Верхний ряд слева направо: HR 0,5 (44331), HR 0,45 (44341), HR 0,5 (44380), HR 0,65 (44384).
Нижний ряд: HR 2 (44382), HR 0,7/1,45 (44371), HR 1,5 (44384).
Афокальные (телескопические) насадки, как и театральный бинокль, нужны только в том случае, если вам достались плохие билеты в театр. Собственно, они и представляют собой трубу Галилея (театральный бинокль): если фронтальная линза положительная, а задняя отрицательная, то получаем насадку, увеличивающую фокусное расстояние объектива, если наоборот, то широкоугольную.
В этот раз мне на тестирование досталась богатая коллекция из 7 насадок. Одна из них, 44371, была универсальная (в зависимости от того, какой стороной ее прикрепить к объективу аппарата, можно получить либо телескопическую, увеличивающую фокусное расстояние в 1,45 раза, либо широкоугольную, уменьшающую его в 0,7 раз), остальные — специализированные, рассчитанные на крепление только одной стороной. Конечно, и их можно исхитриться прикрепить задом наперед, но тогда, хотя фокусное расстояние и изменится, результаты перестанут лезть даже в ворота авиационного ангара.
Самые дешевые насадки состоят из двух линз (44384), дорогие имеют более сложную конструкцию, в которой предпринята попытка исправить хроматические аберрации.
HR 0,5x (44380) | HR 2x (44 382) |
Итак, проводилось тестирование пяти широкоугольных насадки: с кратностью 0,5 — 44380, 44331, с кратностью 0,45 — 44341, универсальной насадки с кратностью 0,7 — 44371, широкоугольной насадки с кратностью 0,65 из набора 44384, и 3 телескопических насадки: 2-кратной — 44382, 1,5-кратной из набора 44384, универсальной — 44371. Испытания проводились совместно с камерой Casio QV 4000. Этот аппарат оснащен, наверное, самым распространенным на сегодняшний день объективом с 3х кратным изменением фокусного расстояния: от 7 до 21 мм. Таким образом, аналогичные результаты могли бы быть получены, если бы тестирование проводилось с камерами Canon (G1,G2), Сasio (QV3000,QV3500,QV4000), Epson PC 3000Z, Toshiba PDR-M70, Sony (S70,S75,S85).
Проводились испытания и с существенно более экзотическим объективом SUPER — EBC FUJINON с 6-кратным изменением фокусного расстояния (7,8-45 мм).
Оправы насадок и варианты их крепления к камерам
Насадки предназначены для крепления на резьбе для светофильтров и имеют посадочную резьбу 58, 52 и 49 мм. Надо отдать должное фирме hama, она не поскупилась и снабдила свои изделия солидным набором переходных колец. Комплектация у насадок разная, однако, все они могли быть навинчены с помощью штатных колец на резьбу 46, 49, 52 мм, а некоторые и на 43, 55, 58.
К сожалению, возбудить уголовное дело за несоблюдение ГОСТа в отношении производителей камер с резьбой 47,5 мм, вероятно, не удастся. Проблема состоит еще и в том, что у большинства цифровых камер резьба находится на корпусе камеры, а не на объективе, и роль фирменного переходного кольца состоит не только в переходе на мало-мальски стандартную резьбу, но и в компенсации выдвижения объектива из транспортного положения в рабочее. Таким образом, как ни крути, а крепить насадку к камере придется через целую систему колец.
Камера Casio QV4000, фирменное кольцо LU-35A с резьбой 47,5-58 мм, понижающее кольцо 58-49, и далее, если насадка имела резьбу 52, то использовалось кольцо 49-52. Чтобы избежать виньетирования, насадка должна быть прикреплена максимально близко к передней линзе объектива. Только двукратная телескопическая насадка 44382 имеет логичную конструкцию, при которой используется компенсирующее кольцо 52-52. Если возникает необходимость использовать другую резьбу, то оно снимается, и на его место устанавливается переходное кольцо на необходимую резьбу. При такой конструкции все присоединительные резьбы оказываются в равном положении.
Камера FUJIFILM FinePix 6900 имеет вполне стандартную посадочную резьбу 55 мм, но к ней нельзя прямо крепить насадки, поскольку необходимо обеспечить возможность объективу выдвинуться из транспортного положения на 4 см вперед. Родного кольца у меня не было, и я решил проблему, накрутив несколько оправ для светофильтров с резьбой 55 мм.
Подобная конструкция имеет свои плюсы, поскольку позволяет легко скомпенсировать дополнительные кольца при переходе с одной резьбы на другую, даже если это не предусмотрено конструкцией оправы.
Если совпадение резьбы на насадке и аппарате — это вопрос везения, то цвет корпуса — это вопрос вкуса. Известная французская пословица гласит: pour etre joli il faut souffrir (чтобы быть красивым надо страдать), но страдать от плохого изображения — это не по мне.
Серебряный корпус широкоугольной насадки 44331 очень красив, но посеребренной оказалась не только внешняя поверхность, но и значительная часть внутренней поверхности корпуса насадки, обращенной к объективу. Это серебряное кольцо, видное аж через фронтальную линзу, свело на нет все усилия разработчиков по чернению внутренней поверхности. Учитывая, что для широкоугольных насадок вероятность попадания источников света в кадр весьма велика, а использование бленд затруднительно, перед нами образец деятельности, достойной Сизифа.
Результаты тестов
Перед тем, как перейти к собственно результатам, обсудим вопрос кратности насадок и выбора фокусного расстояния объектива камеры при ее использовании с насадками. Если с телескопическими все просто и ясно, и однозначные рекомендации использовать их только с объективом камеры, установленным на максимальное фокусное расстояние, приведены как в инструкции к насадке, так и в описании камеры, то с широкоугольными все не так однозначно.
Действительно, максимальный угол охвата можно получить при минимальном фокусном расстоянии объектива камеры, но при этом будет и максимальное виньетирование и аберрации на краях. Увеличивая фокусное расстояние, можно в значительной мере избавиться от этих проблем, но хотя кратность насадки при этом не изменится, расширение рабочего диапазона фокусных расстояний камеры будет не столь впечатляющим. В моих экспериментах для насадок с кратностью 0,5 и 0,45 приемлемый результат наблюдался при фокусном расстоянии объектива камеры, начиная с 10 мм, что дает нам уменьшение минимального фокусного расстояния объектива камеры примерно в 0,7 раза.
Для оценки качества производилась съемка камерой Casio QV 4000 радиальной и кольцевой мир, напечатанных на молочной пластиковой пленке Epson S041071, закрепленной на светостоле hama с цветовой температурой 8000 К. Яркости полос различались более, чем в 50 раз. Баланс белого устанавливался вручную. Фокусировка осуществлялась, когда мира располагалась в центре кадра, после чего камера поворачивалась таким образом, чтобы мира оказалась в углу кадра. Съемка проводилась при диафрагме f:8. Результаты съемки миры камерой без насадок можно посмотреть здесь. Снимки миры, расположенной по центру кадра, сделанные камерой с насадками и без насадок, почти не отличались, и в данной статье я анализирую только фотографии миры, расположенной вблизи от угла кадра. Радиус круга в пикселях, вне которого различимы все штрихи, обозначен буквой R. При наличии астигматизма круг вырождался в эллипс, в этом случае замерялись полуоси, лежащие в меридиональной (Rm) и в сагиттальной (Rs) плоскостях. Как видно из схемы, при фокусировке лучей, идущих в меридиональном сечении, кружок фокусировки превращается в линию, лежащую в сагиттальной плоскости, и, наоборот, при фокусировке лучей, идущих в сагиттальном сечении, кружок фокусировки превращается в линию, лежащую в меридиональной плоскости. Разрешение штрих на пиксель можно получить по следующей формуле: 180/6,28R. Черная и белая линии — два штриха.
HR2 (44382)
Координаты центра миры относительно верхнего левого угла X=237, Y=233, f:8, |
Сравним с аналогичным изображением, полученным с помощью 2,3 кратной телескопической насадки, составленной из объективов Гелиос-44 и Ортагоз 135:
X=165, Y=182, f:8. |
Полагаю, что комментарии здесь излишни.
HR 1,45 (44371)
Фотографию миры можно посмотреть здесьКоординаты центра кольцевой миры относительно верхнего левого угла X=218, Y=221, диафрагма f:8,
Фокусное расстояние объектива камеры f=20,7.
Координаты центра радиальной миры Xr=582, Yr=239, Rs=53, Rm=43.
HR 1,5 (44384)
Фотографию миры можно посмотреть здесьX=159, Y=219, f:8, f=20,7мм. Xr=511, Yr=234, Rs=52, Rm=43.HR 0,45 (44341)
f:8, Фокусное расстояние объектива камеры f=7,1 мм. Фокусное расстояние оптической системы из объектива камеры и насадки — Fs= 3,2 мм.Координаты центра радиальной миры Xr=588, Yr=213, Rs=57. Rm=43. Наблюдается существенное виньетирование и заметные хроматические аберрации.
Увеличиваем фокусное расстояние объектива камеры до 11,8 мм.
X=186, Y=281, f:8, f=11,8 мм, Fs= 5,3 мм,
Результат существенно приятнее, однако множитель, характеризующий расширение диапазона фокусных расстояний (отношение фокусного расстояния системы из объектива и насадки к минимальному фокусному расстоянию объектива камеры) N=0,74.
Фотографию радиальной миры можно посмотреть здесь
Xr=695, Yr=294, Rs=47, Rm=45.
При фокусном расстоянии камеры в 10,4 мм результат тоже приемлемый, но в самом углу наблюдаются значительные аберрации.X=55, Y=192, f:8, f=10,4 мм, Fs= 4,68 мм, N=0,66.
Для сравнения приведу пример использования этой насадки с камерой FUJIFILM FinePix 6900 (размер кадра 2832×2128).
Xr=875, Yr=325, Rs=96, Rm=64.
Для адекватного сравнения с камерами на стандартной ПЗС матрице домножим результаты на 0,71 — отношение линейных размеров кадра при одинаковом числе чувствительных элементов у камер с SUPER CCD и CCD матрицами. R's=68, R'm=45
X=490, Y=326, f:8, f=7,8 мм, Fs= 3,5 мм.
Я столь подробно проиллюстрировал результаты, полученные с этой насадкой, поскольку, на мой взгляд, она является наиболее привлекательной.
HR 0,5 (44380)
Фотографию миры можно посмотреть здесьf:8, f=7,1 мм. Fs=3,55, Xr=582, Yr=228, Rs=58, Rm=43.Фотографию миры можно посмотреть здесьX=230, Y=316, f:8, f=10,4 мм, Fs= 5,2 мм, N=0,73. Xr=725, Yr=319, Rs=49, Rm=46.HR 0,5 (44331)
Фотографию миры можно посмотреть здесьf:8, f=7,1 мм. Fs=3,55, Xr=585, Yr=205, Rs=57, Rm=43.Фотографию миры можно посмотреть здесьX=230, Y=316, f:8, f=10,4мм, Fs= 5,2 мм, N=0,73. Xr=705, Yr=289, Rs=49, Rm=46.
HR 0,65 (44384)
Фотографию миры можно посмотреть здесьf:8, f=7,1 мм. Fs=4,63, Xr=636, Yr=264, Rs=50, Rm=44.Фотографию миры можно посмотреть здесьX=248, Y=259, f:8, f=8,4 мм, Fs= 5,46 мм, N=0,77. Xr=705, Yr=289, Rs=48, Rm=43.HR 0,7 (44371)
Фотографию миры можно посмотреть здесьf:8, f=7,1 мм. Fs=4,99, Xr=491, Yr=212, Rs=61, Rm=43.Фотографию миры можно посмотреть здесьX=183, Y=229, f:8, f=8,4 мм, Fs= 5,88 мм, N=0,82. Xr=642, Yr=217, Rs=56, Rm=43.Для наглядной иллюстрации хроматических аберраций построим с помощью программы Дмитрия Кузнецова Levels зависимость амплитуды сигнала от расстояния вдоль линии, пересекающей кольцевую миру в направлении от центра кадра. Цифры вверху обозначают расстояние от центра миры в пикселях. Значения в центре каждого графика указывают на расстояние между центром кольцевой миры и центром кадра в пикселях и процентах. Центр — 0%, угол кадра — 100%. Поскольку хроматические аберрации логично сравнивать на одинаковом расстоянии от центра, то для того, чтобы было легче выбрать участки для сопоставления, зона, соответствующая удалению от центра кадра на 74-76%, выделена серым. Красным отмечены значения для камеры FUJIFILM FinePix 6900, имеющей кадр большего размера: 2832×2128 пикселей. Остальные графики соответствуют снимкам мир, сделанным камерой Casio QV-4000 c размером кадра 2240×1680 пикселей. Для того, чтобы рассмотреть графики подробнее, можно щелкнуть по ним правой кнопкой мыши.
Сводная таблица измеренных параметров.
f (мм) | Fs (мм) | N | Rs (пикс) | Rm (пикс) | ||
HR 2 | 44382 | 20,7 | 41,4 | 2 | 88 | 44 |
HR 1,5 | 44384 | 20,7 | 31 | 1,5 | 52 | 43 |
HR 1,45 | 44371 | 20,7 | 30 | 1,45 | 53 | 43 |
HR 0,45 | 44341 | 7,1 | 3,2 | 0,45 | 57 | 43 |
11,8 | 5,3 | 0,74 | 47 | 45 | ||
HR 0,5 | 44380 | 7,1 | 3,55 | 0,5 | 58 | 43 |
10,4 | 5,2 | 0,73 | 49 | 46 | ||
HR 0,5 | 44331 | 7,1 | 3,55 | 0,5 | 57 | 43 |
10,4 | 5,2 | 0,73 | 49 | 46 | ||
HR 0,65 | 44384 | 7,1 | 4,6 | 0,65 | 50 | 44 |
8,4 | 5,5 | 0,77 | 48 | 43 | ||
HR 0,7 | 44371 | 7,1 | 5,0 | 0,7 | 61 | 43 |
8,4 | 5,9 | 0,82 | 56 | 43 |
Пример использования широкоугольной насадки
Приведены миниатюры верхней половины кадра. HR 0,45 (44341).
Фокусное расстояние объектива камеры Casio QV4000 f=7,1 мм.
Фокусное расстояние оптической системы из объектива камеры и насадки — Fs= 3,2 мм. HR 0,45 (44341). f=9,8 мм. Fs= 4,4 мм.Casio QV4000 без насадок. f=7,1 мм.
Заключение
Телескопические насадки показали весьма посредственные результаты, существенно худшие, чем даже простейшая самодельная труба Кеплера, собранная из двух фотообъективов. Сносные результаты наблюдаются только для насадок с кратностью до полутора.
Из широкоугольных насадок внимания заслуживают 0,45 и 0,65, причем приемлемые результаты наблюдаются только при кратности изменения фокусного расстояния 0,7-0,8 по отношению к минимальному для данного объектива. Неудовлетворительность результатов определяется не только виньетированием, которое для широкоугольных объективов часто допустимо, поскольку снимок обычно обрезается сверху и снизу, и затененные углы остаются за кадром, а существенными аберрациями на краях. Таким образом, если фирменные насадки от Canon обеспечивают изменение минимального фокусного расстояния в 0,7 раз, то насадки от hama эффективно работают с более длиннофокусными объективами, что в конечном итоге дает фотографу точно такое же расширение возможностей камеры, несмотря на существенно большую кратность. Насадки HR 0,45 (44341), HR 0,5 (44380), HR 0,5 (44331) показывают очень близкие результаты, но у HR 0,5 (44380) чуть большие хроматические аберрации, а HR 0,5 (44331) имеет бликующий корпус. Насадка HR 0,65 (44384) представляет интерес исключительно по параметру цена/качество.
Объективы со значительным (более 3) изменением фокусного расстояния уже сами исчерпали все внутренние ресурсы, и дальнейшее расширение диапазона фокусных расстояний приводит к значительному ухудшению качества. В чем я очередной раз убедился, попробовав использовать насадки с объективом SUPER — EBC FUJINON.