Объектив Sony E 55—210 мм F:4,5—6,3 OSS

Объектив Sony E 55—210 мм F:4,5—6,3 OSS

Камеры Sony NEX могут использоваться практически с любыми объективами и являются, вероятно, лучшими на сегодняшний день для использования в качестве регистрирующего элемента самодельных экспериментальных установок. Но эти камеры являются еще и одними из самых маленьких камер, позволяющих менять объективы. Чтобы вся система была компактной и удобной в эксплуатации, нужно иметь объективы, рассчитанные на работу именно с этими камерами, поскольку переходники — это всегда лишние габариты, уменьшение надежности и зачастую потеря части функциональности как камеры, так и объективов. Родных объективов для камер NEX пока совсем мало, данных по ним — еще меньше. Про данный объектив известно, что он состоит из 13 элементов в 9 группах и его фокусное расстояние изменяется от 55 до 210 мм. Относительное отверстие, в зависимости от фокусного расстояния, изменяется от 1:4,5 до 1:6,3. Минимальная диафрагма тоже зависит от фокусного расстояния и соответственно равна F:22—F:32. Диафрагма имеет семь лепестков. Резьба под светофильтры М49. Объектив имеет встроенную систему стабилизации. Ее включение осуществляется через меню камеры.

Объектив Sony E 55—210 мм F:4,5—6,3 OSS
Объектив Sony E 55—210 мм F:4,5—6,3 OSS

 

В комплект с объективом входит бленда с байонетным креплением. Вес объектива — 345 г. Диаметр объектива — 64 мм, длина при минимальном фокусном расстоянии — 112 мм, при максимальном фокусном расстоянии — 158 мм. Максимальный диаметр бленды — 75 мм, и она увеличивает длину объектива на 54 мм.

Объектив Sony E 55—210 мм F:4,5—6,3 OSS
Объектив Sony E 55—210 мм F:4,5—6,3 OSS

Объектив очень красивый, добротно сделанный, с металлическим байонетом и без заметных люфтов. Если его потрясти, то дребезга не слышно.

Однако его характеристики, по сравнению со сменными объективами для зеркальных камер, отнюдь не впечатляют. Чтобы составить впечатление о его разрешении, я провел его грубое тестирование. Для оценки разрешения в штрихах на пиксель снималось три листа А4, на каждом из которых были напечатаны кольцевая и радиальная миры. Чертеж миры в формате SVG можно скачать здесь. Один лист располагался в центре кадра, другой — с краю и еще один — между ними. Для оценки изображение в сыром формате обрабатывалось программой RawTherapee по алгоритму DCB.

график
Зависимость диаметра эллипса нерезкости радиальной миры в центре кадра от диафрагменного числа для фокусного расстояния 55 мм

Значения для диафрагменных чисел 5,6—11 лежат в пределах ошибки измерений. При полностью открытой диафрагме разрешение падает за счет аберраций, а при диафрагменном числе 16 — уже за счет дифракции. У матрицы камеры NEX-5 еще есть небольшой запас, поскольку для объектива Юпитер 3 она позволяет получить диаметр эллипса нерезкости в 43 пикселя.

график
Зависимость диаметра эллипса нерезкости радиальной миры в горизонтальной плоскости от фокусного расстояния. Диафрагма F:8. Зеленым цветом обозначены значения для миры в центре кадра, красным — для края и синим — для промежуточного положения. Светлые оттенки  для снимков в JPEG, темные — для снимков в RAW

Хотя кратность изменения фокусного расстояния этого объектива вдвое меньше, чем у недавно рассмотренного объектива Tamron 18—200 мм F:3,5—6,3 Di III VC, качество картинки у них сопоставимо. Хроматические аберрации у этих объективов имеют одинаковый ход и меняют знак по мере изменения фокусного расстояния, астигматизм по центру при максимальном фокусном расстоянии у объектива Sony выражен слабее, но присутствует. Неожиданностью стало то, что характер астигматизма и связанный с ним хроматизм положения имеет сильный разброс от кадра к кадру. Особенно заметно это по центру при максимальном фокусном расстоянии и на краях при минимальном. При минимальном фокусном расстоянии и полностью открытой диафрагме иногда наблюдается заметная разница в разрешении по правому и левому кадру. Я могу только предположить,что этот эффект вызывается подвижным оптическим элементом системы стабилизации изображения. В отличие от недавно описанных камер Panasonic GF5 и Canon G1X, камера не занимается программной коррекцией аберраций при записи в формате JPEG, и есть смысл снимать в сыром формате, а потом самостоятельно обрабатывать снимки. Программа RawTherapee успешно автоматически исправляла хроматические аберрации, как по центру, так и на краях при максимальных и средних фокусных расстояниях и отказывалась работать при минимальных. Имеющаяся асимметрия характера астигматизма существенно затрудняет этот процесс. В этом случае приходилось корректировать вручную, и только хроматические аберрации увеличения на краях кадра. Что касается коррекции дисторсии, то она при этих фокусных расстояниях невелика, и ее в любом случае правильнее исправлять с параметрами, вычисленными для конкретного объектива, а не на основании средней температуры по больнице. Это можно сделать, например, с помощью программы hugin.

Галерея

Все снимки сделаны камерой Sony NEX-5. Щелчок мышью по миниатюре позволяет увидеть исходный снимок.

Минимальная дистанция фокусировки 1 м при максимальном фокусном расстоянии и около 60 см — при минимальном, что позволяет при максимальном фокусном расстоянии, не нагибаясь, получать неплохие макроснимки.

Миниатюра
Фрагмент
фото
фото
F=210 мм; F:13; 1/1000 с; ISO-800
фото
фото
F=210 мм; F:8; 1/1000 с; ISO-800
фото
фото
F=210 мм; F:8; 1/125 с; ISO-800

Максимальная дистанция — бесконечность, но автоматически на Луну камера наводится редко, и приходится пользоваться ручной фокусировкой.

фото
фото
F=210 мм; F:10; 1/80 с; ISO-400
фото
фото
F=83 мм; F:8; 1/500 с; ISO-200
фото
фото
F=147 мм; F:8; 1/640 с; ISO-200
фото
фото
F=164 мм; F:8; 1/640 с; ISO-200
фото
фото
F=96 мм; F:9; 1/640 с; ISO-200
фото
фото
F=94 мм; F:9; 1/500 с; ISO-200
фото
фото
F=104 мм; F:13; 1/320 с; ISO-200
фото
фото
F=55 мм; F:8; 1/20 с; ISO-200
фото
фото
F=210 мм; F:8; 1/250 с; ISO-400

P.S.

Объектив менее универсален, чем объективы 18—200 мм, в общем диапазоне фокусных расстояний имеет схожие характеристики и существенно дешевле. В общем, думайте сами, решайте сами — иметь или не иметь.

Цены

В таблице ниже приведена средняя розничная по Москве цена объектива, актуальная на момент чтения вами данной статьи:

Объектив Sony E 55—210 мм F:4,5—6,3 OSS
$202(29)



13 июля 2012 Г.

Sony E 55—210 F:4,5—6,3 OSS

Sony E 55—210 F:4,5—6,3 OSS

 Sony E 55—210  F:4,5—6,3 OSS

Sony NEX , , . , . , , , — , , . NEX , — . , 13 9 55 210 . , , 1:4,5 1:6,3. F:22—F:32. . 49. . .

 Sony E 55—210  F:4,5—6,3 OSS
 Sony E 55—210  F:4,5—6,3 OSS

 

. — 345 . — 64 , — 112 , — 158 . — 75 , 54 .

 Sony E 55—210  F:4,5—6,3 OSS
 Sony E 55—210  F:4,5—6,3 OSS

, , . , .

, , . , . 4, . SVG . , — — . RawTherapee DCB.

55

5,6—11 . , 16 — . NEX-5 , 3 43 .

. F:8. , — — .   JPEG, — RAW

, Tamron 18—200 F:3,5—6,3 Di III VC, . , Sony , . , . . . , . Panasonic GF5 Canon G1X, JPEG, , . RawTherapee , , . . , . , , , , . , , hugin.

Sony NEX-5. .

1 60 — , , , .

F=210 ; F:13; 1/1000 ; ISO-800
F=210 ; F:8; 1/1000 ; ISO-800
F=210 ; F:8; 1/125 ; ISO-800

— , , .

F=210 ; F:10; 1/80 ; ISO-400
F=83 ; F:8; 1/500 ; ISO-200
F=147 ; F:8; 1/640 ; ISO-200
F=164 ; F:8; 1/640 ; ISO-200
F=96 ; F:9; 1/640 ; ISO-200
F=94 ; F:9; 1/500 ; ISO-200
F=104 ; F:13; 1/320 ; ISO-200
F=55 ; F:8; 1/20 ; ISO-200
F=210 ; F:8; 1/250 ; ISO-400

P.S.

, 18—200 , . , , — .

, :

Sony E 55—210 F:4,5—6,3 OSS