Мы продолжаем цикл статей, которые можно было бы условно назвать «кухня тестовой лаборатории iXBT.com», посвящённых публикации результатов, полученных в рамках внутренних тестирований, но могущих быть достаточно интересными для некоторых наших читателей. В данном материале мы рассмотрим последствия ещё одного эксперимента: а что будет, если оснастить тестовые стенды процессорного раздела самым мощным на данный момент графическим решением в виде двух видеокарт, работающих в режиме CrossFire (ATI) или SLI (NVIDIA)? Как и в прошлый раз, не обошлось без разочарований, но сами по себе результаты оказались весьма забавны. Итак, приступим… Аппаратное и программное обеспечение
Конфигурация тестовых стендов
CPU | Mainboard | Memory |
Core 2 Duo X6800 | ECS nFORCE 570 SLIT-A | Corsair CM2X1024-6400 (5-5-5-12) |
Core 2 Duo X6800 | Intel D975XBX (BIOS 1334) | Corsair CM2X1024-6400 (5-5-5-12) |
Маленькая ремарка: ввиду того, что технология CrossFire официально поддерживается только на платах с чипсетами ATI и Intel 975X, а технология SLI, наоборот, только на платах с чипсетами NVIDIA, мы, разумеется, не смогли обеспечить полную идентичность тестовых стендов для видеокарт ATI и NVIDIA. Однако ввиду того, что обеспечить её просто невозможно (употребление неофициальных «хаков» на тестовых стендах нельзя признать приемлемой практикой), мы считаем результаты сравнения вполне корректными.
- Видеокарты — GeForce 7800GTX 256 MB (Gigabyte), ATI Radeon X1900XT (Sapphire)
- Объём памяти на стендах — 2 GB (2 модуля)
- Жёсткий диск — Samsung SP1614C (SATA)
- Используемые кулеры — стандартные, прилагаемые к процессорам
- БП — CHIEFTEC GPS-550AB A
Процессор | Core 2 eXtreme X6800 |
Технология пр-ва | 65 нм |
Частота ядра, ГГц | 2,93 |
Кол-во ядер | 2 |
Кэш L2*, КБ | 4096 |
Частота шины**, МГц | 266 QP |
Коэффициент умножения | 10 |
Сокет | LGA775 |
Типичное тепловыделение*** | >75 Вт |
AMD64/EM64T | + |
Hyper-Threading | — |
Virtualization Technology | + |
* — если указано «2x…», то имеется в виду «по … на каждое ядро»
** — у процессоров AMD — частота шины контроллера памяти
*** — у процессоров Intel и AMD замеряется по-разному, поэтому сравнивать напрямую некорректно
Программное обеспечение
- Windows XP Professional x64 Edition SP1.
- 3ds max 7.0
- Maya 6.5
- Pro/ENGINEER Wildfire 2.0
- SolidWorks 2005
- F.E.A.R. 1.3
- Half-Life 2
- Unreal Tournament 2004 build 3339
- Quake 4 Point Release 1.1
Драйверы
- NVIDIA ForceWare 91.31
- ATI CATALYST 6.6
- NVIDIA nForce SMBus Driver 4.50
- Intel INF Update 7.2.2.1006
Следует заметить, что в данном случае мы сочли возможным отойти от концепции «общего балла по подгруппе тестов», используемой нами в новой методике «by default», и сосредоточились на тех результатах, которые оказались наиболее показательными.
3ds max 7.0
Весьма бледно, как для CrossFire (в дальнейшем для краткости мы будем употреблять аббревиатуру «CF»), так и для SLI. Формально технология SLI в несколько большем выигрыше, однако в обоих случаях прирост настолько мизерный, что его нет смысла рассматривать всерьёз.
Maya 6.5
И опять полный провал. Ни CF, ни SLI не дают практически никакого прироста при работе с визуализацией в пакетах трёхмерного моделирования.
Pro/ENGINEER Wildfire 2.0
В профессиональном инженерном пакете ситуация ещё хуже: на wireframe-графике CF и SLI дают уменьшение (!) производительности, в подтесте Graphics Shade уменьшение наблюдается только на стенде с CF, но и у NVIDIA SLI прирост совершенно мизерный.
SolidWorks 2005
Напомним забывчивым, что в данном случае меньшее значение — лучшее. Полный провал: использование CF и SLI приводит к падению скорости. Справедливости ради, уточним: в случае с NVIDIA SLI — к весьма незначительному, в отличие от технологии ATI.
F.E.A.R.
В первой же игре всё становится на свои места: и SLI, и CF, работают как надо, прирост скорости, разумеется, не двукратный, но весьма существенный.
Half-Life 2
Одна из самых процессоро-зависимых игр современности даже в режиме с высоким качеством и при разрешении 1024x768 всё ещё упирается в процессор, видеокарты оказываются не при делах. Но хоть ухудшения нет, как в профессиональных пакетах ;).
Quake 4
Quake 4 и на SLI, и на CF реагирует бодро и положительно.
Unreal Tournament 2004
Старичок UT2004 — тоже положительно, но отнюдь не так бодро, как хотелось бы. С увеличением разрешения или задействованием, например, AA, ситуация наверняка изменилась бы в лучшую сторону, но для нас это вряд ли актуально, так как мы всё же исследуем производительность CPU, а не GPU.Выводы
Они, в общем-то, кристально прозрачны для всех, кто внимательно просмотрел диаграммы. Совершенно очевидно, что ATI CrossFire и NVIDIA SLI пока являются технологиями исключительно игровыми, ориентированными на динамичные трёхмерные компьютерные игры. С профессиональными пакетами у обеих технологий всё складывается весьма плачевно, и вполне логичным будет предположить, что виной тому вовсе не сами технологии, а отсутствие внимания к подобной связке со стороны разработчиков. Косвенным подтверждением тому является отсутствие ATI FireGL с возможностью задействования CF. Что касается реально существующих NVIDIA Quadro с поддержкой SLI, то здесь нам остаётся только кивать на драйверы: по всей видимости, SLI-оптимизация для профессиональных пакетов в случае обнаружения обычной десктопной GeForce, напрочь отключается (как же мы все ненавидим это пресловутое «позиционирование», правда? :)).
Таким образом, учитывая то, что в методике тестирования процессоров тестовой лаборатории iXBT.com основное внимание уделяется всё-таки не играм, использование данных технологий в стендах процессорного раздела признано нами нецелесообразным. Аналогичный совет мы можем дать и всем тем, кто задумывался над сборкой на базе CF- или SLI-видеокарт мощных графических рабочих станций, предназначенных для работы с серьёзными пакетами трёхмерного моделирования или CAD.