- Фотокамера Olympus PEN-F (отдельная статья)
- Объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 Pro (отдельная статья)
- Объектив Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8 (эта статья)
- Объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro (отдельная статья)
В стандарте Micro Four Thirds объектив с фокусным расстоянием 25 мм эквивалентен «полтиннику» (50 мм) на полном кадре. Значит, Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8 и есть тот самый «золотой стандарт» прежних времен, универсальный оптический инструмент с фиксированным фокусным расстоянием, без которого обычно не представляют себе рабочий комплект фотооборудования любой системы.
Он прост, как только может быть прост объектив, и работает почти так же хорошо, как этого можно ожидать от светосильного «полтинника». Он легкий и компактный, по сравнению со аналогами из арсенала зеркальных камер весит всего-ничего и занимает до смешного немного места в сумке или рюкзаке.
Наименование | Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8 |
Дата анонса | 29 января 2014 г. |
Фокусное расстояние | 25 мм |
Эквивалент для 35-мм кадра | 50 мм |
Байонет | MFT (Micro Four Thirds) |
Максимальное раскрытие диафрагмы | F1,8 |
Минимальная диафрагма | F22 |
Число лепестков диафрагмы | 7 (скругленные) |
Элементов | 9 в 7 группах, в том числе два асферических |
Минимальная дистанция фокусировки | 0,24 м |
Максимальное увеличение | 0,12x |
Угол обзора | 47° |
Автофокусировка | да, внутренняя |
Привод автофокусировки | высокоскоростной |
Стабилизация | нет |
Защита от пыли и влаги | нет |
Резьба для светофильтров | ∅46 мм |
Размеры (диаметр × длина) | ∅56×41 мм |
Вес | 136 г |
Средняя цена |
Вот как выглядит диаграмма MTF (Modular Transfer Function), или ЧКХ (частотно-контрастной характеристики), объектива (данные Olympus America). Подробно о том, как читать ЧКХ, см. на странице Владимира Медведева.
Корпус Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8 сделан из пластмассы — судя по виду, на основе поликарбоната. Он не выглядит слабым и беззащитным, не прогибается при нажатии и не скрипит на стыках, но я все-таки предпочитаю металл.
Стыковочный узел байонета — хвала конструкторам! — сделан из сплава алюминия и магния. Он обеспечивает плотное прилегание к фланцу фотоаппарата и держит объектив очень крепко.
Единственное, что можно покрутить на объективе — кольцо ручной фокусировки. Оно рифленое, очень широкое, и любой фотограф сможет сразу же, вслепую, поймать его пальцами, не отрываясь от видоискателя.
Даже в ручном режиме фокусировка производится при посредстве встроенной электроники. Из-за этого наводка на резкость на долю секунды отстает от поворота фокусировочного кольца. Впрочем, в автоматическом режиме нужная резкость достигается почти мгновенно. Мне не приходилось сталкиваться с ситуацией, когда после отработки автомата потребовалась бы «доводка» руками.
Объектив резок в центре кадра, уже начиная с полностью открытой диафрагмы. Правда, на F1,8 на периферии можно обнаружить небольшое падение резкости, но ситуация значительно улучшается уже при F2,8, а при F5,6 резкость в центре и на периферии становится одинаковой.
Ниже я поместил серию снимков одной сцены при разных значениях диафрагмы. Это крепость древней Симены в нынешнем турецком селении Калекёй. На обращенном к нам склоне горы стоят каменные ликийские саркофаги, которым около двух тысяч лет (все разграблены еще в древности).
На полном раскрытии заметна небольшая потеря резкости на периферии кадра и выраженное виньетирование изображения (на глаз около −0,7EV). При диафрагмировании до F4 виньетирование сильно ослабевает, а при F5,6 практически исчезает, и одновременно нормализуется резкость на периферии.
Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8 обладает очень приятным «характером» и рисует красивое бокэ.
Объектив отлично подходит для репортажной работы, причем особенно хорош он в условиях недостатка освещения.
Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8 позволяет без труда создавать панорамы, причем как средствами самой камеры, так и при склейке отдельных кадров во внешней программе.
Эта панорама снята в виде четырех горизонтальных кадров с рук при полностью открытой диафрагме. Из-за последнего автоматике камеры пришлось не только использовать минимальную выдержку из возможных, но и искусственно понизить ISO ниже 200 ед. Склейка производилась в приложении Kolor Autopano Giga.
Основная цель снимка — убедиться, что с объективом Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8 правильно работает внутрикамерная стабилизация изображения. Источник света — единственная лампа (около 100 Вт). Для достижения нужных условий диафрагма уменьшена до F2,8. При ISO 1600 потребовалась выдержка 1/10 с, которую пара «камера и объектив» отработала отлично. Никаких следов «смаза» картинки нет.
Из-за значительной минимальной дистанции фокусировки (24 см) и невысокого максимального увеличения (0,12х) Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8 непригоден для настоящей макросъемки. Вот что удается получить при максимально возможном приближении предмета к объективу.
На этом снимке меня устраивает почти все, особенно сохранение деталей в ярких светах изображения. Недостаточное размытие фона (более сильное было бы очень кстати) вызвано, как и было сказано, особенностями стандарта MFT и невозможностью отодвинуть фон (дело было в сувенирной лавке).
Закончим наш краткий обзор возможностями объектива при съемке закатов и рассветов. Это весьма распространенный сюжет в обиходе путешественника.
Некорректированная работа автоматической установки экспозиции привела к тому, что небо явно пересвечено, контраст в тенях сильно снижен, вместо солнца — «выбитое» белое пятно, а от него вперед и вниз тянется целый шлейф отражений от поверхностей линз (в обиходе их называют «зайцами»). Увы, снимок нельзя считать удовлетворительным.
То же место, тот же час. Я решил ввести экспокоррекцию, чтобы нивелировать ошибку экспозиции, перекомпоновал кадр в «пейзажном» формате и чуть приподнял объектив по отношению к горизонтали, чтобы «подобрать» паразитные отражения от стекол. К сожалению, полностью скрыть их все равно не удалось.
Когда солнечный диск прикрыт чем-нибудь (в нашей сцене — тучами), то никаких проблем не возникает. На этом снимке всё в полном порядке: и проработка неба, и контраст сцены. И никаких «зайцев».
Мне было интересно выяснить, что увидит Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8 в этом предрассветном сумраке. Как оказалось, он увидел немало. Во всяком случае, я не ожидал столь хорошей детализации областей, расположенных в зоне глубокой тени. Также, несмотря на выраженный краевой эффект в области контуров горных склонов на фоне света, тут достаточно высокая резкость.
Галерея
Итог
Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8 — хороший оптический инструмент, верный товарищ в путешествиях. Он резок, начиная с открытой диафрагмы, быстро и точно фокусируется, рисует приятную картинку. Легкость и компактность делают его еще более желанным спутником в поездках.
К сожалению, он не любит открытого солнца в кадре, не защищен от пыли и влаги и заключен в пластмассовый корпус, не внушающий безоглядного доверия. Впрочем, несмотря на все это, Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8 очень полюбился мне во время съемок.