Грань между зеркальными и не зеркальными цифровыми камерами становится все тоньше. Мода на зеркалки паразитирует в первую очередь на имидже, то есть на себе самой. Потенциальный покупатель цифровой зеркальной камеры может оправдываться тем, что такая (зеркальная) система подразумевает гибкость (можно установить любую требуемую оптику и другие аксессуары), прямую фокусировку по реальной картинке в оптическом видоискателе, большую матрицу (а значит больший диапазон ISO и меньшие шумы), классические удобные формы корпуса и т. д. Но, большинство, останавливается на одном зуме, снимает в нормальных условиях освещения, не доверяет ручному фокусу (часто оправдано — поле кадра в видоискателе цифровой камеры слишком мало, а зеркало не точно отъюстировано) и иногда (тайно) завидует тем, у кого камера с дисплеем. Дисплеем, который можно и повернуть. Дисплеем, на котором можно усилить сигнал.
Panasonic Lumix DMC-FZ30 — камера именно для тех, кто не равнодушен к «зеркальному» стилю, но уже разбалован цифровыми компактами с их поворотным дисплеем, видеорежимом и другими полезными функциями. Фактически она уступает зеркалке только в одном (если еще кто помнит — самом главном следствии «зеркальной» идеи) — оптика не сменная. Хотя объектив с 12 кратным изменением фокусного расстояния легко перекроет почти все потребности. И только для более «широкого» угла потребуется афокальная насадка (0,7Х). Да еще ценителя высокого качества изображения могут немного расстроить оптические характеристики Leica DC VARIO-ELMARIT, что в силу моноблочной конструкции камеры исправить уже никак нельзя (зато и пыль на матрицу не садится). Но это разумная цена за 12 кратный, да еще и «светосильный» зум (во всем диапазоне фокусных расстояний светосила не хуже 3,7, а максимальное диафрагменное число — 11). Благодаря встроенной системе стабилизации маленькая матрица Panasonic Lumix DMC-FZ30 легко может конкурировать с современными зеркалками по диапазону ISO и шумам. Там где зеркалка без стабилизатора будет снимать при ISO 800, Panasonic Lumix DMC-FZ30 без «шевеленки» снимет при том же фокусе на ISO 100 (так уверяет производитель). То есть стабилизатор полезен и сам по себе и как эффективное средство «повышения практической» светочувствительности.
Дизайн камеры строго следует «зеркальным» канонам. Общие формы корпуса и объектива, кольцо фокусировки (с сервоприводом) и кольцо зумирования находятся на объективе, псевдооптический электронный видоискатель с резиновым наглазником, башмак внешней вспышки, диск режимов работы и даже два кольцевых селектора для настроек (к примеру, выдержки и диафрагмы). Не уступает камера зеркалкам и по разрешению — 8 Мп. Форматы съемки RAW/TIFF/JPEG. Режимы съемки: P/A/S/M, «зеленая зона» (у камеры она «красная» — «А»), сюжетные режимы («Портрет», «Спорт», «Еда», «Пейзаж», «Ночной пейзаж», «Ночной портрет», «Фейерверк», «Вечеринка», «Снег», «Автопортрет», «Натюрморт», «Ребенок», «Soft Skin», «Свечи», «Звездное небо», «Проводка» — стабилизация только в одном направлении), видео.
В камере реализована система стабилизации MEGA O.I.S. (оптический стабилизатор изображения), уже давно применяющаяся на аппаратах Panasonic. Вот как описана ее работа на фирменном сайте: «Обнаружив вибрацию камеры, встроенный гироскопический датчик передает сигнал высокоточной схеме управления, встроенной в процессор Venus Engine II, для расчета коррекции. На основе полученных данных линейный двигатель смещает линзу O.I.S. так, чтобы входной свет направлялся точно к ПЗС-матрице. Усовершенствованный процессор Venus Engine II, разработанный Panasonic, выполняет эту операцию еще быстрее и точнее, чем прежние модели. Это позволяет распространить диапазон коррекции MEGA O.I.S. на 3 или 4 шага ниже скорости срабатывания затвора, что обычно рассматривается как предельное значение при ручной фотосъемке и вычисляется по формуле «1/фокусное расстояние» (единица, деленная на фокусное расстояние). Таким образом, технология MEGA O.I.S. не только помогает Вам получить четкие, резкие снимки, но и расширяет возможности съемки.»
Для оценки эффективности MEGA O.I.S. был проведен простой тест. Камерой при выдержке 1/50 с снималась «с рук» мира: по три кадра при выключенной MEGA O.I.S. и по три при включенной. Испытания проводились для эквивалентных фокусных расстояний 35 мм, 200 мм и 420 мм. Результат впечатляет. Стабилизатор «отрабатывает» почти идеально 2 ступени и с большой вероятностью 3 (в других руках результат, возможно, будет лучше, ведь производитель обещает 3-4 ступени). Фрагменты тестовых снимков 1:1 увеличены при верстке в 2 раза:
Съемка
Дисплей в режиме съемки | Настройка баланса белого |
Съемка, режим работы дисплея с крупным и контрастным отображением съемочных настроек | Выбор чувствительности |
Съемка, режим «сетка» | Выбор пропорций кадра, есть даже почти панорама 16:9 |
Съемка, ручная фокусировка, для удобства фокусировки увеличить можно произвольную зону кадра | Настройка размера изображения |
Съемка, ручная фокусировка, увеличить можно и весь кадр в пределах дисплея | Форматы фотосъемки |
Видеосъемка | Настройки для JPEG и TIFF файлов |
Выбор одной из сюжетных программ | Съемочные настройки |
Стилизация фотографии при съемке | Съемочные настройки, тип экспозамера |
Системные установки, выбор режима работы дисплея при ручной фокусировке | Съемочные настройки, выбор режима работы «сенсоров» автофокуса |
Просмотр
Просмотр фотоснимка | Просмотр видеофрагмента |
Мультипросмотр | Информация о видеофайле |
Просмотр с увеличением | Функции режима просмотра |
Удаление снимка | Функции режима просмотра |
Камер с более чем 10Х диапазоном фокусных расстояний объектива не так много. И обычно, производители не стремятся устанавливать в них матрицы с большим разрешением. 8 Мп матрице нужен очень качественный объектив, иначе несовершенство его работы будет хорошо заметно. А у Panasonic Lumix DMC-FZ30 не только 12Х зум, но он еще и сравнительно светосильный. Качество изображения обеспечивается не только оптикой Leica (достоверных данных о том кто и как ее делает, нет). Как это естественно и должно быть для цифровой камеры, часть недостатков оптики автоматически может компенсировать умная электроника. Появление «кнопок» автоматического исправления хроматических аберраций и «геометрии» в меню камер будущих поколений вполне возможно.
И Panasonic уже идет по этому пути. Вот как описаны функции процессора Venus Engine II камеры на фирменном русскоязычном сайт (немного несвязный перевод отнесем к его трудностям и, конечно, «точные проценты» улучшения вызывают некоторое недоверие):
«Процессор обработки изображений Venus Engine II помимо 50% улучшения разрешения по диагонали, достигнутого в предыдущей версии Venus Engine, в новой схеме на 10% улучшено разрешение по вертикали и горизонтали. Кроме того, процессор Venus Engine II выполняет цифровую коррекцию хроматических аберраций при телефотосъемке и виньетировании, что обычно вызывает трудности при съемке оптическим объективом. Процесс улучшения цветопередачи, при котором обычная 4-осевая коррекция подразделяется на более точную 12-осевую, также способствует получению более четких, ярких изображений.»
По тестовым снимкам видно, что изображение по шумам, аберрациям и четкости не идеальное. Но для несменного 12Х зума на 8 Мп матрице в наше время лучшего, наверное, и нет.
Разрешение
Фрагменты мишени 1:1 центра кадра (слева) и правого верхнего края (справа) для нескольких характерных фокусных расстояний и всего диапазона возможных значений диафрагмы:
Разрешение камеры (матрица + объектив + процессор) высокое. Хорошо заметно, что достигается оно почти всегда на полностью открытой диафрагме. Поэтому светосила важна не только в традиционном смысле съемки при недостаточном освещении и с целью получения небольшой глубины резкости, но и как возможность использовать 8 Мп матрицу с маленьким абсолютным размером. Что будет на камерах с 10 и более мегапиксельными матрицами и маленьким абсолютным размером — посмотрим. Более светосильную оптику для маленького кадра сделать почти не возможно (при ограничении продукта по цене, конечно).
Исправить полностью хроматические аберрации и виньетирование производителю не удалось, но и полученный результат очень хорош. Далее приведены фрагменты верхнего правого края кадра в масштабе 1:1 для иллюстрации дисторсии, виньетирования и хроматических аберраций. Съемка производилась при f/4. Для фокусного расстояния 420 мм фрагмент миры соответствует не краю кадра, а относительному расстоянию 0,8 от центра кадра.
Шум и баланс белого
Даже при коротких выдержках и достаточном освещении на снимках заметны шумы. Съемка проводилась с установкой баланса белого по серой мишени. Далее приведены фрагменты серых полей (1:1) при освещении мишени галогенными лампами для коротких выдержек и лампой дневного света для длинных. Для сравнения приведены фрагменты мишени при съемке ее камерой Canon EOS 350D. Так же на иллюстрации приведены те же поля при съемке в режиме автобаланса белого для практически серой мишени — система автобаланса белого при лампах накаливания у камеры, мягко говоря, не достаточно эффективна.
Макрорежим
Макрорежим у камеры не рекордно «сильный». При различных фокусных расстояниях наименьший размер вдоль длинной стороны кадра, при котором достигается фокусировка такой (по индикатору автофокуса):
Фокусное расстояние: | 7,4 мм | 10,3 мм | 27,7 мм | 64,2 мм | 88,8 мм |
Размер поля изображения вдоль длинной стороны кадра: | 6,3 см | 12 см | 12 см | 19 см | 17 см |
Камера быстро включается, задержка срабатывания затвора в режиме ручного фокуса почти не заметна. Но буфер не достаточно емкий для того, чтобы снимать несколько кадров подряд без заметной задержки. А съемка в TIFF/RAW вообще не может считаться оперативной. Результаты измерений скорости съемки приведены в таблице. Измерения проводились при выдержках 1/200 с в режиме ручного фокуса при съемке на карту памяти Kingston 256 МБ.
Режим съемки | Результаты измерений: |
Покадровая съемка | Покадровая съемка |
JPEG наилучшего качества, максимального разрешения | 4 кадра за 4 секунды, далее по 2 кадра с секундным интервалом через каждые 5-6 секунд |
TIFF | интервал 30 секунд |
RAW | интервал 20 секунд |
Серийная съемка | Серийная съемка |
JPEG наилучшего качества, максимального разрешения | 5 кадров за 2(H) — 3(L) секунды, далее по 5 за 2/3 секунды через интервал 5-6 секунд |
TIFF | съемка невозможна |
RAW | съемка невозможна |
Исходный файл JPEG 3,9 МБ, f=7,4 мм, f/4, 1/500 с, iso 80, | Исходный файл JPEG 3 МБ, f=88,8 мм, f/4, 1/800 с, iso 80, стабилизация |
Фрагмент снимка 1:1, открыт как sRGB | |
Фрагмент снимка 1:1, открыт в Photoshop с помощью PIM II модуля экспорта | |
Фрагмент RAW файла 15,8 МБ, открыт с помощью RAW конвертора Photoshop (версия 3.2) |
У Panasonic Lumix DMC-FZ30 много «сильных» сторон. Она похожа на зеркальную камеру. Не сходя с одного места, позволяет снять и общий план, и незаметную невооруженным глазом деталь. Дрожание рук и сравнительно узкий диапазон возможных значений чувствительности хорошо компенсирует система оптической стабилизации. Быстро включается и быстро для своего класса снимает. Хороший режим съемки видео. Но есть и «потенциально» слабые стороны. Потенциально, потому что на практике при использовании камеры, они могут и не проявится. А тот, кто покупает именно «8 Мп + 12Х зум», должен понимать, что ценой этой мощности будет не такое высокое качество изображения, как у камер с более скромными возможностями оптики. На 3-4 кратных по фокусу объективах искажения (возможно) будут меньше проявляться, но ведь это другой класс камеры. Нужно отметить, что и на минимальной (экв. ISO 80) чувствительности камера заметно шумит. Но ведь это 8 Мп кадр и трудно найти монитор, на котором фотография будет просматриваться в полный размер, а при уменьшении вдвое шум почти не заметен. Наиболее слабое (на взгляд автора) место Panasonic Lumix DMC-FZ30 — система дисплея и видоискателя. Дисплей поворотный, но реализована эта возможность так, что пользоваться ней не удобно. А изображение в электронном видоискателе сильно отличается не в лучшую сторону от реальности и от того, что видно на дисплее. К счастью, дисплей хорошо виден и при свете дня, так что про оптический видоискатель можно и забыть.
Технические характеристики:
Матрица: ПЗС 1/1,8″, 8,32 Мп
Формат фото: RAW/TIFF/JPEG, максимальный 3264×2448, соотношение сторон кадра 4:3 / 3:2 / 16:9, DPOF, JPEG PIM/ExifPrint
Формат видео: QuickTime Motion JPEG, 640×480, 320×240, 30/10 к/с, продолжительность по емкости карты памяти
Объектив: LEICA DC VARIO-ELMARIT f = 7,4— 88,8 мм, (35-мм экв. 35–420 мм), f/2,8 — f/3,7 — f/11; 14 элементов в 10 группах (3 асферических линзы, 1 линза ED), оптический стабилизатор изображения MEGA O.I.S.
Фокусировка: ручная / автоматическая однократная и непрерывная, по 9/3/1 зонам или центральной точке, подсветка автофокуса; диапазон фокусировки 30 / 200 см (W/T) — бесконечность, в макро 5 / 200 см (W/T) — бесконечность
Чувствительность экв ISO: авто / 80 / 100 / 200 / 400
Диапазон выдержек: автоматический режим 8–1/2000 сек (полный диапазон, при открытой диафрагме диапазон выдержек сокращается), ручной режим 60–1/2000 сек
Экспозиция: замер матричный, центрально-взвешенный, точечный, экспокоррекция ±2ЕV, автоматическая вилка по экспозиции 3 кадра
Режимы съемки: Р, А, S, М, SCN1, SCN2, видео
Сюжетные программы: «Портрет», «Спорт», «Еда», «Пейзаж», «Ночной пейзаж», «Ночной портрет», «Фейерверк», «Вечеринка», «Снег», «Автопортрет», «Натюрморт», «Ребенок», «Soft Skin», «Свечи», «Звездное небо», «Проводка»
Баланс белого: авто, дневной свет, облачность, лампы накаливания (галогенная), вспышка, установка по мишени, коррекция баланса белого ±1500К
Интерфейсы: USB 2.0, A/V (NTSC/PAL), USB PictBridge
Сменная память: SD/MMC
Дисплей/видоискатель: ЖК 2″, 235000 пикс / ЖК 235000 пикс, поле зрения около 100%
Вспышка: встроенная 0,3 — 7,0 м (экв. ISO «авто»); режимы работы: авто, авто с уменьшением эффекта «красных глаз», медленная синхронизация, вкл/выкл., коррекция импульса; горячий башмак внешней вспышки
Регулировка изображения: контрастность, резкость, насыщенность, шумоподавление, цветовые эффекты (холодный, теплый, черно-белый, сепия)
Таймер автоспуска: 10 сек / 2 сек
Серийный режим: 3 (H) или 2 (L) к/с, режим непрерывной съемки до заполнения карты памяти
Питание: Li-Ion DMW-BMA7 7,2 В 710 мА·ч, DC 8,4 В
Размер/вес: 140,8×85,5×138,1 / 674 г (без батареи и карты памяти)
Цены
В таблице ниже приведена средняя розничная по Москве цена, актуальная на момент чтения вами данной статьи:
Panasonic Lumix DMC-FZ30 |
Н/Д(0) |