Камера Nikon COOLPIX P5100 предназначена фотографам, «творчески подходящим к процессу съемки» (www.nikon.ru). Предполагается, что им понадобятся: творческие режимы (приоритет выдержки и диафрагмы, ручной режим установки экспозиции), внешняя вспышка (есть горячий башмак под системные вспышки SB-400, 600, 800), электронно-оптическая стабилизация изображения и светочувствительность до 2000 единиц (при съемке с максимальным разрешением файла) для съемки при недостаточном уровне освещения, оптический видоискатель и, конечно, высокое разрешение в 12 Мп. О принадлежности камеры к «творческому классу» свидетельствует так же концепция управления, дизайн и отделка корпуса. Все перечисленное вселяют в опытного фотографа надежды на эффективную компактную камеру, способную заменить тяжелую и бросающуюся в глаза зеркалку. Но, на деле оказывается, что P5100 просто любительский аппарат с продуманным дизайном и расширенными функциями, но никак не вторая и, даже, не третья камера.Камера, конструкция
В работе дисплея есть некоторые особенности, к которым придется привыкать. В режиме съемки в условиях недостаточного освещения сигнал усиливается, что повышает комфорт работы. Но потом яркость медленно автоматически уменьшается, что при неспешном кадрировании мешает. При съемке на дисплее отображается не весь кадр и снизу «отрезается» немного больше, чем сверху.
Меню камеры богато (традиционно для Nikon) различными настройками. Но, сравнивая его с меню прежних COOLPIX, можно заметить, что оно стало более кратким. К примеру, сюжетные режимы съемки теперь не имеют подменю «тонкой» настройки (типа «портрета» или «пейзажа» с разными вариантами композиции). «Творческому» фотографу подобные мелочи не нужны, а того, кто желает снимать «на автомате» многоуровневое меню лишь напугает (если случайно он в это меню попадет).
Съемка
Дисплей в режиме съемки. Есть режим отображения сетки, отображаются выдержка и диафрагма, но гистограммы нет — для «творческой камеры» серьезный недостаток. | Меню съемки. Строки настроек занимают четыре страницы, о чем свидетельствует столбик-индикатор в верхнем правом углу. Знак вопроса справа внизу так же не случаен — если он есть, значит можно получить справку по выбранной функции. Для ее вызова нужно повернуть рычажок зумирования. |
Режимы работы встроенной вспышки. | Меню съемки. Актуальные съемочные настройки можно сохранить в одном из двух «банков» — «настройки пользователя». |
Меню настройки светочувствительности, в том случае если эта функция назначена кнопке «Fn». Помимо дискретных установок и полного «Авто», можно выбрать «Авто», ограниченное ISO 100, 200, 400. | Среди функций — «Управление искажением». Камера будет исправлять оптические искажения, но на сохранение снимков потребуется больше времени. |
Настройки баланса белого. Лампа дневного света лишь одна, зато есть «Ручная настройка» по серой/белой карте. | Режимы «протяжки». Возможен серийный режим, в том числе со вспышкой; режим выбора лучшего по четкости снимка «BSS»; съемка через заданный интервал (от 30 секунд до 60 минут, до 1800 кадров в серии). |
Настройки режимов видеосъемки. Кроме видео разного разрешения (от 640×480 до 160×120), можно снимать видео со стилизацией в сепию и ч/б (320×240, 15 к/с), а так же мультфильм из снимков, сделанных через заданный интервал (640×480, 30 к/с). | Настройка режима автоматической вилки по экспозиции. |
Сюжетные режимы, построчный режим меню. | Настройка параметров обработки изображения. |
Сюжетные режимы, режим отображения меню — «миниатюры». При съемке в «сюжетных режимах» возможна настройка параметров съемки (в частности, разрешения и качества — «синие» миниатюры). | Настройка параметров обработки изображения. В подменю «Собственные настройки» можно управлять контрастом, резкостью и насыщенностью. Задать цветовое пространство JPEG-файлов нельзя. |
Настройки камеры
«Системные» настройки камеры. | «Системные» настройки камеры. Настройка кнопки «FUNC». |
«Системные» настройки камеры. | Функции, которые можно «назначить» кнопке FUNC. Кроме отображаемых на миниатюре, можно назначить еще: включение/выключение режима исправления искажений, выбор конвертера, режим смены кадров, включение/выключение подавления вибраций. |
Просмотр
Гистограмма отображается только в режиме просмотра. | Меню просмотра. |
Увеличение в режиме просмотра. | Оптимизация контраста —функция «D-Lighting». |
Режим просмотра с выбором снимка с помощью диска управления. | D-Lighting создает копию снимка с повышенной яркостью темных зон. |
Выбор режима просмотра: «Покадровый», «Календарь», «Список по дате». | Одна из функций постобработки — создание копии снимка с черной рамкой разной толщины (в меню три варианта толщины). |
Режим просмотра «Календарь». | Снимки из встроенной памяти можно копировать на сменную и наоборот. |
Режим просмотра «Список по дате» | Настройка режима просмотра снимков — «Показ слайдов». |
Разрешение и аберрации
Умеренный 3,5Х зум объектив во всем диапазоне фокусных расстояний обеспечивает высокое разрешение и почти не искажает изображение. Качество изображения будет больше страдать от JPEG сжатия, чем от несовершенства объектива (который при таком подходе к оценке «совершенен»).
Шум и баланс белого
Съемка мишени для оценки шума производилась при освещении лампами дневного света и галогенными лампами. Установка баланса белого — по серой мишени (MWB). Приведены фрагменты серых полей мишени и миры в масштабе 1:1 для камер Nikon P5100 и Canon 350D (обращаем внимание, что данные для зеркальной камеры приведены не в целях сравнивать с ней компактную камеру, а лишь для того, чтобы иметь представление, каким может быть шум в «идеальном» случае). Для камеры Nikon приведены фрагменты снимков, сделанных при длинных (две колонки фрагментов слева) и коротких выдержках (четыре колонки справа). При выдержках длиннее 1/4 с принудительно включается шумопонижение. Камера заметно шумит уже при ISO 200, но при этом на снимках, сделанных во всем диапазоне вплоть до ISO 1600 и 2000 шум приемлемый, детали изображения сохраняются, артефакты сглаживания незаметны.
Автоматика баланса белого хорошо настраивает цветопередачу, как при естественном освещении, так и при освещении лампами дневного света. Как при использовании встроенной вспышки, так и при освещении лампами накаливания на фотографиях заметен «сдвиг» цветового тона. Далее приведены фрагменты снимков мишени, сделанных:
1) при освещении лампами дневного света в режиме ручной настройки баланса белого по серой мишени (MWB),
2) в режиме автобаланса белого (AWB, объект съемки — почти монохромная мишень для оценки разрешения с цветной мишенью Кодак Q13 , снимок которой приведен выше),
3) при освещении мишени встроенной вспышкой в режиме автобаланса белого.
Для поля «М» указаны координаты цвета, как их определяет графический редактор, если он интерпретирует файл, как имеющий sRGB профиль (камера не позволяет явно задать цветовое пространство файла).
Макрорежим
Максимальное увеличение при съемке удается получить в диапазоне фокусных расстояний, маркированных на индикаторе камеры зеленым цветом.
Режим макро, фокусное расстояние: | Минимальный размер поля кадра вдоль длинной стороны: |
Макрорежим фокусировки, f = 7,5 мм | 4,7 см |
Макрорежим фокусировки, f = 10,1 мм | 4,7 см |
Макрорежим фокусировки, f = 15,7 мм | 7,5 см |
Макрорежим фокусировки, f = 26,3 мм | 10,7 см |
Макрорежим, f =8,5 мм, стабилизация «VR», 1/10 с, ISO 100, исходный снимок 3,4 МБ. |
Макрорежим, f =10,1 мм, вспышка, 1/60 с, ISO 100, исходный снимок, 3,3 МБ. |
Вариант верхнего снимка, обработанный с помощью D-Lighting. Исходный снимок, 4,3 МБ. |
Измерения скорости производились при съемке на карту памяти Apacer 60X SD 1 Гб:
Съемка первого кадра из выключенного состояния: | 2 с |
Интервал между снимками JPEG, максимальное качество, автофокус и автоэкспозиция включены для каждого кадра: | 3 кадра за 5 с, интервал 6 с, 3 кадра за 5 секунды, интервал 6 с, ... |
Серия JPEG, максимальное качество: | 3 кадра за 3 с, далее все снимки через интервал 3 — 4 с |
Серия JPEG со вспышкой, максимальное качество: | 3 кадра за 3 секунды |
Фото
Фрагменты 1:1:
Видео
Nikon COOLPIX P5100 для тех, кто ценит в технике собственно технику — технологии и их реализации в «металле» на высоком уровне. Разобравшись с ее функциями и настройками, обладатель камеры будет удовлетворен не только возможностями, но и качеством снимков, если он раньше не приобщился к фотографии с помощью цифровой зеркалки или цифровых компактных камер класса «полупро». Как такой владелец, так и опытный фотограф, несомненно, оценит дизайн самой камеры, системы управления, качество оптики, стабилизацию и «встроенный» редактор исправления дисторсии (до сих пор приходилось сталкиваться с этой «мечтой фотографов» только в графических редакторах; причем там возможно не только исправление дисторсии, но и виньетирования, хроматических аберраций, перспективных искажений). Чем «творческий» фотограф будет огорчен: отсутствием возможности съемки в RAW; отсутствием гистограммы при съемке; несовпадением поля зрения оптического видоискателя, электронного видоискателя и реального поля кадра; невозможностью применения «исправления искажений» (в меню эта функция называется «Управление Искажением») при просмотре, из-за чего порой приходится при съемке жертвовать весьма полезным BSS (требующим серийной съемки) ради «Управления Искажением» или наоборот.Технические характеристики:
Камера | Nikon COOLPIX P5100 |
Матрица | ПЗС 1/1,72″, 12,43 / 12,1 Мп |
Форматы | JPEG, от 4000×3000 |
Оптика | Zoom-Nikkor VR, f = 7,5-26,3 мм (экв. 35-123 мм), f/2,7-f/5,3 |
Чувствительность, экв. ISO | 64, 100, 200, 400, 800, 1600, 2000, (3200 5 Мп) |
Экспозамер | мультизонный 256 зон, точечный, точечный по зоне AF, центрально-взвешенный |
Экспорежимы | Авто, программная автоэкспозиция, сюжетные режимы, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, экспокомпенсация ±2 Ev, ручная экспозиция |
Сюжетные режимы и программы | портрет, пейзаж, спорт, ночной портрет, праздник/вечеринка, пляж/снег, закат, сумерки/рассвет, ночной пейзаж, макро, музей, фейерверк, копия, контровой свет, панорама, диктофон, HI ISO, «Защита от сотрясений» |
Экспозиция | 1/2000 — 8 с |
Фокусировка | TTL с определением контраста; подсветка; по центру / произвольная — 99 зон; макро; приоритет лица |
Диапазон фокусировки (W/T), м | от 0,3/0,7; макро: от 0,04 |
Режимы «протяжки» | однокадровая, серийная 1 к/с (в том числе со вспышкой), мультикадр Х 16 1 к/с, интервальная съемка от 30 с до 60 м до 1800 снимков, BSS, таймер 10 с / 3 с |
Баланс белого | авто, дневной свет, облака, лампы накаливания, вспышка, лампы дневного света, ручной |
Вспышка | встроенная, горячий башмак внешней |
Вспышка встроенная, дальность (W/T), м | 0,3 — 8/ 0,3 — 4,0 (ISO авто) |
Режимы вспышки | авто, принудительно вкл./выкл., снижение эффекта красных глаз, медленная синхронизация, |
Дисплей | 2,5″ TFT, 230000, 97%×97% при съемке |
Видоискатель | оптический, 80% по горизонтали, 80% по вертикали |
Обработка снимков в камере | кадрирование, изменение размера, рамки, автоматическая оптимизация яркости/контраста D-Lighting |
Видео | AVI от 640х480, 30 к/с |
Сменная память | SD/SDHC/MMC, встроенная 52 МБ |
Питание | EN-EL5, 3,7 В, 1100 мА·ч (ресурс CIPA 250 снимков) |
Интерфейсы | USB 2.0, A/V |
Размер/вес (мм/г) | 98×64,5×41 / 200 |
Цены
В таблице ниже приведена средняя розничная по Москве цена, актуальная на момент чтения вами данной статьи:
Nikon COOLPIX P5100 |
Н/Д(0) |