и предки — сон.
Есть — котомка,
коль отнят — трон.
М. Цветаева
Знаменитые предки и их наследники. Слева направо: Спорт, AIPTEK Slim 3200, Genius G-Shot P313, AIPTEK Pocket CAM 3 Mega, Киев 30, Смена 6. Аппараты для любительской фото и киносъемки: Genius G-Shot P313 AIPTEK Pocket CAM 3 Mega
AIPTEK Slim 3200
Любую фотографическую систему можно рассматривать, как состоящую из нескольких независимых узлов. Они могут быть объединены в едином корпусе, а могут быть представлены как независимые устройства. Это устройство создания изображения, ведущее свою многовековую историю от камеры-обскуры; устройство регистрации изображения, которое может иметь химическую природу (асфальт или соли серебра) или электронную (ПЗС- или КМОП-матрица); источник импульсного освещения; устройство замера экспозиции и устройство наводки на резкость. Рассматриваемые сегодня камеры объединяет то, что как устройство создания изображения они относительно примитивны, чуть-чуть проще, чем такие фотоаппараты как Смена-6 или Киев-30. И могут снимать видео по частоте кадров и качеству очень близкое к тому, что позволяет получить 8 мм кинокамера. Другими словами, есть объектив с фиксированным фокусным расстоянием, фокусировка которого осуществляется ручным перемещением. В отличие от Смены, шкала перемещения объектива не проградуирована в метрах дистанции до объекта, переменная диафрагма у объектива тоже отсутствует. Вся съемка осуществляется при полностью открытом объективе. Таким образом, изменять экспозицию можно только за счет изменения выдержки или за счет изменения чувствительности устройства регистрации изображения. Об изменении фотографом глубины резкости тоже говорить не приходится. Представляется, что объектив с изменяемой диафрагмой ненамного увеличил бы стоимость аппарата. Вся Смена стоила 13 рублей, впрочем, возможно, с учетом инфляции, в том рубле десяток сегодняшних долларов. Учитывая, что в заголовке EXIF информация о параметрах объектива все равно не соответствует действительности, нет необходимости усложнять конструкцию камер системой считывания информации о величине диафрагмы. Все равно отсутствие информации лучше, чем неправильное значение.
В отличие от Смены, остальные узлы в рассматриваемых камерах несколько более продвинутые. Есть встроенная система экспонометрии, которая устанавливает выдержку в соответствии с условиями освещенности. И встроенная вспышка: у Genius она с регулируемой мощностью, у Aiptek с автоматикой проблемы. Поскольку диафрагма постоянна, то нормальное освещение от вспышки у камеры Aiptek может быть достигнуто только на определенном расстоянии от камеры.
С точки зрения устройств регистрации эти камеры незначительно отличаются по количеству пикселей: 3 млн. у Genius и 2 млн. у обеих камер Aiptek, однако матрицы принципиально разные, в первом случае это ПЗС, в 2-х последних — КМОП. Можно провести аналогию между приходом 35 мм пленки из кино в фотографию и появлением матриц, разработанных для видеокамер, в цифровых аппаратах. Похоже, что в камерах с КМОП-матрицами, как и в видеокамере, отсутствует механический затвор и происходит построчное считывание с матрицы. Поэтому в меню введен пункт, позволяющий выбрать частоту мерцания источников света, 50 или 60 Гц. Что в этом случае понимается под выдержкой, тоже не совсем ясно, время экспозиции отдельного пикселя или время экспозиции всего кадра… Что из себя на практике представляет затвор камер Aiptek и какие выдержки он отрабатывает, попытаюсь пояснить на примере снимков вращающихся лопастей вентилятора.
Фотографии лопастей вентилятора, снятые камерой с центральным механическим затвором Casio QV4000. | ||
1/100 с. Освещение лампой накаливания. Лопасти размазаны, но сохраняют форму и видны. | 1/25 с. Освещение лампой накаливания. Лопасти слились в круг. | 1/20 с. Освещение стробоскопической вспышкой с частотой 30 Гц. Белая полоска бумаги наклеена только на одну лопасть. То, что мы видим две полоски, свидетельствует о том, что на время экспозиции кадра приходятся 2 вспышки. |
Фотографии лопастей вентилятора, снятые камерой AIPTEK Slim 3200 | ||
1/147 с (по данным из заголовка файла). Освещение лампой накаливания. | 1/20 с. Освещение стробоскопической вспышкой с частотой 40 Гц. | 1/20 с. Освещение стробоскопической вспышкой с частотой 70 Гц. Серия импульсов короче времени экспозиции кадра |
Снимки неподвижного объекта со стробоскопическим освещением с частотой 30 Гц.
Pocket CAM 3 Mega | Slim 3200 |
1/18 с | 1/119 с |
Вообще, камеры Aiptek — скорее потомки изображенной в начале статьи кинокамеры Спорт, чем фотокамеры Смена 6. Это видео, а не фотокамеры. Их надо сравнивать с 8 мм кинокамерами, которым они, безусловно, не уступают по качеству. Весь кадр в этих камерах экспонируется за 1/18 секунды. Экспонируется построчно. Иначе говоря, стробоскоп с частотой вспышек 20 Гц засвечивает 2 группы строк вне зависимости от того, какое время экспонируется каждый из пикселей. У AIPTEK Pocket CAM 3 Mega всегда в EXIF выдержка обозначается как 1/18 с, у AIPTEK Slim 3200 запись о величине выдержки разная, в том числе, и очень короткая, 1/1027 с. Но, вероятно, если эта короткая выдержка и имеет к чему-то отношение, то к экспонированию отдельного пикселя. Автоматика вспышек обычно регулирует длительность импульсов. Для этих камер подобный способ регулировки мощности вспышки неприемлем. Аналогичные проблемы у аппаратов со шторным затвором решаются за счет того, что вспышка делает серию импульсов с высокой частотой, энергия которых предварительно устанавливается по предвспышке (подробнее о режиме FP у современных вспышек см. в статье). В данном случае, вообще удивительно, что инженерам удалось сделать вспышку для камеры без механического затвора за столь низкую цену. Замер ведущего числа вспышки флешметром Seconic для ISO 100 дал значение 2,8, (как известно, чтобы получить диафрагменное число, надо разделить ведущее число на дистанцию съемки), в то время как относительное отверстие объектива этой камеры — 1:3. И снимки, сделанные этой камерой с расстояния 1 м, выглядят пересвеченными. Вероятно, флешметр регистрирует энергию отдельной вспышки в серии, а засветка каждого участка происходит несколькими импульсами. Другими словами, вспышка камеры ведет себя аналогично стробоскопу в правом нижнем снимке вентилятора. Учитывая, что реально вспышка у этой камеры не автоматическая, представляется более полезным в меню иметь пункты Вспышка включена и Вспышка выключена. Имеющийся пункт Автоматическая вспышка только добавляет нам неизвестности, то ли она сработает, то ли нет. Естественно, что со вспышкой, работающей в таком режиме, нельзя согласовать внешнюю по световому импульсу.
Поскольку считается, что с расстояния наилучшего зрения (25 см) человеческий глаз способен различить 2 штриха, отстоящие друг от друга на 0,1 мм, то камера Genuis, имеющая кадр 2048×1536 пикселей, позволяет получить оптимальный отпечаток размером 15×20 см. В данном случае под оптимальным понимается случай, при котором, все детали будут воспроизведены, и для их рассматривания не придется прибегать к лупе. Камеры Aiptek могут записывать кадр того же размера,что и Genuis, но это в случае аппаратной интерполяции. Реально же камеры 2 мегапиксельные, и все детали, которые камеры способны зарегистрировать, они записывают в кадр размером 1600×1200 пикселей, то есть для печати фотографии размером в открытку 10-15 см вам такой камеры вполне хватит.
Объективы с постоянным фокусным расстоянием уже очень давно научились делать вполне приличными даже в случае простой схемы, состоящей из 3 линз. Примером тому является триплет, установленный в уже упоминавшейся Смене 6. Наводка на резкость с помощью рулетки, возможно, самая точная, однако ее использование предполагает наличие шкалы на объективе. У этих же аппаратов с уверенностью можно установить только бесконечность. Во всех остальных случаях существенным подспорьем было бы увеличение глубины резкости за счет диафрагмирования объектива, но, чего нет, того нет. В принципе, использование ЖК-экрана в качестве видоискателя позволяет, перемещая камеру, добиться максимальной резкости при данном положении объектива. Поскольку экранчик очень маленький, то при наводке на резкость следует перейти в режим максимального цифрового увеличения, и, найдя положение, при котором изображение резкое, дальше, не трогая объектив, выключить эту функцию камеры.
Некоторое удивление вызывает тот факт, что, несмотря на предельную простоту камер, даже при беглом осмотре можно обнаружить множество мелких ошибок. Складывается впечатление, что, сделав камеры, их сразу бросились продавать, не удосужившись посмотреть, что получилось. Или, обнаружив ошибку, не стали переделывать, решив, что эта ювелирная продукция сродни бусам для аборигенов. Поскольку камеры не сообщают информацию о выбранной автоматикой выдержке фотографу при съемке, то единственная возможность выяснить, при какой же выдержке сделан снимок, это посмотреть EXIF заголовок снятого кадра. И здесь сразу выясняется, что, вероятно, правдивой информации мы не получим, поскольку информация о фокусном расстоянии и диафрагме не соответствует тому, что написано на камере. И в соответствии с принципом 13 удара (если часы пробили 13 раз, то это свидетельствует не только о том, что они пробили один раз лишний, но и вызывает сомнения в правильности предыдущих 12 ударов) вызывает сомнение и точность отображаемых значений выдержки, поскольку значение фокусного расстояния и диафрагмы не соответствуют тому, что написано на камере.
Genius G-Shot P313 | AIPTEK Pocket CAM 3 Mega | AIPTEK Slim 3200 |
Make - Digital Camera Mfr Model - Digital Camera Software - Ver. 1.25 ExposureTime - 1/47 seconds FNumber - 3.5000 ExposureProgram - 2 (program normal) ISOSpeedRatings - 400 ExifVersion - 210 MaxApertureValue - F:3.51 MeteringMode - 2 (center weighted average) LightSource - 0 (auto) Flash - 0 (no flash) FocalLength - 7.9000 mm | Make - 3MegaCam Model - 3MegaCam ExposureTime - 2/36 seconds FNumber - 2.0000 ExposureProgram - 2 (program normal) ISOSpeedRatings - 100 ExifVersion - 210 MaxApertureValue - F:1.68 MeteringMode - 2 (center weighted average) LightSource - 0 (auto) Flash - 0 (no flash) FocalLength - 7.4545 mm | Make - Model - Cam 3200 ExposureTime - 10/10266 seс FNumber - 2.8000 ExposureProgram - 2 (program normal) ISOSpeedRatings - 100 ExifVersion - 220 MaxApertureValue - F:1.68 MeteringMode - 2 (center weighted average) LightSource - 0 (auto) Flash - 0 (no flash) FocalLength - 7.4545 mm |
Меню
Genius G-Shot P313 | |
AIPTEK Pocket CAM 3 Mega | |
AIPTEK Slim 3200 | |
Камера Genius имеет более развернутое меню, в котором можно, в частности, выбрать чувствительность ПЗС-матрицы. Однако серия из 4 снимков, сделанных в течение 1 минуты, показывает, что какую бы чувствительность вы ни выбрали, камера отрабатывает примерно одну и ту же выдержку, и объект имеет примерно одну и ту же яркость.
ISO | ||
144 | Яркость 5-й зоны — 100 | |
100 | Яркость 5-й зоны — 101 Выдержка -1/33 с | |
200 | Яркость 5-й зоны —100 Выдержка -1/39 с | |
400 | Яркость 5-й зоны —100 Выдержка -1/47 с |
В принципе, максимальное качество может быть достигнуто только при минимальной чувствительности, и увеличение чувствительности сродни форсированному проявлению, при котором увеличивается контрастность и зерно. Поэтому отсутствие возможности изменять чувствительность, на мой взгляд, мало отразилось бы на потребительской ценности этой камеры. Однако в данном случае пункт выбора чувствительности, с одной стороны, является своеобразным красным штурвальчиком на приборе, а с другой — поводом вернуть камеру продавцу. Для тех, кто не в курсе: красным штурвальчиком были оборудованы некоторые приборы, и назначение его сводилось к тому, что, поскольку всегда найдется любитель что-нибудь покрутить, пусть лучше крутит его, так как он ни с чем не соединен, зато бросается в глаза.
Второй раздражающей особенностью камеры Genius является необходимость каждый раз при открытии крышки батарейного отсека заново устанавливать язык и дату и время. Камера мгновенно их сбрасывает при отключении питания. И это, вероятно, можно было бы и пережить, но извлечение карты памяти SD возможно только при открытой крышке батарейного отсека.
Я затрудняюсь сказать, какая из камер Aiptek более продвинутая. С одной стороны, Pocket CAM 3 Mega имеет оптический видоискатель и видеовыход, и это единственная из рассматриваемых камер, которая использует карты памяти CF (остальные рассчитаны на SD), с другой стороны, в ее меню нельзя вручную задать тип источника освещения, а автоматика в вечернее время придает снимкам весьма странный колорит. За миниатюрность Slim 2300 приходится платить использованием маленьких и, следовательно, менее емких элементов типа ААА. Остальные камеры используют АА.
Тесты
Разрешение и цветопередачу можно оценить по приведенным снимкам тестовых таблиц и мир.
Genius G-Shot P313
AIPTEK Pocket CAM 3 Mega
AIPTEK Slim 3200
Совмещены миры, снятые всеми тремя камерами. Причем камерой AIPTEK Pocket CAM 3 Mega снят кадр 2048×1536 пикселей с апппаратной интерполяцией, камерой AIPTEK Slim 3200 снят 2 мегапиксельный кадр кадр 1600×1200 пикселей. Хорошо заметно, что при равном размере кадра с камерой Genius G-Shot P313 разрешение меньше, а если рассматривать неинтерполированный снимок, то все камеры показывают примерно одинаковое отношение числа различимых штрихов к числу пикселей, на которых они запечатлены.
Ситуация с шумами у камер, построенных на КМОП-матрицах, несколько хуже, чем у камеры с ПЗС-матрицей. Причем любопытно, что для темных участков шумы КМОП-матрицы возрастают существенно больше, чем шумы ПЗС. Рассматриваемые снимки сделаны при ISO 100 и освещении галогенной лампой накаливания. В таблице приведены средние значения яркости и стандартное отклонение для 2 участков серой шкалы. Размер анализируемых квадратов 25×25 пикселей.
При верстке для наглядности размер увеличен в 2 раза.
AIPTEK Slim 3200 | Genius G-Shot P313 | ||
107 | 1,32 | 113 | 1,10 |
109 | 2,92 | 114 | 1,60 |
107 | 1,81 | 112 | 1,30 |
97 | 4,5 | 113 | 2,76 |
57 | 1,83 | 64 | 1,06 |
57 | 3,89 | 65 | 1,31 |
60 | 3,11 | 64 | 1,38 |
44 | 8,84 | 64 | 3,31 |
Все камеры подключаются к компьютеру через USB и являются для компьютера съемным диском. Кстати, на сегодняшний день, весьма медленным диском.Pocket CAM 3 Mega имеет более экзотический USB-разъем, чем остальные.
Genius G-Shot P313
AIPTEK Pocket CAM 3 Mega
AIPTEK Slim 3200
Видео
Все камеры способны снимать видео, правда, с разной частотой кадров, а возможность работать со звуком имеет только самая маленькая из них. Она, вообще, как видеокамера является лучшей из рассматриваемых и одной из лучших среди тех, которые мне встречались, поскольку позволяет записывать видео со звуком, разрешением 320×240 и частотой 20 кадров в секунду. Но это по паспорту. Если в Windows посмотреть свойства записанного ролика, то частота будет 18 кадров в секунду. У Pocket CAM 3 Mega частота 10 кадров/с, а у Genius G-Shot P313 — 15 кадров/с. К сожалению, возможность цифрового увеличения при видеосъемке из рассматриваемых камер реализована только у камеры Genius. И то только перед съемкой, а не в процессе, но тем не менее. У Aiptek и этого нет, хотя размер матрицы позволяет реализовать 4-кратное увеличение.
Хотя камеры Aiptek и обладают несколько худшими матрицами, это компенсируется возможностью использовать их как web-камеры. При подключении к компьютеру через USB вы можете организовать с помощью этих камер видеоконференцию или создать систему слежения. К одному компьютеру может быть подключено несколько камер, и можно легко переключаться с одной на другую.
Если подключить 2 камеры одновременно, то бросается в глаза, что Pocket CAM 3 Mega имеет в этом режиме меньшую чувствительность. Но (опять же, по принципу, что пилюлю надо подсластить) зато эту камеру можно подключить к телевизору. И еще одной приятной особенностью комплектовки камер Aiptek является маленький настольный штатив.
Фото
Genius G-Shot P313 | |
Миниатюра. | Фрагмент |
AIPTEK Pocket CAM 3 Mega | |
Миниатюра. | Фрагмент |
AIPTEK Slim 3200 | |
Миниатюра. | Фрагмент |
Заключение
Как показывает история фотографии, простые камеры имеют право на существование, каких бы высот ни достигла индустрия. В умелых руках они позволяют получить великолепные снимки и при этом отличаются повышенной надежностью. Вероятно, подобный класс камер будет и у цифровых потомков, хотелось бы только, чтобы их конструкторы не забывали опыт предков. Пока же мы видим достойную замену кинокамере Спорт от Aiptek, к сожалению, как фотоаппараты, камеры смотрятся хуже Смены, они могли бы конкурировать по качеству с 16 мм пленочной камерой Киев 30, но им не хватает для этого переменной диафрагмы. Матрица камеры Genius позволяла сделать конкурентноспособную со Сменой камеру, но ее потенциал не был реализован. Как мне кажется, с концом царства пленки наблюдается относительное обнищание функциональности. Потомкам дешевых камер вместо крепкого кулацкого хозяйства достались котомки с нищенскими возможностями.
Представляется, что очень полезной у всех этих камер была бы вручную изменяемая механическая диафрагма, как у Смены, никак не связанная с электроникой камеры. Это позволило бы, как существенно увеличить глубину резкости при достаточном освещении, так и решить проблему перезасветки при съемке со вспышкой с близкой дистанции. Представляется, что если вместо символов на шкале расстояний были бы нанесены метры, то это тоже облегчило бы жизнь.
Камера Genius предоставлена для тестирования компанией «Бюрократ»