и других общих материях
Причин краткости этого теста несколько. Первая связана с тем особым положением, которое занимают зеркальные камеры среди цифровых аппаратов.
Развитие зеркальных камер носило эволюционный характер. 35 мм зеркальные камеры появились 70 лет назад. Долгие годы оттачивались детали их конструкций. Сегодняшние основные производители зеркальных камер занимаются их выпуском уже более 40 лет. Переход на цифру не стал большей революцией, чем переход на новый тип пленки. Просто к уже имеющимся органам управления добавились еще и отвечающие за работу с цифрой. 10 лет назад, когда я покупал пленочную зеркальную камеру Canon EOS 50, она стоила с объективом 28-80 мм примерно столько же, сколько стоят сегодня аналогичные по возможностям цифровые камеры. А с учетом инфляции, возможно, и больше. Выбор зеркальной камеры, как тогда, так и сейчас является крайне сложной задачей, в первую очередь, потому, что долгая эволюция привела к выравниванию технических характеристик камер разных производителей. Решающим аргументом в выборе становятся детали и нюансы. Аналогичная ситуация сложилась и с цифровыми зеркальными камерами с матрицей размером, близким к 22х15 мм, и разрешением 6 Мп. Сегодня такие камеры выпускают японские фирмы Nikon, Canon, Pentax, KONICA MINOLTA. Продукция FUJIFILM и Sigma не совсем вписываются в эту категорию, но, возможно и они примут участие в дележе этого рынка. Камеры Olympus с их стандартом 4/3 я отношу уже к принципиально другой категории зеркальных цифровых камер.
Прежде чем обсуждать критерии выбора зеркальной камеры, попытаюсь остановиться на причинах, почему может быть оправдана покупка цифровых зеркальных камер этого класса.
Принципиальное отличие рассматриваемого нами класса камер от остальных цифровых камер заключается в сменной оптике и относительно большой площади матрицы. Собственно эти два параметра оказываются довольно тесно связанными друг с другом. Сама по себе сменная оптика не связана с большим кадром. Поскольку сменных объективов для камер, снимающих на матрицу размером 5×7 мм, никто пока не делает, то цифровые камеры со сменной оптикой начинали свою жизнь, как камеры, способные использовать оптику, разработанную для пленки. Ее, конечно, можно использовать и с очень маленькими по площади матрицами, но это нерационально, поскольку угол зрения будет существенно отличаться, будет использоваться только малая часть от поля изображения, а разрешение будет недостаточно для того, чтобы уместить массу деталей на столь маленьком пространстве. На момент написания этой статьи есть только одна камера с несменной оптикой, но практически таким же, как у рассматриваемой камеры, размером матрицы (21,5×14,4 мм) — Sony Cyber-shot R1. Таким образом, основным аргументом приобретения цифровой зеркальной камеры является наличие оптики, которую хочется использовать не только с пленкой, но и с цифрой. В случае наличия большого набора объективов какой-то одной фирмы вопрос выбора фактически не стоит — нужна та фирма, на аппараты которой могут быть поставлены эти объективы. (Отдельно отмечу, что при наличии объективов с байонетом Nikon есть возможность использовать камеры Fuji и Kodak. Однако в рассматриваемом нами классе по площади матрицы и цене, камер этих фирм сегодня нет. И что касается Kodak, то, вероятно, уже и не будет.) Аналогичная ситуация возникает и в случае, когда у вас есть один уникальный объектив, стоимость которого в несколько раз превышает стоимость цифровой камеры рассматриваемой категории. В этом случае вполне оправдана покупка камеры под конкретный объектив. Но эта ситуация будет рассмотрена в отдельной статье, посвященной экзотическому объективу Nikon PC 85 f/2,8. Особняком от темы сегодняшней статьи лежит и выбор зеркальной камеры для объективов с открытым стандартом М42, т. к. в этом случае вам надо выбирать из всех остальных камер, кроме камер Nikon, поскольку его рабочий отрезок больше чем в стандарте М42, и фокусировка этих объективов на бесконечность при установке на аппараты Nikon невозможна. Что же касается макросъемки (этот вопрос я уже обсуждал в статье, касающейся пересъемки пленок), то здесь все камеры со сменной оптикой примерно в равном положении. Главное, что сменный объектив можно далеко отодвинуть от матрицы, и решающим аргументом в выборе может стать скорость связи с компьютером и программа дистанционного управления.
Большая площадь матрицы — это относительно большой размер отдельного фотоприемника и возможность получить высокую чувствительность при относительно низком уровне шумов. Сегодня используются несколько разных типов матриц, довольно существенно отличающихся, как по конструкции, так и по алгоритму преобразования сигнала с фотоприемников в цветное изображение. Однако большинство тестов показывают, что с потребительской точки зрения все матрицы имеют очень близкие характеристики. Разница между ними не больше, чем между компьютером на базе процессоров Intel и на базе AMD. То есть разница есть, но для отдельных задач в отдельных приложениях. В интеграле, они очень похожи. Какую матрицу взять, КМОП или ПЗС, — очень важный вопрос для конструкторов камер, поскольку этот выбор порождает ряд специфических технических решений, но отнюдь не для фотографов.
Если вопрос стоит о необходимости камеры именно с низким уровнем шумов , то сегодня цифровые зеркальные камеры с дешевым штатным объективом вполне конкурентоспособны со старшими моделями аппаратов без сменной оптики, как по цене, так и по качеству снимков. Конструкция зеркалок позволяет за счет большой матрицы снизить требования, как к разрешению объектива в штрихах на мм, так и к его светосиле за счет увеличения чувствительности. Таким образом, вариант покупки зеркальной камеры без расчета использовать сменную оптику тоже имеет право на существование.
И все же основным критерием при выборе зеркальной камеры является удобство интерфейса конкретной модели для конкретного фотографа. То есть лучший результат получается в том случае, если камера является естественным продолжением рук фотографа и не приходится отвлекаться на поиск переключателя или отрывать руку, чтобы дотянуться до кнопки. Интерфейс зеркальных камер складывался десятилетиями и не принципиально отличается у разных производителей, но каждый из них внес некую изюминку, переходящую от модели к модели, делающую его камеры узнаваемыми. Выбирая первую зеркальную камеру, покупатель, весьма вероятно, надолго связывает свою судьбу с определенной фирмой и за счет специфического крепления оптики и внешних вспышек, и за счет стиля съемки. Подведя итог первой части вступления, замечу, что зеркальная камера не мыльница с одной кнопкой и, выбирая первую камеру, следует очень внимательно ознакомиться с руководством пользователя. Именно руководство позволяет понять, как надо работать с камерой, по мнению ее создателей. Потом, по мере обретения опыта, можно выработать свой стиль, а начинать надо, как в анекдоте про летчика, вернувшегося из плена: «учите матчасть, а то бьют очень больно». Политика фирмы Nikon такова, что свободно распространяется только английская версия руководства, со всеми остальными вы можете ознакомиться, только купив камеру. Это позиция очень удобна для региональных официальных продавцов, но ставит в затруднительное положение покупателя. Свободное распространение информации на одном языке и полный запрет на доступ к информации для лиц, им не владеющих, с моей точки зрения, является дискриминацией по языковому принципу и служит разжиганию межнациональной розни. Кстати, то, что русский текст существует только в печатном виде и отсутствует как электронный документ, лично мне создает значительные дополнительные трудности, поскольку у цифрового фотографа компьютер всегда под рукой, а таскать еще и бумажные описания очень неудобно. Поскольку это касается не только нас, но и всей материковой Европы, то точку в этом вопросе должны поставить юристы и суды. Я же, во избежание обвинений в нарушении прав фирмы создавать привилегии американцам, не собираюсь пересказывать ту информацию, которая, по мнению фирмы, должна быть доступна только тем, кто в остальной части мира заплатил за камеру официальным продавцам. Бороться с серым рынком — это право фирмы, но при этом следует избегать дискриминации по языковому и территориальному принципу, и справедливость требует убрать из свободного доступа описание на английском языке. Пока же оно абсолютно доступно (в варианте, не предназначенном для печати, без регистрации и любых ограничений), мне непонятна и позиция многих англоязычных сайтов, дотошно пересказывающих руководство пользователя, вместо того, чтобы дать ссылку на американский сайт компании. Писать изложения — это упражнение для школьников и средневековых летописцев, интернет же делает доступным мгновенный доступ к оригиналу. В общем, основная часть будет короче вступления, поскольку, следуя логике компании, я вынужден ограничиться изложением только собственных наблюдений и промолчать об информации, почерпнутой из русского руководства пользователя, и не заниматься переводом и изложением английского. Фирма хочет, чтобы ее полюбили за имя, а личико покажут только после официального бракосочетания и клятвы верности, подкрепленной определенной суммой. Вспоминаются последствия подобной информационной политики из несравненного фильма «Белое солнце пустыни»: «Гюльчатай, открой личико…».
Впрочем, ограничение доступа к информации — политика очень эффективная, и не только в рекламе. Да, на первом этапе это просто лотерея, но сделав ставку, уже невозможно без потерь выйти из игры. Часто пишут, Вас купила фирма, глупость, — я сам себя купил, сделав первый случайный выбор, а дальше я становлюсь фанатом фирмы, вынужденный покупать только совместимую продукцию, и без существенных финансовых потерь и неприятного признания в собственной дури уже не могу отказаться от этой наркотической зависимости. Подслащивает пилюлю только то, что разница между зеркальными камерами ведущих производителей при равной цене незначительна. Лекарством от этой зависимости мог бы стать единый открытый отраслевой стандарт и очень легкий доступ к информации. Информация и сегодня доступна, но надо приложить усилия, что бы ее найти, проще сыграть в рулетку и верить в собственную исключительную везучесть.
История великолепной зеркалки Contarex конца 50-х показывает, что задача сделать идеальную камеру не является основной для победы на рынке. Даже перед конструкторским отделом, не говоря уж об отделе продаж и рекламы, стоят другие более важные задачи, которые и определяют облик аппарата. Себестоимость является ключевой задачей любого проекта. Даже если инженеры придумают революционное решение, если для его воплощения нельзя использовать имеющееся неустаревшее оборудование и придется переучивать персонал, фирма, решившаяся воплотить его в металл, рискует обанкротиться. Покупатель, выбирая камеру, должен прекрасно понимать, что отличия в конструкции, скорее всего, обусловлены не стремлением его обаять, а различным технологическим оборудованием, которое в данный момент простаивает у той или иной фирмы, наличием специалистов по разработке программного обеспечения для тех или иных матриц и т. д. Таким образом, если покупатель хочет осознанно разобраться в причинах появления того или иного решения, он должен разбираться со всей технологической цепочкой, что уже экономически неоправданно для него, ведь подобный анализ стоит много дороже самой роскошной камеры. Например, если фирма заявляет о рекордном числе шагов фокусировки, это возможно связано с залежавшейся на складе партией шаговых двигателей, изначально предназначенной для принтеров :-). На данный момент известно несколько очень перспективных технических решений, однако ни одна фирма не спешит их внедрять в серийные камеры. Подводя итог, замечу: купив камеру, стоит ее внимательно изучить, возможно, из нее можно выжать даже больше, чем вам обещали, а вот выбирать при недостатке информации можно методом подкидывания монеты, данных всегда будет недостаточно для осознанного выбора, а детальный анализ отрывочных и не всегда достоверных фактов может стоить дороже камеры.
Экран 2 дюйма 130000 пикселей. Матовое стекло фокусировки у этой камеры выполнено очень необычно, вероятно, на него нанесены элементы индикации и/или чувствительные элементы, поэтому, если вынуть аккумулятор, оно становится мало прозрачным.
Характерное для фирмы колесико управления под спусковой кнопкой у этой модели отсутствует, для изменения диафрагмы в ручном режиме надо нажать на дополнительную кнопочку над спусковой кнопкой и вращать единственное колесо управления на задней панели.
Хотя рабочий отрезок у камер Nikon один из самых больших среди 35 мм зеркалок, и поставить на них через переходник объективы, предназначенные для других аппаратов, представляется проблематичным, тем не менее количество объективов, совместимых с этим байонетом, очень и очень большое. В первую очередь, потому что, как в 1959 году фирма Nikon создала свою первую зеркальную камеру, с тех пор она придерживалась принципа совместимости старых объективов с новыми камерами. Так, на фотографии рассматриваемого аппарата со штатным объективом, идущим в комплекте, мы видим два переключателя между ручной и автоматической фокусировкой — один на объективе, другой на корпусе камеры. В данном случае работает только тот, который на корпусе объектива, поскольку автофокусировка осуществляется мотором, встроенным в объектив. Почти 20 лет назад, когда появились первые автофокусные камеры Nikon, казалось, что ставить мотор в каждый объектив, тем более дешевый, это верх расточительности, точная механика и труд квалифицированных рабочих стоили тогда дешевле. Поэтому единственный мотор был расположен в корпусе камеры, и при установке объектива происходило механическое сопряжение штока, выступающего из камеры, с вилкой в объективе, и вращение от мотора механически передавалось системе перемещения линз. На нижнем фото показано, что при переключении рычажка на корпусе камеры шток выдвигается из оправы байонета.
На хвостовой части штатного объектива мы видим. что, несмотря на обилие электрических контактов и существенного обесценивания моторов, диафрагма на объективе закрывается по-прежнему механически. Некоторые фирмы пошли другим путем, например, Canon разом отказался, как от всех старых объективов, так и от всякой механики при переходе от байонета FD к байонету EOS AF. То, что Nikon по-прежнему держится за механический привод диафрагмы, создает определенные проблемы при осовременивании объективов с подвижками и наклонами. У объектива PC 85 f/2,8 закрыть и открыть диафрагму можно только кнопкой на корпусе. В то же время развитая электроника у этого объектива учитывает даже эффективное изменение относительного отверстия при изменении дистанции съемки. Сделать механический привод диафрагмы у таких объективов действительно очень сложно, в то же время передать сигнал на мотор, закрывающий диафрагму. проблем не составило бы.
Каждое правило должно подтверждаться исключениями, Несмотря на все усилия Nikon по обеспечению совместимости старых объективов с новыми камерами, внушительный список их все-таки оказался непригоден для использования с рассматриваемой моделью. Сложность определения несовместимых объективов усугубляется еще тем, что название объективов связано с их оптической схемой, а не механической конструкцией. Поэтому совместимые и несовместимые объективы отличаются только серийным номером. Поскольку зеркальные камеры, как я уже отмечал, в большинстве случаев выбираются из соображений возможности использовать старые объективы, то советую внимательно ознакомиться с этим списком на странице 107 англо-язычного описания в PDF, пока еще существующего на американском сайте компании.
Без всяких гарантий, но с большой вероятностью удастся установить на эту камеру объективы с байонетом Н (Никон) для зеркальных аппаратов Киев. История завода Арсенал, выпускавшего эти объективы, тесно связана с легендарной фирмой Цейсса, поскольку после войны часть заводов переехала в Киев, часть осталась в ГДР, ну а в Западной Германии дело продолжила Carl Zeiss Dresden. Список советских объективов с байонетом Н можно найти здесь.
ПЗС матрица 23,7×15,6 мм с минимальной чувствительностью 200 ISO.
Информация в видоискателе при разных режимах съемки (приведены линейки, отображаемые программой Nikon Capture, которые отличаются от того, что можно увидеть в видоискатель, только цветом). | Информация на ЖК-экране. |
Все очень похоже на другие зеркальные камеры. Интуитивно понятно и снабжено русской подсказкой. Выделяет камеры Nikon возможность сделать снимок пыли на матрице и запустить процесс автоматической ретуши. Конечно лучше пыль удалить, но такая возможность не всегда есть в полевых условиях, да и занимает процедура чистки существенно больше времени. | |
Меню и справка на русском языке, но локализация сделана не до конца, набирать комментарии кирилицей нельзя. | |
Скорость чтения карты памяти SD через USB — 2600 Кбайт в секунду. Подробнее о скорости передачи и работе с программой Nikon Capture читайте в статье «Пересъемка пленки».
Для начала разберемся, что именно мы анализируем, где влияние железа, а где программ обработки сигнала.
Можно записывать снимок одновременно в JPEG и NEF, однако в JPEG не с максимальном качеством, и разница даже без автоматической оптимизации при преобразовании хорошо заметна.
1 — JPEG, 2 — NEF преобразование средствами Photoshop Camera Raw plug-in, 3 - NEF преобразование с помощью программы Nikon Capture 4. Для наглядности при верстке изображение увеличено в 2 раза.
Сведения о параметрах съемки, которые можно извлечь через информацию о файле в Photoshop CS2, существенно различаются по полноте для файлов JPEG и NEF. В первом случае отсутствует информация о выдержке и о чувствительности. Чувствительность в JPEG нельзя узнать и средствами Windows. При экспорте из Nikon Capture передается тоже только часть информации.
Штатный объектив AF-S DX Zoom-Nikkor 18-55 мм f/3,5-5,6G IF-ED и зависимость разрешения от диафрагмы
NEF преобразование средствами Photoshop Camera Raw plug-in, настройки по умолчанию: Sharpness-25, Luminanse Smoothing - 0, Color Noise Reduction -25. Для наглядности при верстке изображение увеличено в 2 раза.
Рассмотрим, как влияет небольшое изменение этих параметров на получаемое изображение.
2. Sharpness-0, Luminanse Smoothing - 0, Color Noise Reduction -25.
3. Sharpness-25, Luminanse Smoothing - 25, Color Noise Reduction -25.
Для наглядности при верстке изображение увеличено в 2 раза.
При этой чувствительности и соответственно уровне шумов для черно-белой миры параметр Color Noise Reduction никак не сказывается на получаемом изображении даже при его увеличении до 100.
Посмотрим, как он влияет на цветное изображение:
Освещение галогенной лампой накаливания. Во всех случаях была задана цветовая температура 2850 K. При температуре 3000 К, задаваемой камерой при установке в меню «лампа накаливания», серая карта казалась излишне желтой. Поскольку напряжение в сети при съемке не замерялось, не берусь судить, какая температура у лампы была на самом деле.
Т=3000 K.
T=2850 K.
Заметного влияния на шумы и резкость для крупных цветных картинок при минимальной и максимальной чувствительности изменения Color Noise Reduction не оказывают. Тем не менее для чистоты эксперимента при сравнении шумов при разных чувствительностях установим все параметры коррекции равными 0.
Шумы в JPEG и NEF
Для измерения шумов снималась серая шкала, освещенная рассеянным светом от 500 Вт галогенной лампы накаливания. Выбирался участок 100 х 50 пикселей с яркостью около 110 единиц и вычислялось среднеквадратичное отклонение сигнала для яркости и в каждом из цветных каналов в отдельности.
При снимке одновременно записывались JPEG и NEF файлы. Преобразование из NEF в цветное изображение осуществлялось программами Nikon Capture 4 (1) и Photoshop Camera Raw plug-in (2); все установки коррекции установлены равными 0, а цветовая температура задана равной 3000 K.
Для наглядности при верстке размер увеличен вдвое. Ниже в таблице приведены средние значения яркости и стандартного отклонения.
ISO | JPEG | NEF | ||||
1 | 2 | |||||
200 | 117 | 0,7 | 117 | 1,4 | 105 | 0,9 |
124 | 1,3 | 124 | 1,5 | 112 | 1,2 | |
116 | 1.0 | 116 | 1,4 | 104 | 0,9 | |
103 | 1,6 | 102 | 1,5 | 97 | 1,3 | |
400 | 117 | 0,9 | 117 | 1,8 | 106 | 1,1 |
124 | 1,4 | 124 | 1,9 | 112 | 1,5 | |
116 | 1,2 | 116 | 1,8 | 104 | 1,1 | |
102 | 1,8 | 101 | 2,0 | 96 | 1,6 | |
800 | 115 | 1,1 | 115 | 2,5 | 104 | 1,5 |
123 | 2,1 | 123 | 2,7 | 110 | 2,2 | |
113 | 1,5 | 113 | 2,5 | 102 | 1,5 | |
102 | 2,5 | 101 | 2,8 | 98 | 2,3 | |
1600 | 108 | 2,1 | 107 | 4,0 | 109 | 2,2 |
116 | 3,4 | 113 | 4,1 | 117 | 3,1 | |
106 | 2,5 | 107 | 4,1 | 107 | 2,3 | |
93 | 3,5 | 92 | 4,7 | 101 | 3,5 |
JPEG с таким сильным сжатием замыливает все, в том числе и шум. Разница в значениях для разных программ преобразования RAW, вероятно, связана с тем, что, несмотря на нулевые параметры коррекции, либо первая повышает резкость, либо вторая давит шумы. Фото
Миниатюра | Фрагмент |
AF-S DX Zoom-Nikkor 18-55 мм f/3,5-5,6G IF-ED. F=18 мм. | |
AF-S DX Zoom-Nikkor 18-55 мм f/3,5-5,6G IF-ED. F=55 мм. | |
AF-S DX Zoom-Nikkor 18-55 мм f/3,5-5,6G IF-ED. F=26 мм. |
Наличие ручного режима управления вспышкой с возможностью регулировки мощности позволяет эффективно использовать дополнительно любую вспышку с запуском от светового импульса и организовать нормальное фоновое освещение, чтобы избавиться от глубоких теней. В режиме TTL предварительный оценочный импульс требует использования в этом случае специальных вспышек, способных его игнорировать. Ну, и конечно, можно организовать прекрасное освещение, используя родные автоматические согласованные вспышки, но это уже совсем другой ценовой диапазон, сопоставимый по стоимости с камерой. Для получения приведенных фотографий, как фоновая, использовалась вспышка Sigma EF-500 SUPER для аппаратов Canon.
PC 85 f/2.8 | |
Объектив Пеленг. Честно признаюсь, подсоединился с трудом, и я бы не рекомендовал его использовать с этой камерой. |
Официальные технические характеристики смотрите на сайте производителя. P.S.
Удачная камера, которая может быть, как первой зеркалкой любителя, так и второй камерой профессионала. С учетом того, что управление этой камерой за счет отсутствия колеса под спусковой кнопкой ближе к зеркалкам других фирм, она может с комфортом использоваться профессионалами, в основном снимающими на оптику, несовместимую с байонетом Nikon F, но имеющими в своем хозяйстве хотя бы один специальный и дорогостоящий объектив с этим байонетом или байонетом Н. Переход на аналогичный объектив, совместимый с основной зеркалкой другой фирмы, может оказаться более дорогим удовольствием, чем приобретение камеры под объектив. Субъективно единственное, что меня огорчило в этой камере, это темный видоискатель и, как следствие, проблемы с ручной наводкой на резкость. Субъективно, поскольку при такой яркости видоискателя и использовании штатного объектива коррекция в плюс одну диоптрию уже оказывается недостаточной, чтобы скомпенсировать недостатки моего зрения. При работе с более светлым видоискателем за счет диафрагмирования зрачка такой коррекции хватает. Мелковата для моего зрения и информация на ЖК-дисплее, а отсутствие его подсветки проблему усугубляет.
Цены
В таблице ниже приведена средняя розничная по Москве цена, актуальная на момент чтения вами данной статьи:
Nikon D50 kit |
Н/Д(0) |