Камеры Sony NEX комплектуются весьма широкоугольным объективом 16 мм, который дает нам угол обзора около 70 градусов по длинной стороне кадра. Тем не менее, иногда хочется большего. В особенности это полезно при съемке сферических панорам, когда большое число кадров существенно усложняет работу. Простое уменьшение фокусного расстояния объектива без изменения его геометрии дает не слишком большой прирост угла обзора и при этом разрешение на краях кадра катастрофически падает. Кардинально увеличить угол обзора, практически вдвое, до 140 градусов по длинной стороне кадра, позволяют объективы типа «Диагональный рыбий глаз». Диагональный, потому что угол зрения по диагонали кадра у них составляет 180 градусов. В предыдущих статьях я уже показывал, что с камерами Sony NEX можно использовать объектив «МС Пеленг» 3,5/8А производства Белорусского ГП «ММЗ им. С. И. Вавилова».
А еще раньше я показал, как этот объектив может быть использован для создания трубы Кеплера, чтобы получить конвертер к произвольному объективу. Фирма Sony выпустила и собственное решение этой проблемы в виде конвертера VCL-ECF1. Насадка представляет собой своеобразную трубу Галилея, что обеспечивает компактные размеры и маленький вес, около 150 г. Кроме того, фирма заявляет, что конвертер является рассчитанным эксклюзивно для объектива Sony E 16/2,8, и в результате мы получаем объектив с фокусным расстоянием 10 мм и геометрией «Диагональный рыбий глаз». Если предположить, что изначально объектив и насадка рассчитывались как единое целое, то мы можем надеяться на качество, сравнимое с отдельным сменным объективом. Конвертер крепится на объектив с помощью пластмассового байонета и имеет кнопку фиксатора на оправе, в комплект входит удобный футляр.
Вид спереди | Вид сзади |
Футляр |
Таким образом, по своим эргономическим характеристикам насадка представляется очень заманчивым приобретением, в особенности если учесть, что и цена ее вдвое меньше, чем у объектива Пеленг.
Объектив Sony E 16/2,8 с конвертером VCL-ECF1 и объектив Пеленг с переходными кольцами
Рассмотрим снимки, сделанные объективом 16 мм, объективом с конвертером и объективом Пеленг.
Sony E 16/2,8 | |
Sony E 16/2,8 с конвертером VCL-ECF1 | |
Пеленг |
По углу мы сразу существенно выиграли по сравнению со штатным объективом и слегка проиграли объективу Пеленг. Причем проиграли не переделанному объективу Пеленг, который описан в предыдущей статье, а именно исходному заводскому объективу. Если рассматривать снимки, сделанные в формате JPEG, то проиграли мы и по хроматическим аберрациям. Однако фотография у нас цифровая, поэтому справиться с хроматическими аберрациями можно программно. Для этого делаем снимки в формате RAW и далее преобразуем их, включив автоматическую коррекцию хроматических аберраций, например в программе DarkTable. В результате мы получаем следующий снимок, на котором хроматические аберрации уже практически незаметны.
Пеленг, JPEG. Фрагмент увеличен | VCL-ECF1, JPEG. | VCL-ECF1, RAW. Коррекция хроматических аберраций |
При компьютерной обработке мы можем использовать конвертер типа «Рыбий глаз» как обычный широкоугольный конвертер. Для этого применяем преобразование из одной проекции в другую. Например, в модуле lensfun программы UFRaw выбираем исходную геометрию «Рыбий глаз» и целевую геометрию прямолинейную. В результате получаем снимок, близкий к тому, который мы могли бы получить, если бы использовали широкоугольный конвертер VCL-ECU1, который вместе с объективом Sony E 16/2,8 дает нам фокусное расстояние 12 мм.
Снимок, сделанный объективом Sony E 16/2,8 с конвертером VCL-ECF1, преобразован в прямолинейную проекцию, и красным прямоугольником выделен фрагмент, соответствующий снимку, сделанному объективом Sony E 16/2,8.
P.S.
Чуда не произошло: насадка, естественно, уступает специальному объективу. При съемке сферических панорам с помощью автоматизированной установки, приведенной на фотографии, преимущество данной насадки над Пеленгом весьма спорно.
А вот фотографы, которые используют аналогичную автоматизированную установку, подвешенную к воздушному змею, уже оценили компактность и малый вес камер Sony NEX, и им эта насадка может очень пригодиться.