![](umax/../images/empty.gif)
![F700](fuji/f700/IMG_5858am.jpg)
По внешнему виду вполне стандартная компактная камера с полностью ручным управлением. Такие есть и у конкурентов. То, что у конкурентов камеры похожи, — оно и понятно, там кооперация, интеграция. Здесь, на первый взгляд, все свое: матрица Super CCD SR, объектив SUPER EBC FUJINON и карта памяти xD. Однако по внешнему виду, единственная находка в оформлении, которая выделяет ее из целого ряда аналогов, — это кнопка включения ручной фокусировки на передней панели. Действительно, удобно, и всем пальцам теперь найдется работа. Но главное, что делает эту камеру событием, это первое применение принципиально новой матрицы Super CCD SR.
Матрица
Отличительной особенностью этой матрицы является то, что на 3 млн. точек изображения приходится 6 млн. датчиков. Каждую точку обслуживают 2 датчика разной площади. Таким образом, предполагалось существенно повысить динамический диапазон. Подробное описание работы матрицы см. на сайте фирмы. Первое впечатление, что это нововведение сказалось на результатах не так сильно, как ожидалось. Не исключено, что именно поэтому новая матрица дебютировала не в профессиональной камере, а в компактном аппарате. Отношение к компактным аппаратам, как к только любительским, не совсем верное, особенно в отношении данной камеры, которая позволяет фотографу не полагаться на автоматику, а самому установить выдержку и диафрагму и сфокусироваться на объекте. Возможно, что если бы не крайне примитивная программа преобразования RAW файлов, RAW File Converter LE, идущая в комплекте, то впечатление от новой матрицы было бы более радужным. Расширение родного файла RAF, с ним может работать только родная программа. После ее запуска открывается убогое окно со списком файлов, которые надо конвертировать, и единственной кнопкой Convert all. Настройки не предусмотрены, нажимаем и получаем из файла RAF размером 12,5 МБ файл TIFF 17,3 МБ с изображением 2832×2128 пикселей, но только 8 бит на канал. Что обидно, поскольку по заявлению фирмы, АЦП — 14 бит. Собственно, на этом можно было бы и закончить рассказ о новой матрице, поскольку все преимущества остались в прошлом, принцессу обкарнали и одели так, что от дворовой девки не отличишь. Пришлось делать анализ RAW файла, красоты и цвета я не получил, но в наличии королевской крови на генетическом уровне убедился. Итак, для начала меняем расширение с RAF на RAW, далее открываем в фотошопе, пытаемся подобрать недостающие параметры. Мне удалось найти две комбинации, дающие пригодный «для науки» результат. Я всегда утверждал, что аппарат — это только прибор для регистрации светового сигнала, поэтому считаю свою задачу выполненной, однако боюсь, что те, кто считают, что аппарат служит для создания произведений искусства, со мной не согласятся.
Вариант 1:
![RAW](fuji/f700/rawust.gif)
![RAW](fuji/f700/raw2min10.jpg)
Миниатюра, 10% от оригинала
Чувствительные элементы в матрице не совпадают с пикселями изображения, поэтому получаем два вытянутых изображения. Структуру фильтров можно разглядеть при 4х кратном увеличении.
Стандартным образом получить цветное изображение не получается; можно, конечно, вручную, как описано в одной из предыдущих статей, но задача стояла — оценить яркость, а не цвет, поэтому сразу перехожу ко второму варианту.
Вариант 2:
![RAW](fuji/f700/rawust4.gif)
![RAW](fuji/f700/raw4min10.jpg)
Миниатюра, 10% от оригинала
Здесь мы получаем 4 изображения, они маленькие, зато с правильными пропорциями, и два последних содержат информацию, зарегистрированную, мне так кажется, только за зелеными фильтрами.
![]() | ![]() |
Рассмотрим внимательно самые светлые места третьей и четвертой картинки. Действительно, информация не потеряна, и можно различить фактуру ярко освещенной белой ткани.
Если сравнить с изображением, конвертированным в TIFF родной программой, то, как его не вытягивай, по количеству деталей в светах оно сопоставимо, хотя и чуть лучше, с третьим изображением и уступает четвертому, да еще, что любопытно, оно обрезано пикселей на 20 с каждой стороны.
Фрагмент кадра TIFF, уменьшен в 2 раза и наложен справа.
Для полноты картины сравним разрешение, которого удается достичь матрицей в этой камере, с ранее тестировавшимися 3 Мп моделями Fujifilm.
По разрешению система чуть-чуть выигрывает у матрицы четвертого поколения HR в камере Fujifilm FinePix S5000 Z, и примерно столько же у матрицы второго поколения, установленной в камере Fujifilm FinePix 6900 Zoom. В целом, победа понятна: у нашей героини большая фора за счет меньшего диапазона изменения фокусного расстояния; кроме того, у HR еще и меньшая площадь, что делает задачу объектива по созданию высококачественного изображения трудно выполнимой.
Камера | Матрица | Тип | Размер (мм) | F(мм) |
FinePix F700 | SuperCCD IV SR | 1/1,7″ | 7,6×5,7 | 7,7 — 23,1 |
FinePix S5000 | SuperCCD IV HR | 1/2,7″ | 5,27×3,96 | 5,7 — 57 |
FinePix 6900 | SuperCCD II | 1/1,7″ | 7,6×5,7 | 7,8 — 46,8 |
Камера
С заявленными техническими характеристиками можно ознакомиться на русскоязычном сайте фирмы.
Вид спереди дан в начале статьи. Теперь посмотрим на камеру сзади:
Относительно большой экран —1,8 дюйма, 134000 пикселей. Видеовыход работает только в режиме воспроизведения, поэтому в режиме записи меню пришлось снимать другим аппаратом.
Меню
Меню, вызываемое кнопкой F | |
![]() | ![]() |
Размер кадра: 6M- 2832×2128 (интерполяция), 3M-2048×1536, 2M-1600×1200, 1M-1280×960 пикселей. | ISO 1600, только для кадра размером 1280×960 пикселей. |
Меню в режиме записи | |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Меню в режиме воспроизведения | |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() |
Невозможность использовать аппарат как аналоговую видеокамеру компенсируется возможностью получать цифровое видео по USB в режиме Web камеры. Запись видео, вообще, сильная сторона новых матриц. Можно записывать 30 кадров в секунду, размером 640×480 пикселей.
Соединение с компьютером по USB 1.1, для удобства можно воспользоваться подставкой.
Скорость чтения/записи в соответствии со стандартом и принципиально не отличается от конкурентов.
![]() | ![]() |
Карта памяти xD Picture Card (16 МБ в комплекте). Аккумулятор —Lithium-Ion (NP-40). Вставляются в один отсек в днище камеры.
Снимки тестовых таблиц:
показали вполне приличную цветопередачу и воспроизведение оттенков серого.
С ростом чувствительности контраст практически не менялся, только возросли шумы, что хорошо видно на графиках зависимости яркости точек изображения от яркости объекта. Яркость замерялась вдоль снимка серой шкалы, запечатленной при ISO 200 и ISO 400.
ISO 200
ISO 800
Сравним шумы этой камеры с шумами 3 Мп камер, построенных на других матрицах, Minolta Z1 и Сasio QV3000.
Для наглядности при верстке размер увеличен вдвое. Ниже в таблице приведены средние значения яркости и стандартное отклонение.
Fujifilm F700 | Minolta Z1 | Сasio QV3000 | ||||
ISO | ||||||
1600 | 132 | 3,7 | ||||
141 | 4,77 | |||||
132 | 3,81 | |||||
112 | 6,79 | |||||
800 | 117 | 3,83 | ||||
126 | 4,18 | |||||
116 | 4,04 | |||||
97 | 6,58 | |||||
400 | 117 | 3,96 | 106 | 3,87 | 108 | 6,64 |
126 | 4,22 | 106 | 5,32 | 115 | 8,03 | |
116 | 4,04 | 107 | 4,73 | 108 | 6,77 | |
99 | 4,6 | 97 | 10,55 | 83 | 9,8 | |
200 | 118 | 3,08 | 105 | 2,73 | 106 | 4,04 |
128 | 3,25 | 105 | 3,88 | 114 | 5,01 | |
117 | 3,27 | 106 | 3,29 | 106 | 4,38 | |
98 | 3,51 | 100 | 6,93 | 86 | 7,09 | |
100 | 117 | 1,85 | 115 | 2,58 | ||
118 | 2,7 | 124 | 3,48 | |||
116 | 2,37 | 114 | 2,81 | |||
116 | 4,0 | 97 | 4,66 | |||
50 | 105 | 1,53 | 108 | 1,62 | ||
105 | 2,08 | 116 | 2,57 | |||
105 | 1,89 | 107 | 1,87 | |||
102 | 3,14 | 90 | 3,39 |
При ISO 200 и 400 камера смотрится предпочтительнее остальных, поскольку, хотя чуть-чуть проигрывает по шумам в канале яркости, однако имеет существенно меньшие шумы для каждого цвета в отдельности. Учитывая, что съемка производилась при лампах накаливания, можно было ожидать более высоких шумов в синем канале. Так и произошло со всеми остальными камерами, наша же героиня в этом канале победила с явным преимуществом. Однако у других камер доступна и меньшая чувствительность, и, следовательно, при достаточном освещении, если на старенькой Casio QV 3000 установить минимальную чувствительность, то она победит.
Относительно низкий уровень шумов при ISO 1600 связан с меньшим размером кадра. В остальных случаях снимки записывались с разрешением 2832×2128 пикселей с интерполяцией, которая, в свою очередь, могла повысить уровень шумов.
Профили шумов этой камеры для программы Neat, составленные мной, можно скачать отсюда: ISO 800, ISO 400.
Камера не имеет синхроконтакта для подключения внешней вспышки, однако, поскольку оценочного импульса она не производит, то можно засинхронизовать сколько угодно внешних вспышек по световому импульсу. Точной настройке экспозиции при съемке со вспышкой способствует относительно широкий для цифровых камер диапазон изменения диафрагмы: F/2,8 — F/8 при минимальном фокусном расстоянии и F/4,9 — F/14 при максимальном.
Фото с внешней вспышкой с синхронизацией по внешнему импульсу:
Миниатюра | Фрагмент |
![]() | ![]() |
F=18 мм, F/11, 1/60 с, ISO 200 |
Оценить диапазон изменения фокусного расстояния можно по ниже приведенным снимкам.
Миниатюра | Фрагмент |
![]() | ![]() |
F=8 мм, F/6,3, 1/400 с, ISO 200 | |
![]() | ![]() |
F=8 мм, F/11, 1/170 с, ISO 200 |
Заключение
Добротная компактная камера с полным ручным управлением экспозиционными параметрами. С возможностью ручной фокусировки. Рекордной для фотокамер этого класса скоростью записи видео, режимом WEB камеры. И все же, несмотря на революционную матрицу, эта камера остается всего лишь очень хорошей, но 3 Мп камерой по не очень скромной цене. Лавров 3 Мп матрицы Foveon ей снискать не удастся, и в значительной степени по вине фирмы, которая не сумела или не захотела снабдить камеру соответствующим программным обеспечением. Впрочем, логика понятна, работа с RAW требует профессионального подхода, а матрицу установили, увы, в любительскую по виду камеру.