Название | Pentax K-3 |
Дата анонса | 17 октября 2013 г. |
Тип | Mid-size SLR (среднеразмерная зеркальная) |
Производитель | Ricoh Imaging Company |
Информация о камере | Pentax K-3 на сайте производителя |
Цена (только корпус) |
Содержание
- Технические характеристики
- Конструкция, дизайн, управление
- Pentax K-3 и конкуренты
- Качество изображения — шумы
- Оптика — HD Pentax-DA 20-40mm F2.8-4 Limited DC WR
- Особенности Pentax K-3:
- Итоги
- Галерея
- Тестовые материалы для скачивания
Сначала небольшое лирическое отступление. Когда вышла статья о Canon 6D, на форуме была пара замечаний: зачем тестировать это «старье»? Отчасти это справедливо, про камеру уже много написано, все всё знают и т. д. и т. п. Это правда, но детальных тестов, особенно в Рунете, не так много. И возможно, поэтому читательский интерес к нашим материалам о «старье» довольно высок — мы ведем статистику, самые читаемые статьи отображаются на первой странице iXBT.com, и тест-обзор «Canon EOS 6D» там гордо красовался три месяца. Если люди тратят время на чтение, значит, это им интересно. Вопрос о «старье» снимается. Единственное, что можно добавить — что в тестах неновых камер есть дополнительный интерес нашего раздела сайта — накопление тестовой базы для сравнения.
Еще одно лирическое отступление. Мы не будем долго перебирать все моменты истории, но после ряда переформирований, слияний и поглощений, в 2011 году состоялась передача подразделения по производству потребительской фототехники Pentax Imaging Systems Division в ве́дение компании Ricoh. Именно поэтому у героини нашего теста основной бренд — Pentax, а дополнительный (на задней панели) — Ricoh.
И третье, почти лирическое. Обычно мы начинаем сравнивать тестируемую модель с не очень старыми предшественниками, но в случае Pentax K-3 это было бы не слишком разумно. Ее можно сравнить с Pentax K-5 II — камерой примерно той же ценовой категории, но Pentax K-5 II уже не входит в линейку производителя (хотя остатки еще можно встретить в продаже). А другая модель, Pentax K-50, которую можно увидеть на сайте Ricoh Imaging, относится к совсем иной весовой категории. Так что сравнительный анализ отложим до появления в нашей лаборатории Pentax K-3 II, а пока просто познакомимся с паспортными данными героини этого обзора.
Основные характеристики | |
Корпус, защита | Магниевый сплав. Защита от влаги (попадание брызг воды) и пыли, морозоустойчивость — не менее −10 °C |
Объектив | Сменная оптика, байонет Pentax KAF2 |
Матрица | 24 Мп, APS-C (23,5×15,6 мм; кроп-фактор 1,5), CMOS |
Светочувствительность | ISO 100 — 51 200 |
Управление фокусировкой | Фазовый датчик SAFOX 11 — 27 точек (25 точек перекрестного типа). Режимы фокусировки: A (автоматический), S (покадровый), C (следящий) |
Управление экспозицией | TTL-замер при полностью открытой диафрагме при помощи 86000-пиксельного RGB-сенсора, интеллектуальный анализ сюжета в кадре |
Экран | 3,2 дюйма RGB, 1 040 000 точек, фиксированный |
Видоискатель | Оптический (пентапризма), угол охвата (по вертикали/горизонтали) ≈100%, увеличение ≈0,95х |
Стабилизация изображения | Оптическая стабилизация на основе сдвига матрицы Shake Reduction, эффективность ≈4 ступени EV |
Режимы съемки | «Зеленый режим», P — программный, Sv — приоритет чувствительности, Tv — приоритет выдержки, Av — приоритет диафрагмы, TAv — приоритет выдержки и диафрагмы, M — ручной режим, Bulb, X — режим синхронизации со вспышкой. Гиперпрограммные режимы (оперативный переход из программного в приоритет выдержки или приоритет диафрагмы поворотом селектора). Гиперручной — оперативный переход к автоматической настройке экспозиции при помощи зеленой кнопки. Память 3 комплектов пользовательских настроек (User), автоматическая коррекция ярких участков изображения, настраиваемая коррекция теней, режим HDR (съемка и автоматическое объединение 3 кадров с разной экспозицией). |
Серийная съемка | до 8 кадров в секунду |
Затвор | 30 — 1/8000 с, Х-синхронизация 1/180 с |
Формат файлов | RAW (PEF/DNG), JPEG (Exif 2.30), DCF2.0 compliant |
Видео | Full HD 1920 × 1080 60i в форматах MPEG-4 AVC/H.264 (MOV), Motion JPEG (AVI) |
Источник питания | Литий-ионная батарея D-LI90 (≈560 кадров, 50% с использованием вспышки) |
Память | 2 слота: карты памяти SD / SDHC / SDXC |
Размеры, вес | 132×100×78 мм; 800 г (включая вес батареи и карты памяти) |
Дополнительные характеристики | |
«Горячий башмак» | Есть |
Встроенная вспышка | Есть. Ведущее число ≈13 (ISO 100) |
Подсветка автофокуса | Есть |
Брекетинг | По экспозиции (возможен по таймеру или с использованием пульта ДУ) |
Разъемы | USB 3.0 (тип Micro-B), Mini-HDMI (тип D), разъем для питания от сетевого адаптера, разъем для подключения спускового тросика, разъем X-sync для синхронизации внешних вспышек, миниджек (3,5 мм) для внешнего стереомикрофона, разъем для подключения наушников |
«Горячий башмак» | Есть |
Wi-Fi / USB / GPS | Опция / USB 3.0 / опция |
Автоспуск | 2 с / 12 с / интервальная съемка |
Форматы съемки | 3:2 (6016 × 4000) |
Особенности |
|
Если судить только по паспортным характеристикам, Pentax K-3 больше похожа на профессиональную, чем на любительскую камеру. Судите сами:
- Мощные модули автофокусировки и экспонометрии
- Мощный встроенный стабилизатор
- Защищенный магниевый корпус, морозостойкость
- 100%-ное покрытие кадра в видоискателе
- 2 слота для карт памяти
- Возможность синхронизации с внешней системой вспышек (правда, величина X-sync не дотягивает до профессионального уровня, составляет всего 1/180 с)
- Затвор с минимальной выдержкой 1/8000 с и гарантированным ресурсом 200 000 срабатываний
- Разъемы USB 3.0 и Mini-HDMI
- Возможность смены фокусировочного экрана
- Очень высокий верхний порог чувствительности — ISO 51200
Довольно неслабый набор для камеры, которая стоит чуть дороже зеркалки среднего уровня. И за всеми этим характеристиками чувствуется стремление Ricoh Imaging Company создать камеру с очень высокой конкурентоспособностью.
Конструкция, дизайн, управление
Но прежде чем делать окончательные выводы, давайте познакомимся с Pentax K-3 — посмотрим, как она сконструирована, насколько хорош и удобен корпус, насколько продумано управление.
Облик камеры — это слово «надежность», воплощенное в магниевом сплаве и почти сотне уплотнителей. Камера выглядит так, будто выдержит прямое попадание кумулятивного снаряда, и от этого снаряду будет плохо. Управление, сосредоточенное на правой кромке:
| |
Под основной заглушкой спрятаны три разъема: USB 3.0, Mini-HDMI и разъем внешнего питания. Разъем для внешнего микрофона находится под отдельной заглушкой чуть выше. И рядом с ним под такой же заглушкой — разъем наушников. Чуть выше мы видим рычажок, которые может блокировать диск выбора режима от случайного переключения. | |
Слева от видоискателя создатели Pentax K-3 разместили только две кнопки: просмотра и выбора режима экспозамера. Справа от видоискателя в верхнем ряду: кнопка Live View/Rec и программируемая кнопка AF (по умолчанию она включает автофокус, дублирует полунажатие кнопки спуск). Чуть дальше в верхнем ряду — кнопка блокировки экспозиции, которая при просмотре только что снятого кадра наделяется еще одной функцией — «Записать новый кадр не только в JPG, но и в RAW». | |
Под дополнительным управляющим колесом расположена «Зеленая кнопка». Она сбрасывает настраиваемый параметр в значение по умолчанию. И кроме того, при регулировке чувствительности включает режим ISO Auto. Идем дальше вниз, видим переключатель «фото — видео» для режима Live View. И еще чуть ниже — восьмипозиционный джойстик (навипад). Если точнее — у него только четыре кнопки, но при перемещении увеличенного изображения можно нажимать две соседние кнопки, и таким образом двигаться по диагонали. | |
Еще пара слов о джойстике. Кнопки «Баланс белого», «Вспышка» и «Серийная съемка» — понятны. А вот стрелка вправо называется «Мое изображение». Эта кнопка вызывает экран настройки изображения, наложения фильтров от «Яркого» до «Кросс-процесса». Нижняя правая кнопка на задней панели разрешает изменение точки АФ (в режиме съемки) и переключает слоты карт SD1 и SD2 (в режиме воспроизведения). Под отсеком для слотов карт памяти находится разъем для спускового тросика. | |
Если учесть, что у Pentax K-3 нет встроенного модуля Wi-Fi, второй слот становится особенно ценен. В нем карта FluCard становится именно встроенным модулем. При этом становится возможна не только передача данных, но и дистанционное управление съемкой. На странице ricoh-imaging.co.uk подробно показывается и рассказывается о возможностях дистанционного управления. | |
Как видите, рукоятка вполне серьезная и, пожалуй, больше заточенная под крупную руку. Но как показывает опыт, не очень крупные руки быстро адаптируются. Были бы силы свободно перемещать 800-граммовую камеру и объектив. Кнопка внизу рядом с объективом — это кнопка отсоединения объектива, а не репетир диафрагмы. А репетир находится на кольце включения (окружает кнопку спуска). Положения этого кольца: Off — On — Depth of Field Preview. | |
Вид сверху ничего сверхудивительного не несет. Справа от объектива хорошо видна схема управления с передним и задним управляющими колесиками. И еще — профиль рукоятки. А слева от объектива — диск выбора режимов, на котором очень много возможных вариантов. Фирменный режим Pentax TAv (приоритет выдержки и диафрагмы при автоматической установке ISO) может показаться экзотичным, хотя на зеркалках Pentax он появился давно. Отдельно в список вынесен режим X (X-синхронизация) и 3(!) пользовательских режима. | |
Обычно на фото нижней панели мы открываем крышку батарейного отсека. Здесь она, пожалуй, интереснее в закрытом виде — просто так не откроется, просто так не закроется. А панель контактов для батарейной рукоятки прячется под резиновой заглушкой с уплотнителем. Интересно, конструкторы какой фирмы придумают, как привязать заглушку к корпусу? «Непривязанные» имеют скверную привычку теряться. |
Итак, внешний осмотр показал:
- Корпус камеры производит впечатление очень надежного и защищенного.
- Множество функций камеры (а их действительно очень много) не привели к перенасыщенности органами управления. Самые необходимые настройки находятся под рукой, не самые необходимые — спрятаны в меню (их можно вынести в пользовательских настройках).
- Некоторые конструкторские и эргономические решения очень удачны (8-позиционный 4-кнопочный джойстик, «Зеленая кнопка»).
Переходим к внутреннему осмотру:
Как видите, количество настроек у Pentax K-3 огромно. С одной стороны, это благо — можно настроить все, что пожелают душа и разум. С другой стороны, настройка всего — это занятие для продвинутых и упорных, готовых взять на себя ручное управление. Собственно, Pentax K-3 предлагает профессиональные возможности по весьма умеренной цене. Если качество съемки также будет соответствовать профессиональному уровню… впрочем, не будем делать окончательных выводов, пока мы не прошли тестовую часть.
Pentax K-3 и конкуренты | ||||||
Canon EOS 70D | Canon EOS 7D | Nikon D610 | Nikon D7200 | Pentax K-3 | Sony Alpha ILCA-77M2 | |
Матрица | 20 Мп APS-C CMOS | 18 Мп APS-C CMOS | 24 Мп CMOS | 24 Мп APS-C CMOS | 24 Мп APS-C CMOS | 24 Мп APS-C CMOS |
Автофокус | 19 точек (19 крестовых) | 19 точек (19 крестовых) | 39 точек (9 крестовых) | 51 точка (15 крестовых) | 27 точек (25 крестовых) | 79 точек |
Экспозамер | 63 зоны RGB | 63 зоны RGB | 2016-пикс. RGB | 2016-пикс. RGB | 86000-пикс. RGB | 1200 зоны RGB |
Чувствительность | 100 — 12 800 до 25 600* | 100 — 6400 до 12 800* | 200 — 6400 100 — 25 600* | 100 — 25 600 до 102 400** | 100 — 51 200 | 50 — 51 200 |
ЖК-экран | 3,0″ RGB 1 040 000 откидной, поворотный, сенсорный | 3,0″ RGB 922 000 фиксир. | 3,2″ RGB 922 000 фиксир. | 3,2″ RGBW 1 228 800 фиксир. | 3,2″ RGB 1 040 000 фиксир. | 3,0″ RGBW 1 228 800 откидной, поворотный |
Видоискатель | ≈98% 0,95x | ≈100% 1,0x | ≈100% 0,7x | ≈100% 0,94x | ≈100% 0,95x | TFT 2 359 296 ≈100% 1,09х |
Затвор | 30–1/8000 с Х-sync 1/250 с | 30–1/8000 с Х-sync 1/200 с | 30–1/4000 с Х-sync 1/200 с | 30–1/8000 с Х-sync 1/250 с | 30–1/8000 с Х-sync 1/180 с | 30–1/8000 с Х-sync 1/250 с |
Стабилизатор | нет | нет | нет | нет | оптический | оптический |
Серийная съемка | ≈7 fps | ≈8 fps | ≈6 fps | ≈6 fps | ≈8,3 fps | ≈12 fps |
Wi-Fi / USB / GPS | встроенный USB 2.0 опция | опция USB 2.0 опция | опция USB 2.0 опция | встроенный USB 2.0 опция | опция USB 3.0 опция | встроенный USB 2.0 опция |
Видео | 1920×1080 30p | 1920×1080 30p | 1920×1080 30p | 1920×1080 60p | 1920×1080 60i (30p) | 1920×1080 60p |
Запас аккумулятора | 920 кадров | 800 кадров | 900 кадров | 1110 кадров | 560 кадров | 480 кадров |
Размеры, вес | 139×104×79 755 г | 148×111×74 820 г | 141×113×82 850 г | 136×107×76 765 г | 141×113×78 800 г | 143×104×81 726 г |
Ориентировочная цена |
Качество изображения — шумы
Наш тест «Шумы» изменился. Настолько, что описанию методики пришлось отвести отдельную статью. Но если кратко изложить суть дела, тестовые снимки обрабатываются следующим образом:
- В диапазоне ISO 100 — 12800 с помощью радиальной миры измеряется разрешение в центре кадров.
- В этом же диапазоне специальная программа рассчитывает уровень цифрового шума.
- Результаты расчетов и измерений наносятся на график. С ростом чувствительности разрешение падает, а уровень шумов растет. Расстояние между сходящимися кривыми — не точная, но показательная (демонстративная) оценка качества снимка.
- Графики строятся отдельно для RAW (фильтр шумов не оказывает на RAW практически никакого влияния) и для JPG с включенным фильтром. На каждый график наносятся данные расчетов по светлой сцене (Light) и темной сцене (Dark).
Pentax K-3, RAW 24 Мп | Pentax K-3, JPG 24 Мп | ||
Давайте разберем левый RAW-график. На минимальной чувствительности камера дает высокое разрешение — примерно 21 мегапиксель из 24 (разрешение матрицы). На свету разрешение падает довольно медленно: в диапазоне ISO 100—12800 средняя оценка 17,11 мегапикселя или 0,71 относительно размера матрицы. Шумы тоже растут довольно медленно, в диапазоне ISO 100—12800 их средний уровень 2,05.
Примечание1: шумы измеряются в условных единицах, их уровень рассчитывается по единой формуле для всех фотокамер. Коэффициенты, которые используются в расчетах, подобраны так, чтобы уровень шума на графике соответствовал экспертной оценке — уровню шума, который человек может определить на глаз. При этом коэффициенты в расчетах не меняются, они едины для всех фотокамер.
Примечание2: Относительное разрешение, которое мы определяем по радиальным мирам, умножается на разрешение матрицы и становится абсолютным, показывает число различимых мегапикселей.
В темной сцене разрешение падает быстрее: в диапазоне ISO 100—12800 средняя оценка 16,52 мегапикселя, или 0,69 относительно размера матрицы. И шумы растут быстрее: средний уровень 3,32.
Правый график мы не будем комментировать так же подробно. Видно, что разрешение в JPG с включенным фильтром шумов ниже, чем в RAW, а уровень шумов — выше. Здесь нет никакой оговорки. Фильтр шумов не убирает шумы, а преобразует их, в нашей методике этот момент подробно обсуждается. Под шумами мы понимаем любые искажения, которые появляются в кадре с ростом чувствительности.
По результатам расчетов Pentax K-3 получила следующие оценки:
Pentax K-3 | |||
Light | Dark | Avr | |
R | 16,43 | 15,62 | 16,03 |
RR | 0,68 | 0,65 | 0,67 |
N | 2,02 | 3,57 | 2,79 |
RN | 8,14 | 4,37 | 5,74 |
- R — среднее разрешение в диапазоне ISO 100 — 6400;
- RR — среднее разрешение относительно размера матрицы;
- N — средний уровень шума в этом диапазоне;
- RN — соотношение разрешения и шума.
- Light — средние показатели между RAW и JPG с включенным фильтром в светлой сцене;
- Dark — средние показатели между RAW и JPG с включенным фильтром в затемненной сцене;
- Avr — средние показатели между Light и Dark.
Для сравнения приведем еще одну таблицу — с результатами Nikon D7100, ближайшего конкурента, 24-мегапиксельной зеркалки формата APS-C, также выпущенной в 2013 году.
Nikon D7100 | |||
Light | Dark | Avr | |
R | 16,01 | 14,97 | 15,49 |
RR | 0,67 | 0,62 | 0,65 |
N | 2,31 | 3,98 | 3,14 |
RN | 6,94 | 3,76 | 4,93 |
Как видите, Pentax K-3 обладает более высоким разрешением, а шумит меньше. И в итоге общая оценка (отношение «разрешение — шум») получается более высокой — 5,74. Пока это самый высокий результат, который показали «кропнутые» зеркалки, протестированные по новой методике.
Давайте посмотрим, можно ли увидеть невооруженным глазом, почему Pentax K-3 получила более высокие оценки.
Pentax K-3 RAW, фильтр шумов выкл. светлая сцена R=17,11 — N=1,64 — RN=10,41 | Nikon D7100 RAW, фильтр шумов выкл. светлая сцена R=17,05 — N=1,88 — RN=9,06 | |
ISO 100 | ||
ISO 3200 | ||
ISO 6400 | ||
ISO 12800 |
Да, пожалуй, видно невооруженным глазом, что Nikon D7100 шумит чуть сильнее. Разрешение этой камеры чуть ниже (это уже сложно заметить, но измерениям можно доверять), и в итоге образуется более низкая оценка, чем у Pentax K-3. Теперь можно сравнить, как эти две камеры формируют JPG с включенным фильтром шумов. В темной сцене при длинных выдержках это весьма сложный тест.
Pentax K-3 JPG, фильтр шумов вкл. темная сцена R=14,71 — N=3,81 — RN=3,86 | Nikon D7100 JPG, фильтр шумов вкл. темная сцена R=13,35 — N= 4,06 — RN=3,29 | |
ISO 100 | ||
ISO 3200 | ||
ISO 6400 | ||
ISO 12800 |
Здесь также можно было обойтись без точных измерений, чтобы увидеть более качественную работу Pentax K-3. Как сказал один мой знакомый фотограф, большой поклонник техники Pentax: «K-3 снимает на уровне полного кадра». При всем уважении к знакомому фотографу и технике Pentax, с этим я согласиться не могу. И чтобы не быть голословным, дам еще одно сравнение:
Pentax K-3 JPG, фильтр шумов вкл. светлая сцена R=15,76 — N=2,39 — RN=6,58 | Nikon D610 JPG, фильтр шумов вкл. светлая сцена R=18,67 — N=1,60 — RN=11,66 | |
ISO 100 | ||
ISO 3200 | ||
ISO 6400 | ||
ISO 12800 |
Здесь опять же вам придется поверить нашим оценкам и собственным глазам. Pentax K-3 в честном бою выиграла у Nikon D7100, стала лучшей в своем классе (среди тех «кропнутых» зеркалок, что мы протестировали по новой методике), но тягаться с полнокадровой зеркалкой ей не по силам. Хотя Nikon D610 тоже выпущена в 2013 году и считается полнокадровой зеркалкой начального уровня.
Думаю, трех сравнений достаточно, чтобы понять, каких высот достигла Pentax K-3. В своем классе это, безусловно, одна из сильнейших фотокамер. И напоследок мы предлагаем вам посмотреть, как Pentax K-3 справилась со съемкой нашего тестового стенда в разных условиях:
Оптика — HD Pentax-DA 20-40mm F2.8-4 Limited DC WR
Байонет | Pentax KAF3 |
Подробная информация | Pentax-DA 20-40mm на сайте производителя |
Тип объектива | с переменным фокусным расстоянием |
Фокусное расстояние | 20 — 40 мм (30,5 — 61,5 мм в 35-мм экв.) |
Минимальное расстояние фокусировки | 0,28 м |
Диафрагма | f/2,8—f/4,0 — максимальная f/22—f/32 — минимальная |
Стабилизатор | нет |
Тип фокусировки | внутренняя |
Диаметр резьбы | 55 мм |
Размеры, вес | ∅71×68,5 мм, 283 г |
Цена |
На сайте производителя об этом объективе сказано немало сладких слов. Мы не будем их повторять, отметим самое важное, что не вошло в таблицу характеристик:
- На все оптические поверхности объектива нанесено многослойное просветляющее покрытие HD. По оценкам производителя, эффективность HD на 50% выше эффективности традиционных покрытий Pentax.
- Конструкция объектива включает 7 уплотнений, предотвращающих попадание пыли и влаги внутрь корпуса и позволяющих использовать объектив практически в любую погоду.
- Фирменная система фокусировки Quick-Shift позволяет простым поворотом фокусировочного кольца перейти к настройке на резкость вручную (без необходимости включения ручного режима).
И еще надо добавить (это уже не касается объектива), что наша методика оценки хроматических аберраций также изменилась. Раньше мы рассчитывали процент подкрашенных пикселей в пределах черно-белой «ловушки». Теперь тестовая программа просматривает каждый пиксель, и если цвет пикселя отрывается от серой шкалы на 10% и больше, величина отрыва суммируется. Это более точный подход, когда измеряется не только площадь подкрашенных линий (хроматических аберраций), но и их цветовая насыщенность.
ЭФР = 30 мм
На коротком фокусе мы наблюдаем умеренную отрицательную дисторсию (бочку). По вертикали D = −2,45, по горизонтали D = −0,97. Пожалуй, для 30 мм это нормальная дисторсия. Портреты она сильно не испортит, а пейзажи сделает чуть «округлыми».
Разрешение | Хроматические аберрации | ||
Центр кадра | Край кадра | Центр кадра | Край кадра |
На всех скриншотах: верхний ряд: f/2,8 — f/4,5 — f/8; нижний ряд: f/11 — f/16 — f/22 |
Разрешение и в центре кадра, и на краю держится на очень высоком уровне (не ниже 0,75 линии на пиксель) в диапазоне от f/2,8 до f/16. То есть можно не опасаться, что объектив «размылит» кадр. А даже на минимальной диафрагме f/22 разрешение не падает слишком сильно, 0,6 линии на пиксель — вполне достойное качество, более чем достойное для f/22. Но «хроматика» на краю кадра очень заметна, колеблется в пределах 5—10 процентов.
ЭФР = 45 мм
Точный коэффициент пересчета фокусного расстояния для «кропнутых» зеркалок Pentax — 1,525. Так что ЭФР 45 мм на самом деле — 45,75. Но мы решили не мелочиться. На среднем фокусном расстоянии HD Pentax-DA 20-40mm демонстрирует практически незаметную «бочку». По вертикали D = −0,87, по горизонтали D = −0,42. Это очень хороший результат.
Разрешение | Хроматические аберрации | ||
Центр кадра | Край кадра | Центр кадра | Край кадра |
На всех скриншотах: верхний ряд: f/3,5 — f/5,6 — f/9; нижний ряд: f/14 — f/20 — f/29 |
Разрешение на среднем фокусе остается очень высоким в пределах f/3,5 — f/18. А дальше дифракция, конечно, размывает кадр, и на минимальной f/29 мы видим только 0,5 линии на пиксель. Впрочем, грамотный человек в такую «узкую дырку» не полезет. «Xроматика» на среднем фокусе радует наполовину: в центре кадра она практически незаметна, но на краю поднимается до 3-5%. Это не так много, как на коротком фокусе объектива, но весьма заметный уровень.
ЭФР = 60 мм
И наконец, на длинном фокусе 60 мм «геометрия» исправляется полностью. D = −0,54 по вертикали и D = −0,25 по горизонтали — это практически незаметные искажения. Разрешение держится на очень высоком уровне от максимальной диафрагмы f/4 до f/18. А «хроматика» почти уходит в ноль, даже на краю кадра ее заметить сложно.
Разрешение | Хроматические аберрации | ||
Центр кадра | Край кадра | Центр кадра | Край кадра |
На всех скриншотах: верхний ряд: f/4,0 — f/6,3 — f/9; нижний ряд: f/13 — f/20 — f/32 |
Подытожим плюсы:
- Главное достоинство объектива — чистая и четкая картинка на открытой диафрагме.
- Разрешение остается очень высоким на всей площади кадра вплоть до f/18. И даже диафрагма f/20 не сильно портит картинку.
- Объектив нетяжелый, влагозащищенный.
- Возможность сразу, без дополнительных переключений, поправить фокус вручную — замечательна.
Но о минусах тоже есть что сказать:
- Конечно, хорошая техника стоит дорого, но цена порядка 50 тысяч рублей «кусается».
- «Хроматика» проявляется и на коротком, и на среднем фокусе, только на длинном ее почти не видно.
- Можно было бы помечтать, мысленно попросить конструкторов оптики вообще убрать слишком маленькие и по определению «мыльные» значения диафрагмы. Сегодня это уже не такая редкость, на рынке появилось немало объективов, лишенных этого атавизма.
Особенности Pentax K-3
Автофокус
Методику по оценке скорости и точности автофокуса я подробно расписал в статье о Canon 7D Mark II. И еще дополнительные комментарии пришлось дать в статье о Nikon D5500. Скорее всего, мы прогоним еще несколько фотокамер по этой методике и изложим ее суть в отдельной статье. А пока можно констатировать, что методика из «сырой» превращается в рабочую, хотя и ограниченную — она проверяет только базовый режим автофокуса при съемке объекта в центре кадра. Но это лучше, чем ничего.
Итак, результаты, которые показала Pentax K-3:
Тип АФ, условия съемки | Pentax K-3 | Nikon D5500 | Canon EOS 7D | Canon EOS 7D Mark II |
Фазовый АФ, −1EV | 268 / 40,5 | 250 / 36 | 249 / 24 | 252 / 25 |
Фазовый АФ, −2EV | 251 / 40,5 | 226 / 40 | 211 / 27 | 211 / 28 |
Контрастный АФ, −1EV | 279 / 79 | 279 / 114 | 277 / 118 | 286 / 62 |
Контрастный АФ, −2EV | 274 / 92 | 253 / 119 | 245 / 116 | 265 / 62 |
Напомним, что данные в таблице — это баллы, набранные фотокамерой (максимальное значение — 300), и время, в течение которого камера выполнила тестовое задание.
Выводы, которые можно сделать:
- Скорость фазового автофокуса Pentax K-3 относительно низкая (ниже, чем у других протестированных камер).
- Но точность фазового АФ заметно выше, он уверенно хватает объект в полутьме. Причем одинаково быстро при −1EV и −2EV.
- Что касается скорости контрастного автофокуса, он уверенно обгоняет Nikon D5500 и Canon 7D, но также заметно уступает Canon 7D Mark II. А при пониженном до −2EV освещении начинает заметно подтормаживать.
Рейтинг автофокуса протестированных камер — это суммарное количество баллов, набранное в испытаниях при освещенности −1EV и −2EV, поделенное на суммарное время, затраченное в обоих испытаниях. Пока по нашей методике накопилась такая статистика:
Рейтинг | Pentax K-3 | Nikon D5500 | Canon EOS 7D | Canon EOS 7D Mark II |
Фазовый АФ | 6,4 | 6,3 | 9,0 | 8,7* |
Контрастный АФ | 3,2 | 2,3 | 2,2 | 4,4 |
* Рейтинг фазового АФ Canon EOS 7D Mark II оказался ниже, чем у Canon EOS 7D. Хотя именно в нашей задаче 19-точечный модуль EOS 7D мог оказаться более эффективным, чем 65-точечный EOS 7D Mark II. Продолжаем наблюдения! |
Скорость серийной съемки
Серийная или непрерывная съемка у Pentax K-3 имеет три градации: Low — низкая скорость, Middle — средняя скорость, и High — высокая скорость. В описании камеры говорится, что на высокой скорости камера способна снять «приблизительно 60 кадров, не более 8,3 к/сек, JPEG (q: m)» — то есть при среднем качестве JPG. Но нам интересно, какую скорость камера развивает при съемке JPG наивысшего качества, а также при съемке RAW и пары RAW и JPG Fine.
Pentax K-3 непрерывная съемка | JPG | RAW | RAW + JPG |
Low — низкая скорость до заполнения буфера | 3,00 fps / ∞ | 3,01 fps / 55 кадров | 3,01 fps / 44 кадра |
Low — низкая скорость после заполнения буфера | 1,36 fps / ∞ | 1,13 fps / ∞ | |
Middle — средняя скорость до заполнения буфера | 4,20 fps / ∞ | 4,27 fps / 35 кадров | 4,24 fps / 36 кадров |
Middle — средняя скорость после заполнения буфера | 1,89 fps / 24 кадра 1,36 fps / ∞* | 1,15 fps / ∞ | |
High — высокая скорость до заполнения буфера | 5,06 fps / ∞ | 5,06 fps / 31 кадр | 5,06 fps / 31 кадр |
High — высокая скорость после заполнения буфера | 1,88 fps / 30 кадров 1,34 fps / ∞ | 1,96 fps / 9 кадра 1,13 fps / ∞ | |
* В режиме Middle-RAW после заполнения буфера камера сбрасывает скорость съемки с 4,27 fps до 1,89 fps и с этой скоростью может отснять еще 24 кадра. Потом камера устанавливает минимальную скорость (1,15 fps), с которой может снимать RAW до заполнения карты памяти. В режимах непрерывной съемки, где указаны два значения скорости, Pentax K-3 работает по такому же алгоритму. |
В таблице представлены измеренные данные. Максимальная скорость съемки JPG высшего качества — 5 кадров в секунду. JPG камера снимает до бесконечности — скорее всего, до заполнения карты памяти, хотя в нашей таблице знак «бесконечность» означает, что камера способна отснять в данном режиме более 100 кадров или «щелкать» более минуты. Замеры скорости непрерывной съемки мы производили с объективом HD Pentax-DA 20-40mm F2.8-4 Limited DC WR и картой памяти SanDisk Extreme Pro SDHC UHS-I 16 ГБ (скорость записи до 95 МБ/с).
Съемка на высокой чувствительности
Не знаю, есть ли какой-нибудь смысл анализировать, как камера снимает на чувствительности выше ISO 12 800, поскольку даже полнокадровые зеркалки на этом уровне выдают нечто неприличное. Но, быть может, лет через десять мы будем смотреть на тестовые кадры 2015 года и удивляться: «Неужели такое было? На чувствительности всего-навсего ISO 51 200 был такой шум?» Так что исключительно для истории зафиксируем работу Pentax K-3 на ISO 25 600 и 51 200 в сравнении с работой Canon EOS 7D Mark II.
Pentax K-3 RAW, светлая сцена | Canon EOS 7D Mark II RAW, светлая сцена | |
ISO 25 600 | ||
ISO 51 200 |
С другой стороны, мы видим, что работа матрицы APS-C на совершенно запредельной чувствительности возможна. Да, это не идеальная картинка, но для какой-нибудь уникальной или документальной съемки она вполне пригодна. Все-таки шумы потихоньку поддаются дрессировке.
Стабилизатор
Приятно, когда испытания стабилизатора попадают не в раздел «Оптика», а в раздел «Особенности камеры». Pentax K-3 стабилизирует изображение за счет сдвига матрицы. Это безусловное достоинство камеры, и нам остается проверить, насколько эффективен оптический стабилизатор (в данном случае электромеханический, но суть дела от этого не меняется).
По нашей оценке эффективность стабилизатора Pentax K-3 — 3,83 ступени EV. Производитель оценивает эффективность в 4 ступени. Поскольку погрешность нашего метода составляет 1/3EV, мы не подвергаем сомнению замеры производителя и подтверждаем высокую эффективность работы стабилизатора.
Наша методика оценки эффективности стабилизатора подробно описана в статье о Nikon D5300.
Видео
В настройках камеры даже при максимальном разрешении можно выбрать частоту кадров видео 60 к/с. Но мы не стали этого делать, поскольку это 60 кадров чересстрочной развертки (60i). В ролике, который мы подготовили для статьи, быстродвижущиеся объекты немного дергаются при частоте 30p (30 кадров в секунду, прогрессивная развертка), и 60i кардинально картинку не исправит. Так что для динамичных сюжетов лучше использовать 60p при разрешении 1280×720 — такой поток процессор камеры держит легко.
Нас же в основном интересовало, как быстро камера фокусируется при смене объектов и зумировании, сбивается ли автофокус, когда в кадре появляются посторонние объекты. И здесь можно точно сказать, что фокус камера держит очень уверенно, к качеству экспозиции и балансу белого претензий нет. Впрочем, на хорошем свету, где снят ролик, претензий быть не может, но мы испытывали видео и в менее благоприятных условиях. Поскольку контрастный автофокус Pentax K-3 прекрасно работает при пониженном освещении, с видеосъемкой в полутьме камера также справляется очень хорошо.
Мы каждый раз отмечаем, что у нас нет полноценного теста видео, это только проверка. Но на уровне этой проверки можно сказать: «Видеорежим Pentax K-3 работает достойно. По крайней мере, при потоке 1280×720@30p можно снимать очень качественное видео». Можно также отметить возможность накладывать цифровые фильтры во время видеосъемки, хотя не думаю, что это огромное достоинство Pentax K-3. Даже создание любительского видео предполагает монтаж в мощном видеоредакторе на довольно мощном компьютере. А Pentax K-3 позиционируется как весьма продвинутая камера, не ориентированная на создание «безделушек».
Итоги
Итак, камера исследована, пришла пора подводить итоги. Начнем с плюсов Pentax K-3:
- Камера весьма удобна в съемке. Она прекрасно работает в автоматическом режиме, но при переходе на ручное управление предоставляет фотографу возможности, сравнимые с профессиональным набором.
- Камера прекрасно защищена — и от влаги, и от мороза. При этом конструкторам удалось выдержать вес камеры в пределах разумного: 800 граммов для зеркалки такого класса — не так много.
- Pentax K-3 показала лучший результат среди весьма достойных конкурентов по уровню разрешения и уровню шумов. И по соотношению «разрешение — шумы» опередила конкурентов на целый балл. Для класса зеркалок APS-C ее показатели уникальны.
- Камера обладает весьма эффективным стабилизатором, ее обладатель может не тратить лишние деньги при выборе объективов. Кроме того, механизм сдвига матрицы заменяет низкочастотный фильтр (при необходимости, при желании фотографа) и позволяет корректировать линию горизонта при съемке, а также перемещать матрицу при съемке звездного неба (но это, конечно, «кино не для всех»).
- Серийная съемка хоть и не такая быстрая, как указывается в рекламных материалах, но ее скорость довольно высока — порядка 5 кадров в секунду.
- И фазовый, и контрастный автофокус показали очень хорошие результаты. Одни из лучших в классе зеркалок APS-C.
- С учетом всех достоинств цена камеры не кажется высокой. Здесь мы также наблюдаем один из лучших показателей класса зеркалок APS-C — соотношение качества и цены.
На фоне существенных плюсов найти существенные минусы не так просто:
- Хотя затвор камеры позволяет выставить минимальную выдержку 1/8000 секунды, а ресурс затвора очень велик, X-синхронизация не дотягивает до профессионального уровня. 1/180 секунды может ограничить профессиональное применение Pentax K-3.
- Емкость аккумулятора также не впечатляет. Хотя запасной аккумулятор решает эту проблему.
- Еще одну особенность камеры можно считать минусом — для работы по Wi-Fi пользователю придется занять один из слотов для карт памяти и купить относительно недешевую Wi-Fi-карту.
Как видите, набор плюсов заметно перевешивает набор минусов. Причем здесь мы указали только существенные моменты, а многие не столь существенные (например, возможность подстройки цветопередачи экрана и интерфейс USB 3.0) лишь отмечены в статье. Бренд Pentax еще раз доказал свою высокую конкурентоспособность. Pentax K-3 продается уже два года, но камера ничуть не устарела. Разве что в видеосъемке хотелось бы видеть полноценные 60 кадров в секунду на максимальном разрешении.
Что касается фотографов, которым эта камера лучше всего подойдет — это скорее энтузиасты и профи, чем новички. Все-таки чтобы камера раскрыла все свои возможности, надо хорошо владеть ручным управлением. А спектр жанров, в которых эта камера способна раскрыться, очень широк. Разве что в спортивной съемке придется работать на «прицел», а не на «быстрые серии».
Галерея
В галерее кадры, как обычно, ранжированы по чувствительности — от ISO 100 до ISO 4000, причем почти половина кадров сделана на довольно высокой для «кропа» чувствительности ISO 3200. Это по-своему подтверждает, что Pentax K-3 — камера с относительно невысоким уровнем шума и довольно высоким разрешением. Даже на высокой чувствительности можно увидеть очень неслабый динамический диапазон и то, что называют «пластикой». Возвращаясь к тексту статьи, можно повторить, что до «полного кадра» Pentax K-3, конечно, не дотягивает — по всем законам физики. Но для формата APS-C работа камеры замечательна.
Галерея | |||
Редакция выражает благодарность компании Ricoh Imaging Company за предоставленную на тестирование фототехнику |