Fujinon XF18-55 мм F2.8-4 R LM OIS
Название | Fujifilm X-T10 |
Дата анонса | 18 мая 2015 г. |
Тип | SLR-style mirrorless (системная, или беззеркальная) |
Производитель | Fujifilm |
Информация о камере | Fujifilm X-T10 на сайте производителя |
Цена (только корпус) | |
Цена (кит Fujinon XF18-55) |
Содержание
- Технические характеристики
- Конструкция, дизайн, управление
- Fujifilm X-T10 и конкуренты
- Качество изображения — разрешение и шумы
- Оптика — Fujinon XF18-55 мм F2.8-4 R LM OIS
- Особенности Fujifilm X-T10:
- Итоги
- Галерея
- Тестовые материалы для скачивания
Начнем с того, что еще полтора года назад основная критика системных (беззеркальных) камер Fujifilm сводилась к трем основным моментам:
- у них нет откидного экрана;
- автофокус в режиме видеосъемки порой начинает сильно глючить;
- качество RAW весьма низкое.
Есть такое свойство сложных систем, которое сейчас оценили даже гуманитарии: сложная система сильна не тем, что не совершает ошибок, а тем, насколько быстро и адекватно на них реагирует. После выхода нынешнего флагмана Fujifilm X-T1 в апреле прошлого года стало понятно, что компания Fujifilm здраво оценивает свои достижения и свои промахи. Сильные звенья укрепляет или меняет незначительно, а слабые — меняет заметно. Причем делает это хорошо.
Экземпляр Fujifilm X-T1, который попал к нам на тестирование (см. тест видео в статье «Беззеркальная камера Fujifilm X-T1» страдал только нестабильной работой автофокуса. Откидной экран у камеры появился, качество RAW было поднято на достойный уровень. А в конце прошлого года (уже после нашего теста) вышла прошивка Ver.4.00 Enhancement for Fujifilm X-T1, в которой, кроме усиления многих характеристик, появился переработанный алгоритм автофокусировки. Так что, по идее, нам надо провести еще один тест Fujifilm X-T1 — проверку того, насколько камера изменилась, насколько быстро и точно стала фокусироваться.
Но об этом чуть позже. Системные беззеркалки Fujifilm, вышедшие в этом году — Fujifilm X-A2 и X-T10 — уже побывали в нашей лаборатории. И если об изменениях в прошивке флагмана мы знаем понаслышке, то по поводу Fujifilm X-A2 и X-T10 можем сказать точно: работа над ошибками выполнена на очень высоком уровне.
Теперь мы можем перейти к тесту Fujifilm X-T10 и по шагам пройти по всем сильным и слабым характеристикам этой фотокамеры. Кстати, ее можно назвать «подфлагманом» или «вторым флагманом» или, чуть длиннее, «почти такой же крутой камерой, как флагман, но с некоторыми упрощениями и некоторыми изменениям, не такой дорогой, рассчитанной на более широкую публику».
Fujifilm X-T1 | Fujifilm X-T10 | |
Дата анонса | 28 января 2014 г. | 18 мая 2015 г. |
Корпус | Магниевый сплав пыле- и брызгозащищенный корпус | Магниевый сплав |
Матрица | Матрица 16 Мп, APS-C, X-Trans CMOS II | |
Чувствительность ISO | 200 — 6400 (100 — 51 200)* | |
Автофокус | Гибридный TTL-автофокус (контрастный + фазовый) | |
Экспозамер | 256-сегментный ТТL-замер | |
Экран | 3,0 дюйма, 1 040 000 точек (720×480) откидной | 3,0 дюйма, 920 000 точек (640×480) откидной |
Видоискатель | OLED, 0,5 дюйма, 2 360 000 точек покрытие кадра ≈100%, увеличение ≈0,77 | OLED, 0,39 дюйма, 2 360 000 точек покрытие кадра ≈100%, увеличение ≈0,62 |
Скорость серийной съемки | ≈8 fps | |
Видео | 1920×1080 60p fps | |
Процессор | EXR Processor II | |
Затвор | Механический: 30 — 1/4000 с, X-sync 1/180 c Электронный: от 1 до 1/32000 с | |
Карты памяти | 1 слот: SD / SDHC / SDXC(UHS-II) | 1 слот: SD / SDHC / SDXC(UHS-I) |
Wi-Fi / USB / GPS | встроенный модуль / USB 2.0 / опция | |
Размеры, вес | 129×90×47 мм 440** г | 118×83×41 мм 381** г |
Цена, корпус |
Давайте посмотрим на сравнительную таблицу и отметим, что:
- Цена Fujifilm X-T10 почти на 40% ниже, чем у X-T1 (цены наверняка будут меняться, но пропорция, думаю, сохранится).
- Но при этом камера лишилась защиты от пыли, брызг и мороза.
- А вот матрицу X-Trans CMOS II, корпус из магниевого сплава, процессор EXR Processor II, скорость серийной съемки и максимальные параметры видеосъемки Fujifilm X-T10 сохранила.
- Экран Fujifilm X-T10 имеет чуть меньшее разрешение, чем у X-T1. Видоискатель — такое же разрешение, однако чуть меньшие размеры и чуть меньшее увеличение.
- X-T10 можно считать первой беззеркалкой Fujifilm, у которой появился электронный затвор. Но в момент ее выхода на рынок электронный затвор также появился в уже выпускавшихся моделях Fujifilm X-Т1 и Х100Т.
Разумеется, стоит обратить внимание на вес и размеры, но, думаю, в общих чертах понятно, чем отличается Fujifilm X-T10 от флагмана Fujifilm X-T1. Давайте теперь познакомимся с характеристиками героини теста подробно:
Основные характеристики | |
Корпус, защита | магниевый сплав; специальной защиты (пыль, влага, мороз) нет |
Объектив | сменная оптика, байонет Fujifilm X mount |
Матрица | матрица 16,3 Мп, APS-C, X-Trans CMOS II 23,6×15,6 мм; коэффициент пересчета фокусного расстояния — 1,5 |
Светочувствительность | ISO 200 — 6400 в расширенном режиме 100 — 51 200 без возможности снимать в RAW |
Управление фокусировкой | гибридный TTL-автофокус (контрастный + фазовый) 3 режима покадрового АФ (точка, зона, широкая зона) и 3 режима следящего АФ (точка, зона, широкая зона) |
Управление экспозицией | 256-сегментный ТТL-замер |
Экран | 3,0 дюйма RGB, 920 000 точек, откидной |
Видоискатель | OLED, 0,39 дюйма, 2 360 000 точек покрытие кадра ≈100%, увеличение ≈0,62, время отклика ≈0,005 с |
Стабилизация изображения | в камере — нет |
Режимы съемки | Автоматический + PASM (P — программный, A — приоритет диафрагмы, S — приоритет выдержки, М — ручной) |
Серийная съемка | до 8 кадров в секунду |
Затвор | 30 — 1/4000 с, Х-синхронизация — 1/180 с в режиме электронного затвора — от 1 до 1/32000 с |
Формат файлов | JPEG (Exif 2.30), RAW, RAW + JPEG |
Видео | максимальное разрешение Full HD 1920 × 1080 60p формат MPEG-4 AVC/H.264 (MOV) |
Источник питания | литий-ионная батарея NP-W126 ≈350 кадров по стандарту CIPA |
Память | 1 слот: карты памяти SD / SDHC / SDXC (UHS-I) |
Размеры, вес | 118×83×41 мм; 381 г (включая вес батареи и карты памяти) |
Дополнительные характеристики | |
«Горячий башмак» | есть |
Встроенная вспышка | есть, ведущее число ≈7 (ISO 200) |
Подсветка автофокуса | есть |
Брекетинг | по экспозиции, по типу «пленки», по балансу белого, по динамическому диапазону |
Разъемы | USB 2.0, Mini-HDMI (тип D), разъем внешнего стереомикрофона / устройства дистанционного спуска (миниджек 2,5 мм) |
Wi-Fi / USB / GPS | встроенный модуль / USB 2.0 / опция |
Автоспуск | 2 с / 10 с |
Форматы съемки | 3:2 (4896 × 3264) / 16:9 (4896 × 2760) / 1:1 (3264 × 3264) |
Особенности |
|
Как видите, многие характеристики у Fujifilm X-T10 не хуже, чем у гораздо более дорогой Fujifilm X-T1. Но по некоторым, довольно важным (защита корпуса, размер видоискателя, разрешение экрана) Fujifilm X-T10 уступает флагману. Зато у нее появилась встроенная вспышка и режим SP+ (расширенное автораспознавание сцен) вместо обычного «авто».
Конструкция, дизайн, управление
Когда Антон Соловьев анализировал, как устроен флагман Fujifilm X-T1, он призвал на помощь японскую философию. При анализе Fujifilm X-T10, наверное, тоже можно было бы ее, философию, призвать. Но для меня это задача сложная. Единственное, что могу сказать без всякой высокой мысли:
- Fujifilm продолжает шлифовать свой фирменный стиль. Его наличие и его достоинства трудно отрицать. При этом непохожесть на «классику» (то есть на черты техники Canon и Nikon) у Fuji, пожалуй, сильнее, чем у других производителей (Pentax, Olympus, Panasonic).
- Отчасти при создании новых камер Fujifilm продолжает вспоминать пленочные времена. Сходство X-T10 с легендарной Fujica сложно не заметить, а управление стилями изображения наполовину состоит из цифровой имитации пленок Fujifilm.
- Лично для меня X-T10 стала первой камерой, с которой я почувствовал, насколько здорово снимать с помощью электронного видоискателя. Мог бы и раньше почувствовать, коллеги говорили мне про обалденный видоискатель Olympus OM-D E-1. Но, видно, понадобилось немало времени, чтобы глаз принял и оценил электронную картинку. Во время теста X-T10 я в основном пользовался видоискателем. Понятно, что это лично мои привычки и «тараканы», но класс видоискателя X-T10 от этого не становится ниже.
- Сразу придется покаяться, что электронный затвор мы толком не протестировали. Его достоинства и недостатки требуют отдельного теста, еще надо подумать, как их поймать. Поэтому в этой статье мы ничего не будем говорить об интересной новинке. Потом, когда придут следующие камеры с электронным затвором, мы будем подготовлены лучше. А пока можно отметить одно его безусловное достоинство — возможность снимать совершенно беззвучно.
Давайте подведем итог по внешнему осмотру:
- Камера очень удобна в съемке, хотя ее управление сильно отличается от «классики» Canon и Nikon. Вернее, так: X-T10 демонстрирует развитие фирменного подхода к управлению у Fujifilm. Он вызывает некоторое недоумение, когда впервые сталкиваешься с камерами этой фирмы, но к нему быстро привыкаешь, он такой же удобный, как «классика», ни в чем ей не уступает.
- Некоторые элементы управления — просто замечательны. Это и рычажки выброса вспышки и включения автоматического режима, и возможность быстрого выбора сюжетной программы в автоматическом режиме. Очень удобен программный сдвиг, предлагающий в программном режиме автоматическое уменьшение диафрагмы при увеличении выдержки и наоборот.
- Экран камеры хорош, ничего не скажешь. А видоискатель — просто отличный. Я впервые распробовал, насколько удобна съемка с электронным видоискателем, только в этом тесте. Хотя мог бы и раньше — например, в тесте Olympus OM-D E-1. Возможность увидеть результат съемки, не отрываясь от «глазка», — замечательна.
Теперь переходим к внутреннему осмотру, каждый скриншот можно увеличить (кликнуть на нем) или просто остановить на нем курсор и дождаться подсказки — что именно он демонстрирует:
Как видите, у Fujifilm X-T10 есть немало интересных функций и настроек. Они даются в придачу к очень хорошему базису — возможности быстрой и удобной съемки. В частности, возможности быстро переключиться в автоматический режим с готовым набором сюжетных программ. И еще — быстро подкорректировать программный режим; здесь к нашим услугам диск экспокоррекции и программный сдвиг. А также — комфортной съемки в творческих режимах, где два управляющих колеса и несколько программируемых кнопок позволяют оперативно менять параметры съемки. Про электронный видоискатель мы уже говорили… короче, к Fujifilm X-T10 довольно сложно придраться, упомянутые выше недостатки кажутся очень незначительными.
Fujifilm X-T10 и конкуренты | ||||||
Canon EOS M3 | Fujifilm X-T10 | Olympus OM-D E-M10 Mark II | Panasonic Lumix DMC-GX7 | Samsung NX500 Kit1 | Sony Alpha ILCE-6000 | |
Матрица | 24 Мп APS-C CMOS | 16 Мп APS-C X-Trans CMOS II | 16 Мп 4/3 MOS | 16 Мп 4/3 Live MOS | 28 Мп APS-C BSI CMOS | 24 Мп APS-C CMOS |
Автофокус | 49 точек гибридный | 77 зон гибридный | 81 зона контрастный | 23 зоны контрастный | 205 точек гибридный | 179 точек гибридный |
Экспозамер | 384 зоны RGB | 256 зон RGB | 234 зоны | 1728 зон RGB | 221 зона RGB | 1200 зон RGB |
Чувствительность | 100 — 12 800 до 25 6002 | 200 — 6400 200 — 51 2003 | 100 — 25 600 | 100 — 12 800 до 25 6002 | 100 — 25 600 до 51 2002 | 100 — 25 600 |
ЖК-экран | 3,0″ RGB 1 040 000 откидной, сенсорный | 3,0″ RGB 922 000 откидной | 3,0″ RGB 1 040 000 откидной, сенсорный | 3,0″ RGB 1 040 000 откидной, сенсорный | 3,0″ RGB, AMOLED 1 040 000 откидной, сенсорный | 3,0″ RGB 922 000 откидной |
Видоискатель | опция | TFT 2 360 000, ≈100%, ≈0,62x | TFT 2 360 000, ≈100%, ≈1,23x | TFT 2 360 000, ≈100%, ≈1,39x | нет | TFT 1 440 000, ≈100%, ≈0,7x |
Затвор | 30–1/4000 с Х-sync 1/200 с | механ. 30–1/4000 с эл. 1–1/32 000 с Х-sync 1/180 с | механ. 60–1/4000 с эл. 1–1/16 000 с Х-sync N/D4 | 60–1/8000 с Х-sync N/D4 | 30–1/6000 с Х-sync N/D4 | 30–1/4000 с Х-sync 1/160 с |
Стабилизатор | нет | нет | оптический 5-осевой, ≈5 ступеней | нет | нет | нет |
Серийная съемка | ≈4,2 fps | ≈8 fps | ≈8,5 fps | ≈5 fps | ≈8 fps | ≈11 fps |
Wi-Fi / USB / GPS | встроенный USB 2.0 нет | встроенный USB 2.0 нет | встроенный USB 2.0 нет | встроенный USB 2.0 нет | встроенный USB 2.0 нет | встроенный USB 2.0 нет |
Видео | 1920×1080 30p | 1920×1080 60p | 1920×1080 60p | 1920×1080 60p | 3840×2160 30p | 1920×1080 60p |
Запас аккумулятора | 250 кадров | 350 кадров | 320 кадров | 320 кадров | 370 кадров | 420 кадров |
Размеры, вес | 111×68×44 366 г | 118×83×41 381 г | 120×83×47 390 г | 123×71×55 402 г | 120×64×43 287 г | 120×66×45 344 г |
Ориентировочная цена |
Как видите, на площадке беззеркальных камер стоимостью около 40 тысяч рублей довольно тесно. Каждый производитель старается как-то выделиться на общем фоне. Либо предложить AMOLED-экран, пожертвовать при этом видоискателем, но поднять разрешение видео до 4К (Samsung NX500). Либо поднять «скорострельность» до 11 fps (Sony Alpha ILCE-6000). Либо обеспечить высокую эффективность стабилизации (Olympus OM-D E-M10 Mark II). При этом разнообразии вырисовывается общий уровень, которого достигли продвинутые системные камеры, и героиня нашего теста вполне этому уровню соответствует. Она предлагает хорошо сбалансированный набор характеристик.
Качество изображения — разрешение и шумы
Впрочем, официальные (паспортные) характеристики говорят о камере далеко не все. Прекрасно, когда производитель объявляет верхний предел чувствительности ISO 51 200. Но это может произвести впечатление на людей, скажем так, не шибко грамотных. А остальные слишком хорошо знают, что на такой чувствительности обязательно будут проблемы, даже у полнокадровых камер.
Мы не будем повторять все детали нашей методики, она подробно изложена в отдельной статье. Напомним лишь, что мы на один график наносим кривые разрешения (оно всегда падает с ростом чувствительности) и шумов (они почему-то всегда растут по мере увеличения ISO). Визуально можно получить оценку качества, наблюдая, как сходятся кривые разрешения и шумов. Если расстояние между ними велико, качество изображения будет очень неплохим. Если кривые сближаются вплотную, о качестве уже сложно сказать что-либо хорошее.
И еще одна ремарка: обычно мы на графиках показываем, как падает разрешение и растут шумы в диапазоне ISO 100 — 12800, хотя оценки рассчитываются по данным ISO 100 — 6400. Мы решили ограничить верхнюю границу расчетов, чтобы бо́льшая часть фотокамер смогла пройти наш тест. В частности, Fujifilm X-T10 — ведь RAW-снимки она позволяет получить только в диапазоне ISO 200 — 6400. Возможно, таким образом производитель подчеркивает, что только в этом диапазоне можно рассчитывать на высокое качество. А если вам хочется подняться выше 6400 единиц ISO — пожалуйста, на свой страх и риск.
Fujifilm X-T10, RAW | Fujifilm X-T10, JPG |
Даже беглый взгляд на графики RAW и JPG показывает, что в диапазоне ISO 200 — 6400 героиня нашего теста обеспечивает очень высокие показатели. И стратегия производителя вырисовывается довольно четко:
- Мы не будем задирать разрешение до небес, нам хватит 16 мегапикселей.
- Зато мы получим на относительно крупной матрице (APS-C) относительно крупные пиксели.
- Это даст нам выигрыш и по разрешению — число различимых пикселей на матрице Fujifilm X-T10 достигает 80%, в то время как «кропнутые» зеркалки обычно теряют 30-40% эффективных пикселей (в среднем, в диапазоне ISO 100 — 6400).
- Это, разумеется, даст нам выигрыш при подавлении шумов.
|
|
Давайте сравним оценки Fujifilm X-T10 с оценками очень неслабой 24-мегапиксельной зеркалки Pentax K-3, одной из лучших в своем классе. Напомню, что:
- R — среднее разрешение в диапазоне ISO 100 — 6400;
- RR — среднее разрешение относительно размера матрицы;
- N — средний уровень шума в этом диапазоне;
- RN — соотношение разрешения и шума.
- Light — средние показатели между RAW и JPG с включенным фильтром в светлой сцене;
- Dark — средние показатели между RAW и JPG с включенным фильтром в затемненной сцене;
- Avr — средние показатели между Light и Dark.
То, что у Fujifilm X-T10 нижняя чувствительность — ISO 200 (обычно минимальная чувствительность — ISO 100), практически ни на что не влияет, не будем обращать внимания на мелочи. Лучше заметим, что по числу различимых пикселей 16-мегапиксельная беззеркалка лишь незначительно уступает 24-мегапиксельной зеркалке. А по шумам дает более низкий показатель. В среднем шумы Fujifilm X-T10 оцениваются в 2,4 балла, шумы Pentax K-3 — 2,79 балла.
И хотя по итоговой оценке — RN — Fujifilm X-T10 не «допрыгнула» до результата Pentax K-3, она отстала не так уж сильно, обогнав многие зеркалки формата APS-C.
Теперь давайте посмотрим, насколько верны наши расчетные оценки, насколько они подтверждаются визуальными. Начнем сравнение с ISO 400, чтобы уравнять камеры «в правах»:
Fujifilm X-T10 RAW, фильтр шумов выкл. светлая сцена R=13,73 — N=1,38 — RN=9,97 | Pentax K-3 RAW, фильтр шумов выкл. светлая сцена R=17,11 — N=1,64 — RN=10,41 | |
ISO 400 | ||
ISO 1600 | ||
ISO 3200 | ||
ISO 6400 |
Думаю, здесь можно увидеть, что разрешение Pentax K-3 выше, но уровень шумов Fujifilm X-T10 — ниже. Кстати, еще два года назад все эксперты критиковали камеры Fujifilm за низкий уровень RAW. Порой было вообще непонятно, зачем им нужен профессиональный формат, если он дает качество заметно ниже внутрикамерного JPG, и даже кропотливая проявка не в силах выправить «косяки». Но все это осталось в прошлом, у Fujifilm появился качественный RAW, и каждая новая прошивка несет не только косметические, но и весьма заметные изменения. Так что менять прошивки Fujifilm надо обязательно.
Теперь посмотрим, как камера обрабатывает темную cцену на примере JPG с включенным фильтром шумов. Сравнение с Pentax K-3 оставляем.
Fujifilm X-T10 JPG, фильтр шумов вкл. темная сцена R=12,14 — N=3,54 — RN=3,43 | Pentax K-3 JPG, фильтр шумов вкл. темная сцена R=14,71 — N=3,81 — RN=3,86 | |
ISO 400 | ||
ISO 1600 | ||
ISO 3200 | ||
ISO 6400 |
Здесь мы также наблюдаем проигрыш Fujifilm X-T10 по разрешению — абсолютный проигрыш, конечно. Как и в светлой сцене, Fujifilm X-T10 сохраняет 80 процентов пикселей, их можно назвать различимыми, они несут информацию, а не просто присутствуют на матрице. У Pentax K-3 в темной сцене остается только 60-65% рабочих пикселей, так что по разрешению камеры почти сравниваются — примерно 12 Мп у Fujifilm X-T10, примерно 15 Мп у Pentax K-3.
А по уровню шумов Fujifilm X-T10 выигрывает: уровень шумов в темной сцене — 3,54 балла, а у Pentax K-3 — 3,81 балла. На человеческий язык это можно перевести как небольшой проигрыш по разрешению, небольшой выигрыш по шумам. Но не забывайте, что это сравнение 16-мегапиксельной беззеркалки и 24-мегапиксельной зеркалки.
Конечно, для чистоты сравнения было бы правильно рассмотреть другие фрагменты стенда в «обработке» Fujifilm X-T10 и Pentax K-3. Надеюсь, наши программисты создадут в этом году движок для удобного сравнения, а пока посмотрим только на работу Fujifilm X-T10.
Как видите, стратегия вполне оправдывает себя. Чтобы удержаться на уровне 12 различимых мегапикселей, вовсе не обязательно задирать число пикселей на матрице до 20 или 24 миллионов, достаточно 16. При этом изначальный уровень шумов ниже, и бороться с ними легче.
Оптика — Fujinon XF18-55 мм F2.8-4 R LM OIS
Байонет | Fujifilm Х-mount |
Подробная информация | Fujinon XF18-55 на сайте производителя |
Тип объектива | с переменным фокусным расстоянием |
Фокусное расстояние | 18 — 55 мм (27 — 84 мм в 35-мм экв.) |
Минимальное расстояние фокусировки | 0,3 м в широкоугольном положении 0,4 м в положении «теле» |
Диафрагма | f/2,8 — f/4,0 — максимальная f/22 — минимальная |
Стабилизатор | есть |
Тип фокусировки | внутренняя |
Диаметр резьбы | 58 мм |
Размеры, вес | ∅65×70 мм, 310 г |
Особенности |
|
Цена |
«Система линейного привода обеспечивает высокоскоростную автофокусировку за 0,1 секунды, позволяя не упустить нужный кадр. А благодаря тихой работе этот объектив отлично подходит для записи видео».
Это только часть хорошего, что говорит о своем объективе производитель. Давайте попробуем разобраться, насколько хорош Fujinon XF18-55 мм F2.8-4 R LM OIS, все-таки стоит он немало. Хотя в составе «кита» Fujifilm отдает его всего за 10 000 рублей.
ЭФР = 27 мм
На коротком фокусе мы наблюдаем:
- Почти нулевую дисперсию. При таких малых значениях даже не слишком важен знак (минус дает «бочку», плюс дает «подушку»). Но все же можно отметить, что по горизонтали картинка чуть втянута по центру, а по вертикали — чуть растянута. При съемке портретов, в том числе групповых, нулевая дисперсия на широком угле — это благо. При съемке пейзажей картинка становится слишком «прямоугольной». В этом случае «бочку» можно добавить в графическом редакторе.
Разрешение | Хроматические аберрации | ||
Центр кадра | Край кадра | Центр кадра | Край кадра |
На всех скриншотах: верхний ряд: f/2,8 — f/4,0 — f/8, нижний ряд: f/11 — f/16 — f/22 |
- Разрешение и в центре кадра, и на краю остается при любом значении диафрагмы высоким или очень высоким. Что особенно ценно — очень высокое разрешение на максимальной диафрагме f/2,8.
- Но на широких диафрагмах мы наблюдаем заметную «хроматику» на краю кадра (максимум — 4%). В центре она близка к нулевому уровню.
ЭФР = 54 мм
Переходим к среднему фокусному расстоянию и видим практически идеальную картинку:
- Дисторсия становится еще меньше, хотя и на коротком фокусе была почти нулевой.
- Разрешение держится на очень высоком уровне (выше 0,8 линии на пиксель) в диапазоне f/3,6 — f/16. И только на самой узкой диафрагме f/22 опускается до 0,6 линии. То есть остается довольно высоким.
Разрешение | Хроматические аберрации | ||
Центр кадра | Край кадра | Центр кадра | Край кадра |
На всех скриншотах: верхний ряд: f/3,6 — f/5,0 — f/9, нижний ряд: f/11 — f/16 — f/22 |
- «Хроматика» почти незаметна, близка к нулевому уровню даже на краю кадра. На наших тестовых кадрах можно заметить слабые следы хроматических аберраций, но в реальной съемке найти такие следы будет довольно сложно.
ЭФР = 84 мм
И, наконец, на длинном фокусе мы также наблюдаем практически идеальную картину:
- Дисторсию близкую к нулю. Она чуть увеличивается по вертикали, но все равно находится на низком уровне.
- Очень высокое разрешение в диапазоне f/4,0 — f/16 и просто высокое на самой узкой дифрагме f/22.
Разрешение | Хроматические аберрации | ||
Центр кадра | Край кадра | Центр кадра | Край кадра |
На всех скриншотах: верхний ряд: f/4,0 — f/6,3 — f/9, нижний ряд: f/11 — f/16 — f/22 |
- Нулевую «хроматику» в центре, слабо выраженную на краю кадра.
Стабилизатор
В тесте стабилизатора мы впервые столкнулись с противоречием между данными производителя и результатами теста. Если быть точным — не впервые, но все предыдущие случаи укладывались в погрешность нашего теста — 1/3 ступени EV. А в случае Fujinon XF18-55 мм F2.8-4 R LM OIS мы разошлись на 2/3 ступени.
По нашей оценке с вероятностью 0,7 стабилизатор будет выдавать четкие снимки на выдержке 1/5 секунды при ЭФР 50 мм. То есть стабилизатор способен дать фотографу дополнительные 3 и 1/3 ступени EV. Производитель оценивает эффективность стабилизатора в 4 ступени. Я думаю, что это тот редкий случай, когда методики CIPA и iXBT (обе не идеальные, обе вероятностные) разошлись. Мудрые говорят, что истина лежит посередине. Мы можем согласиться, что эффективность стабилизатора Fujinon XF18-55 примерно равна 3 и 2/3 ступени. И это на самом деле очень неплохо.
Наша методика тестирования стабилизатора подробно описана в статье о Nikon D5300.
Подвести итоги теста Fujinon XF18-55 несложно, это почти одни плюсы:
- Объектив избавлен от излишне узких значений диафрагмы, и поэтому дифракционное размытие проявляется несильно — даже на «узкой дырке» f/22 разрешение остается на довольно высоком уровне, 0,6 линии на пиксель. А в диапазоне от максимально открытой диафрагмы до f/16 — на очень высоком уровне (порядка 0,8 линии на пиксель).
- Во всем диапазоне фокусных расстояний «геометрия» чуть приподнимается над нулевым уровнем, а «хроматика» слабо выражена на краю кадра. На среднем фокусе даже на краю кадра ее практически не видно.
- Стабилизатор объектива обладает высокой эффективностью — не ниже 3,5 ступеней EV.
- Скорость объектива замечательно высокая. Мы поговорим об этом подробнее в разделе «Скорость и точность автофокуса». И еще можно подтвердить информацию производителя, что объектив работает практически бесшумно.
- Качественный, красивый эффект боке (см. фотографии «Галереи»).
- Даже 40 000 рублей для объектива с таким набором характеристик — вполне разумная цена. А в «китовом» наборе объектив можно купить вчетверо дешевле.
Минусы объектива найти сложнее, но мы все же отметим пару моментов:
- Практически нулевая дисторсия на широком угле — явление спорное. Для портретной и каталожной съемки это явный плюс. Для пейзажной — скорее, минус. Впрочем, не будем забывать, что в графическом редакторе убрать дисторсию сложнее, чем добавить. Если вам захочется «округлить» пейзаж, сделать это будет несложно.
- Хорошо, когда у продвинутой оптики есть защита хотя бы от пыли. Но про защиту Fujinon XF18-55 на сайте производителя ничего не сказано.
Особенности Fujifilm X-T10
Автофокус
Про автофокус Fujifilm X-T10 можно сказать определенно: быстрый, но не очень точный. Здесь, конечно, надо учесть, что условия тестирования автофокуса у нас довольно жесткие. Сначала мы делаем серию из 30 снимков при низкой освещенности −1EV, потом еще одну серию из 30 снимков при очень низкой освещенности −2EV. Но все тестируемые камеры проходят испытания в одинаковых условиях. Им надо набрать как можно больше очков (это определяет точность автофокуса) как можно быстрее (это определяет скорость АФ). Каждый снимок производится лишь после «писка» автофокуса — сингала, что он «поймал» картинку. А тип автофокуса в режиме Live View (просто контрастный или гибридный) — это для нас, потребителей, лишь справочная информация.
Тип АФ, условия съемки | Fujifilm X-T10 | Nikon D5500 | Pentax K-3 | Canon EOS 7D Mark II |
Контрастный или гибридный АФ, −1EV | 230/ 57 | 279 / 114 | 279 / 79 | 286 / 62 |
Контрастный или гибридный АФ, −2EV | 217 / 52 | 253 / 119 | 274 / 92 | 265 / 62 |
Если сравнить результаты Fujifilm X-T10 с результатами других фотокамер, можно заметить:
- Что автофокус действительно очень быстрый — на каждую серию из 30 снимков у него ушло меньше 60 секунд. Приоритет «спуск — фокусировка», разумеется, был установлен в положение «фокусировка» — как того требует методика тестирования и просто здравый смысл.
- Но при этом АФ довольно часто «мажет»: примерно каждый третий снимок оказывается несфокусированным. Повторим, что это происходит в полутьме. На свету, даже не очень ярком, автофокус Fujifilm X-T10, конечно, работает точнее.
Рейтинг автофокуса протестированных камер — это суммарное количество баллов, набранное в испытаниях при освещенности −1EV и −2EV, поделенное на суммарное время, затраченное в обоих испытаниях. Пока по нашей методике накопилась такая статистика:
Рейтинг | Fujifilm X-T10 | Nikon D5500 | Pentax K-3 | Canon EOS 7D Mark II |
Контрастный или гибридный АФ | 4,1 | 2,3 | 3,2 | 4,4 |
То есть в итоге соотношение набранных баллов и затраченного времени получается довольно высоким. Рейтинг автофокуса Fujifilm X-T10 получился почти таким же высоким, как рейтинг гибридного АФ Canon 7D Mark II, рекордсмена наших тестов. И достигнут этот результат за счет высокой скорости (а не точности).
Содержание нашей методики подробно изложено в статье о Canon 7D Mark II, комментарии к методике — в статье о Nikon D5500. Тестовые изображения (осветленные, чтобы их можно было хорошо рассмотреть) и фонограммы испытаний Fujifilm X-T10 можно скачать в блоке «Тестовые материалы для скачивания».
Скорость серийной съемки
Заявленная скорость серийной съемки — до 8 кадров в секунду. Давайте посмотрим, насколько это близко к тому, что мы определили в тесте (как обычно, съемка проводилась с максимальным качеством и разрешением).
Fujifilm X-T10 непрерывная съемка | JPG | RAW | RAW + JPG |
Low — низкая скорость до заполнения буфера | 3,1 fps / ∞ | 3,01 fps / 11 кадров | 2,97 fps / 10 кадра |
Low — низкая скорость после заполнения буфера | 1,60 fps / ∞ | 1,43 fps / ∞ | |
High — высокая скорость до заполнения буфера | 7,75 fps / 11 кадров | 7,61 fps / 7 кадров | 7,37 fps / 7 кадров |
High — высокая скорость после заполнения буфера | 4,42 fps / ∞ | 1,65 fps / ∞ | 1,45 fps / ∞ |
В режиме низкой скорости серийная съемка дает примерно 3 кадра в секунду. В JPG серия с такой скоростью может длиться до заполнения карты памяти. При включении RAW камера делает на скорости 3 fps примерно 10-11 кадров, а потом переходит на 1,5 кадра в секунду.
На высокой скорости Fujifilm X-T10 действительно вплотную подбирается к 8 кадрам в секунду. Самый быстрый результат получается при съемке в JPG — 11 кадров со скоростью 7,75 fps. При включении RAW скорость незначительно падает, а количество кадров в быстрой серии уменьшается до 7.
Потом, после заполнения буфера, JPG можно снимать с довольно высокой скоростью 4,42 fps до бесконечности. RAW — с относительно небольшой скоростью 1,65 fps, RAW и JPG — с еще меньшей, 1,45 fps. Но в целом результаты Fujifilm X-T10 очень хорошие. Особенно ценно, что скорость, близкую к 8 fps, камера сохраняет не только в JPG, но и в RAW.
Замеры скорости непрерывной съемки мы производили с объективом Fujinon XF18-55 мм F2.8-4 R LM OIS и картой памяти SanDisk Extreme Pro SDHC UHS-I 16 ГБ (скорость записи до 95 МБ/с). Выдержка в этом тесте устанавливается на 1/500 секунды. «Бесконечностью» мы считаем возможность «отщелкать» в установившемся режиме 100 и более кадров. Фонограммы испытаний можно скачать в блоке «Тестовые материалы для скачивания».
Видео
Мне, как дилетанту по части видео, больше всего понравилось, как быстро камера реагирует на изменения в кадре. Это хорошо видно, когда перед объективом проезжает длинный автобус, сбивая экспозицию, фокусировку — всё. И как мгновенно Fujifilm X-T10 всё восстанавливает. Можно предположить, что камера запоминает предысторию при появлении постороннего объекта в кадре, но, по всей видимости, этот эпизод говорит именно о скорости анализа и автофокуса.
Судя по отображению динамичных объектов, камера честно отрабатывает 60 кадров в секунду. При быстрой смене сцены, когда объекты просто мелькают в кадре, это тоже хорошо видно — картинка плавная. Очень приятно, что колесо экспокоррекции в фотокамер Fujifilm вынесено на очень доступную позицию, под большой палец правой руки; сцену можно мгновенно сделать светлее или темнее даже в автоматическом режиме. Короче, на дилетантском уровне видео кажется замечательным, без каких-либо огрехов. Что касается профессиональных возможностей (например, возможности менять диафрагму во время съемки) — таких у Fujifilm X-T10 нет, но я не думаю, что это можно считать минусом. X-T10 — камера высокого любительского уровня, глупо предъявлять к ней профессиональные требования.
Итоги
Теперь мы знаем о Fujifilm X-T10 почти все, можно подводить итоги. Начнем с плюсов:
- Fujifilm X-T10 — безусловно удачная разработка, в которой замечательно сочетаются черты профессиональной и любительской камеры.
- К качеству экспозиции, балансу белого, цветопередаче — никаких претензий. В галерее мы оставили пару снимков, которые явно «синят», но это не ошибка камеры, а ошибка одного очень молодого фотографа (съемка на дневном свету с установкой «лампы накаливания»).
- К конструкции, дизайну, эргономике тоже сложно придраться. Снимать этой камерой — одно удовольствие, в том числе через видоискатель. Даже если фотограф раньше не держал фотокамеры Fujifilm в руках, ему достаточно объяснить, как выставляется режим приоритета диафрагмы (на объективе), и дальше дело пойдет само собой. К особенностям камеры привыкаешь очень быстро.
- По уровню шумов и разрешения Fujifilm X-T10 великолепна, может поспорить с продвинутой зеркалкой формата APS-C.
- И по скорости съемки тоже может поспорить — в частности, серийной съемки. Правда, мы отметили тот факт, что высокая скорость достигается за счет [не]точности фокусировки.
- Некоторые решения — маскировка вспышки под пентапризму, цифровая имитация дальномерки, рычажок включения и выключения автоматического режима — достойны аплодисментов. Они гениально просты.
- Вообще, в этой камере все характеристики прекрасно сбалансированы, включая цену. Конечно, очень хочется, чтобы камера стоила вдвое меньше. Еще лучше — втрое. Но мир так устроен, что хорошие вещи стоят недешево.
Разговор о минусах будет короче, но все же будет:
- Здесь придется вспомнить о невысокой точности автофокуса, которую показал наш тест. Насколько я понимаю, в алгоритме контрастной фокусировки можно выбирать: либо точнее, либо быстрее (как в любой самонаводящейся системе). В текущей прошивке Fujifilm X-T10 «движок» смещен в сторону скорости. Это не самое плохое решение, но при таком раскладе надо взять за правило по возможности делать два-три дублирующих кадра. Если один из них будет нерезким — не страшно.
- Некоторые аналитики ставят в упрек, что верхняя чувствительность Fujifilm X-T10 небольшая, всего 6400 единиц ISO (точнее, на уровне ISO 6400 заканчивается возможность снимать в RAW). Мне же кажется, что это больше говорит о честности производителя, о его нежелании подстраивать характеристики в угоду бездумным требованиям рынка. И, напротив, о желании обеспечить качественные фотографии.
- Что касается невысокого разрешения, напомню, что количество различимых пикселей у Fujifilm X-T10 всего на 20% ниже, чем у 24-мегапиксельных зеркалок. Но это в среднем, в диапазоне ISO 100 — 6400. А в съемке на низкой чувствительности (до ISO 1000), когда многомегапиксельные зеркалки теряют не так много различимых пикселей, Fujifilm X-T10 им все же проигрывает. Это становится видно при увеличениии кадра до 100% (некоторые снимки в «Галерее» это демонстрируют).
В общем, замечательные плюсы перевешивают ощутимые минусы. В большинстве тестов Fujifilm X-T10 показала себя хорошо или прекрасно. Камера недешева, но может стать верной подругой фотографу-энтузиасту или верной наложницей (второй камерой) профессионалу. По качеству съемки и скорости она не уступит зеркалке среднего уровня. А ее малый вес, небольшие размеры, откидной экран и очень хороший электронный видоискатель — всем этим зеркалки похвастаться не могут.
Галерея
Как обычно, напоминаем, что снимки в галерее — не художественные, а тестовые. Мы постарались отобрать кадры, которые подчеркивают какую-либо особенность Fujifilm X-T10 — фирменную цветопередачу или возможность расширить динамический диапазон, деликатную работу вспышки. Некоторые кадры демонстрируют, насколько качественно объектив Fujinon XF18-55 мм F2.8-4 R LM OIS размывает фон.
Галерея | |||
Редакция выражает благодарность компании Fujifilm за предоставленную на тестирование фототехнику |