркого ремешка с кричащей надписью (который виден издалека, когда надет на шею), — и, пристегнув нашейный ремень, уложил комплект в фотокофр известной марки с клапаном-молнией. Товарищ еще добавил к скромному потертому аппарату «профессиональную» лепестковую бленду. Вероятно, новый ремешок, бленда и кофр привлекли внимание грабителей. Остальное — дело техники. Проследовать за человеком с кофром, спуститься с ним в метро, а когда подойдет вагон, быстренько создать вокруг него толпу и вытащить камеру из кофра, втолкнув напоследок человека в вагон.
Теперь я снимаю другой камерой. Но если вдруг читателям моих статей попадется в руки Canon EOS 450D (номер 0530103781) и объектив Canon EF 28—105 мм f/3,5—4,5 (номер 27250391), буду благодарен за информацию об их судьбе.
16-я «Санкт-Петербургская Фотоярмарка»
«Санкт-Петербургская Фотоярмарка» — старейшая из современных действующих технических фотовыставок. Ее тематика — фототехника, услуги и собственно фотография. За 16 лет существования к традиционным выставочным мероприятиям добавлялись новые. И сейчас «в составе» ярмарки: техническая экспозиция, выставки фотографий, в том числе победителей различных фотоконкурсов (постоянно действующего «Мой Canon»), семинары и мастер-классы участников, а также отдельная образовательная программа. Эту программу проводят на своем подиуме «Гильдия рекламных фотографов»/фестиваль «Мастер» совместно с компаниями, продвигающими студийную технику (в этом году образовательная площадка была у компании «SBF / Sinar Bron Foba / Moscow»).
Проводится «Фотоярмарка» в Санкт-Петербургском «Манеже» (ЦВЗ «Манеж», Исаакиевская пл., 1), на двух его уровнях. Выставочные площади заметно меньше тех, которые имеет «Фотофорум», проводимый в Москве. Это, с одной стороны, ограничивает состав участников, и не все крупные компании привозят сюда свои экспозиции. А с другой — здесь менее шумно и более комфортно.
При желании подробно ознакомиться со всеми экспозициями придется потратить примерно половину выставочного дня или день. Насыщенная образовательная программа — хорошая причина провести в «Манеже» все четыре дня работы выставки.
В этом году организаторы предложили гостям выставки несколько новых проектов, так или иначе связанных с интернетом, что симптоматично. Это «Парад фотоклубов СНГ», конкурс «Лучший российский фотоблог» и виртуальная выставочная площадка Photowebexpo. Отбор участников и победителей парада фотоклубов проводился голосованием самих участников в Cети, это избавило организаторов от необходимости выполнять подборки работ и рассылать их на дисках. «Лучший Российский фотоблог», естественно, возник благодаря интернету. По данным организаторов, в Сети сейчас около 2,5 миллионов русскоязычных фотоблогов. Photowebexpo — web-площадка, которая фактически продолжит работу выставки в интернете в течение всего года. Принцип ее работы аналогичен реализованному в обычной жизни. У участников имеются«стенды», которые они могут наполнять разнообразной информацией (технической, анонсами новинок, презентаций, семинаров и т. д.).
Состав участников в этом году был не так широк, как хотелось бы. Собственных стендов не было, к примеру, ни у Panasonic, ни у Olympus, ни у Epson. Впрочем, многое из официально не представленного можно было обнаружить на стендах торговых компаний: «Сивма-Фототехника», «Яркий мир», «Фотофрейм».
Наиболее ярким был стенд компании Sony. Практически не уступала ему площадка Canon, хотя количество представленных на ней моделей было меньше, чем в прошлые годы, а несложный прежде доступ к камерам и оптике был в этот раз ограничен. Из «фотокомпаний» свои стенды были у Nikon, Pentax и Samsung. Для «испытаний» фототехники у всех перечисленных фирм имелся свой подиум с живыми моделями, на котором проводились и презентационные мероприятия, а также семинары.
Новинки
Интернет позволяет узнать о новинках еще до любой выставки, поэтому говорить о «новинках, представленных на выставке» не совсем корректно. Но у выставки есть преимущество — технику можно попробовать или хотя бы потрогать, что не менее важно, чем знание ее технических характеристик. После проведения «Фотофорума-2011» на рынке было представлено немало новых устройств, и некоторые из них оказались на стендах «Фотоярмарки». Из наиболее свежих и заметных стоит отметить: систему камер со сменной оптикой Nikon 1, Samsung NX 200 и новые объективы к системе NX, компакты Samsung MV800 / WB750, новые NEX-камеры Sony NEX-5N и NEX-7 и аппараты с полупрозрачным зеркалом — SLT-A77 и A65, систему «маленьких» камер со сменной оптикой Pentax Q. Одним из наиболее необычных продуктов, представленных на выставке, был бинокль Sony (модели DEV-5/DEV-3) с функциями съемки видео 3D Full HD. Собственно, бинокль он только по компоновке, но в отличие от настоящих биноклей, хорошо фокусируется и в ближней зоне (МДФ — сантиметры).