Камера Nikon D5000 была анонсирована 14 апреля 2009 года, однако до сих пор выпускается. Рискну предположить, что более чем 100-летняя история однообъективных зеркальных камер подходит к концу. И существующие сегодня модели уже воплощают все возможные для этой идеологии решения. Чтобы лучше понять, для чего была придумана зеркальная камера, и какие этапы она прошла в своем развитии, углубимся немного в историю.
Однообъективная зеркальная камера была запатентована в 1861 г. Томасом Саттоном (Thomas Sutton), однако неясно, было ли сделано более одной камеры по этому патенту. Предполагается, что первая рыночная модель C.R. Smith’s Monocular Duplex была выпущена в 1884 году. Камера Graflex образца 1909 года дошла до нас уже в значительном количестве экземпляров. Зеркало в этих камерах должно было ускорить подготовительные операции — визирование и фокусировку. Предполагалось, что поднять зеркало быстрее, чем заменить матовое стекло на кассету с пластинкой. Процесс фокусировки при этом не становился точнее, поскольку матовое стекло, на которое проецировало изображение зеркало, надо установить на том же расстоянии от объектива, что и фотопластинку, а это сделать сложнее, чем просто заменить фотопластинку на матовое стекло, как делается в дорожных камерах. Процесс визирования становился, однако, более комфортным, поскольку изображение уже не было перевернутым, а только зеркально отраженным. Первые 35 мм зеркальные камеры были разработаны и выпущены в середине 1930-х годов. Вероятно, «Спорт» («Гельветта») конструкции А. Гельгара был разработан чуть раньше, в 1934 году, однако в продажу она попала только к 1937-му (уже в несколько измененном варианте, разработанном инженерами ГОМЗ Рыбниковым и Постниковым), в то время как немецкая Ihagee Kine-Exakta была доступна в продаже уже в 1936 году и с минимальными изменениями выпускалась до середины 60-х годов прошлого века.
У пленочных камер по сравнению с камерами, снимающими на пластинки, зеркальный видоискатель решал еще и проблему беспараллаксного визирования. Это в первую очередь было актуально при съемке с длиннофокусными и макрообъективами. Особых преимуществ при съемке с нормальными широкоугольными объективами зеркальные камеры (по сравнению с дальномерными) в то время не имели. Для дальномерных же камер Leica выпускался зеркальный видоискатель Ploot и Visoflex, первая модель которого была разработана в 1938 году, и который устанавливался между аппаратом и длиннофокусным объективом. Первые зеркальные камеры имели шахтный видоискатель, который мне казался очень удобным, и я всегда использовал по возможности именно его, а не видоискатель с пентапризмой. В какой-то степени сегодня можно представить работу с шахтным видоискателем, если воспользоваться поворотным экраном на современной цифровой камере. Однако шахтный видоискатель дает зеркально отображенное изображение и не позволяет снимать с уровня глаз. Поэтому следующим шагом в развитии зеркальных камер стала венгерская Duflex, запатентованная J.Dulovits в 1943 году. Эта камера имела систему зеркал, переворачивающую изображение, очень близкую по своей конструкции к цифровой Olympus E-300.
Первой камерой с пентапризмой стала выпущенная в 1949 году восточногерманская Contax S. Фокусировка по матовому стеклу проигрывала по скорости фокусировки с совмещением двух изображений в дальномерных камерах. Поэтому в 50-х годах к зеркальному видоискателю с матовым стеклом добавили дальномер, выполненный в виде бипризмы Френеля. Бипризма Френеля позволила ускорить фокусировку, поскольку нужно было добиться не максимального контраста и резкости изображения на матовом стекле, а всего лишь ликвидировать разрыв в линии, создаваемый бипризмой Френеля при неправильной фокусировке. Реальные преимущества зеркальных камер по сравнению с чисто дальномерными особенно ярко проявились при массовом использовании объективов с переменным фокусным расстоянием. Хотя объективы с переменным фокусным расстоянием были предложены Питером Барлоу в 1828 году задолго до появления первых фотоаппаратов (подробнее в статье, посвященной телеконвертерам), реально доступными для фотографов, снимающих на 35 мм пленку, они стали только в 80-х годах прошлого века. Почти одновременно с массовым внедрением объективов с переменным фокусным расстоянием в фотографию пришла и автофокусировка, осуществляемая дальномером, который совмещал изображение, формируемое лучами, проходящими через правый и левый край передней линзы объектива и попадающими на специальные датчики. Переход на цифру принципиально не изменил конструкцию зеркальной камеры.
Ihagee Exakta, Nikon D5000, Старт. В представленных на фотографии для сравнения пленочных аппаратах возможна установка как пентапризмы, так и шахты.
Внешний вид долгие годы диктовался конструкцией. Габариты определялись пленкой. Фильмовый канал должен был быть достаточно длинным, чтобы выровнять скрученную в рулон пленку, механический шторный затвор также не отличался скромными размерами. Выступ, улучшающий захват камеры правой рукой, тоже обязан своим появлением не заботе о фотографе, а необходимости разместить источник питания для моторной перемотки пленки. Первая цифровая зеркальная камера, с которой я встретился в 1997 году, — Kodak DCS 420 на базе Nikon N90 — была еще больше, поскольку надо было уместить память на картах PCMCIA-ATA, тип III, и контролер SCSI с его разъемом. У современных камер единственными элементами, определяющими габариты и форму, пожалуй, является байонет и ЖК-экран, остальное — дань традициям и сложившемуся мнению фотографов о том, какую камеру удобно держать в руках.
Революционным нововведением, фактически определившим конец эпохи зеркальных камер, стало появление прямого визирования по ЖК-экрану — так называемой «живой картинки». В случае ручной фокусировки электронный видоискатель обладает двумя неоспоримыми преимуществами по сравнению с матовым стеклом. Во-первых, правильность фокусировки не зависит от юстировки аппарата, на экран выносится истинное изображение, а не изображение в сопряженной плоскости матового стекла, которое (стекло) надо установить точно в плоскости пленки или матрицы. Для разрешения современных матриц установить с необходимой точностью матовое стекло если не невозможно, то нерентабельно. А во-вторых, есть возможность многократного электронного увеличения фрагмента изображения, с которым не может состязаться ни одна насадочная лупа, используемая в зеркальных камерах.
Однако ручная фокусировка все равно оставалась медленной и не очень удобной. Автоматическая же фокусировка по контрасту изображения пока еще остается более медленной, чем фокусировка по фазовому дальномеру. Поэтому у современных зеркальных камер основная роль зеркала — отвести световой поток на дальномер, обеспечивающий быструю автоматическую фокусировку. Появились даже камеры, такие как Sony А33 и А35, в которых полупрозрачное зеркало используется только для этих целей, а матового стекла в этих камерах уже нет.
Рассматриваемая нами камера воплощает в себе одновременно все достижения конструкторов в построении зеркальных камер. Она имеет и матовое стекло, и прямое визирование по поворотному ЖК-экрану. Возможность добиться точной фокусировки по экрану и сравнить ее с фокусировкой по матовому стеклу в этой камере еще раз нам подтверждает тезис, что время классических зеркальных камер прошло. В отличие от лучших механических пленочных камер, пентапризма у этой камеры не съемная, но в этом уже нет необходимости, поскольку поворотный экран позволяет вам вкусить и все прелести шахтного видоискателя. Хотя процессор в этой камере и очень мощный, однако автофокусировка по контрасту все равно остается достаточно медленной. Как мы видим на примере камер Panasonic G, вышедших позже нашей героини, эта проблема имеет решение, и, учитывая скорость развития электроники, можно предположить, что массовое внедрение другими фирмами не за горами. Пока же используется старое проверенное решение, и для быстрой фокусировки реализован отдельный дальномер, работающий по фазодетекторному методу.
Еще задолго до электроники было придумано много разных способов вывести дополнительную информацию в поле зрения видоискателя. Специальные зеркала позволяли видеть значение установленной диафрагмы, нанесенное на корпус объектива. Выпускались специальные матовые экраны с нанесенной сеткой. В данной камере сетку на матовом стекле можно вызвать электронным способом через меню, не меняя матовое стекло. Естественно, электронный видоискатель также позволяет получить исчерпывающую информацию, причем в весьма наглядном виде.
Как я уже отмечал, процессор у этой камеры очень мощный. Поэтому ряд функций редактирования — выравнивание, исправление аберраций и перспективных искажений — можно выполнить прямо с помощью процессора камеры, не перенося файлы в компьютер.
У любителей цейтраферной съемки нет необходимости подключать камеру к внешнему таймеру или компьютеру, можно запрограммировать съемку с заданным интервалом прямо из меню камеры.
Превратить серию снимков в фильм можно очень просто с помощью програмы Avidemux. Под миниатюрами первых кадров даны ссылки на соответствующие видеофильмы, полученные в результате цейтраферной съемки.
Камера может управляться от компьютера, и таким образом, в роли видоискателя может выступать монитор компьютера или даже КПК. Фирма Nikon распространяет программное обеспечение для дистанционного управления камерой в виде демонстрационной версии программы Camera Control Pro с 30-дневным периодом полнофункциональной работы.
Управление данной камерой возможно и через программу gPhoto2. На мой взгляд, единственный недостаток gPhoto2 — это отсутствие возможности выводить на экран укрупненный фрагмент изображения.
Хотя родная программа сделана очень качественно и способна удовлетворить большинство фотографов, у программы gPhoto2 в силу открытости кодов есть неоспоримое преимущество, позволяющее модернизировать программу, чтобы удовлетворить оптимальным образом именно ваши потребности. Галерея
F=55 мм; ISO-200; F:14; 1/350 с | F=18 мм; ISO-200; F:13; 1/400 с |
F=55 мм; ISO-200; F:11; 1/320 с | F=18 мм; ISO-1600; F:3,5; 1/50 с |
F=18 мм; ISO-200; F:7; 1/500 с | F=18 мм; ISO-200; F:10; 1/400 с |
Любая техника имеет свои пределы; оценить запас объектива AF-S DX Nikkor 18—55 мм 1:3,5-5,6G VR можно, сделав с его помощью снимки на полноразмерную матрицу. Ниже приведены снимки, полученные объективом, установленным через переходник на камеру Canon EOS 5D. Данный объектив не имеет кольца установки диафрагмы, поэтому ею пришлось управлять, подкладывая картонку под рычаг привода, и я не могу сказать, с каким точно значением диафрагмы сделаны эти снимки.
F=18 мм | F=55 мм |
В общем, камера приятная во всех отношениях. Кое в чем она, конечно, уступает старшим моделям: например, у нее нет мотора и «отвертки» для автофокусировки с объективами, не имеющими собственного мотора. Количество точек экрана тоже могло бы быть и побольше. Но по большому счету это все мелочи, и камера символизирует собой вершину развития зеркальных камер, поскольку я полагаю, что при таком совершенстве никто уже серьезно не будет задумываться о дальнейшем их развитии.
Цены
В таблице ниже приведена средняя розничная по Москве цена, актуальная на момент чтения вами данной статьи:
Nikon D5000 |
Н/Д(0) |