Четвертая камера стандарта Micro 4/3 и одна из самых маленьких камер со сменной оптикой. Во всяком случае легче, чем Olympus E-P1, 285 г (119х71х36,3 мм) против 335 г (126х70х36,4 мм). Сменная оптика предполагает, что аппарат является элементом системы, и каждый может собрать ту конструкцию, которая ему необходима. Сейчас снова в моду начинает входить минимализм. Поставив на камеру объектив с фиксированным фокусным расстоянием, можно влезть в шкуру великих фотографов середины прошлого века. Внешне мы в этом случае получим аппарат, очень похожий на 35мм шкальные и дальномерные камеры.
Весна БелОМО 1962г., Panasonic DMC-GF1, ФЭД Трудкоммуна НКВД-УССР им. Ф.Э.Дзержинского Харьков 1937 г.
По размеру он получился чуть больше, чем 35 мм камеры формата 4/3, т.е. с размером кадра 36х24мм, и чуть меньше классической камеры ФЭД 1937 года. Ну, или классической Лейки, с которой он был скопирован, впрочем, на наших просторах ее вряд ли кто-нибудь часто видел. Чтобы приблизиться к стилю пленочных фотоаппаратов, придется докупить еще электронный видоискатель, поскольку держать камеру на вытянутых руках пленочным фотографам, как правило, в голову не приходило. Корпус камеры производит очень солидное впечатление, он сделан частично из металла, как компактные камеры середины прошлого века, но если металлические пленочные камеры почти всегда одевали в дерматин или кожу для большего удобства, то здесь решили подчеркнуть металлическую природу корпуса, и, на мой взгляд, аппарат получился чересчур скользким.
LUMIX G 1:1,7/20 и LEICA D SUMMILUX 1:1,4/25
Объектив Panasonic LUMIX G 1:1,7/20 ASPH выглядит очень маленьким, по сравнению с близким по характеристикам объективом для формата 4/3 Panasonic LEICA D SUMMILUX 1:1,4/25 ASPH, но он не кажется таким уж маленьким, если его сравнить со штатными объективами ФЭДа. Диаметр объектива явно избыточный. Возможно, широкое кольцо фокусировки и дает дополнительное удобство, но лучше бы его, как и у объектива LEICA D SUMMILUX 1:1,4/25 ASPH, сделать обрезиненым, а не просто пластмассовым. Замечу, что, похоже, фокусировку в этом стандарте никто всерьез не воспринимает, поскольку у штатного объектива Panasonic LUMIX G VARIO 1:3,5-5,6/14-45 ASPH MEGA O.I.S. кольцо изменения фокусного расстояния обрезинено, а вот кольцо фокусировки – простая пластмасса. Вообще говоря, если камера не предназначена для шпионажа, то, кроме технических причин, которых, кстати, глядя на сотовые телефоны с камерой, уже, видимо, и нет, фактором, ограничивающим дальнейшую миниатюризацию, является размер кистей рук. Ведь камера по своим возможностям отнюдь не детская и ее должно быть удобно и приятно держать в руках.
Panasonic DMC-GF1 с объективом Panasonic LUMIX G VARIO 1:3,5-5,6/14-45 ASPH MEGA O.I.S. Датчиком системы стабилизации этого объектива камера пользуется и для определения ориентации кадра. В случае использования объективов без стабилизации в заголовок EXIF сведения об ориентации не записываются. Вспышка маломощная с ведущим числом 6, но поднимается достаточно высоко, чтобы объектив не очень затенял объект.
ЗАПИСЬ | |
ВИДЕО | |
МЕНЮ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ | |
НАСТРОЙКИ | |
МОЕ МЕНЮ | |
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ | |
Разъем для подключения вспышки и под ним специальный разъем для электронного видоискателя LVF1.
Разъемы: дистанционного управления, HDMI, USB/AV. Резина в этой камере не популярна, и крышка отсека, в отличие от G1 и GH1, сделана из жесткой пластмассы.
Кабели и зарядное устройство в комплекте. Отмечу, что зарядное устройство DE-A49C может служить и для питания камеры от сети переменного тока, но кабель для этого в комплект не входит.
В этой камере установлена матрица, аналогичная камере G1. Соответственно, и технические характеристики снимков, сделанных этими камерами, будут практически идентичны. В дополнение мы получили, как и камеры GH1, формат кадра с соотношением сторон 1:1. Как у GH1, с этим соотношением сторон кадра при съемке в формате Raw можно работать только с помощью прилагаемой к камере программы SILKYPIX Developer Studio 3.0 SE. Только что вышедшая свежая версия dcraw 8.99 по-прежнему этот формат не поддерживает.
Получила эта камера и возможность снимать видео. Правда, в отличие от GН1, только формат 720Р с моно звуком, и возможности подключить внешний микрофон у этой камеры нет. Просматривать видеоролики в формате AVCHD можно как с помощью прилагаемой к камере программы PHOTOfunSTUDIO 4.0 HD Edition, так и с помощью таких проигрывателей, как, например, VLC. Если ж у вас есть желание смонтировать из фрагментов настоящий фильм, то доступных редакторов уже существенно меньше. Из установленных у меня на компьютере программ с этой задачей без проблем справился Kdenlive 0.7.6, а в случае Avidemux 2.5.2 и Kino 1.3.4 программы предложили сперва конвертировать видеопоток в другой формат.
Монтажное окно программы Kdenlive
Если вы хотите развивать свои творческие способности, то объектив Panasonic Lumix G 1:1,7/20 ASPH – лучший выбор. С ним получается компактная камера с характеристиками не хуже, чем у камер с не сменной оптикой с фиксированным фокусным расстоянием, таких, как Leica X1 и Sigma DP2. Если же возможностей этого объектива вам недостаточно, то существует на сегодняшний день уже обширная линейка объективов, которые могут быть присоединены к этой камере. О них я подробно писал в статье, посвященной камере GH1. На мой взгляд, если таскать на съемку несколько объективов, то о компактности уже говорить не приходится, и камеры типа G1 или GH1 – более удачный выбор. Однако приятно осознавать, что при необходимости расширить свои возможности вы можете прикупить пару-другую и к этой камере. Кроме объективов производства Panasonic, Olimpus и Leica, на эту камеру могут быть установлены через переходные кольца и многие старые объективы. В этот раз мне с камерой на тестирование досталось кольцо M MOUNT ADAPTOR Panasonic DMW-MA 2M. Замер толщины кольца с помощью микрометра дал 8,42 мм. Рабочий отрезок Leica M равен 27,95 мм. Вычитаем 8,42 и получаем 19,53 мм. Сравнивая с результатами, полученными с другими переходными кольцами в предыдущей статье, приходится констатировать, что вопрос, чему же на самом деле равен рабочий отрезок Micro 4/3, остается открытым.
М42 - М39, М39 - Micro 4/3, Leica M - Micro 4/3, 4/3 - Micro 4/3
Leica M - Micro 4/3
Внимательно изучая конструкцию кольца, обращает внимание, что кроме качественного чернения на внутренней поверхности, присутствует еще и полевая диафрагма в виде тонкого пластмассового кольца. Она действительно необходима, поскольку поле зрения у пленочных объективов существенно больше, и, как следствие, вероятность поймать паразитный блик резко увеличивается. В идеале, если уж использовать пленочные объективы с этой камерой, то во избежание потери микроконтраста, хорошей идеей будет использование более длинных бленд, согласованных по углу зрения с маленьким кадром формата 4/3.
Если отбросить художественные заморочки типа пластики и боке объектива, то стоит соединять с этой камерой только те объективы, аналогов которых в линейке Micro 4/3 нет. Это, соответственно, сверхширокоугольники типа круговой Рыбий глаз и сверхдлиннофокусные объективы. Для примера я сделал снимок луны с объективом МС РУБИНАР- 8/500 МАКРО и двукратным телеконвертером ТК-2. Фокусное расстояние этой системы 1000 мм, и пока аналогов в системе 4/3 у нее нет.
Хотя Рубинар для своего фокусного расстояния и очень легкий объектив, крепить камеру к штативу мероприятие рискованное, а с другой стороны снимать в телескоп без штатива занятие бесперспективное, поэтому для переходного кольца М39-М42 была сделана специальная Г образная опора для крепления к штативу.
Опора для крепления переходных колец к штативу. Позволяет, кроме надежного крепления тяжелых объективов, еще и легко менять портретную ориентацию кадра на ландшафтную.
Кроме дрожания камеры, при съемках луны зимой создают проблемы и потоки теплого воздуха. Градиент показателя преломления отклоняет лучи и вызывает размывание и смещение изображения. На наше счастье Луна только движется по небосклону, а не меняется во времени, поэтому можно улучшить картинку сложив несколько последовательных снимков. Я объединил четыре снимка с помощью программы ALE. Здесь можно посмотреть исходный одиночный снимок, а здесь объединенный. Съемка велась при 800-ISO, и шумы достаточно заметные. Объединение позволяет их существенно уменьшить и поднять контраст изображения. Программа ALE может работать как с JPEG так и с RW2.
Другая крайность – это круговой Рыбий глаз. Я слегка усовершенствовал конструкцию, описанную в статье, посвященной камере G1, теперь круг с полем зрения 180 градусов полностью вписывается в кадр с соотношением сторон 1:1.
Объектив Пеленг с переделанной оправой и насадочной линзой
Бороться с хроматическими аберрациями системы оптическим путем я не стал (можно было попытаться поставить вместо одиночной линзы положительную из крона, склеенную с отрицательной из флинта), поскольку они достаточно эффективно устраняются программно. Поскольку с Raw форматом 1:1 пока сторонние программы работать не умеют, то пришлось применить программу Fix-CA к файлам JPEG.
Исторически основное предназначение подобных объективов – съемки облачности. В 1924 году лондонская фирма Бек (Beck of London) изготовила объектив, известный под названием Hill Sky Lens и предназначенный для съемки одним кадром всей небесной полусферы в метеорологии и астрономии. Легенда гласит , что этот объектив разработал английский метеоролог Робин Хилл.
Однако, он может использоваться и для быстрого получения сферических панорам. В этом случае вы, сделав 3 или 4 снимка, можете запечатлеть всю доступную с данной точки информацию, а уж необходимый ракурс выбирать потом при просмотре.
Берем 4 снимка, добавляем альфа канал, выделяем центральный круг и делаем прозрачной область вне его.
Запускаем hugin и получаем панораму
Для просмотра с реальным углом зрения в данной публикации используется PTViewer основоположника цифровой панорамной фотографии Хельмута Дерша (H. Dersch). Обращаю внимание, что за время, прошедшее с моей последней публикации с использованием этого аплета, вышла его новая версия.
Однако все возможности по преобразованию проекций можно получить, воспользовавшись специальными программами просмотра на локальном компьютере. Мне очень нравится мультиплатформенная программа Panini.
В частности, с ее помощью можно получить и такие, нынче модные представления сферических панорам.
Подобные и даже более детальные панорамы можно получить, используя и штатные объективы, но в этом случае придется сделать существенно больше снимков и будет трудно обойтись без штатива и специальной панорамной головки типа описанной в статье Съемка очень больших фотографий.
Может оказаться, что в качестве портретного объектива светосильный Panasonic Lumix G 1:1,7/20 ASPH слишком широкоугольный. В этом случае можно установить на камеру Юпитер 3 1:1,5/50.
При естественном освещении от окна коротким зимнем днем он позволяет снимать при чувствительности 200-ISO с выдержкой 1/100 с. Panasonic LUMIX G VARIO 1:3,5-5,6/14-45 ASPH MEGA O.I.S. в этих условиях потребует уже чувствительности в 400-ISO и при этом выдержка будет 1/20 с. При такой выдержке стабилизация спасает только в половине случаев, не говоря уж о избыточной для портрета глубине резкости.
Юпитер 3 1:1,5/50 | LUMIX G VARIO 1:3,5-5,6/14-45 |
F=50 мм; ISO-200; F:1,5; 1/100 с | F=45 мм; ISO-400; F:5,6; 1/20 с |
LUMIX G VARIO 1:3,5-5,6/14-45 F=14 мм; ISO-100; F:5,0; 1/200 с | LUMIX G 1:1,7/20; F=20 мм; ISO-100; F:5,0; 1/250 с |
LEICA D SUMMILUX 1:1,4/25 F=25 мм; ISO-100; F:2,8; 1/100 с | LEICA D SUMMILUX 1:1,4/25 F=25 мм; ISO-800; F:1,4; 1/60 с |
LUMIX G 1:1,7/20; F=20 мм; ISO-100; F:3,2; 1/125 с | |
LUMIX G 1:1,7/20; F=20 мм; ISO-100; F:5,6; 1/320 с | LUMIX G 1:1,7/20; F=20 мм; ISO-100; F:1,7; 1/4000 с |
LEICA D SUMMILUX 1:1,4/25 F=25 мм; ISO-100; F:5,6; 1/320 с | LEICA D SUMMILUX 1:1,4/25 F=25 мм; ISO-100; F:1,4; 1/4000 с |
LUMIX G VARIO 1:3,5-5,6/14-45 F=25 мм; ISO-100; F:5,6; 1/400 с | |
LEICA D SUMMILUX 1:1,4/25 F=25 мм; ISO-800; F:4,0; 1/250 с | LEICA D SUMMILUX 1:1,4/25 + ИК фильтр Cokin P007 F=25 мм; ISO-800; F:4,0; 2 с |
Цены
В таблице ниже приведена средняя розничная по Москве цена, актуальная на момент чтения вами данной статьи:
Panasonic Lumix GF1 |
Н/Д(0) |