Новая камера от Canon, очень близкая по конструкции к G3, но с 5 Мп матрицей. Матрица осталась того же размера, 1/1,8 дюйма (7,2×5,3 мм). Увеличение числа пикселей не обязательно приведет к улучшению получаемого изображения. Поскольку каждая точка стала меньше, то требования к объективу стали выше. Уменьшение площади также привело к уменьшению чувствительности. Форсирование чувствительности привело к увеличению шумов. Тем не менее, получилась вполне удачная камера, которую язык не поворачивается назвать полупрофессиональной. Это то же самое, что сказать, что Leiсa — не профессиональная камера, поскольку она не зеркальная. Камера отнюдь не маленькая и вполне сопоставима по размерам с пленочной дальномерной камерой.
На фото: Casio QV4000, Canon G5, дальномерный пленочный Киев 4 и зеркальный Canon EOS (в данном конкретном случае цифровой D60, но в этом ракурсе и цифровые, и пленочные камеры этой серии практически неотличимы).
Однако, несмотря на солидный размер, позволяющий расположить оптический видоискатель таким образом, чтобы и при минимальном фокусном расстоянии оправа объектива не закрывала часть кадра, конструкторы на это не пошли. Возможно, это попытка уменьшить параллакс. На мой взгляд, попытка бессмысленная, поскольку при макросъемке, когда он становится существенным, удобнее снимать, используя ЖК экран в качестве видоискателя.
4-кратное изменение фокусного расстояния достаточно для решения большинства задач. При необходимости можно использовать оптические насадки. Они крепятся с помощью специального переходного кольца с байонетным креплением. Это кольцо можно было бы с самого начала приложить к камере. Однако вместо него к байонету пристыкована декоративная заглушка, по сложности практически не уступающая реальному кольцу, однако функционально бесполезная. Так сказать, вариант поэтапного вымогательства.
Радует, что хотя бы пульт дистанционного управления в комплект все же входит.
Информация отображается на ЖК индикаторе на верхней панели и на поворотном ЖК экране, который может выступать и в роли видоискателя.
Питание осуществляется от аккумулятора BP-511 Lithium-Ion Battery или от сети через адаптер. Этот же адаптер служит и для зарядки аккумулятора.
Соединение с компьютером через USB. Есть у камеры и видеовыход.Разъемы (справа налево): питание, USB, видео.
Программное обеспечение стандартное для камер фирмы. Номера версий слегка возросли, но принципиальных отличий от описанных в предыдущей статье я не заметил. Впрочем, уже давно камеры комплектуются программой File Viewer Utility, заменившей RAW Image Converter, а для описанной в той статье программы Bibble, последней поддерживаемой камерой стал Canon EOS D30.
Меню
Настройки, как и у всех камер этого класса, весьма богатые.
Меню весьма богатое. Можно настроить практически все. Особо отмечу возможность плавно перемещать по ЖК видоискателю прямоугольник, по которому осуществляется фокусировка. У камеры есть, может быть, и не очень важная, но иногда удобная возможность записывать голосовые комментарии к отснятым кадрам.
Тесты
Цветопередача и баланс белого в норме.
Снимок цветной таблицы в режиме автоматического баланса белого и в режиме облачной погоды, что соответствовало условиям освещения при съемке, практически неотличимы. Серая карта осталось серой и на снимке.
Автоматический баланс белого.
Баланс белого для облачной погоды.
Серая шкала практически серая при любых значениях яркости.
Выше приведено уменьшенное изображение шкалы. Один к одному зоны 6, 7, 8 показаны на следующем снимке:
Снимок сделан при ISO 50. Можно считать среднеквадратичное отклонение от среднего точек внутри зоны хорошим мерилом шума. Для зоны 6 имеем: среднее значение яркости — 106, среднеквадратичное отклонение — 1,76.
И соответственно по каналам.
Канал | Среднее значение яркости | Среднеквадратичное отклонение |
Красный | 106 | 2,33 |
Зеленый | 106 | 1,87 |
Синий | 100 | 2,55 |
Теперь сравним изображения миры, снятые с одного расстояния, при одинаковых значениях чувствительности, выдержки и диафрагмы, но сперва миры, расположенной по центру, а потом перемещенной в правый верхний угол кадра.
F=7,2 мм, ISO 50, F:2, 1/40 с. При верстке изображение увеличено вдвое.
Все вполне ожидаемо, но все дефекты оптической системы налицо.
Дисторсия. Нарушено подобие между изображением и объектом съемки. Размер миры в углу кадра меньше, чем в центре.
Астигматизм. Не удается получить одновременно резкое изображение горизонтальных и вертикальных линий объекта. У данного объектива эффект хотя и заметен, но выражен слабо.
Падение освещенности к краям поля изображения. В светосильных объективах падение освещенности от центра к краям поля связано, главным образом, с виньетированием, и при соответствующем диафрагмировании освещенность по полю выравнивается. При фокусном расстоянии F=15,8 мм и диафрагме F:2,5 падение освещенности 18%, при диафрагмировании до F:8 падение освещенности слегка уменьшается до 15%. Освещенность примерно пропорциональна четвертой степени косинуса угла, поэтому для широкоугольных объективов оно велико и без учета виньетирования. В нашем случае при фокусном расстоянии F=7,2 мм и угловом поле 55 градусов паделние освещенности доходит до 30%, что считается неплохим результатом. Специальных экспериментов по замеру падения освещенности я не ставил. Результаты получены при анализе снимков, снятых для замера разрешения, поэтому возможна некоторая неравномерность освещения по кадру, и истинные значения чуть лучше приведенных.
Разрешение — на кольцевой мире, расположенной в углу кадра, видно на одно кольцо меньше.
Хроматические аберрации тоже присутствуют. Для наглядности привожу графики изменения яркости вдоль прямой, пересекающей два черных штриха, расположенных на краю кадра слева от центра:
Длина прямой — 41 пиксель. Фокусное расстояние объектива F=8 мм, диафрагма F:8.
Фото
В заключение два снимка, сделанные при хорошей солнечной погоде.