Такие камеры, хотя и не пользуются большой популярностью среди любителей, но многое значат для фотографии, как технологии и, обычно, живут долго (хотя в цифровой фотографии «долго» еще не случалось). Panasonic Lumix DMC-LC1 не любительская камера, но и не профессиональная. Она для тех, кто в фотографии ценит не только возможность сохранить момент или даже сохранить его в полном великолепии, а для тех, кто любит именно фототехнику. Panasonic Lumix DMC-LC1 произведение фотографического технического искусства, к сожалению и одновременно к счастью массовое. За прошедший год три камеры так порадовали (пусть даже чисто платонически) фотографов: Epson R-D1 — цифровая дальномерка со сменной оптикой и пара почти близнецов Panasonic DMC-LC1/ Leica Digilux 2. Отличие модели Leica от Panasonic только в дизайне. Камера создавалась совместно. И на объективе ее значится: «LEICA DC VARIO-SUMMICRON». Камера
Объектив имеет почти постоянную светосилу во всем диапазоне фокусных расстояний: f = 7-22,5 f/2 - f/2,4. Но важнее то, что он и по дизайну и по ощущениям «настоящий». Кольцо зумирования, кольцо диафрагмы и кольцо фокусировки работают как на обычной пленочной дальномерной камере. Не хватает только шкалы глубины резкости. Для перевода камеры в режимы автофокуса и макроавтофокуса, автоэкспозиции (приоритет выдержки и программный режим) на кольцах диафрагмы и фокусировки есть специальные стопорные кнопки-шарики. Перевести камеру в «автомат» поэтому можно на ощупь, глядя в видоискатель и не отрываясь от процесса съемки. Есть только один концептуальный минус — объектив не съемный (хотя практически это не так уж и важно, ведь камера не предназначена для профессиональной съемки). Зато к матрице не проникает пыль, дисплей работает и при съемке и при просмотре. А если диапазона фокусных расстояний покажется мало, можно использовать афокальные насадки. Светосила и действительно высокие резкостные качества несменной оптики это сделать позволяют.
«Коробка» во многом повторяет пленочные камеры. Строгие формы, приятный ощутимый вес, рифленое эластичное покрытие, центральное штативное гнездо. Настройка выдержек — с помощью дискового селектора. На нем выдержки от 1/2000 с до 8 с и позиция «А» для режима приоритета диафрагмы и программного режима. Вокруг спусковой кнопки кольцевой селектор типов экспозамера. Вокруг диска выдержек — селектор режимов «покадровая / серийная съемка / просмотр». Вспышка поднимается механически, причем имеет два рабочих положения: вверх (в потолок) и вперед (традиционное). Несильное нажатие на кнопку подъема вспышки переводит ее в первое, вышеназванное положение, сильное — в традиционное. Именно так работала кнопка подъема вспышки на испытанной модели, возможно (судя по нестабильности срабатывания) это особенность конкретного экземпляра и вам придется переводить вспышку в положение «в потолок» после полного поднятия вручную, как это описано в инструкции.
На этом «плюсы» для тех, чей вкус явно лежит к пленочным камерам, заканчиваются. Камера цифровая и цифровые и другие съемочные (экспокоррекция, коррекция вспышки, автоматическая эксповилка) настройки осуществляются с помощью мультиселектора и дисплея, кнопок на корпусе. Кнопки управления размещены над и справа от довольно большого и хорошо показывающего на свету дисплея. Вокруг мультиселектора навигации кольцевой переключатель, он существенно повышает удобство настройки.
Пожалуй, самое сильное разочарование — электронный видоискатель. Но это разочарование лишь от привычки и довольно посредственного качества современных видоискателей такого типа. Синхронизованный оптический видоискатель дальномерки это всегда проблемы (пусть и технически разрешимые) с параллаксом и согласованием с объективом с переменным фокусом, да и «вид» в нем, особенно при использовании «двоения» для фокусировки не так уж и хорош. При наличии большого и яркого дисплея необходимость в видоискателе не так уж и велика. И конструкторы могли бы установить в камеру простой согласованный оптический видоискатель. И мы бы ругали их еще больше — на такую камеру и такую дешевку. Конечно, электронному видоискателю Panasonic Lumix DMC-LC1 не хватает разрешения (визуально оно хуже чем у дисплея), зато там отображается съемочная информация и он показывает в точности то, что «видит» матрица, да и при недостатке освещения усилитель сигнала существенно повышает комфорт съемки. За электронными видоискателями будущее. И это верный ход разработчиков DMC-LC1, каким был в свое время выбор 35 мм кинопленки (в то время — 100 лет назад странное решение, явно не способствовавшее повышению качества фотографий) конструктором дальномерок Leica.
Дисплей и электронный видоискатель — явное преимущество цифры — информация и даже гистограмма экспонометра. | Настройка пользовательского интерфейса — кнопок мультиселектора. |
Режим дисплея «сетка». | Системные настройки камеры. |
При ручной фокусировки для удобства наводки часть кадра (или весь кадр в границах дисплея) может быть увеличена. | Системные настройки камеры. Настройка режима ручной фокусировки — увеличение только части изображения или увеличение всего кадра. |
Съемочные настройки. | Системные настройки камеры. |
Съемочные настройки. | Настройка автоматической эксповилки. |
Съемочные настройки. | Настройка компенсации экспозиции. |
Съемочные настройки. Режим съемки мультфильма. | Настройка компенсации экспозиции. |
Испытания
Изображение
Качество изображения оценивалось по снимкам радиальной и кольцевых мир, тестовых мишеней Kodak Q-13 и Macbeth. Panasonic-Leica подтвердили свой класс — разрешение в центре кадра на уровне 0,9 линий на пиксель, что фактически позволяет достойно конкурировать с 6-8 Мп камерами.
Фрагменты радиальной миры 1:1 для центра кадра (слева) и правого (справа) верхнего края кадра (0,85 полудиагонали от центра кадра). JPEG, установки снимка контраст/насыщенность/резкость «стандартные»:
f=7 мм, f/2 | |
f=7 мм, f/5,6 | |
f=7 мм, f/11 | |
f=12,6 мм, f/2,1 | |
f=12,6 мм, f/5,6 | |
f=12,6 мм, f/11 | |
f=22,5 мм, f/2,4 | |
f=22,5 мм, f/5,6 | |
f=22,5 мм, f/11 |
Фрагменты правого верхнего края кадра для оценки хроматических аберраций и дисторсии при фокусных расстояниях f = 7 мм / 12,6 м / 22,5 мм и диафрагме f/5,6:
Объектив обеспечивает не только рекордное разрешение, но и хорошо исправлен. Лишь в самом широкоугольном положении дисторсия и хроматические аберрации ощутимы.
Шум, фрагменты мишени Kodak Q-13 1:1. Освещение: слева лампы галогенные, справа лампы дневного света.
Фрагменты слева на право: | Фрагменты слева на право: iso 100 — 2 c, iso 200 — 1 c, iso 400 — 1 c. |
В камере установлена довольно большая для 5 Мп матрица 2/3″. При съемке в JPEG наилучшего качества с настройками резкость/контраст/насыщенность «стандартные» уровень шума, все же, не рекордно низок. Шумы при iso 100 и iso 200 почти одинаковы. При светосильной оптике камере явно не хватает еще одного шага чувствительности — экв. «50».
Для наглядности изображение (фрагменты серого поля шкалы Kodak Q13) увеличено в 2 раза в html.
|
При съемке в JPEG для получения хорошего результата нужно правильно настраивать под сюжет параметры преобразования и оптимизации изображения: контраст, резкость и насыщенность. Кроме этого камера позволяет подстроить баланс белого под конкретный источник. К сожалению, для этого нужно сначала сделать снимки, а затем посмотреть их на своем мониторе (принтере) и уже потом подкорректировать баланс белого (тонкая коррекция). Понятно, что в репортерской съемке это бесполезно, а вот если вы снимаете предметы в «выставленном» свете и ленитесь обрабатывать RAW, это сэкономит время и нервы. Для иллюстрации приводятся снимки мишени Macbeth с освещением лампами накаливания. Сверху вниз: настройка баланса белого «лампа накаливания» и максимальный сдвиг в красное, настройка баланса белого «лампа накаливания» и сдвиг «0», настройка баланса белого «лампа накаливания» и максимальный сдвиг в синее, настройка баланса белого «по мишени» нормальный контраст, настройка баланса белого «по мишени» максимальный контраст. Все снимки были открыты в Photoshop как файлы с профилями sRGB.
Снимки
Panasonic Lumix DMC-LC1, iso 400, 1/20 с, f/5,6 | Canon EOS 300D, iso 800, 1/60 с, f/5,6 |
Фрагмент 1:1 | Фрагмент 1:1 |
Фрагмент 1:1 | Фрагмент 1:1 |
Чем лучше камера, тем, как правило, более точной настройки изображения при съемке в JPEG она требует. И при этом еще необходимо уметь «открывать» файлы на компьютере. Один и тот же снимок был сделан в JPEG, открыт как файл sRGB и как ExifPrint (PIM II модуль для Photoshop), а затем преобразован в sRGB для WEB, снят в RAW и преобразован в JPEG без коррекции и с коррекцией контраста и резкости. Обратите внимание на красный и желтый цветки.
Скорость
Измерения скорости производились в ручном режиме установки фокусировки и экспопараметров при выдержках короче 1/500 с.
JPEG, наилучшее качество | Измерения |
покадровая съемка | интервал 1-2 с |
серийная медленная съемка, «L» | 3 кадра за 3 с, далее через 5-7 с |
серийная быстрая съемка, «H» | 3 кадра за 1с, далее через 5-7 с |
RAW | Измерения |
покадровая съемка | интервал 9 c |
серийная медленная съемка, «L» | невозможна |
серийная быстрая съемка, «H» | невозможна |
То, что первоначально воспринималось как недостаток, на деле оказалось оправданным и верным решением разработчиков. Для правильного восприятия этой камеры важно подходить к ней не как к рядовой цифровой камере с несменной оптикой, а как к продолжательнице (в какой-то мере) традиций славного имени Leica.
В камере электронный видоискатель. Электронный видоискатель не хуже существующих оптических, установленных в современных цифровых камерах, в нем выводится информация, есть усиление сигнала. Тем, кто считает оптический лучшим, рекомендуется посмотреть в него на любой дальномерной камере.
Несменная оптика так же вполне оправдана. Если вы снимаете дальномерной камерой, то больший диапазон фокусных расстояний вам и не нужен. Эта камера, скорее, дань стилю, чем рабочий инструмент, для которого и то не всегда сменная оптика и нужна.
5 Мп и так не мало, а с великолепной оптикой, почти лишенной искажений и обеспечивающей разрешение с эффективностью почти 0,9, стоят большего.
Плюс комплектация, плюс интересная вспышка и, самое главное, полное ощущение настоящего объектива и коробки со всеми привычными деталями настоящей камеры.
Есть и минусы, которым, впрочем, тоже можно найти оправдание. Качество JPEG файла (шум, заметная «ватность» и «дробность», особенно в насыщенных цветах, не широкий регистрируемый диапазон яркостей) оставляет желать лучшего. Но камера снимает в RAW. И если для вас Leica не только громкое имя, а вдумчивый кропотливый стиль съемки, то RAW не станет непреодолимой трудностью.Технические характеристики:
Матрица | 2/3″ 5,24 Мп, ПЗС |
Объектив | LEICA DC VARIO-SUMMICRON f = 7-22,5 f/2 - f/2,4 (экв 28-90 мм) |
Форматы снимков | JPEG EXIF2.2, RAW+JPEG |
Фокусировка | ручной фокус комбинированный АФ с внешним датчиком контраста по центральной зоне или центральной точке от 60 см АФ, от 30 см в «макро» |
Экспозиция | замер: мультиточечный, центрально-взвешенный, точечный (центр), EV1-EV19 режимы: ручной, Р, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы диапазон выдержек 8 с — 1/4000 с диапазон диафрагм f/2-f/11 акспокомпенсация, автоматическая вилка 3/5 шагов |
ISO | 100/200/400 |
Видоискатель, дисплей | электронный 235000, 100%, ±4 диоптр ЖК 2,5″, 210000 |
Режимы съемки | однокадровый, серия H 2,7 к/с, L 1 к/с |
Вспышка | диапазон 50 см — 4,8 м / 4 м (W/T) авто, уменьшение эффекта красных глаз, медленная синхронизация, синхронизация по началу/окончанию экспозиции |
Сменная память | SD/MMC |
Интерфейс | USB 2.0, A/V, ДУ |
Питание | LiIon 7,2 В, 1400 мА·ч, CGR-S602E адаптер 8,4 В, 1,2 А |
Размер/вес | 134,7×81,5×101,5 мм, 702 г (с картой SD и аккумулятором) |