- Объектив Fujinon XF 90mm F2 R LM WR (эта статья)
- Объективы Fujinon XF 56mm F1.2 R и Fujinon XF 56mm F1.2 R APD (отдельная статья)
- Объектив Fujinon XF 60mm F2.4 R Macro (отдельная статья)
Камеры Fujifilm с байонетом X Mount оснащаются матрицами APS-C (23,6×15,6 мм) с кроп-фактором 1,5, поэтому объектив с фокусным расстоянием 90 мм становится эквивалентным объективу 135 мм на полном кадре (90×1,5=135 мм).
Портрет Сони с объективом Fujinon XF 90mm F2 R WR и камерой Fujifilm X-Pro2, приведенный чуть выше, сделан камерой Fujifilm X-T2 с объективом Fujinon XF 56mm F1,2 R при F1,4, 1/180 с, ISO 200 (экспокоррекция +1,3EV).
Оптика с фокусным 135 мм была очень широко распространена во времена пленочной фотографии. Под разными торговыми марками выпускались сотни оптических приборов для разных фотосистем. Такое многообразие порождалось двумя причинами: с одной стороны, относительной несложностью проектирования, разработки и изготовления этих телеобъективов, а с другой — преобладанием фотографической моды на портреты крупным планом.
По мере развития фототехники вообще и оптики в частности 135-миллиметровые объективы постепенно утратили былую популярность, и более широкое распространение получили «портретники» с классическим фокусным расстоянием 85—90 мм и светосилой до F1,2. На наш взгляд, это несправедливо; и мы продолжаем часто использовать оптику 135 мм в работе. Поэтому особенно приятно, что Fujifilm выпускает для своей беззеркальной системы такой объектив, да еще и с завидной светосилой F2.
Спецификации
Приведем характеристики объектива по данным Fujifilm и по результатам наших измерений.
Стекла и покрытие
Оптическая схема состоит из 11 элементов, объединенных в 8 групп. Три линзы изготавливаются из специального сверхнизкодисперсионного стекла (ED, Extra-Low Dispersion). Введение их в конструкцию любого оптического инструмента дает возможность минимизировать латеральные хроматические аберрации, повысить резкость и контраст изображения и обеспечить чистое воспроизведение цветов.
Fujifilm разъясняет, что ED-линзы большого диаметра изготавливаются по специально разработанной оригинальной технологии, которую первоначально применяли при производстве оптики для телевещания.
Традиционно в объективах Fujinon производитель использует «фирменную» технологию нанесения просветляющего покрытия Electron Beam Coating — ионное напыление под высоким вакуумом с помощью электронного пучка до одиннадцати и более (!) слоев. У Fujinon XF 90mm F2 R WR используется усовершенствованная модификация этого покрытия. Просветление Super EBC увеличивает светопропускание стекол и препятствует образованию ореолов и отражений.
Первый контакт
Объектив заключен в анодированный корпус из сплава алюминия и магния, стыковочный узел байонета металлический, прочный и надежный, обеспечивает адекватную герметизацию в месте контакта фланца и байонета камеры, таким образом обеспечивая декларированные производителем пыле- и влагозащищенность.
Диафрагма объектива собрана из семи скругленных лепестков. Диафрагмирование осуществляется в диапазоне F2—F16 с шагом в 1/3 ступени.
Очень широкое кольцо фокусировки расположено ближе к передней линзе, а узкое кольцо установки диафрагмы — ближе к байонету.
Управление фокусировкой и в автоматическом, и в ручном режиме производится только при посредстве встроенной автоматики. При ручной наводке на резкость инерция системы практически не ощущается, то есть перемещение фокусировочной группы линз в ответ на вращение кольца происходит без сколько-нибудь значимого запаздывания.
Приводом автофокусировки служит шаговый двигатель. Он быстр, «хваток» и точен; фокусировка происходит почти мгновенно и достаточно уверенно, даже в условиях недостатка света.
Стендовые испытания
Fujinon XF 90mm F2 R LM WR ФР=90 мм, ЭФР=135 мм |
|
Разрешение, радиальные миры | |
центр кадра | край кадра |
Дисторсия, хроматические аберрации | |
центр кадра | край кадра |
Fujinon XF 90mm F2 R WR демонстрирует весьма высокую разрешающую способность начиная с открытой диафрагмы и до F13, когда ее уже заметно ограничивает дифракция. При этом в центре кадра разрешающая способность лишь ненамного выше, чем на периферии.
Хроматические аберрации и дисторсионные искажения отсутствуют начисто, причем как на диафрагмированном объективе (что вполне объяснимо), так и на полностью открытой диафрагме (это просто удивительно).
В жизни
Перейдем к оценке результатов фотосъемки в реальных условиях и посмотрим, как показал себя наш испытуемый в повседневной работе.
Фотосъемки проводились фотокамерами Fujifilm X-Pro2 и X-T2 с выбором следующих параметров:
- приоритет диафрагмы (выбор выдержек и ISO — в положениях «A»),
- центрально-взвешенный замер экспозиции,
- однокадровая автоматическая фокусировка,
- фокусировка по центральной точке,
- динамический диапазон 100%,
- моделирование пленки — Provia (стандартное),
- автоматический баланс белого,
- без дополнительных корректировок цвета, резкости, тона светов и тона теней,
- шумоподавление отключено,
- режим работы затвора — электронный.
Снимки записывались в несжатом формате RAW (Fujifilm RAF) без предварительной обработки, а затем без корректировки и масштабирования подвергались преобразованию в JPG при помощи Adobe Photoshop CC 2015.5 (Adobe Camera RAW).
Резкость и детализация
Фокусировка производилась по заднему плану, поэтому листья кустарника на переднем оказались в зоне нерезкости. Правда, сказать что-либо о фронтальном бокэ сложно, потому что объекты размыты, как говорит один из наших друзей-коллег, «в хлам». Мы вернемся к изучению этого эффекта позднее. А вот резкость и детализация на среднем и дальнем планах просто отменная. Посмотрите на зеленые кустарники и желтую траву — лист к листу! На фасадах гробниц прекрасно различаются не только их каменные детали, цветные пятна и полутоновые переходы, но и сама фактура поверхности — от шершавой и гладкой в местах обработки до «сахарной» в местах сколов камня и ноздреватой, словно губка, на необработанных поверхностях вулканического туфа.
Вот подтверждение замечательной резкости и детализации объектов на среднем плане. Полное раскрытие диафрагмы позволило размыть обломок на переднем плане и каменные блоки на заднем. А маски в зоне резкости и детали декора прорисованы четко, объемно, живо. Великолепно заиграла на свету фактура обработанного камня и даже проявились огрехи кое-как заделанной трещины в нем.
Оценим детализацию воспроизводимого изображения при съемке крупным планом (удаление от объекта около 1,5 м). Семена и волоски в зоне резкости выглядят практическим безупречно. Отлично видны белые нити двух паутин, нижней и верхней, на буром засохшем болиголове.
Обратим внимание на то, что детали изображения (например, семян) отлично прорисованы как в интенсивных светах, так и в густых тенях.
Размытие фона превосходное, очень равномерное и нежное (вверху) и аккуратно смягчающее контуры стеблей и травы (внизу).
На этом снимке интересно оценить детализацию дальнего плана при съемке со значительного расстояния (около 150 м). Объектив продолжает радовать нас резкостью на полностью открытой диафрагме. Можно разглядеть не только выражение лиц людей и детали их одежды, но и фактуру поверхности камня, песка, травинки в желтых пучках и мелкие камешки на горных склонах.
Снимок примечателен еще и тем, что сделан он на закате, когда свет солнца уже желто-медный. Тем не менее, оптика вместе с камерой прекрасно отработали баланс белого в автоматическом режиме.
Размытие спереди и сзади
Займемся исследованием эстетики размытия заднего плана (бокэ). При портретной съемке красота такого размытия — одно из важнейших свойств объектива. Во всяком случае, она явно предпочтительнее резкости; пускай мы доказали, что та великолепна, но у «портретника» это всё же не самое главное.
На открытой и чуть прикрытой диафрагме объектив рисует прекрасное размытие как заднего, так и переднего планов. Обратим внимание на практически безупречные круги от бликов света, их правильную форму, равномерное заполнение и отсутствие акцентов на контурах.
Если диафрагмировать объектив до F8, то ровный и спокойный характер заднего бокэ сохраняется; только вследствие большой глубины резкости размытие не достигает столь значительных степеней, как на предыдущем снимке.
Рисунок фронтального размытия тоже остается хорошим, но за исключением одного обстоятельства: появляется побочный эффект уменьшения относительного отверстия. На снимке видно, что пятна световых бликов уже не круглые, а семигранные, соответственно многоугольнику, образуемому семью лепестками диафрагмы. Это не очень изящно, особенно если вспомнить, что лепестки скругленные. В общем, этих многоугольников могло бы и не быть. На наш взгляд, лучше бы у диафрагмы было не семь, а восемь лепестков: восьмигранники смотрятся гармоничнее. Впрочем, это дело вкуса.
В этой сцене задний план заполнен светлыми мачтами яхт на фоне темного острова; пестроты картинке добавляет большое количество бликов. Таким образом, задание для объектива осложнено. Тем не менее, как мы видим, Fujinon XF 90mm F2 R LM WR отлично размыл фон и даже передний план (листья вьюна на проводе). Конечно, назойливую структуру рисунка совсем нивелировать не удалось, но результат все равно очень хорош. Единственное, что вызывает некоторое недоумение, — темная косая черта, проходящая внутри почти всех светлых кругов солнечных бликов (примерно от восьми часов к двум).
Лампа в зоне резкости отличается прекрасной детализацией. Видны не только нить накаливания, рифленые детали патрона и буквенная маркировка на нем, но и двойное отражение окружающей сцены на стекле колбы.
На этом снимке мы представляем, так сказать, апофеоз размытия фона с помощью нашего испытуемого. Такой структуре (точнее, мягкой бесструктурности) бокэ позавидуют многие другие оптические инструменты: четкие и ровные круги от источников света (без акцента контуров и какого-либо заполнения внутри) равномерные, мягкие, спокойные. Никаких деталей на заднем плане различить нельзя, все представляет собой тщательно растушеванную красивую картинку с прекрасными светотональными и цветными переходами.
Заключительный аккорд в теме размытия фона. На этом снимке можно оценить и заднее, и фронтальное бокэ, а заодно убедиться в весьма небольшой глубине резкости на полном раскрытии (ровно «в два крючка» на вешалке).
Заметны слабо выраженные фиолетовые разводы вокруг ярких белых бликов. Это не латеральные хроматические аберрации, а так называемый блюминг-эффект, связанный не с оптикой, а с матрицей камеры (возбуждение неэкспонированных светоприемных ячеек на границе зон максимальной яркости).
Цвета и полутона
Иные производители беззеркальных систем частенько стремятся «польстить» изображению, поднимая насыщенность и «живость», например, зеленых и синих цветов. Причем производители таких систем делают это совершенно осознанно, ориентируясь на человеческую психологию. В аппаратах Fujifilm тоже есть выбор цветовых акцентов, но они должны напоминать об особенностях разных типов фотопленки Fujifilm и называются соответственно. Мы же работаем в стандартном режиме, и нас всё это не касается.
Цветопередача на фотографиях, снятых с помощью камер Fujifilm, слывет отлично адаптированной для передачи оттенков кожи человека. Но об этом мы поговорим ниже, когда исследуем способности нашего испытуемого в портретировании. А сейчас о цвете вообще.
У манекена вполне достойная имитация оттенков кожи. Облить, намазать и забрызгать его краской — относительно дешевый способ создания произведения современного искусства, а для нас — неплохой объект для исследования цветопередачи подопечных объектива и камеры. Общий тон изображения холодноват, но такая ли, теплая ли гамма — это дело вкуса. В целом, цвета отображены очень хорошо. Получилась даже этакая «истерическая назойливость» в пурпурном и голубом.
Сцена снята в контровом свете с передержкой +1 экспозиционная ступень. Цвета очень нежные, неяркие, малоконтрастные, но фото от этого, на наш взгляд, только выигрывает. Посмотрите, как бережно, но уверенно воспроизведены светотональные переходы на лепестках, как отлично проработана на них структура рисунка жилок.
Фон размыт отлично; ни одна деталь на заднем плане не мешает восприятию.
Это почти макро — правда, снятое с расстояния около 80 см. Пчелка, к сожалению, выпала из зоны резкости, поскольку неслабый ветер раскачивал цветы и было нелегко точно «попасть» в насекомое. Но это не помешает нам оценить цветопередачу. А суть вот в чем: сцена освещена ярким предвечерним солнцем. Цветовая температура такого света имеет явный крен в желтизну. Однако на фото мы видим лишь намек на время дня, а оттенки зелени и красная окраска лепестков не испорчены.
Объектив сильно диафрагмирован, чтобы активнее визуализировать левый подсолнух и не «потерять» в размытии солнца и гор на заднем плане. Желтые, оранжевые и коричневые тона воспроизведены отлично. Реальность цветовой гаммы раннего заката не вызывает нареканий. Резкость правого подсолнуха просто великолепная; вдобавок, отлично проработана подсветка листьев световым контуром сзади.
При такой работе объектива, как бы предугадывающего замысел фотографа и стремящегося всеми силами помочь ему, может померещиться, будто Fujinon XF 90mm F2 R LM WR обладает каким-то собственным чутьем, собственным «разумом», правильно оценивающим качество и стиль рендеринга цвета и полутонов, а также распределением усилий по выявлению деталей.
Портретная работа
Проанализировав основные способности объектива по частям, перейдем, наконец, к главному — к тому, для чего Fujinon XF 90mm F2 R LM WR, собственно, предназначен: к портретной съемке. Нужно сказать, что мы ожидали от объектива многого, во всяком случае с учетом немалой цены и серьезных характеристик. Посмотрим, чего удалось достичь.
Портрет на пленэре при солнечном освещении. Вот ведь как бывает: стояла девушка и позировала своей подруге у Новодевичьего пруда, а за вилкой деревьев мы фотографировали известный монастырь. Заменить пейзажный объектив на портретный было делом нескольких секунд. К счастью, большинство любителей долго примериваются при съемке, и сцена от нас не ушла.
Свет бьет справа и из-за спины девушки. Солнце как бы взбивает ей волосы, формируя ярким светлым пятном сюжетный центр кадра. Лицо остается в тени, но это не смущает Fujinon XF 90mm F2 R LM WR, который уверенно и очень достойно рисует все, что составляет ценность портрета: не только видимое сходство с моделью, но и ее, судя по всему, озорной характер.
Сложный по фактуре задний план размыт не так сильно, как нам бы хотелось, и несколько назойливая структура рисунка отчасти сохранилась. Но это, как ни странно, почти не мешает восприятию, образуя вместе с полуфигурой девушки светлый треугольник между проваленными в тень стволами ивы на переднем плане. Кора темного дерева, наоборот, размыта очень хорошо и удачно формирует неправильной формы рамку для портрета. Несомненный успех!
Портрет при искусственном освещении (одна лампа накаливания мощностью 75 Вт). Из-за небогатого цветового решения мы предпочли трансформировать снимок в черно-белый.
Опять-таки, по какому-то волшебному наитию Fujinon XF 90mm F2 R LM WR практически безошибочно определил, какие детали лица представляют ценность для портрета, а какие будут неуместны. Он бережно сохранил то, что необходимо для узнаваемости модели и даже для отражения ее характера, но скрыл дефекты кожи (они всегда присутствуют в изобилии) и, несмотря на высокий контраст освещения, осторожно положил тонкие тональные переходы.
Портрет на пленэре в рассеянном утреннем свете. Оценим по достоинству высокое качество отрисовки сложного рельефа и фактуры лица капитана, оттенков кожи, прекрасную детализацию глаз, волос и легкой небритости. Бокэ выше всяких похвал. Благодаря отличному рисунку размытия лицо, как пишут англоязычные коллеги, буквально «выпрыгивает» из кадра (эффект pop-up) и имитирует трехмерный мир на плоскости фотографии.
Портрет на пленэре в контровом свете. Для более уверенной проработки важных деталей портрета в тенях мы ввели экспокоррекцию +1,3EV. Все детали лица проработались великолепно, и даже небо не оказалось пересвеченным.
Немного подвело размытие фона, но он изначально был слишком сильно структурирован, поэтому досадовать здесь не на что. В целом, перед нами прекрасная работа Fujinon XF 90mm F2 R LM WR в весьма сложных условиях.
Другие снимки мы решили собрать в галерею без подписей.
Итог
Объектив Fujinon XF 90mm F2 R LM WR отлично справляется со своими задачами. Он феноменально резок тогда, когда это требуется, и замечательно нежен в рисунке там, где нужно иное. Размытие фона и переднего плана отличает тщательность и мягкость, отображение цвета и полутонов точное, деликатное, плавное.
В ряде ситуаций объектив дополняет своими возможности замысел фотографа, позволяя добиться даже большего, чем было изначально запланировано.
Fujinon XF 90mm F2 R WR — инструмент выбора для портретов крупным и средним планом и просто отличный телевик, незаменимый в репортажной работе. Вдобавок, при фотографировании пейзажей и интерьеров его можно с большим успехом использовать в тех случаях, когда требуется не резкость «от края до края», а выделение объектов в пределах заданной глубины.
Мы рекомендуем Fujinon XF 90mm F2 R WR профессионалам и энтузиастам от фотографии как средство, приближающее достижение желанного результата — отличного снимка.
Мнение фотографа Александры Мановцевой:
Аналог 135 мм, с диафрагмой F2,0 (!) и при этом объектив не громоздкий, в комплекте с камерой весит совсем немного и помещается в фирменный маленький кофр. Можно спокойно брать с собой в путешествие. Очень порадовал автофокус — бесшумный и быстрый. Снимала своего пса, и при всем его нежелании сниматься и крайней неусидчивости проблем с наводкой на резкость не было. Прочный, надежный корпус. Диафрагма не сбивается — удобный, четкий ход. Приятной особенностью этого объектива является небольшая минимальная дистанция фокусировки — я всегда обращаю на это внимание, поскольку люблю снимать крупные планы на длиннофокусную оптику. Контровой свет держит отлично, никаких паразитных бликов и зайчиков. Очень хороший объектив.
Фотогалерея Александры Мановцевой