Casio Exilim Pro EX-F1

фото

Об этой камере я уже писал после пресс-конференции и даже попытался проанализировать предоставленные фирмой снимки. Теперь мне представилась возможность в течение недели поработать с этой камерой.

Основным органом управления, выделяющим эту камеру, является специальное колесо выбора режимов скоростной съемки.

фото

Остальные органы управления более или менее традиционны и уже встречались у других камер.

фото
фото
Функции кольца задаются в меню. Оно может быть использовано для изменения фокусного расстояния , фокусировки, изменения частоты кадров. Разъемы на корпусе камеры: внешнее питание, внешний микрофон, HDMI, USB/AV/ пульт дистанционного управления.
Объектив неподвижен, что позволяет с комфортом пользоваться насадками и фильтрами. Резьба под светофильтры М62.
фото

Камера снабжена пультом дистанционного управления: провод, четыре контакта, одна кнопка с двумя положениями. Весьма вероятно, что в отличие от предыдущих камер Casio, для управления используется простое замыкание контактов, а не последовательный протокол. Но, не разбирая пульт, это установить достаточно сложно. Если всмотреться в универсальный разъем, с помощью которого к камере подключается компьютер через USB, телевизор и пульт дистанционного управления, то мы увидим, что для телевизора и пульта задействованы одни и те же контакты, однако камера каким-то образом распознает, какой из них включен. Видео выводится на внешний экран только в режиме просмотра. Для USB используется совсем другая группа из двух контактов. 

фото
Разъемы слева направо: пульт, AV, USB

фото
фото

Меню

Меню в режиме съемки
Меню
Меню
Меню
Меню
Меню
Меню
Экраны в режиме ручной фокусировки. При повороте кольца изображение увеличивается и появляется шкала дистанций. Фокусное расстояние объектива показывается в 35 мм эквиваленте, так что вычислять глубину резкости очень неудобно.
Меню
Меню
Меню
Меню
Меню
Меню
Меню
Меню
Меню
 

Меню
Меню
Меню
 

Меню
Меню
  
Меню
Меню
Меню
Зона, чувствительная к движению, может быть выбрана в любой области кадра.
 
Меню в режиме воспроизведения
Меню
Меню
Меню
Меню
Меню
Меню
Меню
Меню

Общее впечатление: камера предназначена для того, чтобы не  пропустить наиболее эффектную фазу движения при репортажной съемке быстро протекающих, но не очень продолжительных событий. Лучшим примером подобных событий, на мой взгляд, являются всевозможные прыжки, т. е. событие продолжается несколько секунд, между событиями существует достаточно длительная пауза. Например, если нам нужно обязательно запечатлеть спортсмена при прыжках в высоту в тот момент, когда он проходит над планкой, то это можно сделать камерой, которая делает всего один кадр в секунду, но при этом вам нужно точно угадать тот момент, в который необходимо нажать на кнопку спуска. Данная камера позволяет существенно сэкономить нервы, сделать процесс регистрации этого события достаточно надежным и комфортным.

фотофотофото
фотофотофото
Серия снимков, снятых с интервалом в 1/60 с Для этого сюжета скорость в 60 кадров в секунду, возможно, уже избыточна. Отмечу, что хотя все серия из 60 кадров снимается за одну секунду, в файлы записывается не время съемки, а время записи на карту, потому записанное время в первом и последнем кадре будет отличаться на 7 секунд.

Съемка со скоростью в 60 кадров в секунду представляет неплохие возможности и орнитологам, хотя здесь можно пожелать и большей скорости.

фото
фото
фото
фото
фото
фото
Серия снимков, снятых с интервалом в 1/60 с

Можно снимать серии самыми разными способами. Можно снимать со вспышкой до 7 кадров в секунду и со светодиодной подсветкой с большей скоростью, можно установить соотношение  между числом кадров, записанных при половинном нажатии кнопки и после полного нажатия кнопки. Таким образом, можно захватить часть событий до и после нажатия и в результате выбрать оптимальный кадр.

фото
Сдвоенная вспышка, совмещающая импульсную лампу и светодиоды. Ведущее число импульсной лампы по моим измерениям — 10,4 м.

Можно снимать и с переменной скоростью. В этом случае есть возможность ограничить максимальную скорость съемки, получаемую поворотом кольца.

Меню

Есть также возможность предоставить камере самой решать, что произошло событие  и надо начать съемку. Для этого предусмотрено два режима: объект появляется  в заданной области кадра и объект смещается из заданной области кадра. К сожалению, этот режим включается через меню BEST SHOT и предусмотрена только автоматическая установка экспозиции, так что на вспышку аэрозоля камера реагирует, но кадры получаются пересвеченными.

фото
Вспышка пламени — камера сама реагирует на событие.

Для съемки быстропротекающих процессов 60 кадров ничтожно мало. Соседние кадры абсолютно непохожие и трудно восстановить все фазы процесса, хотя отдельные кадры получаются достаточно интересными.

фото
фото
фото
Два последовательных снимка шарика, пляшущего на струе воды, снятые с интервалом 1/7 с со вспышкой.
фото
фото
При уменьшении интервала до 1/60 с остается ощущение, что мы, возможно,что-то пропустили в интервале между снимками.
  
фото
Пуля от пневматического пистолета, пробивающая шарик с водой. При частоте в 60 кадров в секунду на предыдущем кадре шарик еще абсолютно цел.

фото
Еще один снимок, являющийся результатом попадания пули в шарик с водой, как и в предыдущем случае, это первый кадр, регистрирующий попадание.

Для подобных сюжетов видеосъемка представляется более интересной. Я предлагаю посмотреть видеоролик с шариком, пробиваемым пулей снятый со скоростью 300 кадров в секунду, а воспроизводящийся со скоростью 30 кадров в секунду (512×384, 3 МБ, файл отредактирован встроенным в камеру редактором, формат MOV), и снятый со скоростью 600 кадров в секунду (432×192, 2 МБ, файл отредактирован в программе Avidemux и записан в формате AVI  со сжатием Xvid4)

Режим видео запускается отдельной кнопкой и дает нам возможность получить качество, недоступное видеокамерам аналогичного ценового диапазона. Но, к сожалению, это качество лимитировано только автоматическим управлением экспозиции. Зато есть возможность редактировать видеоролики прямо в камере, не скачивая их в компьютер.

Меню
Меню
Меню

Для работы с видео в комплекте с камерой поставляется программа ArcSoft TotalMedia Studio for Casio.

фото

Шесть миллионов чувствительных элементов, расположенных на КМОП матрице типа 1/ 1,8″, позволяют   получить более чем приемлемое качество для любой журнальной публикации. По своим размерам камера сопоставима с современными зеркалками. Объектив из 12 линз в 9 группах с фокусным расстоянием 7,3–87,6 мм (36–432 мм в 35 мм эквиваленте) прекрасно подходит для скоростной фотоохоты и съемок спортивных состязаний. Камера имеет еще ряд функций, которые позволяют ей претендовать на универсальность. Тем не менее, рекомендовать использовать эту камеру во всех случаях жизни и иметь ее как единственную,  можно с большой натяжкой, поскольку все  функции, кроме  вышеупомянутой серийной съемки, реализованы не оптимально. 

Попытка получить наилучший кадр всегда требует дополнительного времени, в данном случае — на выбор лучшего из 60 снятых. И коль время все равно тратится, то было бы неплохо иметь возможность потратить его и на дополнительную обработку уже отобранных кадров. Однако здесь возможности ограничены. RAW формат не может быть использован при серийной съемке, а при одиночной съемке достаточно долго записывается на карту памяти. При  этом у вас нет возможности, как у большинства зеркалок, сделать следующий кадр, в то время как предыдущий записывается на карту памяти. Возможно, это связано с использованием универсального формата DNG , что позволяет нам не заботиться о специализированных RAW конвертерах, но вероятно, на преобразование из внутреннего формата в данный и тратится драгоценное время. Отсутствие  возможности съемки в RAW не только в серийной съемке, но и при съемке с эксповилкой, является весьма досадным, поскольку при таком высоком быстродействии для не очень быстрых процессов три или пять кадров, снятых с вилкой, запечатлят практически один и тот же кадр. Их совмещение могло бы дать нам идеальный результат при применении технологии HDRI, поскольку фантомы, связанные с тем, что  за время, прошедшее между первым и последним кадром, объект сместился, будут минимальны. Кроме экспозиционной вилки камера позволяет также снимать  с вилкой по балансу белого и по фокусировке. В последнем случае режим работает как при автоматической, так и при ручной фокусировке. Изменение чувствительности при использовании RAW тоже ограничено всего двумя значениями: 100 и 200. В виде компенсации сильно усеченным возможностям работы  с RAW есть возможность расширить динамический диапазон. И редактировать яркость и баланс белого при просмотре кадров.

Как работает функция Качество/Динамический диапазон, я так и не понял. Снимки серой шкалы в режиме Динамический диапазон -Выкл и +2 при ISO100 и 1600 дают нижеприведенные графики яркости. Если этот режим выключен то графики при разных чувствительностях практически совпадают, что говорит о корректности задания чувствительности. При ISO-100 включение этого режима на максимум приводит к небольшому изменению контраста. При максимальной чувствительности для данного объекта влияние этого режима не заметно. Возможно, он проявится во всей красе, если диапазон яркостей в кадре будет существенно больше. Отражается этот режим и на уровне шумов.

график

Шумы

ISO

Ниже в таблице приведены средние значения яркости и стандартное отклонение.

ISO100
ISO200
ISO400
ISO800
ISO1600
1190,91181,11181,51172,11203,4
1261,11251,41251,71242,61264,0
1161,11171,41161,91152,61193,8
1101,61102,01102,61103,51135,8
Динамический диапазон +2
1171,5  1261,61212,21173,4
1241,5  1342,11282,91234,2
1151,7  1241,81192,61163,7
1102,2  1192,61133,91106,2

Снимки миры

Справа центральная часть кадра, слева, соответственно, верхний и нижний углы кадра. F=87,6 мм.

мира
F:13

мира
F:8

мира
F:4,6

Цветопередача

цвет

Цвет тестовых таблиц передается достаточно хорошо, и при съемке с вилкой по балансу белого можно добиться очень неплохого результата. Однако при съемке спектров видно, что, как и у других камер с тремя цветными фильтрами, передача монохромного желтого и голубого зависит от яркости объекта. При недостатке света монохромный голубой будет либо синим, либо зеленым, а монохромный желтый — либо зеленым, либо красным, и при этом существенно темнее, чем объекты с рядом лежащими длинами волн. При избытке фиолетовый превратится в пурпурный.

спектр
Спектр лампы накаливания при разной яркости щели
P.S.

Все познается в сравнении. Если поставить вопрос, что нового дает нам эта камера по сравнению с тем, что было возможно до нее, то в первую очередь, это удобство проведения некоторых видов съемки. Вероятно, в этой камере заложены весьма революционные технические решения, однако они не привели к революционному изменению в получаемом конечном результате. Скоростная съемка — давно возникший и хорошо разработанный раздел фотографии. Если открыть книжку: А. С. Дубовика «Фотографическая регистрация быстропротекающих процессов» (М.,Наука, 1964), мы увидим, что миллионы кадров в секунду при серии в несколько сот кадров — давно пройденный этап, который был реализован в камерах нескольких типов. За подробной информация и классификацией скоростных камер я посылаю именно к этой книге, я получил огромное удовольствие от ее прочтения. Пользуясь случаем, отмечу, что это одна из лучших книг по профессиональной фотографии. Она выдержала три издания на русском и три на английском. Александр Семенович Дубовик (1916—1999 гг.), лауреат Ленинской и Государственной премий, хорошо известен во всем мире и за свои заслуги награжден, в том числе, и медалью «Фото-Соник» Американского общества кино- и телевизионных инженеров. По моему мнению, А. С. Дубовик, безусловно, является одним из лучших фотографов 20 века.

фото

Чтобы определить место нашей камеры в скоростной фотографии, приведу две классификации.

Классификация Честермена (W.D. Chesterman) 1951 года, построенная в зависимости от частоты съемки.

А — до 24 кадр /с — нормальные камеры;
В — до 240 кадр /с — камеры с прерывистым движением пленки;
С — до 2400 кадр/с — камеры с непрерывным движением пленки;
D — до 24 000 кадр/с — барабанные камеры и
Е — до 240 000 кадр /с — искровые установки.

Классификация способов и приборов высокоскоростной съемки, одобренная на I Всесоюзном совещании по высокоскоростной фотографии в 1957 г.:

В классификации принято пять принципов фотографической регистрации:

прерывистая (кадрированная) регистрация изображения неподвижного относительно светочувствительного материала, — киносъемка с частотой до 250–300 кадр/с на прерывисто движущуюся пленку;
непрерывная регистрация изображения при относительном смещении изображения и светочувствительного материала — фотохронография и растровая съемка;
прерывистая (кадрированная) регистрация изображения при относительном смещении изображения и светочувствительного материала — щелевая съемка и съемка с импульсным освещением;
последовательная (кадрированная) регистрация изображений, образуемых рядом идентичных объективов;
периодическая (кадрированная) регистрация изображений, движущихся синхронно со светочувствительным материалом — съемка с компенсацией движения пленки.
В классификации принято также шесть способов высокоскоростного (с малым временем) экспонирования отдельных снимков (кадров):
механический: при помощи механических фотозатворов и обтюраторов;
электрический: импульсным освещением объекта съемки;
оптико-механический: путем применения оптических затворов при зеркальной развертке световых пучков;
оптический: при котором интервал между экспонированием последовательных кадров образуется за счет длины хода световых лучей;
электро (или магнито) оптический: с применением ячейки Керра или затвора Фарадея;
электронно-оптический: при помощи электронно-оптических преобразователей (ЭОП).
Устанавливаются три способа развертки изображения, ограниченного щелью (или растрового изображения):
механический: посредством механического перемещения пленки относительно неподвижной щели (растра);
оптико-механический: при помощи зеркальной развертки изображения, ограниченного щелью (или растрового изображения), относительно неподвижной пленки;
электронно-оптический — путем развертки изображения, ограниченного щелью (или растрового изображения) на экране ЭОП.

Таким образом если бы наша камера появилась 50 лет назад, то ее бы отнесли к классу «B» в режиме фотосъемки, что не являлось бы и тогда впечатляющим результатом. В режиме видеосъемки с частотой 1200 кадров в секунду она обыграла бы все кинокамеры с временем съемки, ограниченным только длиной пленки.

Классификация Честермена оканчивается скоростями 240 000 кадров/с при искровом освещении. В дальнейшем, в камерах с неподвижной пленкой был достигнута скорость в несколько миллионов кадров в секунду, а в камерах с оптической компенсацией движения пленки скорость была доведена до 10 тысяч кадров в секунду. Проблема с недостатком решалось, вероятно, в первую очередь, выбором самосветящегося объекта. 50-е годы прошлого столетия предоставили фотографам ныне недоступный объект, который был ярче тысячи солнц ( как называлась одна неплохая книга ему посвященная), и рекордная скорость была покорена.

Растровые камеры:

Камера Султанова (M. Sultanoff) до 2,5 108 (снимки, сделанные этой камерой, опубликованы в 1950 г).

РКС-1 (С.М. Проворнов, О.Ф Гребенников, Ленинградский институт киноинженеров) — до 108 кадров в секунду, 85 кадров в серии, разрешение около 300 точек по ширине кадра.

СФР-Р (А.С.Дубовик, Н.М. Сицинская, Г.В. Колесов, ИФЗ) — до 108 кадр/с, 100 кадров в серии.

ФКР-2 (ИФЗ) до 32 107 кадр/с.

Камеры с оптической коммутацией изображения:

СФР-2М (ИХФ АН СССР, 1949 г) от 25 103 до 2,5 106 кадр/с. В заводском варианте КМЗ с 1970 г назывался ВФУ-1, 270 кадров в серии.

ЖЛВ-1 (ИФЗ АН СССР) — от 3 104 до 4,5 106кадр/с, 125 кадров в серии.

Камера Брикснера (B. Brixner, США, Лос Аламосская научная лаборатория Калифорнийского университета) — до 15 106 кадр/с, 96 кадров в серии.

Камера фирмы Бекман и Уитли, модель 189 — до 4,3 106 кадр/с.

Камера Скинера (A. Skinner, Англия. Научно-исследовательский центр по разработке атомного оружия) — до 8,6 106 кадр/с, 100 кадров в серии.

Ждущий сверхскоростной аппарат (T. Ramqvist, Швеция, Исследовательский институт национальной обороны) — до 5,5 106 кадр/с, 216 кадров в серии.

Камеры с многократным отражением:

ЛВ-1 (ИХФ АН СССР) 107кадр/с , 150 кадров в серии

ФП-38 (Л.А. Самуров, ГОИ) 107 кадр/с.

Скоростные фотографические камеры с призменным компенсатором движения фотопленки

СКС-1 4 103 на 16 мм фотопленку, перематывающуюся со скоростью 30 м/с

Отмечу, что за рекордным разрешением не гнались, и большинство сверхскоростных камер давали около 200 линий на кадр. Т.е. режим видеосъемки нашей героини со скоростью 1200 кадров, содержащих 336х96 пикселей в секунду, уступает пленке частотой, а не разрешением :-) При скорости же 60 кадров в секунду данная камера вполне способна конкурировать по разрешению с камерами с подвижной пленкой и даже, возможно, превосходит их в случае съемке в фоторежиме, но в этом случае она проигрывает в длительности записываемого фрагмента. Отмечу также, что принципы, использованные для построения скоростных камер, могут быть перенесены с пленки на матрицу и возможно в «профессиональной» фотографии уже есть подобные камеры :-)

Камера Casio Exilim Pro EX-F1  является на сегодняшний день единственной массовой камерой со скоростью фотосъемки 60 кадров в  секунду. Ее появление стало событием, значение которого трудно переоценить. Существует множество объектов, как в репортажной, так и в научной съемке, для которых скорость 60 кадров в секунду открывает совершенно новые возможности, позволяя по-новому взглянуть на поток времени. Если долгие годы скоростная съемка была уделом немногих профессионалов, сделавших ее своей единственной специальностью, то теперь круг людей, которые могут использовать ее в своей деятельности, существенно возрос.   Поскольку камера только появилась, мы еще не знаем, где она достигнет наибольших успехов, возможно, это будет научная, репортажная, спортивная, трюковая съемка или съемка каскадеров. Безусловно, огромное удовольствие от общения с этой камерой получат и простые любители.

Casio Exilim Pro EX-F1 за конструкцию, обеспечивающую скорость съемки 60 кадров/с, получает награду в номинации «Оригинальный дизайн».


Original Design - награда за уникальный дизайн модели

Цены

В таблице ниже приведена средняя розничная по Москве цена, актуальная на момент чтения вами данной статьи:

Casio Exilim Pro EX-F1
Н/Д(0)


Камера предоставлена компанией Artivision





27 мая 2008 Г.

Casio Exilim Pro EX-F1

Casio Exilim Pro EX-F1

- . .

, , .

.


. , , . : , , HDMI, USB/AV/ .
, . 62.

: , , . , Casio, , . , , . , USB, , , , - , . . USB . 


: , AV, USB

. . 35 , .
 

 

   
, , .
 

: ,   , . , , , . . , . , , , , , , .  , .

, 1/60 60 , , . , 60 , , , 7 .

60 , .

, 1/60

. 7 ,   , . , .


, . — 10,4 .

. , .

,   . :   . , BEST SHOT , , .


— .

60 . , .


, , 1/7 .
1/60 , , ,- .
   

, . 60 .


, , , , .

. , 300 , 30 (512×384, 3 , , MOV), 600 (432×192, 2 , Avidemux AVI  Xvid4)

, . , , . , .

ArcSoft TotalMedia Studio for Casio.

, 1/ 1,8″,    . . 12 9 7,3–87,6 (36–432 35 ) . , . , ,  ,   ,   , . 

, — 60 . , . . RAW , .   , , , . , DNG , RAW , , .   RAW , , , , , . HDRI, , ,   , , , .   . , . RAW : 100 200.   RAW . .

/ , . - +2 ISO100 1600 . , . ISO-100 . . , , . .

ISO

.

ISO100
ISO200
ISO400
ISO800
ISO1600
119 0,9 118 1,1 118 1,5 117 2,1 120 3,4
126 1,1 125 1,4 125 1,7 124 2,6 126 4,0
116 1,1 117 1,4 116 1,9 115 2,6 119 3,8
110 1,6 110 2,0 110 2,6 110 3,5 113 5,8
+2
117 1,5     126 1,6 121 2,2 117 3,4
124 1,5     134 2,1 128 2,9 123 4,2
115 1,7     124 1,8 119 2,6 116 3,7
110 2,2     119 2,6 113 3,9 110 6,2

, , , . F=87,6 .


F:13


F:8


F:4,6

, . , , , . , , — , , , . .


P.S.

. , , , , . , , . — . : . .  « » (.,, 1964), , — , . , . , , . . (1916—1999 .), , , , «-» - . , . . , , 20 .

, .

(W.D. Chesterman) 1951 , .

— 24 / — ;
— 240 / — ;
— 2400 / — ;
D — 24 000 / —
— 240 000 / — .

, I 1957 .:

:

() , — 250–300 / ;
— ;
() — ;
() , ;
() , — .
( ) ():
: ;
: ;
-: ;
: ;
( ) : ;
-: - ().
, ( ):
: ();
-: , ( ), ;
- — , ( ) .

50 , «B» , . 1200 , .

240 000 / . , , 10 . , , , . 50- , ( ), .

:

(M. Sultanoff) 2,5 108 (, , 1950 ).

-1 (.. , . , ) — 108 , 85 , 300 .

- (.., .. , .. , ) — 108 /, 100 .

-2 () 32 107 /.

:

-2 ( , 1949 ) 25 103 2,5 106 /. 1970 -1, 270 .

-1 ( ) — 3 104 4,5 106/, 125 .

(B. Brixner, , ) — 15 106 /, 96 .

, 189 — 4,3 106 /.

(A. Skinner, . - ) — 8,6 106 /, 100 .

(T. Ramqvist, , ) — 5,5 106 /, 216 .

:

-1 ( ) 107/ , 150

-38 (.. , ) 107 /.

-1 4 103 16 , 30 /

, , 200 . .. 1200 , 33696 , , :-) 60 , , , . , , , «» :-)

Casio Exilim Pro EX-F1 60 . , . , , , 60 , - . , , , , . , , , , , , , . , .

Casio Exilim Pro EX-F1 , 60 /, « ».


Original Design -

, :

Casio Exilim Pro EX-F1