10 Мп (10,3) матрица с абсолютным размером 21,5×14,4 мм типа КМОП позволяет считать Sony Cyber-shot R1 родоначальницей нового класса цифровых камер. Качество изображения, формируемого «большой» матрицей, и его «оптические» особенности (зависимость глубины резкости от диафрагмы) ставит ее в один ряд с цифровыми зеркалками. А концепция — «камера с несменной оптикой, псевдомеханическим приводом фокусировки (кольцо на объективе), электронным видоискателем и не очень большим буфером» — в ряд с такими аппаратами как: Sony Cybershot DSC-F828, Minolta DIMAGE A2 и A1 и другими им подобными.
И у зеркалок и у камер с несменной оптикой есть свои приверженцы. Сменная оптика нужна не всем. Но, отказываясь от нее, покупатель обычно теряет: широкий диапазон светочувствительности, как следствие — возможность снимать без штатива и на длинных выдержках при недостатке освещения, «прямой» механический контроль за настройкой фокуса, скорость и «длину» серии. Понятно, что все перечисленное не является непреодолимыми недостатками. Sony Cyber-shot R1 — тому свидетельство. «Теряет» теперь можно оставить в прошедшем времени. И пусть «R1» еще не во всем на высоте по меркам «зеркалки», но она важный этап на пути к «чистой» цифре. Ведь что бы ни говорили приверженцы оптических (зеркальных) видоискателей, даже производители современных цифровых зеркальных камер не считают необходимым делать их (видоискатели) столь же качественными (светлыми, удобными, сменными и т. п.), как на пленочных камерах. И, пожалуй, скоро электронный видоискатель станет более эффективным инструментом кадрирования, чем зеркало и призма (или система зеркал).
Электронный видоискатель позволяет «видеть» фактически то, что будет запечатлено. В нем нечему сотрясать камеру, как зеркалу у зеркалки. «Съем» сигнала с матрицы для кадрирования немного увеличивает задержку съемки, но для студии, где быстрая реакция не так важна, использование этой технологии для визирования и ручной фокусировки обеспечивают больший комфорт, точность и надежность (уверенность в «границах кадра» и фокусе). А ведь можно использовать не только встроенный дисплей камеры, но и подключаемый (пока, к сожалению, только по видеоканалу) внешний. То, что достигается в редких зеркалках (визирование по матрице в Canon EOS 20Da и Fuji S3Pro) с таким большим трудом и так «неполноценно», на большой (APS размера) матрице Sony Cyber-shot R1 — штатный режим.
Сильные стороны Sony Cyber-shot R1: 10 Мп матрица, 5Х объектив CARL ZEISS T*, поворотный дисплей, диапазон ISO 160-3200, новые решения в управлении и обработке сигнала. Объектив CARL ZEISS T* 14,3-71,5 мм (экв. 24-120 мм), f/2,8-f/4,8 с резьбой под фильтр 67 мм состоит из 12 элементов в 10 группах (4 асферических элемента) и имеет «фирменное» покрытие просветления T*. Диапазон рабочих значений диафрагмы f/2,8 - f/4,8 - f/16. Производитель сообщает, что конструкция объектива оптимизирована под матрицу. Короткое (зеркала ведь нет) расстояние между задней линзой и матрицей — 2,1 мм способствует уменьшению хроматических аберраций. В камере установлен процессор Real Imaging. Отчасти благодаря ему удалось «добиться значительного уменьшения времени отклика и значительно снизить шумы изображения» (пресс-релиз). Сообщается, что время включения 0,68 с, задержка срабатывания затвора 0,29 с, задержка спуска затвора 0,0075 с. Камера может сохранять снимки в JPEG и RAW. При сохранении в JPEG можно настраивать: резкость, контраст, насыщенность и выбирать одно их трех цветовых пространств (sRGB Яркое / sRGB Стандартное / Adobe RGB).
Как у многих современных цифровых камер у R1 есть встроенный «оптимизатор» изображения — система A.G.C.S (Advanced Gradation Control System — система контроля градации). «Система оценивает распределение яркости на экране и применяет соответствующую кривую гамма-распределения (распределения освещенности), что позволяет увеличить четкость изображения. Фотосъемка в сложных условиях, например, съемка слабо освещенного объекта на ярко освещенном фоне, не является проблемой для камеры Cyber-shot R1 — благодаря функции A.G.C.S достигается баланс яркости и, как результат, — равномерно освещенный снимок» (пресс-релиз). Камера (по сравнению со своими предшественниками) стала более «профессиональной» и, к сожалению, «потеряла» такие функции, как съемка видео, голографическая подсветка и съемка без ИК фильтра (режимов ночной съемки и ночного кадрирования нет).
У Sony Cyber-shot R1 электронный видоискатель и поворотный дисплей. Электронный видоискатель заметно инерционен. Во многих случаях удобнее пользоваться поворотным дисплеем. Он расположен сверху и благодаря своим поворотам позволяет вести съемку, наблюдая сцену из любой точки верхней полусферы. Для съемки «над головой» нужно перевернуть саму камеру. Чтобы снимать было удобно, система «дисплей — видоискатель» наделена двумя полезными функциями: автоматическое переключение дисплей-видоискатель при приближении лица фотографа к камере и режимы отображения сигнала «Preview» и «Framing». В режиме «Preview» изображение выводится с учетом настроек диафрагмы и экспозиции вообще, что позволяет визуально контролировать глубину резкости и распределение яркостей. Режим «Framing» с усилением сигнала удобен для съемке при слабом освещении, это привычный режим большинства цифровых камер с несменной оптикой. На дисплей и в видоискатель выводятся основные настройки камеры, есть режимы отображения гистограммы и «сетки».
Режим съемки. | Настройки режима «меню», съемка. |
Режим съемки, широкая зона автофокуса. | Настройки режима «меню», съемка. |
Режим съемки, произвольный выбор точки автофокуса. | Настройки режима «меню», съемка. |
Режим съемки, отображение гистограммы. | Настройки режима «меню», шаг автоматической вилки экспозиции. |
Режим съемки, ручная фокусировка. | Настройки режима «меню», коррекция вспышки. |
Режим съемки, выбор алгоритма экспозамера. | Настройки режима «меню», съемка. |
Режим съемки, серийная съемка. | Настройки режима «меню», съемка. |
Режим съемки, настройка баланса белого. | Настройки режима «меню», съемка. |
Режим съемки, настройки вспышки, возможна медленная синхронизация и синхронизация по окончанию экспонирования. | Настройки режима «меню», съемка. |
Просмотр одиночного кадра. | Настройки режима «меню», съемка. |
Просмотр одиночного кадра с отображением гистограмм. | Настройки режима «меню», установки. |
Просмотр нескольких кадров. | Настройки режима «меню», установки. |
Операции с изображением: защита, прямая печать и печать DPOF, просмотр последовательности, изменение размера. | Настройки режима «меню», установки. |
Изменение размера изображения в режиме просмотра. | Настройки режима «меню», системные установки. |
Дисторсия
Разрешение, хроматические аберрации, дисторсия, виньетирование
Фрагменты радиальной миры для центра кадра (слева) и верхнего правого края кадра (справа), фокусное расстояние 14,3 мм. |
Фрагменты радиальной миры для центра кадра (слева) и верхнего правого края кадра (справа), фокусное расстояние 29,7 мм. |
Фрагменты радиальной миры для центра кадра (слева) и верхнего правого края кадра (справа), фокусное расстояние 71,5 мм. |
Разрешение у испытанного образца не очень высокое — приблизительно 0,67 линий на элемент матрицы. Но для 10 Мп камеры это не так уж и важно. Большая матрица позволяет диафрагмировать объектив во всем возможном диапазоне значений диафрагм и при этом почти не терять в разрешении.
Шум и баланс белого
Съемка мишени производилась при освещении галогенными лампами. Установка баланса белого по серой мишени (MWB) и авто (AWB). Приведены фрагменты (1:1) серых полей мишени. Для сравнения приведены фрагменты мишени при съемке ее камерой Canon EOS 350D (при тех же условиях освещения: галогенные лампы, короткие выдержки).
Кодирование цвета, съемка в JPEG
Макрорежим
Минимальное поле изображения в «макро», при котором еще возможна фокусировка:
f = 14,3 мм |
f = 71,5 мм |
Sony Cyber-shot R1, f=41,7 мм, f/5,6, ISO 200, автобаланс белого, JPEG, снимок уменьшен в Photoshop. |
Sony Cyber-shot R1, f=41,7 мм, f/5,6, ISO 200, автобаланс белого, JPEG, снимок открыт в Photoshop с помощью PIMII модуля. (Смотрите статью «О потерянных цветах на снимках, сделанных камерами Sony»). |
Canon EOS 350D, объектив Canon EF 50 мм, 1:1,8 II, f/8, ISO 200, автобаланс белого, JPEG, снимок уменьшен в Photoshop. |
Sony Cyber-shot R1, f=41,7 мм, f/5,6, ISO 200, JPEG, фрагменты 1:1. |
Sony Cyber-shot R1, f=41,7 мм, f/5,6, ISO 200, JPEG, снимок открыт в Photoshop с помощью PIMII модуля, фрагменты 1:1. |
Canon EOS 350D, объектив Canon EF 50 мм, 1:1,8 II, f/8, ISO 200, JPEG, фрагменты 1:1. |
f = 14,3 мм, f/5,6, ISO 400, исходный файл JPEG 4,1 МБ. | |
Фрагмент 1:1, центр кадра. | Фрагмент 1:1, край кадра. |
f = 71,5 мм, f/5,6, ISO 400, исходный файл JPEG 4,1 МБ. | |
f = 56,7 мм, f/5,6, ISO 400, исходный файл JPEG 4,2 МБ. | |
f = 56,7 мм, f/4,8, ISO 200, исходный файл RAW 21 МБ. | |
Съемка со встроенной вспышкой, f = 71,5 мм, f/4,8, ISO 160, исходный файл JPEG 3,2 МБ. |
Измерения скорости производились при съемке на карту памяти Transcend 80X CF 512 МБ:
Съемка первого кадра из выключенного состояния, АФ выключен: | задержка менее 1 с |
Интервал между снимками JPEG, максимальное качество, АФ выключен, выдержка 1/100 с: | 8 снимков за 6 с, далее кадр через 1-2 с |
Серия JPEG, максимальное качество, АФ выключен, выдержка 1/100 с: | 3 снимка за 1 с, далее 3 снимка за 1 с через 3-5 с |
Интервал между снимками RAW, АФ выключен, выдержка 1/100 с: | 2 кадра за 2 секунды, далее 1 кадр через 7-10 секунд |
Серия RAW | нет |
Sony Cyber-shot R1 во многом революционная камера. Ее появление по важности можно сравнить с появлением первой недорогой цифровой зеркальной камеры. Не высокая цена возродила массовый интерес к зеркальным цифровым камерам, заставив многих поверить в серьезность и одновременно доступность цифры. Но серьезная цифровая камера вовсе не должна быть зеркальной и в то же время она может быть не столь дорогой, как студийный задник. При этом «цифровая конструкция» с прямым визированием по матрице для многих задач более верное и удобное решение, чем зеркальная система. Качество изображения, обеспечиваемое сравнительно большой матрицей Sony Cyber-shot R1, вполне на высоте современных зеркальных камер. Чтобы совершить революцию ей не хватает возможностей смены оптики, большого буфера и чуть более качественного видоискателя. Наверное, это только вопрос цены и связанного с более высокой ценой риска, на который может себе позволить пойти компания. Остается надеяться на эволюцию.Технические характеристики:
Матрица | КМОП 21,5×14,4 мм , 10,3 Мп |
Форматы | RAW, JPEG, от 3888×2592 |
Оптика | Carl Zeiss Vario-Sonnar T*, 14,3-71,5 мм (экв. 24-120 мм), f/2,8-f/4,8, фильтр 67 мм |
Чувствительность, экв. ISO | 160-3200 |
Экспозамер | мультизонный, точечный, центрально-взвешенный |
Экспорежимы | M, A, S, P, авто, экспокомпенсация, автоматическая вилка |
Сюжетные режимы | портрет, ночной портрет, пейзаж, ночной пейзаж |
Экспозиция | 1/2000 — 30 с, «В» |
Фокусировка | TTL, подсветка, по полю кадра автоматическая / произвольная, ручная |
Диапазон фокусировки (W/T), м | 0,35/0,4 — бесконечность |
Режимы «протяжки» | однокадровая, серийная 3 к/с |
Баланс белого | авто, дневной свет, облачно, флуоресцентный, лампы накаливания, вспышка, по мишени |
Вспышка (W/T), м | 0,5 — 8,5/ 0,4 — 5,0 (ISO авто) |
Режимы вспышки | авто, вкл./выкл., снижение эффекта, красных глаз, медленная синхронизация, синхронизация по окончанию экспонирования, коррекция |
Дисплей | 2,0″ TFT, 134000 |
Видоискатель | электронный 235000 |
Обработка | контраст, резкость, насыщенность, ч-б, сепия, Adobe RGB, яркий, стандартный |
Видео | нет |
Сменная память | MS/CF |
Питание | infoLITHIUMNP-FM50, 7,2 В, 8,5 Вт |
Интерфейсы | USB 2.0 / Видео, АСС |
Размер/вес (мм/г) | 139,4×97,7×156 / 929 |
Цены
В таблице ниже приведена средняя розничная по Москве цена, актуальная на момент чтения вами данной статьи:
Sony Cyber-shot R1 |
Н/Д(0) |